Здоровье как ценность человека
статья

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_kak_tsennost_cheloveka.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье как ценность человека

        Здоровье – это состояние организма, при котором все системы и органы работают синхронно, они уравновешены с внешней средой, физическое состояние гармонирует с моральным (эмоциональным). Также здоровый человек не испытывает каких-либо болезненных изменений и ощущений.

        Физическое состояние – совокупность показателей, характеризующих физическое развитие, функциональное состояние организма и физическую подготовленность личности.

        Когда организм человека здоров, то он может переносить физические и психологические нагрузки, а влияние внешней среды не сказывается в целом на показателях здоровья. Здорового человека очень трудно вывести из равновесия, его личность гармонична. Достичь этого можно, занимаясь физкультурой и спортом, а также ведя здоровый образ жизни. В данном случае здоровый образ жизни – это те меры и мероприятия, которые обеспечивают гармоничное развитие организма, укрепляют здоровье человека. В случае, если индивид перенес серьезное заболевание, то благодаря здоровому образу жизни он может намного быстрее восстановить нарушенные функции организма.

        Здоровый образ жизни – это социально и исторически определенное представление на предмет здоровья, а также средствах и методах его интеграции в практическую деятельность.

        ЗОЖ не является одномерным понятием, он включает в себя несколько очень важных элементов:

- личную гигиену;

 - отказ от вредных привычек (употребления алкоголя и запрещенных препаратов, курения);

- закаливание, которое влияет на иммунитет человека;

- двигательный режим, который будет оптимален для организма.

- рациональное питание.

        Двигательный режим является основой здорового образа жизни. Он включает в себя занятия физкультурой и спортом, регулярную двигательную активность, которая будет соответствовать текущему уровню подготовки. Также двигательный режим – это бег или ходьба, чем человек может заниматься регулярно. Даже минимальные нагрузки в виде утренней гимнастики или зарядки могут стать частью двигательного режима и, соответственно, положительно сказываться на здоровье человека. Также очень важен самоконтроль. Человек должен уметь прислушиваться к своему организму, к его потребностям, к тому, какие нагрузки он готов выдержать именно сегодня. Не следует изнурять себя тренировками, поскольку это не несет в себе никакой пользы, а скорее нанесет непоправимый вред здоровью. Двигательная активность, которая имеет более сложную структуру (бег, сочетаемым с нагрузками, занятиями на тренажерах), должна контролироваться извне. Если человек принял для себе решение о занятиях, то перед этим он должен проконсультироваться со специалистом. Тот делает назначения, также определяет ограничения по нагрузкам.

        Здоровые люди не всегда внимательно относятся к себе, поскольку они не испытывают никаких неудобств и недомоганий. Однако здоровье требует внимание, поскольку многие опасные и патологические процессы могут протекать бессимптомно. Также уровень здоровья следует регулярно поддерживать, чтобы оно не становилось слабее и не подвергалось внешним воздействиям. Возраст – один из внутренних факторов, который оказывает воздействие на здоровье. Возрасту сложно противостоять, но если воспитать полезные привычки и регулярно заниматься физической деятельностью, то это поможет человеку справиться с негативными воздействиями извне. Здоровье является одной из ценностей в иерархии человека, но он начинает обращать на него внимание только в случае серьезных патологических процессов и развития заболеваний. Следует регулярно обследоваться, контролировать любые изменения, и в случае опасений обращаться к врачу. Многие заболевания могут развиваться как хронические, а затем уже проявлять себя, также есть генетические заболевания, которые тем не менее поддаются лечению.

Здоровье младших школьников - важнейший фактор

        Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. Необходимость поддержания здоровья учащихся является актуальной проблемой современности. В стенах школы дети проводят 11 лет, это период жизни человека, когда закладываются основные физические и психологические характеристики личности.

           Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

        Проведенные в последние годы гигиенические исследования указывают на две основные причины ухудшения здоровья школьников. Первая из них связана с характером образовательного процесса в школе, построенном без учета актуализирующихся потребностей учащихся. В результате такого противоречия у детей возникает психическое перенапряжение, которое провоцирует возникновение многих соматических заболеваний. Кроме того, у них происходит деформация мотивационной сферы, вследствие чего снижается активность, замедляется развитие, формируются вредные привычки (аддитивное поведение), в конечном итоге — ухудшается их здоровье.

Вторая причина связана с неспособностью самих учащихся должным образом заботиться о собственном здоровье, что также говорит о недостатках в системе школьного образования — на сегодняшний день школа плохо занимается гигиеническим образованием детей

      В предупреждении заболеваний и стимулировании здорового образа жизни детей и подростков значительная роль принадлежит школе. Бесспорно, что основа здорового образа жизни, выработка потребности в соблюдении его норм и правил необходимо начинать со школьного возраста, поскольку фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте в период воспитания и обучения в школе. Именно в школьном возрасте формируются такие качества личности, как коммуникабельность, нравственность, духовность, честность, а также гигиенические привычки и навыки, необходимые здоровые потребности.

Применение здоровьесберегающих технологий в учреждениях дополнительного образования

        В настоящее время особенно актуальна проблема приобщения детей к здоровому образу жизни и применение здоровьесберегающих технологий в дополнительном образовании. Педагоги способны ее решить, реализуя дополнительные общеобразовательные, общеразвивающие программы в творческих объединениях художественной направленности с учетом возрастных и психофизических особенностей обучающихся и их индивидуального здоровья.

