Мастер класс «Развитие фонематического восприятие у детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах»
методическая разработка (средняя группа)

Мастер класс посвящен проблеме  развития у детей с ТНР фонематических процессов и представляет инновационный педагогический опыт по созданию и применению авторского дидактического материала  у дошкольников с нарушением речи

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 г. Слюдянки»


Мастер класс на тему:

«Развитие фонематического восприятие у детей через игру на музыкальных инструментах»

Подготовила:

Учитель –логопед Грузд Ольга Михайловна.

МБДОУ детский сад № 1г. Слюдянки

В рамках профилактики речевых нарушений в нашем детском саду № 1 проводится систематическая работа по развитию речи, у детей средней группы в формате кружка «Веселая Логоритмика» куда входит комплекс игр и упражнений по развитию фонематического восприятия через игру на музыкальных инструментах. Фонематическое восприятие - это способность воспринимать и различать звуки речи. (Звуковой состав слова).

Процесс развития фонематического восприятия необходимо осуществлять в несколько этапов:

различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний, слов, фраз;

различение слов, близких по звуковому составу;

различение слогов;

различение звуков;

анализ звукового состава слов. Игры на развитие слухового внимания и памяти способствуют тому, что ребёнок начинает прислушиваться к окружающим звукам, у него повышается внимание, улучшается память, работоспособность.

Развитие фонематического восприятия уместно проводить в игровой форме, с использованием игровых приемов. Это способствует развитию и поддержанию интереса детей, активизации внимания и памяти, повышении работоспособности и познавательной активности. - А также в помощь педагогам на музыкальных занятиях мы тоже способствуем развитию фонематического восприятия у детей. На занятиях мы слушаем музыку, определяя динамику, характер музыки, ее выразительность. Определяем различные звуки – шумовые и музыкальные, играем на музыкальных инструментах, учимся определять ритмический рисунок, делим пьесы на части, выделяем акценты. По тембровой окраске звука определяем музыкальные инструменты (клавишные, духовые, струнные, ударно- шумовые). Детям очень нравится играть в различные музыкально- дидактические игры, в которых мы повышаем их творческую активность. И сегодня мы предлагаем вам интересные музыкально- дидактические игры по развитию фонематического восприятия детей- такие, как:

1- «Бегемотики»

2- «Веселый оркестр»

3- «Музыкальные тарелочки».

Игры на развитие слухового внимания и памяти.

«Где раздаётся звук?» — закрепление слуховой ориентации. Один ребёнок по указанию воспитателя воспроизводит звук звонком, погремушкой, на барабане, остальные дети слушают с закрытыми глазами:

показывают рукой или поворотом головы направление источника

звука, затем открывают глаза для контроля;

водящий после воспроизведения звучания становится рядом

с обучающим, а дети показывают туда, где только что прозвучал звук.

«Угадай по звуку» — определение предмета по характеру звука.

На столе разложены предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы, разные звучащие игрушки.

Детям демонстрируются характерные для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т. п., затем то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой, или повторяя точно такое же действие, или называя его (при условии хорошего произношения данных слов)

«Сделай так же».

На столе деревянные и металлические палочки, стакан, чашка, тарелка, кружка, всего пять-шесть предметов.

Педагог ударяет одной, затем другой палочкой по предмету, ребёнок определяет предмет и последовательность применения палочек.

«Короб-коробок, подай голосок» — различение близких звучаний, шумов.

На столе пять-шесть коробок одинаковой формы и цвета с горохом, разными крупами, мелкими камешками, песком. Образцы содержимого в них лежат на столе или изображены на картинках и предварительно называются.

Воспитатель встряхивает коробки, воспроизводя шорохи, затем переставляет их местами. Дети производят те же действия.

«Кто так кричит?» — узнавание голосов животных.

Обучающий включает магнитофон с записью голосов животных. Дети показывают соответствующие игрушки, сами подражают голосам или называют животных.

«Узнай музыкальный инструмент»

Детям демонстрируется звучание нескольких музыкальных инструментов. Затем производятся звуки за ширмой, дети называют, какой музыкальный инструмент звучит.

«Найди игрушку» — определение силы звучания.

Ребёнок ищет игрушку, спрятанную в комнате, дети хлопают в ладоши: при приближении его к искомому месту хлопки становятся громче, при удалении — тише.

«Тихо – громко»

На тихие звуки (хлопки, удары в бубен, игра на фортепиано) дети выполняют один вид движений, а на громкие – другой.

«Кто кричит?»

Детям раздаются картинки с изображением домашних животных и их детенышей: коровы, теленка, лошади, жеребенка, козы, козленка, свиньи, поросенка. Взрослый произносит звукоподражания то низким голосом, то высоким, а дети поднимают соответствующую картинку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах.

Консультация  для родителей на тему: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  через игру на музыкальных инструментах....

ПРОЕКТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах и элементарное музицирование.

Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам....

Мастер-класс "Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста через игру на народных деревянных инструментах"

Тема: « Развитие ритмического слуха, через игру  на деревянных  музыкальных инструментах».Цель:  Обогащение  духовной культуры детей через игру на народных  деревя...

Семинар - практикум для воспитателей на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения»

Цель семинара – практикума: Формирование  мотивации  у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игров...