Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ.
консультация

Блинова Мария Вячеславовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_probuzhdeniya.docx64.29 КБ

Предварительный просмотр:

                 Нетрадиционные методы оздоровления детей

                 и  здоровьесберегающие  технологии в ДОУ.

              Инновационная форма проведения гимнастики пробуждения
                       (по методическим рекомендациям Н.Н. Ефименко)

«Здоровье детей – это будущее нашей страны» - в последнее время часто приходится слышать и говорить. А сегодня в эпоху XXI века, проблема здоровья актуальна, как никогда. И это понятно, поскольку стране нужны личности здоровые, гармонично развитые, активные и творческие.
За последние годы ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. Понимая огромный объем ответственности, мы, педагоги, в свою очередь изучаем, подбираем, находим новые, инновационные, нетрадиционные методы  физкультурно-оздоровительной работы по оздоровлению детей.
Такой поиск привел меня к изучению авторской программы – «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста» кандидата педагогических наук, доцента Николая Николаевича Ефименко.


  Одна из форм работы– гимнастика пробуждения после дневного сна, проходящая в условиях спальни, на кровати. Нетрадиционная форма проведения гимнастики пробуждения после дневного сна,   имеет оздоровительный и лечебный эффект. Игра – основной вид деятельности дошкольников, а гимнастика пробуждения после дневного сна по системе Н.Н.Ефименко это театр, ежедневная захватывающая сказка, дарящая детям радость и приносящая пользу их физическому, интеллектуальному развитию, формированию межличностных отношений по принципиально новой системе оздоровления, коррекции, профилактики.


  Создание педагогом двигательно - игровых условий, при которых естественным образом могли бы вывести организм ребёнка из состояния сна способствует:

  • подъёму мышечного тонуса;
  • улучшениею настроения;
  • профилактике простудных заболеваний;
  • укреплению дыхательного аппарата;
  • предотвращению развития проблем с осанкой, плоскостопия;
  • воспитание привычки разминать тело после пробуждения.


 Обязательное условие гимнастики пробуждения является исходная стартовая поза – лёжа на спине, руки вдоль туловища, тело расслабленно и спокойно.  

   Есть ещё несколько обязательных моментов при проведении гимнастики пробуждения. Музыкальное сопровождение, которое выступает в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. Чтобы пробуждение было мягким, добрым и желанным используйте относительно тихую, нежную, лёгкую обещающую радость музыку. Стоит отметить, что пробуждение после дневного сна должно быть индивидуальным, т.е. в зависимости от типа нервной системы, но не больше положенного:

1 младшая группа 4-5 минут

2 младшая группа 5-6 минут

Средняя группа 6-8 минут

Старшая группа 8-10 минут

Подготовительная группа 10-12 минут

Ещё один не маловажный момент – это голосовые модуляции, т.е. ваш голос во время гимнастики пробуждения должен быть ласковым, мягким, относительно эмоциональным, не громким и бодрым.

                                                      Этапы пробуждения

- звучит музыка 1-1,5 мин. (время на индивидуальное пробуждение)

- начинаете будить детей нежным голосом, предлагая лечь на спину, руки вытянуть вдоль туловища, глаза закрыть и начинается действие (сказка, игра и т.д.)

- комплекс гимнастики от лёжа к стоя, можно использовать спокойную ходьбу.

И последнее, в качестве темы гимнастики пробуждения лучше использовать знакомые детям сказки, сказочных героев, животных или  продолжить тематику предыдущих мероприятий.

КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПРОБУЖДЕНИЯ №1

Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Фартук розовый — осинке,
Бусы красные — рябинке,
Зонтик жёлтый — тополям,
Дарит осень радость нам.

 Вот и к нам в город пришла Волшебница Осень. И я  приглашаю вас на прогулку в осенний парк. Посмотрите как красиво вокруг,  Осень одела деревья  в красивые разноцветные наряды.

