Занятие на тему «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Пилипенко Светлана Васильевна

Издавна человек заметил,что больные собаки, кошки уходили из дома в лес, поле, чтобы полечиться травой. Со временем и люди заметили ,что некоторые растения можно использовать как лекарство. Их так и стали называть лекарственными растениями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие на тему: «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека»

Цель: систематизирование знаний детей о лекарственных растениях.

Задачи:

Закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах;

закрепить  правила сбора и применения  лекарственных растений;

развивать познавательный интерес к природе;

воспитывать любовь к природе, правильное с ней общение, желание изучать её.

Предшествующая работа: сбор материала о лекарственных растениях, рассматривание иллюстраций, слайдов лекарственных растений, беседа о целебных свойствах, чтение сказок, загадок, стихотворений о лекарственных растениях, создание альбома «Лекарственные растения», рисование знаков «Правила поведения в природе».

Материал:

картинки с изображением лекарственных растений (ромашка, мята, зверобой, одуванчик, подорожник, крапива, календула, шалфей, чистотел, мать- и мачеха), знаки -рисунки детей «Правила поведения в природе», картинки с изображением зверей.

Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

Ход занятия.  

Воспитатель: Мы очень ждали весну. Солнышко всё больше пригревает. Но к сожалению, с приходом весны мы часто болеем. И нам приходится лечиться. Я прочитаю вам сказку о том, как мудрая сова лечила зверей своего леса лекарственными растениями.

Чтение сказки.

«Жила – была в красивом сказочном лесу большая мудрая сова.

Все жители леса часто обращались к ней за полезным советом.

Однажды к сове пришла лиса:

- Ох, совушка… Проснулась я сегодня рано – рано… Посмотрела на себя в зеркальце и ужаснулась: блеск в глазах исчез, шёрстка поредела, желание веселиться и вовсе пропало! Что со мною? Неужели старость подкралась?

Сова, подумала и ответила:

- Ты, вот что сделай. Насобирай – ка зелёной крапивы. Приготовь из неё отвар целебный. Пользуйся им не меньше месяца. От старости твоей и следа не останется!

Побежала лисица скорее траву собирать, да советы мудрой совы исполнять.

А тем временем мимо старой сосны шёл большой ёж. Да так медленно, что можно было уснуть, глядя на него.

- Милый друг! Что с тобой?

- Эх – хе – хе… Да что – то силушек моих не осталось совсем. Такая усталость навалилась на меня, ели ноги несут.

Призадумалась большая сова и вспомнила один проверенный старинный рецепт.

- Подскажу способ силы восстановить. Но для этого тебе придется раздобыть большой букет ромашки и кипрея. Приготовишь из цветов волшебный отвар. Будешь принимать его каждый день.  Появится бодрость и улучшится самочувствие.

И пошёл ёжик ромашку с кипреем собирать, да готовить отвар бодрящий.

Шли дни. Жизнь в сказочном лесу шла своим чередом. Пчелы нектар собирали над полевыми цветами, бабочки в воздухе гонялись друг за другом, птицы песни распевали на разные голоса. В один из таких солнечных дней спустилась с толстой сосновой ветки к Сове белка.

- Мудрая ты наша Совушка! Помоги мне! Грызла я вчера весь день кедровые орешки. А сегодня зубки мои начали болеть. Что делать?

- Так – так – так…Срочно беги за цветками тысячелистника. Завари их кипятком, остуди и полощи рот. Эти цветы отлично зубную боль снимают, - ответила сова.

И так каждый день приходилось давать разные советы, лечить зверей своего леса.»

Беседа по сказке. Какие звери приходили за советом к сове? Какими растениями лечила сова зверей своего леса?

Воспитатель: Издавна человек заметил, что больные кошки, собаки уходили из дома в лес, в поле, чтобы подлечиться травой. Со временем и люди заметили, что некоторые растения можно использовать как лекарство. Их так и стали называть лекарственные растения. Люди стали использовать их для лечения разных болезней, купания, для приготовления кремов, шампуней, зубной пасты. Мы поговорим об этом подробнее.

Среди  множества   лесных  растений  есть  немало  полезных  трав.

 Экологическая игра «Узнай целебную траву»

1. Путника друг, всем знаком,

Скромный, невзрачный цветок,

Он на порезанный палец

Влажной заплаткою лёг.

Путника друг, всем знакомый,

Многим из нас невдомёк,

Что отыскалось лекарство тут же,

На тропке у ног. (Подорожник)

2. В поле сестрички стоят,

Жёлтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички –

Белые реснички. (Ромашка)

3. Обожжёт без огня

И тебя и меня,

А живёт у плетня. (Крапива).

4. Вкусен чай и ароматен,

С ней он лёгок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь?

- Запах.. (Мята)

5. Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню жёлтый...(Одуванчик)

6. Если травку ты сорвёшь,

Руки, знай, не ототрёшь.

Доктор всех аптечных дел,

Кто лечит ранки? (Чистотел)

7.Верхняя сторона листочков этого лекарственного растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мама.( Мать – и - мачеха)

Молодцы, ребята, все  загадки  отгадали  правильно.

Беседа  «Что  мы  знаем  о  лекарственных  растениях»

Воспитатель: - И  крапиву, и одуванчик,  ромашку и  подорожник       можно  объединить  в  одну  группу,  какую?

 (Это  лекарственные  растения)

Давайте поговорим  о лекарственных растениях. 

- Для  чего они нужны человеку? (Для  того чтобы, не  болеть  или  лечиться, если  уже  заболели)

- Как  человек  стал  искать  помощи  у  разных  растений? ( Люди заметили, что больные животные находили  какую-то траву, съев её, они выздоравливали.)

А сейчас ребята давайте отдохнём.

Физминутка:  Вместе по лесу идём

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг.            (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг!               (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр.

И направо и налево.                  (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули.           (Потягивания - руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели.             (Дети садятся.)

Дидактическая игра « Собери картинку»

 (Дети подходят к столам, на которых лежат конверты и выполняют задание. Называют лекарственное растение, которое у них получилось и рассказывают о его лечебных свойствах, затем садятся на стулья перед фланелеграфом, на котором появляются картинки с изображением животных. У кого то из них порезана лапа, ушиб, у кого-то поднялась температура или болит горло, зуб, ухо.

Проводится игра «Кого чем лечить?»

  Дети подбирают лекарственные растения и «лечат» животных, рассказывая что нужно делать.(Ромашка- отвар,когда болит горло;

подорожник- при ушибах  и остановка кровотечения из ран; календула - при ангине и для промывания ран; мать – и – мачеха -  при заболеваниях дыхательных органов, ангине)

 У нашего Мишки болит горло. Очень полезен отвар ромашки.

 А у нашего Мишки простуда – очень полезен отвар мать-и-мачехи,

чабреца.

 У обезьянки нет сил. – Ей поможет отвар шиповника, зверобоя,

боярышника.

У зайчика порезана лапка - ему поможет подорожник.

А у Мишутки болит зуб- ему поможет отвар ромашки или шалфея.

У этого Мишутки «шишка» на лбу- ему приложим подорожник к ссадине.

А когда болит ухо, то  поможет чабрец, кора дуба и шалфей или Иван- чай.

Воспитатель: Ребята, а где же нам приобрести эти чудесные травы? Правильно. Их можно собрать или купить в аптеке. Необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Для того чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определённые правила, какие?

А сейчас дети  расскажут.

 Правила сбора лекарственных растений:

Подземные части растений собирают в сухую погоду, после того как спала роса.

Сушат под навесом, чтобы не попадали прямые солнечные лучи.

При сборе цветков часть из них оставляют на растении.

Нельзя собирать больные, повреждённые вредителями растения

 Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

Запрещается собирать растения вблизи автомобильных и железнодорожных магистралей, а также в крупных городах.

Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем

Запрещён сбор редких лекарственных растений, занесённых в Красную книгу.

Цветки собирают, когда растения цветёт. Корневище – поздней осенью,  когда плоды уже осыпались  (что важно для возобновления зарослей).

Лето  закончится, цветы отцветут, а мы болеем - то осенью

то зимой, когда цветочков уже нет. Поэтому, летом запасают

лекарственные растения.

Только собирать их надо правильно, а вы запомните правила сбора

лекарственных растений? Давайте повторим.

1. Нельзя рвать много растений, а то на следующий год они не вырастут на этом месте.

2. Нельзя пробовать ягоды, корневища и плоды: можно отравиться.

3. После сбора лекарственных растений следует тщательно вымыть руки, так как на руках может остаться много пыльцы, грязи.

 Не забудьте, про наш разговор, помните о нём и расскажите

родителям.

 Беседа  по знакам «поведение на природе» .  

   ( нельзя ломать ветки, рвать или топтать цветы, разрушать гнёзда, муравейники, громко включать музыку и т.д)           

Воспитатель: Я  хочу  прочитать  вам  небольшое  стихотворение  Валентина Берестова,  в  нём  говорится  о  том  что,  беречь  прекрасный,  но     хрупкий  мир  растений – обязанность  каждого  человека.      

Послушайте:

         Дерево,  трава  и  птица

         Не  всегда   умеют  защититься.

         Если  будут  уничтожены  они,

         на  планете  мы  останемся  одни!

Итог занятия.

Воспитатель. Ребята, мы с вами прогулялись по лесной полянке. .

А дома ваши родные или знакомые пользуются

лекарственными травами? (Ответы детей).

Воспитатель. Скажите, а кому вы расскажете о пользе наших друзей- растений? (Ответы детей).

Воспитатель. Все свои сокровища природа щедро отдаёт человеку и за всё просит только одного: беречь её! Давайте скажем нашей природе, большое спасибо! И будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лекарственные растения-средства оздоровления организма человека"

КОНСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЕТЕЙ НА ТЕМУ: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ – СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА»....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ – СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА».

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ  ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ТЕМУ:«ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ – СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА».Цель: Развивать экол...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии "Лекарственные растения - средства оздоровления организма человека"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии "Лекарственные растения - средства оздоровления организма человека"...

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе на тему: «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека».

Цель: -Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения.Задачи: -Развивать экологическое ...

Конспект занятия на тему "Лекарственные растения-средства оздоровления организма" (средняя группа)

Цель: Развивать позновательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения:-развивать экологическое мышление в процессе...

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе Тема: Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека.

Цель: Продолжать знакомить детей с лекарственными растениями, их лечебными свойствами....