КОНСУЛЬТАЦИЯ «ЛЕТНИЕ СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА»
консультация (старшая группа)

Дзендзя Олеся Юрьвна

Лето – лучшее время для отдыха взрослых и детей. Целый год малыш работал, занимался, трудился. Так, как и все мы, он нуждается в отпуске. Но и в отпуске развитие ребёнка не останавливается. Летом детишки больше времени проводят на воздухе, много двигаются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл letnie_sovety.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей

«ЛЕТНИЕ СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА»

Лето – лучшее время для отдыха взрослых и детей. Целый год малыш работал, занимался, трудился. Так, как и все мы, он нуждается в отпуске. Но и в отпуске развитие ребёнка не останавливается. Летом детишки больше времени проводят на воздухе, много двигаются.

Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!

Поэтому не стоит совсем забрасывать занятия. Это касается детей с различными речевыми проблемами. Дело в том, что сформированные ранее навыки (отработанные артикуляционные позиции, поставленные звуки, пальчиковые упражнения и т. д.) за летний период могут, как закрепиться, так и потеряться.

Наша задача – закрепить полученные навыки. И не нужно это делать в форме занятия. Играйте с малышом. Отдыхая вместе, у вас будет значительно больше времени для общения и совместных игр.

Переходим к играм, которые будут полезны и интересны в летний период.

Упражнения для автоматизации звуков:

  1. Выполняйте артикуляционную гимнастику.
  2. Следите за звуками, добивайтесь правильного произношения
  3. Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова. Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово, верно, не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!

Упражнения для развития речевого дыхания

  1. Сдувать ватку с ладошки, дуть на карандаш, лежащий на столе;
  2. Надувать шарики, надувные игрушки;
  3. Выдувать мыльные пузыри, дуть на одуванчики;
  4. Дуть в соломинку, опущенную в стакан с водой;
  5. Для развития сильной воздушной струи хорошо дуть на воду. Для этого можно набрать воды в любую ёмкость, положить туда любую маленькую нетонущую игрушку и предложить малышу дуть на неё.

Упражнения для развития общей и мелкой моторики рук:

  1. Делать гимнастику, прыгать, бегать, маршировать, стоять и прыгать на одной, двух        ногах;
  2. Выполнять массаж пальчиков, упражнения для пальчиков;
  3. Расстегивать, застегивать пуговицы, застежки-молнии, шнуровать, завязывать бантики.

Упражнения для развития фонематического слуха и слоговой структуры слова

Чаще всего во время отпуска детей везут на дачу или на море. В таких поездках дети знакомятся с новыми словами: самолёт, теплоход, пассажир, катамаран, трансфер и т.д. Большинство подобных слов являются трудными и незнакомыми для ребёнка, поэтому нужно проговаривать их сначала по слогам, отхлопывая в ладоши. Сначала проговаривайте одновременно (сопряжённо), затем пусть малыш пробует повторить самостоятельно за вами (отражённо). Игры на фонематический слух:

  1. «Поймать» заданный звук среди других звуков.
  2. Назвать слово на заданный звук.
  3. Назвать первый (последний) звук в заданном слове.
  4. Определить место заданного звука в слове (в начале, середине, конце).
  5. Назвать в заданном слове только гласные звуки.

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка:

  1. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
  2. Сочиняйте стихи, рифмы.
  3. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
  4. Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»
  5. Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.
  6. Все дети любят купаться в воде. Подберите слова-признаки к этому слову: вода какая? – тёплая, чистая, холодная, голубая, прозрачная, и т. д; море какое? – большое, синее, тёплое, солёное; песок какой? – горячий, сухой, мелкий, жёлтый.

Упражнения для совершенствования грамматического строя речи.

В ходе повседневного общения и игр с ребёнком можно закреплять различные грамматические формы.

Собираете ягоды на даче – спросите, какой сок и какое варенье получатся из них: из клубники -- клубничный (клубничное), из малины – малиновый (малиновое) и т.д. Собираете овощи – называйте, какой салат или суп можно приготовить из них: из капусты – капустный, из моркови – морковный, из картофеля – картофельный и т.д. Если в деревне есть домашние животные, вспоминаем, как называются их детёныши. Можно также закрепить правильное согласование числительных 2 и 5 с существительными: две лошади, пять лошадей.

Упражнения на развитие связной речи

  1. Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
  2. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
  3. Расспрашивайте о важных для него событиях.
  4. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
  5. Читайте книги, журналы; учите стихи, отгадывайте и заучивайте загадки; читайте рассказы и сказки, пересказывайте их; составляйте рассказы по картине, о предмете, о явлении природы, о животном и т.д.
  6. Дети очень любят строить из песка, сидя на берегу водоёмов. Это хорошо развивает творческие способности и воображение. Параллельно можно развивать связную речь. Предложите малышу комментировать свои действия. Помогите ему, задавая вопросы: «Что ты строишь?», «Кто там будет жить?», «Как ты назовёшь его?»

А самое главное, как бы вы ни спланировали ваш летний отдых, уделяйте больше времени ребёнку, общайтесь, играйте, рассказывайте, спрашивайте, а не просто находитесь рядом.

Самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли, но важно также и то, чтобы они не забыли все те знания, умения и навыки, которые приобрели в детском саду.

Уважаемые родители! Помогите своему ребенку в его развитии, в преодолении трудностей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация."Простые советы учителя-логопеда родителям".

Консультация. "Простые советы учителя-логопеда родителям"....

Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников. Советы учителя-логопеда для родителей.

На что нужно обратить внимание до  поступления ребенка  в школу.  От  чего зависит развитие  речи ребенка?...

Полезные советы учителя-логопеда на летний период

Лето - самое благоприятное время для совместного отдыха родителей с детьми. Не забывайте, что ребёнок целый год трудился. Так же, как и взрослые, он ждёт своего отпуска. Это время, когда спадает ...

Советы учителя - логопеда в летний период времени

    Наступило лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в ...

Советы учителя-логопеда родителям дошкольников на летний период

Лето – отличное время для развития речи ребенка в непринужденной обстановке. Вот рекомендации, которые помогут поддержать и улучшить речевые навыки без утомительных занятий....

Советы учителя-логопеда родителям будущих первоклассников на летний период.

Советы учителя-логопеда родителям будущих первоклассников на летний период....

Советы учителя-логопеда родителям на летний период

В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходи...