Проект "Азбука здоровья"
проект

Котова Елена Михайловна

Совместный проект инструктора по физической культуре и педагога - психолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_azuka_zdorovya.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шевенко Светлана Владимировна, педагог-психолог  

Котова Елена Михайловна, инструктор по физической культуре

Совместный проект

Педагога-психолога и инструктора по физической культуре «Азбука здоровья»

Тема   проекта:

 «Азбука здоровья»

Вид проекта:

 практико - ориентированный

Участники проекта:

 дети с 5 до 7 лет, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, воспитатели групп, родители.

Срок реализации:

Сентябрь-май

Тип проекта:

долгосрочный

 Актуальность проекта

    Проблемы сохранения здоровья детей, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня.  Так, результаты изучения динамики основных показателей состояния здоровья и развития детей (мониторинг здоровья) показали, что у значительной части детей, посещающих дошкольное учреждение, наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья. Таким образом, необходимым стало изучение современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья и активное внедрение их в работу ДОУ.

    Известно, что психическое и физическое здоровье в человеке тесно взаимосвязаны. Развитие движений ребёнка опосредованно оказывает влияние на развитие на развитие его психических процессов. В работе инструктора по физкультуре и педагога- психолога можно найти много точек соприкосновения: развитие произвольности поведения, умение принимать роль проигравшего во время соревновательной деятельности детей, переключение внимания на совместную деятельность, где нет проигравших и победителей, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, эмоциональное   развитие и др. Мы рассматриваем интеграционное взаимодействие инструктора по физкультуре и педагога-психолога как эффективное условие психического и физического развития дошкольника.

    Фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания дошкольника могут быть реализованы лишь при тесном взаимодействии двух социальных институтов – детского сада и семьи. На досугах, праздниках дети совершенствуют умения и навыки, полученные на занятиях, в интересной и увлекательной форме расширяют кругозор в области спорта. Родители, в процессе совместной деятельности, получают необходимые рекомендации по формированию у детей здорового образа жизни.

Проблема - поиск участниками образовательных отношений эффективных путей укрепления здоровья ребенка и приобщения его к здоровому образу жизни.

Цель проекта – укрепление психического и физического здоровья  воспитанников, приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни.

Задачи:

- создать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников, приобщению ребенка к здоровому образу жизни;

- развить физические качества: силы, ловкости, гибкости, ориентировки в пространстве, координации движений, быстроты, равновесия;

-организовать профилактическую, оздоровительную работу в условиях ДОУ посредством реализации здоровьесберегающих технологий

 -стимулировать детскую инициативу, воображение, творческие способности;

- активизировать положительные эмоции, снизить нервно-психическое напряжение;

- сформировать у дошкольников потребность к здоровому образу жизни;

- повысить уровень компетентности и профессионализма педагогов и родителей в вопросах укрепления здоровья.

Формы реализации:

1.Образовательная деятельность.

2.Беседы с детьми.

3.Консультации для родителей и воспитателей.

4.Игровая деятельность.

5. Развлечения с привлечением родителей.

Основные средства реализации:

1.Информирование родителей о задачах и содержании проекта.

2.Вовлечение родителей в совместную работу над проектом.

3.Подготовка оборудования, материалов и инструментов.

4.Проведение выставок, мероприятий, праздников.

5. Проведение деловой игры для педагогов.

Ожидаемый результат:

1.  Повышение уровня здоровья детей.

2. Обогатится социальный опыт дошкольников, расширится их кругозор о пользе здорового образа жизни.

3. Повысится интерес детей к физкультурным занятиям и спорту.

4. У детей постепенно  сформируются умения сдерживать импульсивное поведение и концентрировать внимание, управлять своими эмоциями, планировать свои действия, ставить цели и достигать их;  развиваются нравственные чувства: чувство взаимопомощи, сочувствия, сострадания; повышается уровень физического развития,  формируется представление о здоровом образе жизни

5.Повышение уровня компетенции педагогов по организации физкультурно –оздоровительной работы. Постоянное использование в работе с детьми, родителями здоровьесберегающих технологий.

