Проект "Азбука здоровья"
проект
Совместный проект инструктора по физической культуре и педагога - психолога
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Шевенко Светлана Владимировна, педагог-психолог
Котова Елена Михайловна, инструктор по физической культуре
Совместный проект
Педагога-психолога и инструктора по физической культуре «Азбука здоровья»
Тема проекта:
«Азбука здоровья»
Вид проекта:
практико - ориентированный
Участники проекта:
дети с 5 до 7 лет, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, воспитатели групп, родители.
Срок реализации:
Сентябрь-май
Тип проекта:
долгосрочный
Актуальность проекта
Проблемы сохранения здоровья детей, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Так, результаты изучения динамики основных показателей состояния здоровья и развития детей (мониторинг здоровья) показали, что у значительной части детей, посещающих дошкольное учреждение, наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья. Таким образом, необходимым стало изучение современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья и активное внедрение их в работу ДОУ.
Известно, что психическое и физическое здоровье в человеке тесно взаимосвязаны. Развитие движений ребёнка опосредованно оказывает влияние на развитие на развитие его психических процессов. В работе инструктора по физкультуре и педагога- психолога можно найти много точек соприкосновения: развитие произвольности поведения, умение принимать роль проигравшего во время соревновательной деятельности детей, переключение внимания на совместную деятельность, где нет проигравших и победителей, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, эмоциональное развитие и др. Мы рассматриваем интеграционное взаимодействие инструктора по физкультуре и педагога-психолога как эффективное условие психического и физического развития дошкольника.
Фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания дошкольника могут быть реализованы лишь при тесном взаимодействии двух социальных институтов – детского сада и семьи. На досугах, праздниках дети совершенствуют умения и навыки, полученные на занятиях, в интересной и увлекательной форме расширяют кругозор в области спорта. Родители, в процессе совместной деятельности, получают необходимые рекомендации по формированию у детей здорового образа жизни.
Проблема - поиск участниками образовательных отношений эффективных путей укрепления здоровья ребенка и приобщения его к здоровому образу жизни.
Цель проекта – укрепление психического и физического здоровья воспитанников, приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни.
Задачи:
- создать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников, приобщению ребенка к здоровому образу жизни;
- развить физические качества: силы, ловкости, гибкости, ориентировки в пространстве, координации движений, быстроты, равновесия;
-организовать профилактическую, оздоровительную работу в условиях ДОУ посредством реализации здоровьесберегающих технологий
-стимулировать детскую инициативу, воображение, творческие способности;
- активизировать положительные эмоции, снизить нервно-психическое напряжение;
- сформировать у дошкольников потребность к здоровому образу жизни;
- повысить уровень компетентности и профессионализма педагогов и родителей в вопросах укрепления здоровья.
Формы реализации:
1.Образовательная деятельность.
2.Беседы с детьми.
3.Консультации для родителей и воспитателей.
4.Игровая деятельность.
5. Развлечения с привлечением родителей.
Основные средства реализации:
1.Информирование родителей о задачах и содержании проекта.
2.Вовлечение родителей в совместную работу над проектом.
3.Подготовка оборудования, материалов и инструментов.
4.Проведение выставок, мероприятий, праздников.
5. Проведение деловой игры для педагогов.
Ожидаемый результат:
1. Повышение уровня здоровья детей.
2. Обогатится социальный опыт дошкольников, расширится их кругозор о пользе здорового образа жизни.
3. Повысится интерес детей к физкультурным занятиям и спорту.
4. У детей постепенно сформируются умения сдерживать импульсивное поведение и концентрировать внимание, управлять своими эмоциями, планировать свои действия, ставить цели и достигать их; развиваются нравственные чувства: чувство взаимопомощи, сочувствия, сострадания; повышается уровень физического развития, формируется представление о здоровом образе жизни
5.Повышение уровня компетенции педагогов по организации физкультурно –оздоровительной работы. Постоянное использование в работе с детьми, родителями здоровьесберегающих технологий.
