Педагогический проект "Художественная литература как средство воспитания культурно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ"
проект

Данная работа является воспитанием культурно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ с помощью средств художественной литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Художественная литература как средство воспитания культурно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ»

Пайдаркина Марина Сергеевна

Воспитатель

МАОУ «Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей с ограниченными возможностями здоровья»

г. Нижнекамск

Целью  работы является воспитание культурно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ с помощью средств художественной литературы.

Задачи:

  1. Выявить уровень культурно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ в начале года, для дальнейшего планирования своей работы.
  2. Разработка перспективного плана работы с детьми по использованию художественного слова для формирования культурно-гигиенических навыков у детей.
  3. Подбор соответствующей литературы, разработка конспектов занятий с использованием художественного слова для формирования культурно-гигиенических навыков у детей.
  4. Диагностика уровня культурно-гигиенических навыков у детей в конце года для выявления изменений динамики их сформированности.

Объект исследования: процесс формирования культурно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ.

Предмет исследования: Художественная литература как средство воспитания  культурно- гигиенических навыков у детей с ОВЗ.

Сроки: сентябрь 2023-май 2024.

Возраст: 3-5 лет

I.Подготовительный этап (сентябрь 2023 - октябрь2023)

 Первичная диагностика сформированности культурно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ.

Первоначальная диагностика по методике  Г.Н. Урантаевой «Оценка сформированности культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет».  Выбрана эта методика для детей, так как наши дети с ОВЗ 3-5 лет приравниваются данному возрасту. Диагностика проводилась  с 12 по 19 сентября.

Цель методики: выявить уровень самообслуживания, культурно-гигиенических  навыков у детей с ОВЗ. Полученные результаты группы № 8 МАОУ «Надежда» города Нижнекамска показывают, что у  детей 3(39,1%) культурно-гигиенические навыки сформированы на среднем уровне, а у 5 (60,9%) навыки находятся на низком уровне. Дети не все могут выполнить гигиенические процедуры самостоятельно, без напоминания и помощи взрослых. Часто детям нужно напоминать о том, как правильно засучить рукава, устранить неполадки в одежде, необходимости следить за внешним видом. Так при диагностике у детей культуры поведения за столом, мы выявили, что дети нуждаются в напоминании о том, как правильно вести себя за столом, а также нуждаются в напоминаниях о необходимости благодарить.

II. Перспективный план работы на год

Месяц

Вид деятельности

Образовательная деятельность

Содержание

Связь с другими видами деятельности

Октябрь- ноябрь 2023г

Воспитание навыков умывания

ОД «Как учили Машу умываться»

Цель: сформировать детей умение правильно умываться.

Задачи: сформировать у детей знания о последовательном мытье рук. Развивать навыки мытья рук. Развивать навыки мытья рук. Воспитать чистоплотность.

Чтение стихов, потешек во время режимных моментов на тему «Умывания»

1)знакомство с болезнями грязных рук

2) ознакомление  с процессом мытья рук

3)физкультминутка «Мытье рук»

4)закрепление знаний о кгн.

Художественно-эстетическое развитие

Чтение рассказа «Как Миша и Маша учились мыть руки»

Задачи: познакомить с содержанием рассказа, развивать умение анализировать текст, воспитать кгн.

Физическое развитие

П/и «Зайка белый умывается»

Задачи: научить детей выполнять действия согласно тексту стихотворений, развивать умение умываться, следить за внешним видом.

Декабрь 2023-январь 2024

Воспитание навыков одевания и раздевания  

ОД «Как учили Машу одеваться»

Цель: сформировать у детей знания о предметах одежде.

Задачи сформировать у детей знания о одежде. Развивать умение выбирать одежду по погоде и правильно ее одевать. Воспитать навыки самостоятельности  при одевании и раздевании.

Чтение стихов во время режимных моментов на тему «Одевание»

1) знакомство с назначением одежды

2) загадывание загадок

3) физкультминутка

4) игра «Одеваем Машу»

Чтение сказки «Почему у месяца нет платья

Стихотворение «А сейчас пойдем гулять»

Загадывание загадок из цикла «Одежда».

Задачи: учить детей выполнять действия согласно тексту стихотворений, развивать умение одеваться, воспитывать любовь к литературе.

Февраль-март 2024 г.

Воспитание аккуратности

ОД «Чистота-залог здоровья»

Цель: сформировать детей представление о чистоте, соблюдении правил ухода за собой.

Задачи: сформировать детей понятия  чистоты, опрятности, болезнях грязных рук.

Развивать у детей умение следить за внешним видом, мыть руки.

Воспитать в детях чистоплотность.

Чтение стихов во время режимных моментов на тему «Аккуратность»

1)сформировать у детей любовь к опрятности, беседа с детьми

2) загадывание загадок

3)игра для чего это нужно

4)закрепление знаний о чистоте как ЗОЖ

Художественно-эстетическое развитие Чтение сказки «Чучело»

Стихотворение Нертера «Носовой платок», Н. Павлова «Чьи башмачки»

Загадывание загадок из цикла: «Ванные принадлежности»

Задачи: сформировать знания ЗОЖ чистоте, развивать умение следить за внешним видом, воспитывать аккуратность.

Март-апрель 2024г.

Воспитание культуры поведения за столом

ОД «Поможем Маше накрыть стол».

Цель: сформировать у детей знания по столовому этикету.

Задачи: сформировать у детей знания о назначении посуды. Развивать умение правильно пользоваться посудой, накрывать на стол. Воспитать бережное отношение к посуде.

Чтение стихов, потешек во время режимных моментов на тему «культура поведения за столом»

1) познакомить с назначением посуды

2)физкультминутка «Чашка»

3)игра «Поможем накрыть стол»

4) закрепление знаний по столовому этикету

Художественно-эстетическое развитие «Чтение Э.Мошковская «Маша и Каша»

«Я чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд» «Чашка синяя для Мити»

Задачи: сформировать у детей умение отвечать на вопросы, развивать навыки поведения за столом, воспитывать любовь к литературе.

III. Основной этап. Включает в себя сбор соответствующей художественной литературы, разработка конспектов занятий с использованием художественного слова, фольклор, дидактические игры, беседы и инсценировки, которые необходимы в применении  для воспитания культурно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ.

IV. Заключение. В конце года проведем диагностику уровня культурно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ для выявления изменений динамики их сформированности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических и навыков самообслуживания у детей 5-6 лет

Перспективное планирование на год  воспитательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Отчет воспитателя по углубленной работе по теме: "«Использование художественной литературы как средство воспитания любви к природе у детей дошкольного возраста»

Материал поможет рассмотреть формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию, приносящие положительные результаты в освоении материала....

Дидактическая игра как средство воспитания культурно-гигиенических навыков детей третьего года жизни.

Забота об охране здоровья детей – одна из важнейших задач в системе образования, чтобы дети овладели необходимыми умениями, их этому надо научить. При формировании культурно-гигиенических навыко...

Художественная литература как средство воспитания ценных образцов поведения у детей дошкольного возраста

Использование художественной литературы для становления базиса личностной культуры дошкольников....

Фольклор как средство воспитания культурно-гигиенических навыков дошкольников.

Консультация для педагогов и родителей "Фольклор как средство воспитания культурно-гигиенических навыков дошкольников" об использовании песенок-потешек в режимных моментах....