Сообщение на педсовете по теме: «Учим и учимся быть здоровыми»
консультация

Наталья Александровна Асташкина

По данным ученых-физиологов образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. Во время непосредственной образовательной деятельности у дошкольников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении. Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.odt58.33 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на педсовете

по теме:

«Учим и учимся  быть здоровыми»

                                                                                Подготовила

                                                                                           воспитатель

                                                                                  Асташкина Наталья Александровна

Введение


      По данным ученых-физиологов образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. Во время непосредственной образовательной деятельности у дошкольников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении. Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности. У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью: они начинают отворачиваться от воспитателя, потягиваться, зевать, переговариваться друг с другом. Малейшие признаки поведения малышей, подобные перечисленным,  являются очевидным сигналом для воспитателя, что детям срочно требуется физминутка!

      Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, независимо от возраста детей.

     Эта методическая разработка поможет воспитателям ДОУ понять значение физкультурных минуток для дошкольников, составить их картотеку по предложенной  классификации. Также здесь представлены различные виды физминуток и примерное планирование их разучивания с детьми.

 

Значение физминуток для дошкольников

 

      Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.

      Очевидно, что взрослые должны предупредить возникновение утомления у малышей, своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, так как утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств. Каждый воспитатель должен знать, что признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут непосредственной образовательной деятельности, у детей 5-6 лет - через 10-12 минут, в 7-8 лет - через 12-15 минут! Утомление может проявляться по-разному: зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением непроизвольных движений, нарушением осанки и координации движений. Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.

      Физминутки в ДОУ, как правило, проводятся примерно в середине непосредственной образовательной деятельности в течение 1-2 минуты в виде игровых действий. Совсем необязательно провести лишь одну физминутку, больший эффект будет от сочетания физминуток различного вида. Но не увлекайтесь и не превышайте временной лимит! Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять  на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.

      Веселые физминутки можно использовать в работе с дошкольниками с самого раннего возраста.Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Физминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в непосредственной образовательной деятельности. Она необходима и важна,  это -  “минутка” активного и здорового отдыха. Физминутка – это весело, интересно и полезно!

 

Классификация физминуток

 

      Физминутка– это веселые физические упражнения, направленные на снятие усталости. Но усталости чего? Что устало у детей именно сейчас? Какая физминутка принесет наибольшую пользу? Ответы на эти вопросы воспитатели обязательно должны знать прежде, чем предложить физминутку детям.

      Различных физминуток бесчисленное множество. В наше время их можно найти и в большом количестве книг, представленных на полках книжных магазинов, и в интернете. Но не забывайте, что выбор той самой эффективной, подходящей вашим детям именно сейчас  физминутки зависит от того, каким видом деятельности вы в данное время занимаетесь с дошкольниками, ведь наверняка все воспитатели согласятся со мной, что от этого зависит, в каком виде отдыха, в каком виде физминутки малыши нуждаются больше всего!

      Я надеюсь, что представленная классификация поможет моим коллегам, воспитателям ДОУ, создать картотеку физминуток по различным видам и применять их в работе с дошкольниками. При желании возможно сформировать картотеку иначе, разделив физминутки на группы, используемые в различных видах непосредственной образовательной деятельности, но, на мой взгляд,  это нецелесообразно.

 

1. Физминутки - разминки ( двигательно – речевые)

 

      Двигательно-речевые физминутки дают отдых различным группам мышц, активизируют деятельность мозга, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов. Кроме того, они помогают взрослым развивать у дошкольников координацию движений, стимулируют развитие речевых навыков, активизируют память, внимание, развивают творческое воображение.

      Детям очень нравится выполнять несложные движения под ритмичные, легко запоминающиеся стихи. В своей работе я разучиваю новые физминутки - разминки не более двух в месяц, стараюсь делать это во время утренней гимнастики, на прогулках и т.д., чтобы во время непосредственной образовательной деятельности все дети знали и выполняли движения, проговаривали слова.

Примерное планирование разучивания физминуток - разминок для детей старшей группы детского сада (движения подбираются воспитателем в соответствии со стихами).

Сентябрь.

           1 – 2 неделя. №1.

          Аист, аист, длинноногий,

          Покажи домой дорогу.

          Топай правою ногой,

          Топай левою ногой.

          Снова — правою ногой,

          Снова — левою ногой,

          После — правою ногой,

          После — левою ногой.

          Вот тогда придешь домой.

            3 – 4 неделя. №2.

        Буратино потянулся,

        Раз — нагнулся,

        Два — нагнулся,

        Три — нагнулся.