Упражнение № 1 «Красота вокруг»

И.п. лёжа на спине, руки вдоль туловища, медленный поворот в одну сторону, затем в другую.

Упражнение № 2 «Осенние листья»

И.п. лежа на спине, руки с листиками вдоль туловища, поочередное поднимание рук вверх

Осенний ветерок, пролетая, играет с листочками, раскачивает

                                     и шуршит ими.

Упражнение № 3 «Ветер играет с листочками»

И.п. лежа на спине. Одновременное поднятие ног с разведением рук в стороны и дрожанием листиков.

Упражнение № 4 «Листопад»

И.п. то же. Волнообразные движения двумя руками с поднятием головы.

                                 Вдруг на небе появились тучки

Серенькие тучки-
Вредины и злючки!
Солнышко закрыли,
Дождик притащили

Упражнение № 5 «Тучка»

И.п. лёжа на спине, руки вдоль туловищаПринять позу группировки, вернуться в и.п.

И закапал  осенний  дождик-кап-кап-кап, он капает на листики…

                                      Дождик кап, дождик кап!

                                      То сильней, то тише!

               Не стучи ты дождик так -по листочкам-слышишь?

Упражнение № 5 «Дождик».

И.п. тоже. Махи прямыми руками и ногами, имитируя дождь Повторить 4-6 раз.

Упражнение № 6 «Капельки на листиках»

И. п. то же, ноги согнуты в коленях. Повороты ног вправо -прямо, влево -прямо.

Но что это? Вы слышите ребята? Это поднялся лёгкий ветерок, давайте споём осеннюю песенку Ветра

Дыхательное упражнение «Осенняя песенка» И.п. лёжа на спине, руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох¸ развести руки  в стороны, обнять себя на выдохе, пропевая звук «Ш-Ш-Ш»

Опять пошёл дождик. Но мы дождя не боимся, мы обуваем резиновые сапожки и весело побежим  по лужам.

Дождик, дождик, ты нам нужен,

Будем шлёпать мы по лужам.

Дождик, дождик, лей сильней,

Не боимся мы дождей!

Упражнение № 7 «Не боимся мы дождя»

И.п.- то же. Имитация обувания  сапожек, затем дети сгибать поочерёдно ноги, имитируя ходьбу.  Повторить 4-6 раз.

Ребята, смотрите, наш ветерок разогнал тучки и выглянуло тёплое, осеннее, ласковое солнышко и ему рада вся детвора!


Милое «Солнышко»,
Ярче нам свети!
Нам с тобою, «Солнышко»,
Вместе по пути.

Упражнение № 8  «Ласковое солнышко»

И.п. лежа на животе, руки согнуты в локтях. Поднять голову вверх, прогнувшись слегка, ноги выполняют ритмичные движения вверх-вниз.

                       Но нам пора возвращаться в детский сад и предлагаю

                                              спеть вам осеннюю песенку

Дыхательное упражнение «Осенняя песенка» И.п. лёжа на спине, руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох¸ развести руки  в стороны, обнять себя на выдохе, пропевая звук «с-с-с»……

                По тропинике мы идём , песни весело поём!

Упражнение № 9 «Идём домой!»

И.П. стоя возле кроватки , спокойная ходьба.

КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ  ПРОБУЖДЕНИЯ №2

 «Я на солнышке лежу»

Кто спит в постели сладко? Давно пора вставать,  спешите на зарядку,

Мы вас не будем ждать! Носом глубоко дышите, Спинки ровненько держите.

1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, напрячь тело, вдох, держать несколько секунд, расслабиться, выдох.

2. И.П.: лежа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки, скрестить руки перед собой, выдох, развести руки, в и.п., вдох.

3. И.П.: лежа на спине, руки в замок за голову, поднять прямую левую ногу, поднять прямую правую ногу, держать их вместе, и.п. (одновременно опустить).

4. И.П.: лежа на спине, руки в упоре на локти, прогнуться, приподнять грудную клетку вверх, голову держать прямо (3-5 сек.), вернуться в и.п.

