Проект "Здоровые глазки-яркие краски"
проект

Серебрякова Ярослава Богдановна

Цель проекта заключается  в сохранении и укреплении зрения у детей дошкольного возраста посредством профилактических мероприятий.

В данном проекте присутствуют  мероприятия, которые направлены на профилактику нарушений зрения, формируют у дошкольников представления о функциях зрения, как об одном из способов познания мира, необходимости беречь его; учат детей бережному отношению к себе, своему здоровью, своим глазам.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zdorovye_glazki_-_yarkie_kraski.docx57.99 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга»

ПРОЕКТ

«Здоровые глазки – яркие краски»

                                                                                    Составили:                                                

                                                                                         Тетерина О.А.

                                                                                              Серебрякова Я.Б.

                                                                                       

 

п.г.т. Агириш. 2024г.

Аннотация

Цель проекта заключается  в сохранении и укреплении зрения у детей дошкольного возраста посредством профилактических мероприятий. В данном проекте присутствуют  мероприятия, которые направлены на профилактику нарушений зрения, формируют у дошкольников представления о функциях зрения, как об одном из способов познания мира, необходимости беречь его; учат детей бережному отношению к себе, своему здоровью, своим глазам.

Анализ практической деятельности позволяет выявить, что активное применение мероприятий по профилактике нарушений зрения способствует предотвращению заболеваний глаз.

Все дидактические пособия и игры используются с условием соблюдения безопасности и отвечают нормам СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020г.

Методы и приёмы, возможность интеграции в разных видах деятельности, используемые в проекте, соответствуют возрастным особенностям детей и способствуют более эффективному процессу профилактики.

Мероприятия, проводимые в рамках данного проекта, могут быть использованы в различных формах: непосредственно образовательной деятельности, досугах, развлечениях, на прогулках и других режимных моментах.

Проект «Здоровые глазки – яркие краски» выстроен поэтапно:

  • подготовительный;
  • основной (этап реализации);
  • заключительный.

Данный опыт работы может использоваться воспитателями детских садов, специалистами по дошкольному образованию, студентами педагогических колледжей и вузов, обучающихся по специальности «Дошкольное воспитание».

Содержание

Название раздела

Страница

1

Введение (паспорт проекта)

4

2

Основная часть:

7

2.1.

Подготовительный этап

7

2.2.

Основной этап (реализация)

8

2.3.

Заключительный этап

10

3

Заключение

11

4

Список использованных источников

12

1.Введение

Паспорт педагогического проекта

Тема проекта

«Здоровые глазки – яркие краски»

Вид проекта

Профилактико - оздоровительный

Возраст детей

Средний дошкольный возраст 4-5 лет.

Место реализации

Филиал МАДОУ детский сад «Радуга» посёлок Агириш.

Актуальность проекта

        Во всем мире около 2,2 миллиардов человек страдают нарушением зрения. По меньшей мере, у 1 миллиарда из них, то есть почти у половины, нарушение зрения можно было предотвратить или можно было скорректировать в раннем детстве. Данная проблема не обходит Россию стороной, таким образом занимает 3-е место по взрослой и 2-е — детской инвалидности.

       По результатам медицинского обследования 2023 года в ХМАО-Югре было выявлено, что на второе место вышли болезни глаза и его придаточного аппарата, что составило  

7 612 случая.

        Глаза – это самый важный орган чувств, самый ценный и удивительный дар природы, они заслуживают исключительного внимания. С помощью глаз человек воспринимает огромный поток информации, тем самым познаёт мир. В них отражается всё, что мы чувствуем: радость, страдания, равнодушие, любовь и ненависть. Глаза являются не только зеркалом души, но и как бы зеркалом общего состояния здоровья.

        Поэтому очень важно иметь хорошее зрение и попытаться сохранить его с дошкольного детства на долгие годы.

       Научно-практическая деятельность в этом направлении была начата Л. А. Григорян [Григорян, 1978], которая впервые в г. Москве в условиях специализированного ясли-сада разработала режим зрительных нагрузок, направленных на повышение остроты зрения, а также рекомендации офтальмо-гигиенического характера по отбору дидактического материала для занятий с детьми с нарушением зрения и получила положительные результаты.

       Выбор проведения данного проекта обусловлен тем, что в наше время орган зрения подвергается огромным перегрузкам, в том числе и у детей дошкольного возраста. Значительно вырос интерес и доступность детей к гаджетам, поэтому особенно бережно следует относиться к зрению ребенка, которое отличается особой хрупкостью и уязвимостью. Следует не допускать раннюю и непомерную нагрузку на глаза детей дошкольного возраста и проводить работу по профилактике заболеваний глаз. Работа должна проводиться систематически и носить целенаправленный, осознанный характер; необходимо, чтобы представляла для детей определенный интерес и сочеталась с элементами занимательности.