        Руки в стороны      развел,

        Ключик, видно, не нашел.

        Чтобы ключик нам достать,

        Нужно на носочки встать.

 

        Октябрь.

           1 – 2 неделя. №3.

          Руки кверху поднимаем,

          А потом их опускаем,

          А потом к себе прижмем,

          А потом их разведем,

          А потом быстрей, быстрей,

          Хлопай, хлопай веселей.

 

 

            3 – 4 неделя. №4.

     Я иду, и ты идешь— раз, два, три.

                    (шаг на месте)

     Я пою, и ты поешь — раз, два, три.

                     (стоя, дирижируем 2-мя руками)

      Мы идем и мы поем — раз, два, три.

                      (шаг на месте)

      Очень дружно мы живем — раз, два, три.

                      ( хлопаем руками)

 

Ноябрь.

          1 – 2 неделя. №5.

          На балконе две подружки,

          Две зеленые лягушки,

          Утром рано умывались,

          Полотенцем растирались,

          Ножками топали,

          Ручками хлопали,

          Вправо, влево наклонялись

3 – 4 неделя. №6.

          Поднимите плечики.

          Прыгайте, кузнечики!

          Прыг-скок, прыг-скок.

          Сели, травушку покушаем,

          Тишину послушаем.

          Тише, тише, высоко,

          Прыгай на носках легко.

 

Декабрь.

          1 – 2 неделя. №7.

          Мы к лесной лужайке вышли,

          Поднимая ноги выше,

          Через кустики и кочки,

          Через ветви и пенечки.

          Кто высоко так шагал,

          Не споткнулся, не упал.

3 – 4 неделя. №8.

          Раз, два, три четыре – топаем ногами.

          Раз, два, три, четыре – хлопаем руками.

          Руки вытянуть пошире –

          Раз, два, три четыре!

          Наклониться – три, четыре,

          И на месте поскакать.

          На носок, потом на пятку

          Все мы делаем зарядку.

 

Январь.

1 – 2 неделя. №9.

          Зайцы скачут скок-скок-скок,

          Да на беленький снежок

          Приседают, слушают – не идет ли волк!

          Раз – согнуться, разогнуться,

          Два – нагнуться, потянуться,

          Три - в ладошки три хлопка,

          Головою три кивка.

    3– 4 неделя. №10.

          Отдых наш – физкультминутка,

          Занимай свои места.

          Раз – присели, два – привстали,

          Руки кверху все подняли.

          Сели, встали, сели, встали,

          Ванькой – Встанькой словно стали,

          А потом пустились вскачь

          Будто мой упругий мяч.

Февраль.

1 – 2 неделя. №11.

          Мы ногами топ-топ!

          Мы руками хлоп-хлоп!

          Мы глазами миг-миг,

          Мы плечами чик-чик.

          Раз - сюда, два - туда,

          Повернись вокруг себя.

          Раз - присели, два - привстали.

          Руки кверху все подняли.

          Раз-два, раз-два,

          Заниматься нам пора.

3 – 4 неделя. №12.

          Мы топаем ногами,

          Мы хлопаем руками,

          Киваем головой.

          Мы руки поднимаем,

          Мы руки опускаем и  кружимся потом

 

Март.

1 – 2 неделя. №13.

          Раз – подняться, потянуться,

          Два – согнуться, разогнуться,

          Три – в ладоши три хлопка,

          Головою три кивка.

          На четыре – руки шире,

          Пять – руками помахать

          И на место тихо встать.

 

3 – 4 неделя. №14.

          Лебеди летят, крыльями машут,

          Летают над водой, качают головой.

          Прямо и гордо умеют держаться,

          Очень бесшумно на воду садятся.

          Сели, посидели,снова улетели.

 

 

Апрель.

1 – 2 неделя. №15.

          Загудел паровоз и вагончики повез,

          Чу – чу – чу, чу – чу – чу,

          Далеко я укачу.

          Вагончики цветные бегут, бегут, бегут,

          А круглые колесики тук – тук,

          Тук – тук, тук – тук.

 

3 – 4 неделя. №16.

        Я прошу подняться вас – это «раз»,

        Повернулась голова - это «два»,

        Руки вбок, вперед смотри это «три».

        На «четыре» – поскакать.

        Две руки к плечам прижать - это «пять».

        Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».

 

Май.

1 – 2 неделя. №17

На зарядку солнышко поднимает нас.

 Поднимаем руки мы по команде — раз!

 А над нами весело шелестит листва.

 Опускаем руки мы по команде — два!

3 – 4 неделя. №18.

 Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем,

        А потом их разведем

        И к себе скорей прижмем.