6. У родителей сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка. Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный
2. Блиц –опрос детей «Что я знаю о здоровье»
3. Анкетирование родителей «О здоровье всерьез».
4. Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность по здоровьесбережению.
5. Подбор методической, справочной, и энциклопедической литературы по выбранной тематике проекта.6. Подготовка цикла оздоровительных мероприятий для возможной реализации проекта.
7. Подбор необходимого оборудования и пособия для практического обогащения проекта.
II этап – практический
Работа с детьми
1.Беседы:
«Наши верные друзья»
«На зарядку становись!»
«Наши зубы»
«Полезные и вредные привычки»
«Полезные и не полезные продукты»
«Чистота – залог здоровья»
«Откуда берутся болезни»
«Почему я слышу»
«Почему я вижу»
2. Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровье разучивание пословиц и поговорок о здоровье.
3. Просмотр мультфильмов о здоровом образе жизни.
«Тайны едкого дыма»
«Азбука здоровья»
«Грязнуля»
«Малышарики» Гигиена»
«Как быть здоровым»
«Митя и микробус»
« Борбоскины «В здоровом теле, здоровый дух»
«Мойдодыр»
«Федорено горе»
«Не болеть»
«Ох и Ах»
4. Игры.
Дидактические игр:
«Подбери пару»
«Пищевое лото»
«Полезная и вредная еда»
«К нам пришел Незнайка»
«Веселый человек»
«Что такое хорошо и что такое плохо»
«Цветик- семицветик»
«Угадай вид спорта»
«Четвертый лишний»
«У каждого своя зарядка»
«Поварята»
«Меню для сказочных героев»
«Лабиринты здоровья»
«Чудесный мешочек»
Сюжетно – ролевые игры:
«Аптека»
«Поликлиника»
«Магазин»
Подвижные игры:
«Мы –селые ребята»
«Перемени предмет»
«Хитрая лиса»
«Перебежки»
«Караси и щука»
«Перелет птиц»
«Ловишки бери ленту»
«Классы»
«Жмурки»
«Охотники и звери»
«Волк во рву»
«Школа мяча»
«Пожарные на учениях»
«Горелки»
«Краски»
«Медведь и пчелы»
«Затейники »
«Удочка»
«Сделай фигуру»
«Два Мороза»
Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения:
«Гусеница»
«Будь внимательным»
«Замри»
«Менялки»
«Запрещенное движение»
«Кричалки – шепталки - молчалки»
«Могучий лев»
«Зарядка для черепахи»
«Зоопарк»
«Волшебное перо»
5.Ежедневная профилактическая работа:
Утренняя гимнастика.
Психогимнастика.
Гимнастика пробуждения.
Дорожка «здоровья»
Комплекс гимнастических упражнений «Беби йога»
6. Досуги и развлечения.
Совместно с педагогом – психологом:
«Мое душевное здоровье»
«Сказочное путешествие в мир эмоций»
«Мой внутренний мир»
Физкультурное развлечение «Путешествие к гномам за секретами здоровья»,
Спортивный праздник «Будущие олимпийцы»,
Познавательное занятие «В королевстве волшебных мячей»,
День здоровья «Как Вову со спортом подружили»,
Физкультурный досуг с элементами поисковой деятельности «По следам здоровья».
7. Выставки:
Выставка рисунков «Мой лучший друг - Здоровье»
Выставка рисунков «Зимние забавы»
Выставка рисунков «Мы со спортом крепко дружим»
Выставка стенгазет «Спортивная семья»
Работа с родителями
1.Консультации для родителей:
«Влияние типа нервной деятельности детей на их взаимоотношение со взрослыми».
«Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой».
«Воспитание здорового ребенка».
«Физическое воспитание ребенка в семье».
«Как сделать зимнюю прогулку приятной и полезной».
«Компьютерные игры «за» и «против»».
«Все о детском питании».
«Дыхательная гимнастика, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей».
2.Оформление вместе с детьми «Дневничка-Здоровячка».
3.Журнал обратной связи: «Приветствия и пожелания».
