Сотрудничество учителя-логопеда и семьи в целях развития речи детей
рабочие листы
сотрудничество учителя-логопеда с родителями
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Сотрудничество учителя-логопеда и семьи в целях развития речи детей
Учитель-логопед Коченова Татьяна Сергеевна
Сотрудничество учителя-логопеда и семьи важно для эффективного развития речи детей, так как речь формируется в общении с окружающими взрослыми.
Некоторые задачи сотрудничества:
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития;
- установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника, создание атмосферы общности интересов и взаимоподдержки;
- обучение родителей конкретным приёмам логопедической работы;
- формирование у родителей представления о готовности к обучению в школе.
Некоторые формы сотрудничества:
- Родительские собрания. Помогают объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс воспитания детей.
- Консультации. Предполагают теоретическое и практическое знакомство родителей на определённую тему.
- Беседы. Цель — обмен мнениями по тому или иному вопросу, активное участие логопеда и родителей.
- Тестирование и анкетирование. Эти методы позволяют выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей, а для учителя-логопеда организовывать свою работу более эффективно, в соответствии с потребностями родителей.
- Родительские пятиминутки. Кратковременная личная консультация.
- Ведение домашних тетрадей совместной деятельности. Позволяет проследить эффективность организации взаимодействия всех участников образовательного процесса.
- Семинары-практикумы. Вооружают родителей практическими, чаще всего игровыми приёмами коррекционной работы.
- Мастер-классы. Позволяют родителям обучаться новому, стать ближе к специалисту и самим стать немного педагогами в работе со своим ребёнком.
- Информационный стенд. Размещаются разнообразные формы наглядности, которые способствуют просвещению родителей в вопросах профилактики и коррекции речи ребёнка.
Некоторые правила эффективного взаимодействия логопеда с родителями: не беседовать с родителями второпях, разговаривать спокойным тоном, уметь терпеливо слушать, не спешить с выводами.
«Взаимодействие учителя - логопеда с родителями»
Цель: создание единого коррекционно- развивающего пространства с родителями.
Ход собрания:
Добрый вечер, уважаемые родители. Меня зовут Коченова Татьяна Сергеевна
Я – учитель-логопед. Буду работать с вашими детьми.
В начале своей работы мы проводим логопедическое обследование, в ходе которого выявляется степень нарушения речи детей.
Логопедические занятия являются дополнительными (так как сад общеразвивающего вида).
При обследовании детей с нарушением звукопроизношения будет проводиться 2 занятия в неделю, как индивидуально, так и в подгруппах по несколько человек , один раз в неделю проводится занятие по обучению грамоте.
Хочу рассказать вам немного о структуре логопедической работы. Часто родители считают, что логопед занимается только исправлением звуков речи. Но это лишь один из аспектов логопедического взаимодействия.
Система работы строится по следующим направлениям:
- Постановка, автоматизация и дифференциация звуков в речи детей;
- Развитие фонематического восприятия и навыков звукобуквенного анализа и синтеза, т.е. умение различать на слух звуки речи, слоги, слова схожие по звучанию, артикуляции (точка-дочка, пол-кол, и т.д.);
- Развитие связной речи и лексико-грамматического строя в соответствии с возрастными нормативами (умение строить предложение, составлять рассказы, правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже, употреблять предлоги, пересказывать небольшие тексты);
- Подготовка к обучению грамоте;
- Развитие мелкой моторики рук;
- Развитие просодической стороны речи, включающее выработку выразительности речи, правильного дыхания, работу над темпом речи.
На индивидуальных занятиях с детьми проводится:
- Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);
- Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
- Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);
- Коррекция звукопроизношения разными способами, автоматизация звуков в речи, дифференциация звуков в речи, обогащение словарного запаса.
На подгрупповых занятиях дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух в произношении, выполнять звукобуквенный анализ и синтез слогов и слов.
Для преодоления речевых дефектов необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывают в индивидуальном порядке.
У каждого ребенка есть тетрадь для домашних заданий.
Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:
- тетради забираете домой ежедневно и приносите обязательно на следующий день.
Хочу рассказать о каждом пункте заданий для домашнего выполнения
Первым пунктом в заданиях является работа над дыханием.
Они позволяют выработать сильный, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю – это позволяет ребенку более быстро освоить труднопроизносимые звуки. Обязательное требование глубокий вдох через нос, выдох через рот, щеки не надувать (показать пример «Сдуй снежинку» «Прокати карандаш»)
Вторым пунктом – артикуляционная гимнастика
В каждой тетради вклеен комплекс артикуляционной гимнастики.
Хотелось бы подробнее остановиться на этом пункте и рассказать вам:
Что такое артикуляционная гимнастика? Для чего нужна она?
Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения.
Польза артикуляционной гимнастики:
- улучшение кровоснабжения, нервной проводимости и подвижности артикуляционных органов;
- укрепление мышечной системы щёк, губ и языка;
- навыки, позволяющие удерживать нужное артикуляционное положение;
- увеличение амплитуды движений;
- снижение напряжённости артикуляционных органов;
- постановка правильного произношения звуков
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики:
- гимнастику нужно выполнять ежедневно в течение 5-7 мин. в день.
- сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт (до 5 или 10). Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и правильно, иначе занятия не имеют смысла.
- можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение: ручкой чайной ложки или чистым пальцем помогите ребенку поднять язык вверх.
2. Второй пункт – это самомассаж языка.
Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком.
Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе речевого аппарата, а также в нормализации мышечного тонуса. («Покусай кончик языка», «Расчёска», «Мясорубка»)
5. Как только речевой аппарат готов, ставится звук и начинается этап автоматизации звука
Введение звука в речь происходит постепенно. До определенного момента звук произносится ребенком только изолированно перед зеркалом, для зрительного самоконтроля самим ребенком, а родители следят за правильностью уклада (артикуляционный уклад расписываю в тетради, затем исправленный звук мы закрепим в слогах, в словах, как только переходим к фразе,необходимо постоянно напоминать ребенку: «Ты умеешь правильно говорить!»; поправлять его речь, чтобы исключить неправильный стереотип произнесения, ввести чистый звук в речь.
Весь речевой материал (а это изолированный звук, слоги, слова, фразы, чистоговорки и. т. п.) должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания).
5. Задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами.
Во время занятий нужно стараться быть терпеливыми, ласковыми и спокойными, обязательно хвалить ребенка, стимулировать мотивацию к занятиям.
Также хотелось бы, чтоб вы понимали, что необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Выражайтесь доступным ребенку языком. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телевизора, компьютерных игр. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.
Хочу заметить, что положительный результат может быть достигнут только при условии комплексного воздействия на ребенка: родителей, учителя-логопеда и воспитатель, а некоторым нужна также помощь невролога, психолога.
И последнее о чём я бы хотела сказать – это о методических рекомендациях.
Многие родители считают, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Но это не так. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль.
Часто родители спрашивают: «Зачем нужны методические рекомендации домой, если ребенок, итак занимается с логопедом?». Особая роль родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал дома, вы получаете возможность закреплять с ребенком полученные на логопедических занятиях речевые умения и навыки не только при выполнении заданий в тетрадях, но и в свободном речевом общении: во время игр, прогулок, и т д. , то есть в повседневной жизни.
Уважаемые родители, вы всегда можете обратиться за консультацией, я с радостью отвечу на ваши вопросы индивидуально. Логопед только направляет, а основная работа ложится на родителей.
Большая просьба не пропускать занятия и приносить тетради для домашних заданий вовремя. Общий успех коррекционного обучения определяет совместная работа.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция деятельности учителя-логопеда и других специалистов ДОУ в развитие речи детей
Консультация поможет родителям во время обратить внимание на речь своего ребёнка, в дальнейшем устранить эту проблему...

Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.
Наша задача логопеда и воспитателей– привлечь родителей к активному сотрудничеству, помочь им уяснить свою роль в про...

Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.
Наша задача учителя-логопеда и воспитателей– привлечь родителей к активному сотрудничеству, помочь им уяснить свою роль в процессе развития ...
Консультация учителя-логопеда М.Н.Войтенко на тему "Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО"
Развитие речи детейпосредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Слайд 1 - Титульный листСлайд 2 - Овладение родным языком – это одно из важнейших приобретений ребёнка...
Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов "Методы и приемы работы по развитию речи детей с РАС"
quot;Методы и приемы работы по развитию речи детей с РАС"...

Семинар ассоциации педагогов дошкольного образования. Секция "Учителя-логопеды, учителя-дефектологи" г. Москвы. Тема "Развитие речи детей с ОНР через проектную деятельность"
Использование продуктивной детской деятельности для развития речи детей с ОНР....

Доклад к районному методическому объединению учителей-логопедов и педагогов-психологов на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»
Доклад к районному методическому объединению учителей-логопедов и педагогов-психологов на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук&r...