        А потом быстрей, быстрей,

        Хлопай, хлопай веселей!

 

 

2. Пальчиковая гимнастика.

 

      Для дошкольников держать в руках карандаш или кисточку – большой труд. Они очень крепко сжимают  пальчики, считая, что чем крепче они  их держат, там красивее у них получится рисунок, цифры или буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае? Лучшей физминуткой в такой ситуации является пальчиковая гимнастика.

                                         Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.

                                                         От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые 

                                                         питают источник  творческой мысли.

В. А. Сухомлинский

Наверное, мало кто из родителей, а тем более из педагогов, работающих с дошкольниками, не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью детей. Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации "рука-глаз", так как развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.

       Существует много разных способов развития мелкой моторики у дошкольников. Один из самых интересных и доступных как воспитателям ДОУ, так и родителям – пальчиковые игры.

Пальчиковые игры – лучший способ развития мелкой моторики рук у дошкольников

      Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики рук.

    Мелкая моторика— это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством  скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, в дальнейшем ребенок, подрастая, учится держать ложку, карандаш. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук.

      Казалось бы, все замечательно – малыши растут, их ручки с каждым годом должны становиться все более сильными и ловкими, но, к сожалению, само собой не у всех это происходит. Многим детям сложно манипулировать мелкими предметами, они неправильно держат карандаш, пальцы рук у них вялые и неловкие. Как же помочь им добиться необходимой ловкости маленьких пальчиков? Существует много различных способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук. Это  массаж кистей и пальцев рук, игры с мелкими предметами (мозаики, пазлы, бусинки, всевозможные конструкторы), игры с песком и водой, аппликация (как вырывная, так и при помощи ножниц), оригами, всевозможные плетения, лепка, рисование, штриховки и графические упражнения. Кроме всего перечисленного можно предложить детям завязывание и развязывание ленточек, шнурков, узелков на веревочке; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и т.д. Игр, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, но самое интересное и доступное во всем этом многообразии как для детей, так и для взрослых – это пальчиковые игры. Именно они помогут малышу научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и пальчиков.

      Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок.   Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития:

  1. Способствуют развитию речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Сочетание движений рук и проговаривания стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой. Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
  2. Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.
  3. Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!
  4. Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
  5. Помогают в игре формировать элементарные математические представления.
  6. Учат ребенка  концентрировать внимание и правильно его распределять.
  7. Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.
  8. Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

      Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. В них могут играть со своими детьми родители, их же могут применять в работе воспитатели ДОУ. Пальчиковые игры возможно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при непосредственной образовательной деятельности.  Но взрослым не следует забывать некоторые правила:

  1. Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев.
  2. Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать.
  3. Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.
  4. При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.
  5.  Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения вместе с взрослым. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев лица.
  6. Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет.
  7. Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные  навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившиеся детям игры и одновременно разучивать новые.
  8. Старайтесь применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. Помните, чтов коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца.
  9. Повторяйте игры как для правой, так и для левой руки.
  10. Пальчиковые игры повышают тонус коры головного мозга, поэтому соблюдайте осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью.
  11.  Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3 - 4 лет) рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 7 лет) - 10-15 минут в день.
  12.  Воспитателям ДОУ следует разучивать с детьми новые пальчиковые игры планомерно.

Перспективное планирование пальчиковых игр для старшей  группы ДОУ (5 – 6 лет)

Сентябрь.

   1 неделя.

Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать.                 Сжимают и разжимают кулачки.
Листья березы,                                Загибают большой палец.
Листья рябины,                                Загибают указательный палец.
Листики тополя,                                Загибают средний палец.
Листья осины,                                   Загибают безымянный палец.
Листики дуба мы соберем,             Загибают мизинец.
Маме осенний букет отнесем.        Сжимают и разжимают кулачки.

     2 неделя.

Пальчики уснули, в кулачок свернулись.            Сжать пальцы правой руки в кулак.

Один! Два! Три! Четыре! Пять!                           Поочередно разжимают пальцы.

Захотели поиграть!                                                Пошевелить всеми пальцами.

Разбудили дом соседей,                                        Поднять левую руку, пальцы сжаты в кулак

Там проснулись шесть и семь,         
Восемь, девять, десять –                                    Отогнуть пальцы один за другим на счёт.                      

Веселятся все!                                                       Покрутить обеими руками.

Но пора обратно всем:                                
Десять, девять, восемь, семь                            Загнуть пальцы левой руки один за другим.

Шесть калачиком свернулся,

Пять зевнул и отвернулся.                

