Детская йога в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста
статья
Йога — это свет,
который если загорится,
то уже не померкнет.
И чем лучше вы стараетесь,
тем ярче пламя.
Б. К. С. Айепгар
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Детская йога в образовательном процессе
с детьми дошкольного возраста
Автор: Собенникова Ольга Владимировна инструктор по физической культуре МДОУ ЦРР детский сад №7 «Алёнушка»
Йога — это свет,
который если загорится,
то уже не померкнет.
И чем лучше вы стараетесь,
тем ярче пламя.
Б. К. С. Айепгар
Сохранение и укрепление здоровья детей в дошкольном возрасте – всегда было и остается ведущим направлением в работе дошкольных образовательных учреждений.
Современные жизненные условия, нарушения экологической обстановки побудили нас к созданию целостной, многогранной системы для оздоровления детей, которая включает все виды здоровьесберегающих технологий (дыхательной, корригирующей гимнастик, психогимнастики, точечного массажа, элементов релаксации) с включением гимнастики хатха-йоги.
Еще в глубокой древности врачи и философы отмечали необходимость физической нагрузки для здоровья человека. Подчеркивалось, что двигательная активность способна сохранить здоровье без лекарств. Йога — прекрасный вид двигательной активности, который удовлетворит потребность детей в движении. Благодаря упражнениям йоги дети станут бодрыми, гибкими, координированными, улучшат способность к концентрации и эмоциональному равновесию. Это особенно важно в наши дни, так как дети много времени проводят в сидячем положении, просматривая телепередачи, играя за компьютером. Йога уникальна тем, что может предложить что-то каждому. Кому-то она поможет укрепить и оздоровить тело, для кого-то послужит в качестве профилактики болезни, кто-то с помощью йоги решит вполне конкретную задачу - избавиться от болей в животе. Кто-то научится контролировать эмоции и сохранять спокойствие ума. На наших занятиях мы развиваем не только наше тело, делая его более сильным, гибким и здоровым, но и наши интеллектуальные и творческие способности: фантазируем, рассказываем истории.
Начинать изучать азы йоги дети могут в возрасте от четырех лет и, для начала достаточно всего 15 - 20 минут занятий в день
На занятиях по физической культуре в детском саду мы с ребятами развиваем не только наше тело, делая его более сильным, гибким и здоровым, но и наши интеллектуальные и творческие способности: фантазируем, рассказываем истории и сказки.
Йога не является ни акробатикой, ни гимнастикой в спортивном смысле. Йога – это физические упражнения. Большинство поз йоги естественны, физиологичны. Они копируют зверей, животных и насекомых. Многие позы названы их именами. Знакомые образы кошки, льва, рыбы, аиста, верблюда, змеи и т.д. помогают детям лучше представить ту или иную позу, будят фантазию и воображение. Благодаря этому дети лучше запоминают позы и легче их осваивают.
Перед началом занятия необходимо провести разминку для разогрева мышц. Важно следить, чтобы ребенок дышал носом. Каждая поза должна приносить ребенку удовольствие. Для того, чтобы заинтересовать ребенка, мы сначала ставили сказки с позами животных, где каждого животного изображал ребенок, детям это очень нравится и они занимаются с удовольствием.
Принципы занятий с детьми - это разнообразность, динамика, заинтересованность.
Элементы йоги я включаю не только в образовательную деятельность с детьми по физическому развитию, но и в режимные моменты (утренняя гимнастика, гимнастика после сна, спортивные развлечения). Короткие йога-сказки позволяют в занимательной форме повторить с детьми те позы, которые они уже знают.
Для наглядности я использую карточки с изображением поз, которые демонстрирую детям, используя мультимедийную аппаратуру, а также показ и простой сказочный сюжет для мотивации детей.
Этапы выполнения упражнения
I этап. Отдых перед вхождением в позу.
Перед каждой позой необходимо, чтобы мышцы у детей были расслаблены. Для этого сделайте с детьми 2 – 3 спокойных вдоха, удлиняя выдох. Напряжение снимается, сидя или лёжа в удобной позе.
II этап. Мысленная настройка на выполнение позы.
Можно предложить детям рассмотреть изображение позы, представить себя в этой позе. Показ воспитателем позы. Можно придумать простой сюжет для выполнения позы.
III этап. Вхождение в позу.
Необходимо следить, чтобы дети позу выполняли медленно, как показывает воспитатель, движения плавные и спокойные, дыхание свободное.