      Актуальность проекта очевидна.

Цель проекта

    Сохранение и укрепление зрения у детей дошкольного возраста посредством создания системы профилактики зрения у детей в детском саду.

Проблема

  • У детей не сформирована привычка контролировать действия по охране зрения;
  • нарушения в мелкой и общей моторике;
  • пагубное влияние гаджетов на зрение у детей;
  • несвоевременная  профилактика  нарушений зрения;
  • полное отсутствие или частичное просвещение  родителей по вопросам охраны, гигиены и укрепления здоровья глаз.

Задачи проекта

Задачи для детей:

Образовательные:

  • формировать у дошкольников представления о функциях зрения, как об одном из способов познания мира;

Развивающие:

  • развивать мелкую и общую моторику;
  • развивать умение детей бережного отношения к глазам и навыки ухода за ними;

Воспитательные:

  • воспитывать у ребенка чувство ответственности за сохранение и укрепление здоровья глаз;
  • воспитывать толерантное отношения к людям с ограниченными возможностями, готовность им помогать.

Задачи для родителей:

  • повысить компетенцию родительской общественности группы по вопросу важности данной проблемы, дать теоритические знания;
  • способствовать созданию активной позиции родителей в совместной работе по профилактике зрения.

Продукт проекта

Итоговое мероприятие: Квест – игра «В мире Потеряшки»

Сроки реализации

03.11.2024 – 22.11.2024 (3 недели)

Практическая значимость проекта

Возможность применения технологий проекта в практике дошкольных учреждений с целью профилактики нарушений зрения у дошкольников.

Риски и пути решения

Риски:

  • непостоянный состав детей, в связи с карантинными мероприятиями;
  • низкая заинтересованность родителей.

Выход из ситуации:

  • выбор нетрадиционных, эффективных форм работы с детьми и родителями, направленных на повышение их заинтересованности;
  • создание развивающей среды в группе и на улице, способствующей повышению интереса к профилактическим мероприятиям.

Смета проекта

№ п/п

Наименование

Количество (шт)

Цена (руб)

Сумма (руб)

1

Сюжетно-ролевая игра «Окулист»

1

685

685

2

Набор «Цветные очки»

1

577

577

3

Краски акварельные

10

43

430

4

Карандаши цветные

5

76

380

5

Фломастеры

5

83

415

6

Альбом

2

42

84

7

Кисточки

10

32

320

8

Лупа

5

27

135

9

Бинокль

1

771

771

Итого:

3797

Источники финансирования: собственные источники, государственный бюджет.

Материально-техническое обеспечение

№ п/п

Наименование

количество

1.

Ноутбук

1

2.

Интерактивная панель «Колибри»

1

Электронный микроскоп «Юный лаборант»

1

Кадровое обеспечение проекта

№ п/п

ФИО

Должность

Функционал специалиста в проекте

1

Тетерина О.А.

Воспитатель первой квалификационной категории

Организатор проекта

2

Серебрякова Я.Б.

Воспитатель

Разработка и реализация проекта

3

Манакова Т.И.

Медицинский работник

Реализация проекта

2. Основная часть:

2.1. Подготовительный этап:

Цель подготовительного этапа – создание условий для успешной реализации проекта

п/п

Дата

Вид деятельности

(мероприятия)

Цель

1

04.11.24

Изучение литературы и интернет - ресурсов

Изучить  методический материал и интернет-ресурсы  по проблеме проекта с целью внедрения ее в практику профилактической работы с детьми.

2

05.11.24.

Составление плана мероприятий для реализации проекта.

Разработать план мероприятий проекта с его участниками.

Подготовить анкеты для родителей (выявление уровня знаний родителей по теме проекта), конспекты занятий по теме проекта, консультации для воспитателей и родителей.

3

06.11.24

Подбор дидактического, художественного, иллюстративного материала

Подобрать  материал для занятий, бесед, игр с детьми с учетом индивидуальных особенностей детей.

4

07.11.24

Анкетирование родителей

Выяснить знания родителей о состоянии зрения ребенка, выполнение гигиенических правил зрительной работы детей  в домашних условиях.

2.2 Основной этап:

Цель основного этапа – проведение мероприятий, направленных на достижение цели проекта.

№ п/п

Дата

Вид деятельности

(Мероприятия)

Цель

Участники

Работа с детьми

1

08.11.24

Создание проблемной ситуации для детей

Выяснить, что дети знают о зрении, что хотели бы еще узнать; откуда можно узнать.

Дети, педагоги

2

11.11.24.

Беседы с детьми по теме: «Наши помощники -  глаза»

 Дать детям понятие о том, что глаза - одни из самых главных помощников человека, что благодаря им люди многое узнают о предметах. Знакомство детей со здоровьесберегающими технологиями для сохранения зрения.

Дети, педагоги.

3

12.11.24

Тема НОД: «Вот я какой!»