Четыре, три, два, один,                                          Загнуть пальцы правой руки.

Круглый кулачок, как апельсин.

     3 неделя. 

Мы делили апельсин,             Левая рука в кулачке, правая её обхватывает.
Много нас, а он – один.
Эта долька – для ежа.            
Правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке.
Эта долька – для чижа.
Эта долька – для котят.
Эта долька - для утят.
Эта долька - для бобра.
А для волка – кожура!            
Встряхиваем обе кисти.

     4 неделя. 

Динь-дон, динь-дон,                                            Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы

Что за странный перезвон?                              обеих рук скрещены. Средний палец правой руки

Колокольчик здесь звенит,                                 опущен вниз и свободно вращается. Повтор – с

Язычком он шевелит!                                          пальцем левой руки.

Октябрь.

   1 неделя.

Раз, два, три, четыре, пять!                  Поочередно разжимают пальцы.
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять!                  Поочередно загибают пальцы.
В домик спрятались опять.

   2 неделя.

Ушки длинные у зайки,                           Указательный и средний = ушки, шевелятся.

Из кустов они торчат,                              Остальные пальцы – вместе, это мордочка зайки.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат!

Зайка взял свой барабан                         Прижать указательный к среднему, ими не шевелить.

И ударил бам-бам-бам!                          Безымянный и мизинец стучат по большому.

   3 неделя.

Закапали капли,                                         Постучать двумя пальцами каждой руки по столу.
Идет дождь                                                Постучать четырьмя пальцами.
Он льет как из ведра!                                Стучим сильнее.
Пошел град,                                               Косточками пальцев выбиваем дробь.
Сверкает молния,                                      Шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе.
Гремит гром!                                             Барабаним кулаками или хлопаем в ладошки.
Все быстро убегают домой,                     Прячем руки за спину.
А утром снова ярко светит солнце!        Описываем руками большой круг.

4 неделя. 

Жук летит и жужжит, и усами шевелит:          Руки в кулак, указательный  и мизинец – вперед.

«Ж – ж – ж – ж – ж…….»                                 Это – усы, мы ими шевелим.

Ноябрь.

  1 неделя.       

В прятки пальчики играли
И головки убирали
Вот так, вот так,

Вот так, вот так,

Вот так они головки убирали.                     Поочередно сгибаем каждый пальчик на обеих руках.

А потом они плясали.                                   Разогнуть пальцы и пошевелить всеми пальцами.

     2 неделя.   

Встал зайчишка рано, вышел на поляну.            Показать пальцами одной руки зайца с ушами.
По опушке к лесу шел                                          Идем пальцами по столу.
И большой кочан нашел                                       Кулак другой руки.
Стал зайчишка с хрустом
Грызть кочан капусты:
Хруст-хруст, хруст-хруст                                       Заяц=одна рука «грызет» кочан= кулак др. руки.
Съел, под куст свалился и уснул.                       Опустили «зайца» на колени.

Проснулся, сладко потянулся                             С усилием растопыриваем все пальцы.
А домой добрался –долго отдувался!                Показываем, как заяц движется по столу.

      3 неделя. 

Серенький комок сидит                              Средний и безымянный пальцы упираются                                     

И бумажками шуршит.                                 в большой, указательный и мизинец согнуты в дуги

А у кошки ушки на макушке,                       и прижаты к ним (мышка). Затем указательный

Чтобы лучше слышать                               и мизинец поднять и пошевелить ими (кошка).

Мышь в ее норушке.

4 неделя. 

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому                                             Поочередно соединять все пальцы до мизинца                                      
Указательный и средний,                                              с большим пальцем.                                                                             
Безымянный и последний                                           Мизинец стучит по большому пальцу.                                            
Сам мизинчик-малышок
Постучался об порог.
Вместе пальчики-друзья,                                             Пальцы собрать в щепотку.
Друг без друга им нельзя.

Декабрь.

      1 неделя.

Птичка крылышками машет                     Сжать обе ладони, большие пальцы = клюв,

И летит к себе в гнездо,                            повернуты к ребенку. Остальные пальцы

Птенчикам своим расскажет,                   скрестить и шевелить = крылья.

Где она взяла зерно.

       2 неделя.     

Идут четыре братца навстречу старшему.
- Здравствуй, большак!                                                    Соединить все пальцы в щепотку.
- Здорово, Васька-указка,                                               Соединять поочередно с большим
Мишка-середка, Гришка-сиротка,                                   пальцем все остальные пальцы.
Да крошка-Тимошка!

     3 неделя. 