4.Размещение рекомендаций для родителей по укреплению здоровья детей на информационном стенде и сайте ДОУ:
«Закаливание – первый шаг на пути здоровья»
«Что должно беспокоить родителей в ребенке»
«Как сохранить зрение ребенка»
«Как сформировать правильную осанку»
«Памятка родителям о воспитании детей, «Волшебные сллова»»
«Десять советов родителям по укреплению здоровья детей»
5.Мероприятия с участием родителей:
Спортивный праздник «Мама, папа, я –спортивная семья»
Физкультурное развлечение «Ай, да мамы»,
Спортивный праздник «Мой папа лучше всех»
Мастер класс «Изготовление книжка - малышки для хорошего настроения»
Тренинг «Родительство с удовольствием»
Работа с педагогами
1.Консультации:
«Профилактика простудных заболеваний у детей»
«Игры и упражнения для детей на формирование навыков преодоления стресса»
«Русские народные игры дошкольникам»
«Рекомендации по сохранению психического здоровья»
«Планирование и организация спортивных игр на прогулке»
2.Мероприятия:
«День здоровья педагога»
Психологическая гостиная «Наше здоровье»
Познавательно – деловая игра «Палитра эмоций»
III этап-закючительный
Результативность :
- анализ проделанной работы;
- наличие у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни;
- осознание ребёнком и родителями необходимости и значимости здорового образа жизни, а также «видение» и реализация путей совершенствования здоровья ребёнка и членов семьи (активный отдых вместе с детьми, посещение кружков, секций оздоровительной направленности);
- повышение активности родителей воспитанников, проявляющееся в участии в физкультурно - оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, проводимых в ДОУ.
- знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость формирования здорового образа жизни; педагоги убедились в том, насколько актуальна тема сохранения собственного здоровья.
Продукт проектной деятельности:
1. План реализации проекта «Азбука здоровья».
2. Конспекты спортивных праздников и развлечений.
3.Игровое занятие «Мой внутренний мир».
4.Конспект познавательно – деловой игры для педагогических работников «Полит
5. Картотека русских народных подвижных игр. (приложение 5) .
6. Картотека дидактических игр. (приложение 6) .
7. комплекс упражнений «Йога для детей» (приложение 7) .
8. Конспекты бесед с детьми о здоровье (приложение 8) .
9. Выставка детских рисунков «Мы со спортом крепко дружим» .
10. Стихи, пословицы, загадки про здоровье и спорт (приложение 9) .
11. Родительская стенгазета «Спортивная семья».
12. Стендовая информация и информационный материал в родительских уголках: папки – передвижки «Как сохранить осанку», «Роль семьи в формировании ЗОЖ»
13. Диск «Сборник мультфильмов о здоровом образе жизни»
Методическое обеспечение проектной деятельности.
1. Бабенкова Е.А. Параничева Т.М. Растим здорового ребенка. Новые стандарты – М.: УЦ «Перспектива», 2011.
2. Клепинина З.А., Клепинина Е.В. Как развивать в ребенке умение заботиться о своем здоровье: Материалы для занятий с детьми дошкольного возраста.- М.: АРКТИ. 2010.
3. Маханева М. Д. С физкультурой дружить – здоровым быть! Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
4. Полтавцева Н.В., Стожарова М. Ю., Краснова Р. С., Гаврилова И. А. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. – М.: ТЦ Сфера. 2012.
5. Шорыгипа Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2015.
6. «Инструктор по физической культуре» 2015, № 7. Научно-практический журнал.
7.«Инструктор по физической культуре» 2013, № 4. Научно-практический журнал.
8.«Инструктор по физической культуре» 2018, № 7. Научно-практический журнал.
9.Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2023, № 2.
10. Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2021, № 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»
В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»
Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.
Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»
В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»
Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....
Лучшая методическая разработка «Все вместе» по формированию ЗОЖ «Здоровая семья – здоровый ребенок» (реализация проекта: «Здоровая семья – здоровый ребенок»)
Цель:Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни.Задачи:1. Организовать совместное мероприятиедля повышения знаний родителей по вопросам здоровь...