        Проблема формирования у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью при проведении учебных занятий существует достаточно давно. Основная цель УДО — создание условий для развития творческих способностей ребенка в интересах личности, общества, государства, но реализация данной цели невозможна без выполнения следующей задачи: сохранение здоровья, работоспособности детей и исключение переутомления. Поэтому современная система дополнительного образования следует принципу единства состояния здоровья, успешности обучения и творческой реализации.

        Труд педагога дополнительного образования занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих проблем. И проблема здоровья обучающихся стала приоритетным направлением развития образовательной системы. Педагоги в своей работе интегрируют здоровьесберегающую и образовательную деятельность, применяя на своих занятиях компенсаторно-нейтрализующие и информационно-обучающие здоровьесберегающие технологии.

        Все применяемые формы: коррекционные и динамические паузы, профилактика зрительного утомления и развития зрения, физкультминутки — гимнастика для улучшения слуха, пальчиковая гимнастика, упражнения для рук и кистей, ног, формирования осанки, двигательные разминки и специальные релаксационные упражнения, массаж лица, речевая гимнастика, подвижные игры во время перерыва между занятиями, беседы, мероприятия — помогают создать на занятиях и вне занятий доброжелательную и дружескую атмосферу, исключая наступление состояния усталости обучающихся. [1].

        Воспитание здорового поколения приобретает в наше время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, так же, как и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Задача педагогов — создать условия для здорового развития детей и научить методам сохранения своего здоровья, применяя в своей деятельности правдивую, научно обоснованную и достоверную информацию, то есть использовать в работе здоровьесберегающие технологии и методы.

        Создание условий для здорового развития детей предусматривает:

        – следование физиологическим основам учебно-воспитательного процесса;

        – гигиеническая оценка условий и технологий обучения;

        – привитие ЗОЖ;

         – использование здоровьесберегающих технологий.

        Поэтому педагоги дополнительного образования знают, что здоровьесберегающая направленность работы требует более глубокого и сложного валеологического исследования детей разных возрастных категорий и понимают, что должны делать на занятиях, чтобы сохранить физическое и психическое здоровье обучающихся.

        В результате применения здоровьесберегающих технологий на занятиях наблюдается:

– снижение усталости и утомляемости в течение занятия, повышение мотивации к учебной деятельности, что в итоге влияет на стабильную посещаемость и сохранность контингетна;

– повышение качества участия обучающихся в конкурсах, фестивалях, выставках разных уровней, что в итоге сказывается на количестве полученных достижений;

– научившись ценить и беречь свое здоровье, обучающиеся внимательнее относятся к окружающим, близким и даже незнакомым людям, никогда не пройдут мимо человека, попавшего в беду.

        Художественная направленность по-прежнему одна из самых массовых и популярных среди детей и родителей. Педагоги этой направленности стараются решить проблему сохранения здоровья обучающихся в течение учебных занятий, используя различные здоровьесберегающие технологии, которые с одной стороны являются составной частью процесса обучения, а с другой — условием, обеспечивающим реализацию программ.

        К педагогам всегда предъявлялись высокие требования. Они сформированы в нормативно-правовых документах и предполагают не только гуманистическую направленность личности, готовность к определенному виду деятельности, но и наличие глубоких психолого-педагогических знаний, широкой общей и профессиональной культуры. Поэтому роль педагога дополнительного образования заключается в создании условий для проявления и формирования основных черт творческой деятельности каждого обучающегося. В системе дополнительного образования одной их форм здоровьесберегающей деятельности являются занятия в хореографических объединениях. При реализации образовательных программ в этих объединениях, одной из целевых установок является сохранение и охрана здоровья детей посредством хореографического искусства. Здоровьесберегающие технологии, которые применимы непосредственно в обучении хореографии: организационно-педагогические; педагогические технологии; учебно-воспитательные технологии; физкультурно-оздоровительные технологии. Учебные занятия базируются на изучении «от простого к сложному», от самовыражения себя до участия в общих танцевальных номерах коллектива. Учитывается организация рационального двигательного режима, обеспечивающего удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, что помогает вызвать положительные эмоции, рассмотреть индивидуальность детей и проанализировать их потенциал.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект старшей группы «Капелька» Тема: «Здоровье - главная ценность человека».

Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Здоровье - это один из источников счастья и радости каждого человека и вместе с тем достояние целого общес...

Презентация "Духовные ценности человека"

Презентация заняти  "Духовные ценности человека"...

Конспект НОД на тему: "Здоровье - главная ценность человека!"

Конспект заняти по познанию (ФКЦМ) на тему: "Здоровье - главная ценность человека!" с детьми подготовительной группы....

"Здоровье- главная ценность человека"

-Учить детей заботится о своем здоровье, формировать у детей сознательное стремление быть здоровыми.-Прививать навыки здорового образа жизни, развивать гигиенические навыки: мытьё рук, чистка зубов.-Р...

Консультация для родителей ДОУ. «Здоровье – главная ценность человека»

Данный материал будет полезен не только родителям, но и педагогам ДОУ....

"Здоровье - великая ценность каждого человека!"

Консультация для родителей младшей группы...

Здоровье - главная ценность человека!

Материал: Соломиной Т.А....