Пальчики перебираем                        Большой и указательный пальцы левой руки -

И цепочку получаем.                           в кольце, через него попеременно пропускаются

Одну цепочку соберем                       кольца из пальцев правой руки: большой и указат.,

И вторую вновь начнем.                    большой и сред. и т.д. Можно – разные варианты.

4 неделя. 

Надуваем быстро шарик,                    Пальцы обеих рук в щепотке и соприкасаются

Он становится большой.                      кончиками. В этом положении дуем на них,

Вдруг шар лопнул,                                 пальцы принимают форму шара. Воздух «выходит»,

Воздух вышел –                                     пальцы снова в исходном положении.

Стал он тонкий и худой.

Январь.

    1 неделя.

Веселый кролик Банни                       Указательный и средний пальцы =ушки, остальные

Резвился на поляне,                           пальцы = мордочка зайки, покрутить кистью руки.     

Как шорох он услышит,                       Прижать к себе «зайчика».

Замрет он и не дышит,

А на его макушке

Растут как стрелки ушки!                    Пошевелить прямыми «ушками».

И у него есть норка

Под елкой на пригорке,                   Сделать кольцо = норку из пальцев другой руки.

Он к норке подбегает,                      Крутить кистью «зайкой», приближая ее к «норке»,

Прыг – и в нее ныряет!                     «нырнуть» в норку!

2 неделя.

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали,                 Сжимают и разжимают кулачки обеих рук.

Вы скачите, пальчики,                  Поочередно прижимать пальцы к большому пальцу

Как солнечные зайчики.

Прыг-скок, прыг-скок,                   Указат. и сред. пальцы (ушки) шевелятся,

Прискакали на лужок,                        остальные пальцы = мордочка зайки.

Ветер травушку качает,                 Пошевелить всеми пальцами.

Вправо, влево наклоняет.             Покачать кисти рук.

Вы не бойтесь, зайки,

Веселитесь на лужайке!                 Повтор – «Зайка с ушками».

   3 неделя.

Быстро с пальчика на пальчик          Правая рука – зайчик. Сначала на каждый слог

Скачет зайчик, скачет зайчик,            указательный палец прыгает по 2 раза на каждом

Вниз спустился, повернулся,              пальце левой руки без большого, а далее по 1 разу.

И опять назад вернулся.                     Выше всех – на большой палец левой руки.

Снова с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик,

Снова вниз и снова вверх

Прыгнул зайчик выше всех!
   
4 неделя.

Дружно пальцы встали в ряд                     Показать ладони.
Десять крепеньких ребят                           Сжать пальцы в кулак.
Эти два – всему указка                               Показать указательные пальцы.
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка                          Показать средние пальцы.
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны                                     Показать безымянные пальцы.
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки                              Показать мизинцы.
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них                         Показать большие пальцы.
Два больших и удалых                                  Остальные пальцы сжать в кулак.

Февраль.

    1  неделя.

Мы сегодня рисовали,                         
Наши пальчики устали.                           Сжимают и разжимают кулачки.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.                        Пошевелить всеми пальцами.

  2 неделя.

Путаница – Ладошки смотрят друг на друга. Мизинец левой руки соединяется с большим пальцем правой руки, а под ними -  мизинец правой руки соединяется с большим пальцем левой руки, указательный с безымянным и т.д. Разомкнуть те пальцы, которые были внизу и быстро переставить их наверх, тут же снова их соединить. Опять переставить пальцы снизу наверх. Ускорять движения !

   3 неделя.

Сидит белка на тележке,       Сжимают и разжимают кулачки.
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,                Поочередно разжимают пальцы.
Воробью, синичке,
Мишке - топтыжке
И зайчику- трусишке.

    4 неделя.

Дружат в нашей группе                  Растирание ладоней.                 

 Девочки  и  мальчики.                                         

Мы с тобой подружим                    Пошевелить всеми пальцами.

Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять.       Ладони вместе, одноименные пальцы под счет ударяются друг о друга.

Пять, четыре, три, два, один.                                           

Март.

 1 неделя.

Пальчики в футбол играют,                Пошевелить всеми пальцами в воздухе.

Все друг друга обгоняют,

Все бегом, вприпрыжку, вскачь,        Барабанить поочередно, быстро пальцами по столу.

Все хотят ударить мяч.                                                                                          

Каждый забивает гол,                           Пальцы поочередно, медленно «забивают» гол.

Хорошо играть в футбол.

   2 неделя.

Я умею два ореха                                  Перекатывать в ладони 2 грецких ореха

Между пальцами держать.                   поочередно правой и левой рукой.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

   3 неделя.

