Формирование и развитие КГН у детей дошкольного возраста (из опыта воспитателя)
опыты и эксперименты (младшая группа)

Почепко Инна Геннадьевна

В последние годы проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения приобретает всё большую актуальность. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого. Одним из важнейших условий для поддержания здоровья младших дошкольников является наличие у них культурно-гигиенических навыков, так как соблюдение правил личной гигиены предохраняет от разных заболеваний. Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств, усвоение правил и норм поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_i_razvitie_kgn.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование и развитие КГН у детей дошкольного возраста (из опыта воспитателя)

Почепко Инна Геннадьевна

Воспитатель

ГБОУ начальная школа-детский сад №662

Кронштадтского р-на СПб

В последние годы проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения приобретает всё большую актуальность. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого. Одним из важнейших условий для поддержания здоровья младших дошкольников является наличие у них культурно-гигиенических навыков, так как соблюдение правил личной гигиены предохраняет от разных заболеваний. Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств, усвоение правил и норм поведения.

К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство воспитанников. Условия должны быть постоянными, а методические приемы, которые использует воспитатель, необходимо менять. «Будем учиться умываться» - говорю я в начале года и показываю все: и как завертывать рукава, и как намылить руки, и как вымыть их, а затем вытереть. Все воспитанники действуют под моим наблюдением. И так изо дня в день. В этой каждодневной деятельности совершенствуются культурно- гигиенические навыки, формируются привычки: мыть руки перед едой и после загрязнения, следить за своим внешним видом. Я постепенно предоставляю им все больше самостоятельности. Перехожу от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у воспитанников осознанное отношение к правилам - убеждению, разъяснению смысла правил. Только тогда, когда воспитатель учитывает постоянно возрастающий опыт детей, совершенствование их навыков, умение все более самостоятельно выполнять установленные правила, только тогда у них формируются устойчивые привычки, не разрушающиеся при переходе в новые условия. Если этого не учитывать, то у детей вырабатывается, лишь умение подчиняться требованию взрослого. Воспитывая нормы поведения за столом, воспитатель также учитывает, что, помимо привития детям культурно-гигиенических навыков, перед ним возникает целый ряд задач: формирование положительного отношения к сверстникам, культуры поведения в коллективе, скромности, вежливости, сдержанности. Для этого они используют разные ситуации. В воспитании навыков следует опираться и на хороший пример самих детей. Я обращаю внимание воспитанников на тех их сверстников, кто умеет хорошо мыть руки, аккуратно обращаться с вещами, самостоятельно одеваться, так как дети не всегда могут сами заметить это. В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет педагогическая оценка, т. е. положительное иди отрицательное суждение воспитателя об отдельных поступках и поведении воспитанника. Использование в своей работе положительной оценки: одобрением, поощрением, похвалой, поддерживает в наших воспитанниках желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше. Положительная оценка дается и в том случае, когда нужно показать успехи в овладении новыми навыками. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, погоровки, стихотворения. Такие как: «Расти коса до пояса не вырони ни волоса…». «Водичка, водичка умой мое личико…», «Права ножка, лева ножка — поднимайся понемножку…». «Что поставят, то и кушай.» «Хлеб - соль кушай, а добрых людей слушай», «Ешь больше, проживешь дольше», «Мило не мыло, а беленькое личико» Очень часто использую игровые приемы, ведь содержание культурно-гигиенических навыков у воспитанников этого возраста осваивается, прежде всего, в дидактических играх и игровых ситуациях.

 Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков в моей группе созданы следующие условия:

1) организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);

2) разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;

3) многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы - разные;

4) индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;

5) организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;

6) безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

Прежде всего, необходимо вызвать у детей желание действовать определенным образом. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании. Когда я начала работать с воспитанниками двухлетнего возраста, обратила внимание на то, что многие ребята совершенно не владеют даже элементарными культурными навыками. Многие не умеют пользоваться (даже не хотят) платочком, расчёской, не могут самостоятельно помыть ручки, лицо, поправить одежду. Во время еды также возникают проблемы: кто- то неправильно держит ложку, чашку, многие не умеют вести себя за столом. Во время игр, занятий и самостоятельной деятельности детей обратила внимание, что половина детского коллектива плохо обращается с книгой, игрушками, дидактическими пособиями. Также далеко не все здороваются и прощаются с ребятами и взрослыми, часто ссорятся между собой. Планируя работу с воспитанниками, я включила занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим на такие темы: - «Искупаем куклу Катю». - « Куклу Машу оденем на прогулку». - «Постелем кроватку зайке». - «Напоим чаем гостей», «Накроем к обеду стол». На наших занятиях формируются не только культурно-гигиенические, но и игровые навыки, которые обеспечивают развитие сюжетно-ролевой игры. В каждую обучающую деятельность мы включаем художественное слово - песенки, потешки, зачитываю отрывки из произведений «Мойдодыр», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Девочка чумазая». Использую наглядность, игрушки-гости. Обязательно поощряю детей, использую к каждому индивидуальному подходу. Также проводим любимые детьми игры и дидактические упражнения. Например, дидактическая игра «Научим умываться Филю», дидактическая игра «Туфельки поссорились - подружились», игровое упражнение «Причешем наших кукол» Для того чтобы научить убирать игрушки на место, я провела для начала экскурсию по группе и показала ребятам где «живут» игрушки: машинки - в «гараже» на одной полке, куклы - на другой, книги, кубики и т.д. - на специально отведённых для них полочках и шкафах. Далее, привлекала к уборке игрушек, обыгрывая упражнения «Покажем нашим куклам, какой у нас порядок», «Где живут наши машинки?» и т.д. Конечно, не все воспитанники спешили убирать все на свои места по моей просьбе. Здесь приходилось хитрить: вечером прячу некоторые игрушки, а утром ребята спрашивают, где же игрушки? Я им объясняю, что они обиделись на то, что их разбрасывают и вернутся только тогда, когда они научатся с ними хорошо обращаться. Особое внимание уделяю бережному обращению с книгой, дидактическими пособиями. Обязательным условием для формирования культурно-гигиенических навыков в группе является соблюдение воспитанниками режима дня. Режимные моменты способствуют воспитанию у воспитанников культурно-гигиенических навыков, привычек, дисциплинирует воспитанников, помогает им быть активными, самостоятельными. Хотелось бы добавить о культуре общения с взрослыми и сверстниками. Человек, как существо социальное, постоянно взаимодействует с другими людьми. У ребёнка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения. И наша задача - воспитывать у них культуру общения. Для установления доброжелательных отношений между воспитанниками и воспитателями также использую разнообразные дидактические игры и упражнения, такие, как: «Ушиб лапку Мишка, пожалей его», «Как утешить куклу Катю». В таких упражнениях я обучаю ребят спокойно разговаривать, сочувствовать другому, обращаться друг к другу по имени. «Покажем утёнку, как нужно попросить о чем-нибудь», «Научим наши игрушки здороваться друг с другом». В этих играх обучаю малышей пользоваться словесными формами приветствия, прощания, учу вежливо обращаться с просьбой. Конечно, не все идёт так гладко в нашей работе, как хотелось бы. Многие родители из-за нехватки времени или терпения предпочитают сами быстренько умыть, одеть ребёнка, убрать за него игрушки, что мешает закреплению полученных в детском саду знаний, умений и навыков культурного поведения. Некоторые родители мало обращают внимание на то, что малыш плохо ведёт себя на улице и в общественных местах. Для этого, были разработаны рекомендации для родителей по формированию данных навыков в период выходных дней и на время отпуска. Если в детском саду воспитатель приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребенка делают взрослые, то у ребенка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия. 

В дальнейшем работа с детьми должна продолжаться, когда они перейдут в среднею, а потом в старшую группу. Для закрепления правил и их усвоения, в средних и старших группах целесообразно будет больше внимание уделять беседам о гигиене, которые будут построены так, чтобы дети не только называли, перечисляли действия и их порядок, но и делали обобщения, которые помогают понять целесообразность действий, убеждают детей в их необходимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)

В моей статье я попыталась раскрыть вопрос формирования предпосылок с помощью игр и игровых упражнений....

Формирование и развитие КГН у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя СРЕДНЕЙ группы).

Главная задача воспитателя охрана жизни и здоровья детей, сохранение и укрепление здоровья. Для охраны здоровья необходимо создавать правильные условия для развития детей, а для этого нужно знат...

Формирование и развитие кгн у детей дошкольного возраста( из опыта работы воспитателя младшей группы)

Формирование и развитие кгн у детей дошкольного возраста( из опыта работы воспитателя младшей группы)...

Формирование и развитие КГН у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя второй младшей группы).

Важной целью при формировании здорового образа жизни является – воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни в детском саду и в...

Формирование и развитие КГН у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)

В последнее время особенно актуальным становится физическое воспитание детей. Возросшие за последние годы требования программы, изменившиеся условия жизни способствуют гипокинезии - пониженной двигате...

Статья. Формирование и развитие КГН у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя младшей группы)

Сегодня проблема здоровья детей весьма актуальна. Важной составляющей культуры здоровья и поведения является формирование культурно-гигиенических навыков. Наиболее благоприятным периодом формирования ...