6. У родителей сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка. Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный

2. Блиц –опрос детей «Что я знаю о здоровье»

3. Анкетирование родителей «О здоровье всерьез».

4. Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность по здоровьесбережению.

5. Подбор методической, справочной, и энциклопедической литературы по выбранной тематике проекта.6. Подготовка цикла оздоровительных мероприятий для возможной  реализации  проекта.

7. Подбор необходимого оборудования и пособия для практического обогащения проекта.

II этап – практический

Работа с детьми

1.Беседы:

«Наши верные друзья»

«На зарядку становись!»

«Наши зубы»

«Полезные и вредные привычки»

«Полезные и не полезные продукты»        

«Чистота – залог здоровья»

«Откуда берутся болезни»

«Почему я слышу»

«Почему я вижу»

2. Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровье разучивание пословиц и поговорок о здоровье.

3. Просмотр мультфильмов о здоровом образе жизни.

«Тайны едкого дыма»

«Азбука здоровья»

«Грязнуля»

«Малышарики» Гигиена»

«Как быть здоровым»

«Митя и микробус»

« Борбоскины «В здоровом теле, здоровый дух»

«Мойдодыр»

«Федорено горе»

«Не болеть»

«Ох и Ах»

4. Игры.

Дидактические игр:

«Подбери пару»

«Пищевое лото»

«Полезная и вредная еда»

«К нам пришел Незнайка»

«Веселый человек»

«Что такое хорошо и что такое плохо»

«Цветик- семицветик»

«Угадай вид спорта»

«Четвертый лишний»

«У каждого своя зарядка»

«Поварята»

«Меню для сказочных героев»

«Лабиринты здоровья»

«Чудесный мешочек»

Сюжетно – ролевые игры:

«Аптека»

«Поликлиника»

«Магазин»

Подвижные игры:

«Мы –селые ребята»

«Перемени предмет»

«Хитрая лиса»

«Перебежки»

«Караси и щука»

«Перелет птиц»

«Ловишки бери ленту»

«Классы»        

«Жмурки»

«Охотники и звери»

«Волк во рву»

«Школа мяча»

«Пожарные на учениях»

«Горелки»

«Краски»

«Медведь и пчелы»

«Затейники »

«Удочка»

«Сделай фигуру»

«Два Мороза»

Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения:

«Гусеница»

«Будь внимательным»

«Замри»

«Менялки»

«Запрещенное движение»

«Кричалки – шепталки - молчалки»

«Могучий лев»

«Зарядка для черепахи»

«Зоопарк»

«Волшебное перо»

5.Ежедневная профилактическая работа:

Утренняя гимнастика.

Психогимнастика.

Гимнастика пробуждения.

Дорожка «здоровья»

Комплекс гимнастических упражнений «Беби йога»

6. Досуги и развлечения.

Совместно с педагогом – психологом:  

«Мое душевное здоровье»

«Сказочное путешествие в мир эмоций»

 «Мой внутренний мир»

Физкультурное развлечение «Путешествие к гномам за секретами здоровья»,

Спортивный праздник «Будущие олимпийцы»,

Познавательное занятие «В королевстве волшебных мячей»,

День здоровья «Как Вову со спортом подружили»,

Физкультурный досуг с элементами поисковой деятельности «По следам здоровья».

7. Выставки:

Выставка рисунков «Мой лучший друг - Здоровье»

Выставка рисунков «Зимние забавы»

Выставка рисунков «Мы со спортом крепко дружим»

Выставка стенгазет «Спортивная семья»

Работа с родителями

1.Консультации для родителей:

«Влияние типа нервной деятельности детей на их взаимоотношение со взрослыми».

«Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой».

«Воспитание здорового ребенка».

«Физическое воспитание ребенка в семье».

«Как сделать зимнюю прогулку приятной и полезной».

«Компьютерные игры «за» и «против»».

«Все о детском питании».

«Дыхательная гимнастика, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей».

2.Оформление вместе с детьми «Дневничка-Здоровячка».

3.Журнал обратной связи: «Приветствия и пожелания».