Ловкие пальчики – Дети сидят в кругу и в быстром темпе передают по кругу из рук в руки шариковую ручку или карандаш.

   4 неделя.

Прежде чем игру начать,                                Перекатывать горошины (бусины), прижимая

Надо пальчикам сказать:                                их к столу пальцем. Поочередно передавать

«Пальчик, пальчик мой хороший,                   горошину всем пальцам.

Ты прижми к столу горошек,

Покрути и покатай,

И другому передай!»

Покатаю я в руках

Бусинки, горошки.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики, ладошки.

Апрель.

   1  неделя.

Мизинчик идти на прогулку решил,                   Открываем поочередно каждый пальчик из

Но безымянный не разрешил,                          кулачка и поводим им из стороны в сторону.

А средний об этом услышал,

Едва из терпенья не вышел,

Печально сказал указательный:

«Огорчится большой обязательно!»

Большой на окошко всем показал

И очень серьезно при этом сказал:

«Без дождика надо нам погулять,

Пока не закапал из туч он опять!» 

  2 неделя.

Пальчик-мальчик, где ты был?                 Пальцы сжаты в кулак, большой палец – вверх!

С этим братцем в лес ходил,                    Поочередно разжимаются пальцы и сближаются

С этим братцем щи варил,                        с большим.

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

   3 неделя.

Сорока-белобока кашу варила,              Указательный палец правой руки рисует круги

Деток кормила:                                           на левой ладони. Затем поочередно загибает

Этому дала,                                                пальцы левой руки, дойдя до большого -

Этому дала,                                                 постукивает по нему.

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала,

Он дров не рубил,

Он печь не топил,

Нет ему ничего!                                      Погрозить указательным пальцем.

   4 неделя. 

Карандаш в руках катаю,                      Прокатывать карандаш между большим

Между пальчиков верчу.                       пальцем и поочередно всеми остальными.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

Май.

    1 неделя. 

Наши нежные цветки                Соединяем ладони, образуя «бутон». Затем «раскрываем

Раскрывают лепестки,             цветок» - пальчики разводим в стороны, затем пальцы

Ветерок чуть дышит,                 шевелятся, снова соединяются в «бутон». Слегка

Лепестки колышет.                    покачиваем руками.

Наши нежные цветки

Закрывают лепестки,

Головками кивают,

Тихо засыпают.

    2 неделя.

Один, два, три, четыре, пять,              Пальцы в кулачки, ладошками наверх.

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел,                     Отогнули мизинцы, далее следующие пальцы по одному.

Этот пальчик резать стал,                                                                                                

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик стал варить,

А этот пальчик сел и все съел,             Большие пальцы вверх!

Оттого и потолстел!

   3 неделя.

Большие пальчики здороваются,                             Ладони сложены, одноименные пальцы

Указательные пальчики здороваются,                     постукивают друг о друга = «здороваются».

Средние пальчики здороваются,

Безымянные пальчики здороваются,

Мизинчики здороваются.

Этот пальчик хочет спать,                                             Поочередно загибаем одноименные

Этот пальчик лег в кровать,                                          пальцы, получились два кулачка.

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик крепко спит.

Тише, тише, не шумите,                                                     Грозить указательными обеих рук.

Пальчики не разбудите,

Утро ясное придет,                                                            Кулаки вверх!

Солнце красное взойдет,                                                 Разжать пальцы!

Будут птички щебетать,                                                     Шевелить пальцами!

Будут пальчики вставать!

   4 неделя.

Вот пятеро котят. Один ушел  и  нет его.                        Дети поочередно загибают пальцы.

Ну, нет и нет. Котят осталось четверо.

Вот четверо котят. Один ночной порою

На дерево залез – котят осталось трое.

Но где-то запищал мышонок тонко-тонко,

Котенок услыхал – осталось два котенка.

Один из них с мячом исчез в дверях бесследно.

А самый умный – тот, оставшийся. Последний,

Он к миске подошел и, как и должно киске,

Лакать за пятерых стал молоко из миски.


  1. 3.Конспект сюжетно-игрового физкультурного занятия с элементами погружения в образ на тему: «Птичий двор».

Программные задачи: 

 учить детей воспринимать показ, как образец для самостоятельного выполнения упражнений; упражнять в ходьбе и беге с изменением направления; закреплять умение регулировать силу толчка при спрыгивании со скамьи;  совершенствовать умение следить за положением своего тела в разнообразных упражнениях, сохраняя равновесие; воспитывать умение  соблюдать правила в играх.

 

Вводная  часть.