5. И.П.: лежа на животе, руки за голову, прогнуться, руки к плечам, ноги лежат на полу, держать, и.п.

6. И.П.: лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, приняв упор на предплечья, шея вытянута - вдох, выдох.

                      Комплекс гимнастики пробуждения №3

Содержание

Давным-давно в старинном городе мастеров поселились маленькие завитушки. Заняв  красивую полянку завитушки мирно дремали на ней.  Как-то ранним весенним утром пробрался лучик  солнышка на полянку и стал будить завитушек.

 

1

Упр. 1. «Доброе утро».

Завитушки стали просыпаться и приветливо здороваться друг с другом

 (и.п. ‒ лежа на спине, поднять голову , руки потянуть вперед к носкам, помахать кистями рук ).

 

                                                         

2

    Упр. 2 «Ветерок».

Легкий ветерок шевелил травинки, на которых, лежали завитушки

(И.п. ‒ лежа на спине. Плавные движения рук и ног вверх-вниз).

 

3

   Упр. 3 «Разноцветные бока ».

Поворачивая свои бока солнышку, завитушки становились разноцветными. Им очень хотелось показать свои разноцветные наряды соседям осочкам. 

(И.п. лежа на спине, руки над головой: выполнять повороты на бок вправо-влево).

 

4

Упр. 4 «Осочки».

Осочки с интересом рассматривали красивые наряды завитушек. 

(И.п. ‒ лежа на животе, ноги вместе, руки согнуты в локтях: прогибаться в спине, выпрямить руки в локтях , выполнять повороты головы вправо-влево).

 

5

Упр. 5 «В укрытие». 

Внезапно налетела дождевая тучка, и завитушки и осочки,  поспешили спрятаться в укрытие под  кустики. 

(И.п. ‒ низкие четвереньки. Ползание на низких четвереньках).

 

6

Упр. 6 «Дождевая тучка».

Из тучки на полянку стали прыгать капельки.

 (И.п. ‒ на высоких четвереньках. Ходьба на высоких  четвереньках).

 

7

Упр. 7 «Капельки».

Капельки весело прыгали с травинки на травинку, купая прохладной водой все вокруг.

 (И.п. ‒сидя, руки в упоре за спиной, ноги прямые: поочередно сгибать и выпрямлять вперед-вверх  ноги.)

 

8

Упр. 8 «К солнышку».

Дождик закончился. На небе ярко засияло солнышко. Капельки протянули свои ладошки к солнышку, мечтая попасть снова домой, на большую дождевую тучку. 

(И.п. ‒стоя, руки внизу: поднять руки вверх, потянуться, встать на носки).

 

9

 

 Упр. 9 «Узоры на полянке».

После дождя на полянке стало свежо. И наши друзья завитушки и осочки весело переговариваясь, легко побежали по всей золотистой полянке, украшая ее своим незабываемым узором. (Легкий бег в разных направлениях)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместное мероприятие с детьми и родителями "Нетрадиционные методы оздоровления детей"

"Нетрадиционные методы оздоровления детей"(совместное мероприятие с детьми и родителями)II младшая группа2011-2012 учебный год...

Нетрадиционные методы оздоровления детей в ДОУ. Дыхательная гимнастика

Конспект занятия по физической культуре в подготовительной группе «История становления человека»Интеграция образовательных областей:физическая культура, познание, социализация, безопасност...

Нетрадиционные методы оздоровления детей

Консультация для родителей...

Мастер-класс "Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ"

Цель мастер класса: освоение нетрадиционных и здоровьесберегающих  технологий  и их последующее применение  в практической деятельности педагога-воспитателя.Цели занятия: 1.Дать оп...

Нетрадиционные методы оздоровления детей.

Цель первой группы – повысить адаптационные возможности организма ребенка к неблагоприятным воздействиям внешней среды, создать условия для последующей работы.Закаливание носоглотки чесночным растворо...