Виды закаливания в детском саду
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Закаливание детей в ДОУ
Существенная роль в системе физического воспитания детей принадлежит мероприятиям по закаливанию. Под закаливанием понимается формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению “простудных” заболеваний. Никакой оздоровительный режим немыслим без использования закаливающих процедур. Все формы закаливающих мероприятий должны вводится постепенно, и предполагают активную работу совместно с воспитателями. Закаливание должно проводиться регулярно, так как перерывы в закаливании уменьшают сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Систематическое закаливание укрепляет не только нервную систему, тренирует безболезненное восприятие организмом переменам холода и тепла, но и укрепляет сердце, легкие, улучшает обмен веществ, то есть улучшает работу всех органов и систем. Хорошее здоровье ребенка определяет его работоспособность, возможность легко усваивать то, чему его учат, быть доброжелательным в общении со сверстниками, уметь управлять своим поведением.
Вопрос закаливания и проведения закаливающих мероприятий всегда был актуален в условиях детского сада так как В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья. При этом заболеваемость детей остается высокой, несмотря на успехи медицины. Закаливание является эффективным способом оздоровления детей.
1. Индивидуальный подход к ребенку. Какие бы средства закаливания ни применялись, всегда необходимо учитывать возраст ребенка, состояние здоровья, условия жизни и индивидуальные особенности организма. Особая осторожность необходима при закаливании детей с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития. В таких случаях необходимы медленное наращивание интенсивности воздействия и контроль за реакцией ребенка на процедуру. При проведении закаливания нужно внимательно следить за самочувствием ребенка, его настроением, аппетитом, массой тела, сном.
2. Систематическое проведение процедур, во все время года, без перерыва.
Адаптация организма к резким колебаниям температур требует длительного времени. При многократном повторении закаливающие процедуры способствуют выработке условного рефлекса в виде быстрой реакции кровеносных сосудов на воздействие холода или тепла. Первый эффект закаливания проявляется через 3 месяца от начала процедур. При прекращении процедур происходит быстрое угасание выработанных при закаливании рефлексов.
3. Постепенное увеличение силы закаливающего воздействия с учетом самочувствия ребенка. Привычка к холодным воздействиям должна воспитываться последовательно и настойчиво (переход от менее сильных процедур к более сильным, от местных процедур к общим и т.д.). Только последовательно приучая детей к изменениям температуры, можно без риска для их здоровья добиться хороших результатов.
4. Проведение закаливания только при положительной эмоциональной реакции ребенка. Если ребенок проявляет беспокойство, капризничает, закаливающие мероприятия временно отменяют. Для маленьких детей необходимо создать такую обстановку, которая не вызывала бы страха.
Процесс закаливания можно разделить на 2 этапа:
I. Начальный этап – происходит формирования холодовой устойчивости организма при постепенном увеличении интенсивности воздействия закаливающего фактора.
II. Этап стабилизации – поддерживается приобретенная устойчивость (для этой цели используются разнообразные виды закаливания).
Противопоказания для проведения закаливающих процедур представлены на слайде.
Закаливание воздухом
Закаливание воздухом можно начинать с периода новорожденности. Ребенок очень чувствителен к недостатку воздуха: относительная потребность в кислороде у него 2,5 раза выше, чем у взрослого человека. От недостатка кислорода в первую очередь страдает нервная система. В комнате, где находятся дети, воздух должен быть чистым и свежим. Для этого необходимо:
Проветривание помещения – для детей дошкольного возраста необходимо прежде всего создать оптимальный воздушный режим помещения – это основное условие эффектности закаливания. Оптимальной температурой воздуха в помещении, где находятся дети от 3 до 7 лет 18-20 градусов. При такой температуре напряжение процессов терморегуляции у ребенка минимальное. Повышение температуры усиливает потоотделение, при малейшем сквозняке ребенок может легко простыть. В холодное время года проветривание помещений необходимо производить через фрамугу 4-6 раз в день по 10-15 минут. Сквозное проветривание следует проводить, выводя детей в соседние помещения. В летний период проветривание происходит круглосуточно.
Прогулки на свежем воздухе – отлично закаливают детей. Бояться, что ребенок может во время прогулки простудиться, не следует. Надо только приучить его гулять в любую погоду, ежедневно бывать на свежем воздухе.
Одежда для прогулки в холодное время года должна быть достаточно теплой и легкой, чтобы не стеснять движений. Положительное влияние оздоровительных мероприятий сказывается на функциональном и нервно-психическом развитии ребенка. Из специальных мер закаливания в летнее время используются воздушные и солнечные ванны, обтирания, обливания,
Воздушные ванны – применяются с целью приучить детей к непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом. При этом кроме температуры, имеют значение влажность и движение воздуха. Для воздушных ванн выбирают площадку, защищенную от ветра, проводить воздушные ванны можно на террасе, на открытом балконе. Детей раздевают догола или оставляют только короткие трусики. Во время воздушных ванн дети должны быть в движении, в прохладные дни надо подбирать, более подвижные игры, а в теплые – спокойные. После воздушной ванны ребенок должен быть бодрым и веселым, не испытывать неприятных ощущений. Воздушное закаливание всегда предшествует водным закаливающим процедурам. Спустя 2-3 недели после применения воздушных ванн можно переходить к водному закаливанию.