Построение в шеренгу, равнение - по ориентирам (разноцветные фигурки).

Инструктор.  Ребята, давайте проверим,  правильно ли мы стоим - пяточки «поздоровались», носочки «смотрят в разные стороны»; спина прямая, голова поднята.

Приветствие.

Инструктор : « Физкульт!...».

Дети отвечают: «Привет!».

Сообщение цели.

Инструктор. Сегодня мы отправляемся на птичий двор и будем учиться правильно и самостоятельно выполнять упражнения. Но чтобы нам интересно было заниматься,  необходимо соблюдать правила в играх.

Проверка готовности. 

 Если вы готовы заниматься, соблюдая правила, покажите вот так (Вытянуть руку и поднять большой палец вверх).

Разминка.

Инструктор. Отправляемся на птичий двор. Представьте себе, что он находится недалеко, вон за тем дальним кустарником.

Разные виды ходьбы:

-обычная ходьба –по тропинке, друг за другом;

- на носочках -после дождика, чтобы ноги не замочить;

 -на пятках-  - протопчем тропинку;

-в полуприседе- под ветками;

Прыжки:

-прыжки на двух ногах- с пенечка на пенечек;

-веселые прыжки- ноги вместе, ноги врозь;

Бег:

- Бег в колонне по одному- остановились, посмотрели на часы, надо торопиться – побежали друг за другом по дорожке;

- бег с изменением направления- остановились, по сторонам посмотрели. Ой, ребятки,  не туда бежим, развернулись,  в обратном направлении побежали.

Ходьба- врассыпную:

Инструктор. Интересно, куда это мы прибежали? Давайте походим в разные стороны, посмотрим по сторонам, поищем птичий двор.

Упражнение на восстановление дыхания- по пути правильно подышим: вдох носом, руки поднимем в стороны, а на выдохе скажем «Ох, устали!», руки опускаем. А вот и птичий двор, что мы видим? Гуляют курочки, бегают воробышки-проказники и т.д.

Общеразвивающие упражнения  «Курочка и цыплята» (Дозировка 4-5 раз).

Инструктор. Представьте себе, дети, что мы оказались на птичьем дворе. Здесь гуляет курочка с цыплятками. Предлагаю показать с помощью движений, что делают курочка и цыплятки. Для этого заходите в волшебный теремок, покружитесь и в цыпляток превратитесь. А я на мгновение превратилась в курочку.

  •  Упражнение для головы  - цыплята погреют клювики на солнышке.

Выполнение. Ноги вместе, руки опущены. Слегка наклонить голову назад, приподняться на носочках, руки отвести назад, пошевелить пальцами. Вернуться в исходное положение.

  • Упражнение для рук- цыплята расправляют крылышки.

Выполнение.  Стойка произвольная. Поднять  руки  через  стороны вверх, сказать: «Пи, пи, пи», опустить вниз.

  • Упражнение для туловища (наклоны) – цыплята пьют водичку.

Выполнение. Ноги стоят на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед, руки отвести назад, пошевелить пальчиками. Вернуться в исходное положение.

  • Упражнение на сохранение равновесия и координацию движений – цыплята ищут зернышки.

Выполнение. Ноги стоят на ширине стопы (слегка расставить), руки на поясе. Поднять одну ногу, поставить на носок и сделать 3 скользящих движения.  То же другой ногой.

  • Упражнение для ног (приседания) – цыплята клюют зернышки.

Выполнение. Стойка удобная, руки на поясе. Присесть пальчики соединить в «щепотку» и постучать по коленокам. Встать, руки поставить на пояс.

  •   Прыжки в чередовании с ходьбой- цыплята веселятся.

 

  • Ходьба по кругу с изменением направления, по сигналу - а теперь шагаем за курочкой (инструктор) по тропинке (круг), - остановились, развернулись и пошли  в обратном направлении.

 

Игровое упражнение с бегом на внимание «Шаловливые цыплята».

Инструктор. Иногда цыплята любят пошалить, пока мама-курица отвернулась, он разбежались в разные стороны. (Дети разбегаются и изображают повадки цыплят: клюют зернышки, пьют водичку, прыгают, просто бегают). Инструктор делает вид, что ничего не замечает, отворачивается.

Инструктор. И вот,  мама-курица захлопала крыльями и стала звать цыплят «Куд-куда!».

Цыплята спешат вернуться к курице и виновато пищат и хлопают своими крылышками.

Инструктор. А сейчас мы отправимся в путешествие на соседний двор. Там живут гуси с гусятами. Они приглашали цыплят в гости и обещали угостить червячками.  Если вы, цыплятки, готовы идти, кивните головой и скажите: «Пи-пи-пи». (Дети выполняют задание). Тогда не будем терять времени.