Продолжать знакомить с особенностями органа зрения, дать понятие о его значении в жизни человека. Учить избегать ситуаций, приносящих  вред зрению, обсудить вопросы гигиены. Воспитывать,  бережное отношение к своему зрению.

Дети, педагоги.

4

13.11.24

Сюжетно-ролевая игра «Окулист»

Обобщить представления детей  о профессии врача-окулиста (офтальмолога).
Познакомить с некоторыми трудовыми действиями врача-окулиста.
Показать детям работу отдельных офтальмологических приборов.

Дети, педагоги.

5

14.11.24

Совместная деятельность «Такие разные веселые очки!» 

Расширять и дополнять знания детей о значении очков в их жизни, правилах обращения с очками. Воспитывать культурно-гигиенические навыки, бережное отношение к очкам и толерантное отношение к детям, которые носят очки.

Дети, педагоги.

6

15.11.24

Рисование

 «Красивые глаза»;

Продолжать формировать у детей через художественно – творческую деятельность знания о строении глаз, назначении, ношении очков, средств коррекции.

Дети, педагоги.

7

16.11.24

Экспериментальная деятельность «Наши верные помошники»

Формировать представления детей о своих зрительных возможностях. Закреплять представление о необходимости пользоваться очками. Учить пользоваться вспомогательными средствами - лупой, биноклем, микроскопом. Учить сравнивать и описывать свои зрительные впечатления, полученные в очках и без них.

Дети, педагоги.

8

17.11.24

Экспериментальная деятельность «Поводырь»

Путём экспериментирования  установить, как трудно слепому человеку ориентироваться в окружающем мире. Вызвать сочувствие к больному человеку, желание оказать ему помощь.

Дети, педагоги.

Работа с родителями

9

11.11.24.

Изготовление офтальмотренажёра «Шнурок Брока»

Пополнение развивающей предметно – пространственной среды  по теме, организовать совместную деятельность детей и родителей

Дети, родители, педагоги.

10

12.11.24

Создание коллажа «Правила для глаз»

Пополнение развивающей предметно – пространственной среды  и повышение уровня компетентности родителей по теме. Организовать совместную деятельность детей и родителей

Дети, родители, педагоги.

11

13.11.24

Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Офтальмологический центр»

Пополнение развивающей предметно – пространственной среды  и повышение уровня компетентности родителей по теме. Организовать совместную деятельность детей и родителей

Дети, родители, педагоги.

Профилактика нарушений зрения у дошкольников в режимных моментах в течение дня:

Комплексы пальчиковой гимнастики: «Наша группа», «Семья», «Алые цветы», «Ёж», «Компот», «Космонавт».

Комплексы зрительной гимнастики: «Волшебный лес», «Кто, где живет?», «Наши глазки», «Как на горке снег…», «Машины».

Дидактические игры: «Глаза могут не только смотреть», «Глаза – зеркало души»,  «Глаза умеют принимать и подавать сигналы», «Что я вижу одним глазом?», «Есть ли у глаз помощники?», «Какие продукты полезны для глаз», «Полезно – вредно», «Что любят наши глаза?», «Чудесный мешочек».

Упражнения на развитие зрительного внимания: «Внимательные глазки», «Что художник перепутал?», «Дорисуй вторую половину», «Что лишнее?», «Чего не хватает?», «Кто спрятался?».

2.3. Заключительный этап

Цель заключительного этапа: Определить уровень усвоенных знаний детей по теме.

№ п/п

Дата

Итоговые мероприятия

Цель

Участники

1

19.11.24

Квест – игра с детьми «В мире Потеряшки»

Уточнить представления детей о глазах и их назначении. Закрепить знания о том что, полезно и вредно. Учить детей дополнять зрительную информацию той, которую они получают с помощью сохранных анализаторов.
Воспитывать у детей бережное отношение к своему зрению.

Педагоги, дети

2

20.11.24

Выставка рисунков «Мир глазами детей»

Организовать совместную деятельность детей и родителей

Педагоги, дети, родители

3

22.11.24

Круглый стол. «Наши успехи, достижения».

Выявить уровень усвоенного материала по теме. Привлечь внимание родителей к своевременной профилактике нарушений зрения у детей и  обследованию детей и при необходимости к медицинской помощи.

Родители, педагоги

4

07.11.24-

20.11.24

Оформление стенда на тему:

«Комплексы упражнений для профилактики близорукости»

Рекомендации о том, как заниматься с ребенком в домашних условиях

Педагоги, родители

5

04.11.24-

21.11.24

Оформление стенда на тему:

«Комплексы упражнений для профилактики нарушений зрения»

Информировать родителей о проделанной работе, привлечь их к сотрудничеству, повысить их ответственность за ребёнка.