4.Размещение рекомендаций для родителей по укреплению здоровья детей на информационном стенде и сайте ДОУ:

«Закаливание – первый шаг на пути здоровья»

«Что должно беспокоить родителей в ребенке»

«Как сохранить зрение ребенка»

«Как сформировать правильную осанку»

«Памятка родителям о воспитании детей, «Волшебные сллова»»

«Десять советов родителям по укреплению здоровья детей»

5.Мероприятия с участием родителей:

Спортивный праздник «Мама, папа, я –спортивная семья»

Физкультурное развлечение «Ай, да мамы»,

Спортивный праздник «Мой папа лучше всех»

Мастер класс «Изготовление книжка - малышки для хорошего настроения»

Тренинг «Родительство с удовольствием»

Работа с педагогами

1.Консультации:    

«Профилактика простудных заболеваний у детей»

«Игры и упражнения для детей на формирование навыков преодоления стресса»

«Русские народные игры дошкольникам»

«Рекомендации по сохранению психического здоровья»

«Планирование и организация спортивных игр на прогулке»

2.Мероприятия:

«День здоровья педагога»

Психологическая гостиная «Наше здоровье»

Познавательно – деловая игра «Палитра эмоций»

III этап-закючительный

Результативность :

- анализ проделанной работы;

- наличие  у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни;

- осознание ребёнком и родителями необходимости и значимости здорового образа жизни, а также «видение» и реализация путей совершенствования здоровья ребёнка и членов семьи (активный отдых вместе с детьми, посещение кружков, секций оздоровительной направленности);

- повышение активности родителей воспитанников, проявляющееся в участии в физкультурно - оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, проводимых в ДОУ.

- знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость формирования здорового образа жизни; педагоги убедились в том, насколько актуальна тема сохранения собственного здоровья.

Продукт проектной деятельности:

1.  План реализации проекта «Азбука здоровья».

2. Конспекты спортивных праздников и развлечений.

3.Игровое занятие «Мой внутренний мир».

4.Конспект познавательно – деловой игры для педагогических работников «Полит

5. Картотека русских народных  подвижных  игр. (приложение 5) .

6. Картотека дидактических игр. (приложение 6) .

7. комплекс упражнений «Йога для детей» (приложение 7) .

8. Конспекты бесед с детьми о здоровье (приложение 8) .

9. Выставка детских рисунков «Мы со спортом крепко дружим» .

10. Стихи, пословицы, загадки про здоровье и спорт (приложение 9) .

11. Родительская стенгазета «Спортивная семья».

12. Стендовая информация и информационный материал в родительских уголках: папки – передвижки «Как сохранить осанку», «Роль семьи в формировании ЗОЖ»

13. Диск «Сборник мультфильмов о здоровом образе жизни»

Методическое обеспечение проектной деятельности.

1.  Бабенкова Е.А.  Параничева Т.М. Растим здорового ребенка. Новые стандарты – М.: УЦ «Перспектива», 2011.

2.  Клепинина З.А., Клепинина Е.В. Как развивать в ребенке умение заботиться о своем здоровье: Материалы для занятий с детьми дошкольного возраста.- М.: АРКТИ. 2010.

3. Маханева М. Д. С физкультурой дружить – здоровым быть! Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009 г.

4.  Полтавцева Н.В., Стожарова М. Ю., Краснова Р. С., Гаврилова И. А. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. – М.: ТЦ Сфера. 2012.

5. Шорыгипа Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2015.

6. «Инструктор по физической культуре» 2015, № 7. Научно-практический журнал.

7.«Инструктор по физической культуре» 2013, № 4. Научно-практический журнал.

8.«Инструктор по физической культуре» 2018, № 7. Научно-практический журнал.

9.Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2023, № 2.

10. Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2021, № 4.

             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....

Лучшая методическая разработка «Все вместе» по формированию ЗОЖ «Здоровая семья – здоровый ребенок» (реализация проекта: «Здоровая семья – здоровый ребенок»)

Цель:Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни.Задачи:1. Организовать совместное мероприятиедля повышения знаний родителей по вопросам здоровь...