Основные виды движений. «Путешествие на соседний двор».

  1. Ходьба по повышенной опоре, удерживая равновесие-пройдем по бревнышку;
  2. Перешагивание через бруски- перешагнем через заборчик;
  3. Подлезание под дугу- пройдем под веточками.

Инструктор. Помните, что двигаться надо друг за другом, не толкаться и не обгонять друг друга. Путь предстоит долгий, поэтому задание выполняем 2 раза. (Во время выполнения задания включаю любое музыкальное сопровождение. Тот, кто из детей выполнила задание, во время ожидания остальных, выполняет произвольные танцевальные движения, имитируя повадки цыплят: «виляют хвостиками», «машут крылышками» и т.д.).

Инструктор. Ну вот, цыплятки, мы и пришли. На с удовольствием встречают гуси. Представьте себе, что мальчики-гусята, а девочки-цыплята: подходите цыплятки к гусятам, придумайте, как вы будете здороваться. Можно прикоснуться лапками, клювиками, крылышками, а можно просто кивнуть при встрече. Поприветствуйте друг друга. (Дети выполняют задание). Здорово, молодцы. А теперь поиграем. В игру «Кто быстрей за червячком» (2 раза).

Игровое задание с элементами соревнования. Бег в прямом и обратном направлении. 

Выполнение. По сигналу дети бегут на противоположную сторону зала, изображают, что клюют червячка и возвращаются обратно.

Инструктор. Какие вы молодцы. Всех червячков склевали. Но что такое? Шум какойто!? Вы помните, кого надо бояться цыпляткам и гусятам? (Лису). Точно, это наверное, лиса крадется… Что будем делать? (Убегать в курятник).

Подвижная игра «Лиса в курятнике» (2 раза).  

Инструктор. Побежали скорее в курятник на жердочку (скамейка)  спрячемся.  Становитесь на жердочку, посмотрим налево, теперь направо, присели и легко спрыгнули, посмотрели осторожно, нет ли лисы? (Нет, ушла). Выходите во двор, ищите зернышки, пейте водичку, можно перышки почистить, носики на солнышке погреть. Играйте, веселитесь… Лиса идет! Скорее в курятник на насест. Молодцы, вы очень ловкие, никто не попался в зубы лисе.

Нам пора возвращаться в детский сад из нашего путешествия. Представьте себе, что цыплята и гусята отправились на зеленую лужайку.

Зрительная гимнастика. Давайте посмотрим им вслед (Дети смотрят в заданном направлении). А теперь отправляемся обратно в детский сад.

Пойдем друг за другом- обычная ходьба в колонне.

Инструктор. А вот и наш спортзал. Путешествие было долгим, предлагаю отдохнуть. (Дети присаживаются на ковер).

Итоговая беседа.

- Инструктор. Вспомните, куда мы отправлялись? (На птичий двор).

 - Расскажите, что вам сегодня понравилось больше всего, когда мы совершали путешествие. (Ответы детей: превращаться в цыплят, убегать от лисы, преодолевать препятствия, запрыгивать на жердочку и т.д.).

- Если вам понравилось сегодня играть со мной, давайте похлопаем в ладоши. (Хлопают в ладоши).

- Здорово, я очень рада. Мне тоже с вами интересно было играть, потому, что у всех вас получилось соблюдать правила.   

Ритуал прощания.

Инструктор. Становитесь на разноцветные фигуры, давайте проверим, правильно ли стоят ноги, прямая ли спинка… Приятно на вас смотреть, настоящие спортсмены. Наша встреча окончена. Будьте здоровы!

Дети: «Всегда здоровы!».

Уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение воспитателя по физической культуре Чупиковой А.А. для окружного семинара по ФИЗО на тему «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий»

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модерн...

Сообщение из опыта работы на тему: "Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста"

В сообщении рассказывается как важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях  физической культурой и спор...

Конспект занятия на тему: «Учимся соблюдать правила здоровья». Старшая группа.

Конспект занятия на тему:  «Учимся соблюдать правила здоровья». Старшая группа. Задачи:         Формировать у детей представления об элементарных прав...

Сообщение на тему: «Условия сохранения физического здоровья дошкольного возраста»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 общеразвивающего вида            Сообщениена тему: «Условия сохра...

Участник районного методического семинара Сообщение из опыта работы «Учим учиться. Экспериментирование - залог успеха»

Содержание общеобразовательной программы «Детство» (по которой работает наш детский сад) обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Для ...