Педагоги, родители

3. Заключение

Всестороннее гармоничное развитие интеллектуальных и физических  качеств у детей  начинается с учёта их возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребёнка, формирования познавательных интересов, оснащённой развивающей предметно-пространственной среды.

Применение на практике нетрадиционных и разнообразных методов работы по профилактике нарушений зрения, способствовали развитию у детей  активного интереса к занятиям.

Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что:

  • активное применение системы профилактики зрения у детей в детском саду способствуют: формированию привычки контролировать действия по охране зрения; появлению мотивации к наиболее редкому использованию гаджетов,  сформировались представления о функциях зрения
  • выявилась положительная динамика у детей в развитии мелкой и общей моторики, умении детей бережно относиться к глазам и навыкам ухода за ними;
  • у детей появилось чувство ответственности за сохранение и укрепление здоровья глаз, толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями, готовность им помогать;
  • важным достижением проекта можно считать возросший у родителей интерес и активная жизненная позиция в совместной работе по профилактике нарушения зрения у детей.

4. Список использованных источников:

Литература:

  1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Дорофеева Э.М.. «От рождения до школы» Инновационная программа дошкольного образования – 6-е изд., доп. -  М.: Мозаика-Синтез, 2020г. – 368 с.
  2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: Мозаика-Синтез, 2023г. – 256 с.
  3. Гаврилко Т.И. Динамика понимания эмоционального состояния других людей слабовидящими младшими школьниками/ Автореферат диссертации. – Мн., 2002;
  4. Голицына Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», Москва, 2010;
  5. Иванова А.И. «Человек. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду», Москва, 2010;
  6. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. – М., 2000;
  7. Малева З. «Создание условий для охраны и восстановления зрения у дошкольников», журнал «Здоровье дошкольника», №3, 2010;
  8. Малева З. «Самоучитель для будущего первоклассника, желающего сохранить зрение к пользе учения», журнал «Здоровье дошкольника, №1, 2009;
  9. Подколзина Е.Н. «Ребёнок с нарушением зрения», журнал «Здоровье дошкольника», №1, №3, №4, 2008;
  10. Решетнёва Г. «Здоровье ребёнка и общество», журнал «Здоровье дошкольника», №1, 2008;
  11. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. – М., 2001;
  12. Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб., 2001.


Электронные источники:

  1. https://zrenie100.ru/blog/profilaktika-narusheniya-zreniya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta/?ysclid=ltnwlg037f185597197
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2021/11/08/rekomendatsii-dlya-roditeley-profilaktika-narusheniy
  3. https://multiurok.ru/files/konsultatsiia-dlia-roditelei-profilaktika-narush-6.html
  4. https://mdou157.edu.yar.ru/soveti_spetsialistov/alieva_r_p_organizatsiya_raboti_v_doshkolnom_uchrezhdenii_po_profilaktike_zritelnih_narusheniy_i_vospitaniyu_u_detey_soznatelnogo_otnosheniya_k_lecheniyu_i_ohrane_zreniya.pdf
  5. https://ds259.edu42.ru/wp-content/uploads/sites/71/2022/04/Profilaktika-narusheniya-zreniya-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.pdf
  6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/04/06/vidy-i-spetsifika-zritelnyh-narusheniy-u-detey
  7. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/osobennosti_detej_doshkolnogo_vozrasta_s_narusheniem_zreniya/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисование красками по сказке «Петух и краски».

На данном занятии у детей формируются  представления о внешнем виде петуха.   Идет  закрепление  правильности , держать кисть между большим и средним пальцами, придержива...

Конспект развлечения с красками и карандашами в средней группе "Петух и краски"

Конспект развлечения с красками и карандашами в средней группе "Петух и краски"...

Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «В гостях у сказки «Петух и Краски» (по мотивам сказки В. Г. Сутеева «Петух и Краски»)

Цель: способствовать развитию художественных способностей дошкольников через интеграцию изобразительной и театральной деятельности. Задачи:·        развив...

НОД по развитию речи в средней группе "Волшебные краски" по сказке В.Г.Сутеева" Петух и краски"

Комплексное занятие «Волшебные краски» по сказке В.Г. Сутеева «Петух и краски».Предварительная работа: знакомство детей с цветами, развитие цветового восприятия, зна...

Проект "Танцующие краски" (техника рисования красками на воде)

Как известно, все дети талантливы.Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Через освоение нетрадиционной техники рисования на воде - "Эбру", происходит всестороннее, гармонич...

Конспект экспериментов с красками в подготовительной группе Тема: «Веселые краски»

Конспект экспериментов с красками в подготовительной группе Тема: «Веселые краски» Цель: познакомиться со свойствами красок...

Мастер-класс для педагогов «Рисование объёмными красками» «Нетрадиционная техника рисования объемными красками»

Мастер-класс для педагогов   «Рисование объёмными красками»«Нетрадиционная техника рисования объемными красками»...