Босохождение Хождение босиком относится к нетрадиционным методам закаливания, который является также хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок. Так как хождение босиком является средством закаливания, необходимо руководствоваться принципами постепенности и систематичности.
Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже +18 градусов. Вначале это осуществляется в носках в течение 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты, увеличивая ежедневно время процедуры на 1 минуту и постепенно доводя ее до 15-20 минут. Хождение босиком рекомендуется во всех возрастных группах.
Закаливание водой
Умывание – самый доступный в быту вид закаливания водой. Детям в возрасте полтора года рекомендуется ежедневно умывать не только лицо и руки, но также шею и верхнюю часть груди до пояса. Начинать надо теплой водой (30-32°С), постепенно снижая её до комнатной, а затем использовать воду из-под крана. После умывания тело растирают махровым полотенцем до легкого покраснения. Привычка к прохладной воде воспитывается ежедневным умыванием детей водой (из-под крана) и мытьё ног прохладной, «комнатной» водой.
К умыванию рук, лица, шеи и ушей дети, даже младшей группы, привыкают очень легко.
Обтирание – сухие обтирания проводят с детьми с 3-4 месяцев, при нормальном состоянии кожных покровов. В начале растирается кожа верхних и нижних конечностей от пальцев к туловищу. Проводится легкое поглаживание кожи. Длительность процедуры 1-2 минуты. Курс 7-10 дней, после чего можно переходить к влажным обтираниям (с 5-6 месяцев). Ослабленным детям проводят вначале местные обтирания, а затем (через 1-2 недели) – общие. Рукавицей или полотенцем, смоченными в теплой воде и отжатыми, обтирают последовательно руки, грудь, живот, спина, ноги. Обтирают влажной рукавичкой, а затем растирают махровым полотенцем. После процедуры ребенок спокойно лежит 15-20 минут. В воду можно добавить соль (1 чайная ложка на 2 стакана воды). Через 1-2 месяца можно перейти к обливаниям. Рекомендуемая температура воды для влажных обтираний - старше 4 лет 28-32 градуса (снижают до 18-20 градусов). Температура воды каждые 5-7 дней понижается на 1 градус.
Ножные ванны – контрастные ножные ванны принимаются для детей старше 1.5-2 лет. Целесообразно использовать для профилактики при повторных насморках. Ноги погружают в воду до середины голеней. Процедуры проводят после сна, когда ноги теплые или предварительно согреты. Рекомендуемая температура для контрастных ножных ванн: 1. начальная (горячая 27-38 градусов; холодная 33-34 градуса) снижают 1 раз в неделю 2. Конечная (горячая 40 градусов; холодная 20 градусов) снижают на 1-2 градуса 3. Время воздействия (горячая 1-2 минуты; холодная 5-10 секунд). Начинать следует с 3-5 погружений, в дальнейшем можно довести число до 10. Процедура заканчивается погружением ног в холодную воду, и затем ноги растираются до легкого покраснения. Общая ванна проводится в одно и то же время. Детям с повышенной нервной системой возбудимостью общую ванну организуют перед сном. Здоровым, но пассивным и вялым детям ванну заменяют душем или обливанием после сна. Обливая стопы голени попеременно водой контрастных температур. Температура теплой воды для всех детей одинакова – 38 градусов.
Закаливание носоглотки – можно проводить в любое время года. Детям 2-4 лет следует полоскать рот, а после 4-х лет горло кипяченой водой комнатной температуры с добавлением настоя ромашки 2 раза в день утром и вечером. На каждое полоскание используется 1/3 стакана воды.
6. Закаливание солнечными лучами
Закаливание солнцем начинают, когда ребенок привык к воздушным процедурам. В теплую солнечную погоду ребенок должен много пить, а также носить легкую светлую одежду, не препятствующую испарению пота. Свето–воздушные ванны – воздействие рассеянного солнечного света. Проводятся перед солнечными ваннами или как их замена при противопоказаниях. Детей до 1 года укладывают в тени деревьев в безветренную погоду, постепенно обнажая руки, ноги, туловище. Дети старше 1 года, одетые в трусики, играют в подвижные игры в тени деревьев, тента или навеса. Солнечные ванны – оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием 17 солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином Д, что улучшает усвоение солей кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закаливание в детском саду
Закаливание является одним из важных элементов здорового образа жизни. Существует множество традиционных средств и методов закаливания. Все процедуры закаливания в детском саду проходят на фоне веселы...
Закаливание в детском саду
Закаливание в детском саду - один из действенных методов укрепления иммунитета и профилактики заболеаний.Указаны принципы , правила и противопоказания, признаки и формы закаливания, гимнастика после с...
Закаливание в детском саду.
Закаливать ребенка в детском саду или нет-польза или вред?...

Методическая разработка "Закаливание в детском саду"
Закаливание — важный элемент здорового образа жизни человека в любом возрасте. Но особое значение оно имеет для детей, организм которых ещё не выработал способности к быстрой адекватной реакции на рез...

Выступление на семинаре "Виды закаливания в детском саду"
Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переох...