IV этап. Фиксация позы.
На этом этапе формируем умение удерживать положение тела в позе определённое время. Сначала удерживаем позу от 3–5 секунд. Каждую неделю прибавлять по 1–2 секунде. В среднем удерживание позы от 7 до 10 секунд.
При удерживании позы нужно настраивать детей думать о чём-нибудь добром и хорошем. Здесь поможет как раз тот сюжет, который педагог предложил детям на втором этапе.
V этап. Выход из позы.
Выход из позы в исходное положение нужно производить плавно и медленно. Дыхание спокойное.
VI этап. Отдых после выхода из позы.
Принять удобную позу, расслабиться, отдохнуть. Отдых составляет от 2–4 секунд. Расслабление в позе полного отдыха, лёжа на спине.
При разучивании поз с детьми дошкольного возраста строго придерживаемся определенных правил:
- не следует заниматься упражнениями после еды, наиболее правильным и полезным будет их выполнение через 1 час после приема пищи;
- одежда детей во время упражнений должна быть облегченной: майка и шорты, ноги босые;
- позы всегда следует выполнять после дыхательных упражнений;
- комплекс упражнений йоги должен строиться в строгой последовательности:
а) сначала упражнения, выполняемые из положения стоя, сидя; б) затем – лежа;
- перед началом выполнения упражнений необходимо провести динамическую разминку. Это разогреет мышцы и подготовит организм к статической нагрузке;
- при овладении позами необходимо соблюдать принцип постепенности, избегать перенапряжения у детей.
Системная работа способствует достижению определенных результатов.
У ребят повышается интерес к занятиям физической культуры, они с удовольствием выполняют йоговские упражнения. Знают позы.
Самостоятельно выполняют упражнения, используют полученные навыки в двигательной самостоятельной и совместной деятельности.
Наблюдается повышение уровня физических качеств детей.
Родители могут на практике знакомиться с элементами йоги, использовать их дома.
Упражнения детской йоги существенно отличаются от взрослых, уже потому, что проводятся в игровой форме. Это позволяет ребенку чувствовать себя в своей стихии, полной движения, ярких эмоций и постоянной новизны.
Если практика детской йоги подойдёт вашему ребёнку, то она может стать для него уютным и добрым миром, где есть возможность начать свой путь, раскрыть потенциал и познать себя.
Используемая литература
Йога для детей. Парциональная программа для детей дошкольного возраста. Т.А. Иванова. СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015
Сказочная гимнастика с элементами йоги. Е.Б. Болсунова. М. ВАКО. 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по использованию в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста информационно- образовательных ресурсов.
Тема: «Путешествие в страну Транспорт» Цель: Ощутить радость самостоятельных открытий в результате коллективной интеллектуально-творческой деятельности. Задачи:Образовательные:Способствовать...

Выступление на окружной зимней методической неделе «Образовательная и оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в зимний период» на тему «Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста».
Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста ОВЗ с использованием современных образовательных технологий Тренажерно-Информационной Системы «ТИСА»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста ОВЗ с использованием современных образовательных технологий Тренажерно-Информационной Системы «ТИСА»...

Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"
Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание....

«Консультационный центр в ДОУ, как одна из форм оказания ранней помощи родителям с детьми дошкольного возраста, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребностями».
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) воспитывающих детей, не посещающих образовательные учреждения по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей до...

Разработка календарно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Разработка календарно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошк...

«Консультационный центр в ДОУ, как одна из форм оказания ранней помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в т.ч. от 0 до 3-х лет, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребн
В настоящее время активно развиваются новые формы дошкольного образования. Одной из таких форм является организация консультационных центров на базе ДОУ...
