Педагогический проект "Художественная литература как средство воспитания культурно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ"
проект
Данная работа является воспитанием культурно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ с помощью средств художественной литературы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Художественная литература как средство воспитания культурно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ»
Пайдаркина Марина Сергеевна
Воспитатель
МАОУ «Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей с ограниченными возможностями здоровья»
г. Нижнекамск
Целью работы является воспитание культурно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ с помощью средств художественной литературы.
Задачи:
- Выявить уровень культурно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ в начале года, для дальнейшего планирования своей работы.
- Разработка перспективного плана работы с детьми по использованию художественного слова для формирования культурно-гигиенических навыков у детей.
- Подбор соответствующей литературы, разработка конспектов занятий с использованием художественного слова для формирования культурно-гигиенических навыков у детей.
- Диагностика уровня культурно-гигиенических навыков у детей в конце года для выявления изменений динамики их сформированности.
Объект исследования: процесс формирования культурно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ.
Предмет исследования: Художественная литература как средство воспитания культурно- гигиенических навыков у детей с ОВЗ.
Сроки: сентябрь 2023-май 2024.
Возраст: 3-5 лет
I.Подготовительный этап (сентябрь 2023 - октябрь2023)
Первичная диагностика сформированности культурно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ.
Первоначальная диагностика по методике Г.Н. Урантаевой «Оценка сформированности культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет». Выбрана эта методика для детей, так как наши дети с ОВЗ 3-5 лет приравниваются данному возрасту. Диагностика проводилась с 12 по 19 сентября.
Цель методики: выявить уровень самообслуживания, культурно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ. Полученные результаты группы № 8 МАОУ «Надежда» города Нижнекамска показывают, что у детей 3(39,1%) культурно-гигиенические навыки сформированы на среднем уровне, а у 5 (60,9%) навыки находятся на низком уровне. Дети не все могут выполнить гигиенические процедуры самостоятельно, без напоминания и помощи взрослых. Часто детям нужно напоминать о том, как правильно засучить рукава, устранить неполадки в одежде, необходимости следить за внешним видом. Так при диагностике у детей культуры поведения за столом, мы выявили, что дети нуждаются в напоминании о том, как правильно вести себя за столом, а также нуждаются в напоминаниях о необходимости благодарить.
II. Перспективный план работы на год
Месяц | Вид деятельности | Образовательная деятельность | Содержание | Связь с другими видами деятельности |
Октябрь- ноябрь 2023г | Воспитание навыков умывания | ОД «Как учили Машу умываться» Цель: сформировать детей умение правильно умываться. Задачи: сформировать у детей знания о последовательном мытье рук. Развивать навыки мытья рук. Развивать навыки мытья рук. Воспитать чистоплотность. Чтение стихов, потешек во время режимных моментов на тему «Умывания» | 1)знакомство с болезнями грязных рук 2) ознакомление с процессом мытья рук 3)физкультминутка «Мытье рук» 4)закрепление знаний о кгн. | Художественно-эстетическое развитие Чтение рассказа «Как Миша и Маша учились мыть руки» Задачи: познакомить с содержанием рассказа, развивать умение анализировать текст, воспитать кгн. Физическое развитие П/и «Зайка белый умывается» Задачи: научить детей выполнять действия согласно тексту стихотворений, развивать умение умываться, следить за внешним видом. |
Декабрь 2023-январь 2024 | Воспитание навыков одевания и раздевания | ОД «Как учили Машу одеваться» Цель: сформировать у детей знания о предметах одежде. Задачи сформировать у детей знания о одежде. Развивать умение выбирать одежду по погоде и правильно ее одевать. Воспитать навыки самостоятельности при одевании и раздевании. Чтение стихов во время режимных моментов на тему «Одевание» | 1) знакомство с назначением одежды 2) загадывание загадок 3) физкультминутка 4) игра «Одеваем Машу» | Чтение сказки «Почему у месяца нет платья Стихотворение «А сейчас пойдем гулять» Загадывание загадок из цикла «Одежда». Задачи: учить детей выполнять действия согласно тексту стихотворений, развивать умение одеваться, воспитывать любовь к литературе. |
Февраль-март 2024 г. | Воспитание аккуратности | ОД «Чистота-залог здоровья» Цель: сформировать детей представление о чистоте, соблюдении правил ухода за собой. Задачи: сформировать детей понятия чистоты, опрятности, болезнях грязных рук. Развивать у детей умение следить за внешним видом, мыть руки. Воспитать в детях чистоплотность. Чтение стихов во время режимных моментов на тему «Аккуратность» | 1)сформировать у детей любовь к опрятности, беседа с детьми 2) загадывание загадок 3)игра для чего это нужно 4)закрепление знаний о чистоте как ЗОЖ | Художественно-эстетическое развитие Чтение сказки «Чучело» Стихотворение Нертера «Носовой платок», Н. Павлова «Чьи башмачки» Загадывание загадок из цикла: «Ванные принадлежности» Задачи: сформировать знания ЗОЖ чистоте, развивать умение следить за внешним видом, воспитывать аккуратность. |
Март-апрель 2024г. | Воспитание культуры поведения за столом | ОД «Поможем Маше накрыть стол». Цель: сформировать у детей знания по столовому этикету. Задачи: сформировать у детей знания о назначении посуды. Развивать умение правильно пользоваться посудой, накрывать на стол. Воспитать бережное отношение к посуде. Чтение стихов, потешек во время режимных моментов на тему «культура поведения за столом» | 1) познакомить с назначением посуды 2)физкультминутка «Чашка» 3)игра «Поможем накрыть стол» 4) закрепление знаний по столовому этикету | Художественно-эстетическое развитие «Чтение Э.Мошковская «Маша и Каша» «Я чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд» «Чашка синяя для Мити» Задачи: сформировать у детей умение отвечать на вопросы, развивать навыки поведения за столом, воспитывать любовь к литературе. |
III. Основной этап. Включает в себя сбор соответствующей художественной литературы, разработка конспектов занятий с использованием художественного слова, фольклор, дидактические игры, беседы и инсценировки, которые необходимы в применении для воспитания культурно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ.
IV. Заключение. В конце года проведем диагностику уровня культурно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ для выявления изменений динамики их сформированности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических и навыков самообслуживания у детей 5-6 лет
Перспективное планирование на год воспитательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Отчет воспитателя по углубленной работе по теме: "«Использование художественной литературы как средство воспитания любви к природе у детей дошкольного возраста»
Материал поможет рассмотреть формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию, приносящие положительные результаты в освоении материала....

Дидактическая игра как средство воспитания культурно-гигиенических навыков детей третьего года жизни.
Забота об охране здоровья детей – одна из важнейших задач в системе образования, чтобы дети овладели необходимыми умениями, их этому надо научить. При формировании культурно-гигиенических навыко...

Художественная литература как средство воспитания ценных образцов поведения у детей дошкольного возраста
Использование художественной литературы для становления базиса личностной культуры дошкольников....

Фольклор как средство воспитания культурно-гигиенических навыков дошкольников.
Консультация для педагогов и родителей "Фольклор как средство воспитания культурно-гигиенических навыков дошкольников" об использовании песенок-потешек в режимных моментах....

Педагогический проект по здоровьесбережению для детей раннего возраста "Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста"
Приобщение детей к ЗОЖ...
Малые формы фольклора как средство воспитания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ....