Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ.
консультация
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные методы оздоровления детей
и здоровьесберегающие технологии в ДОУ.
Инновационная форма проведения гимнастики пробуждения
(по методическим рекомендациям Н.Н. Ефименко)
«Здоровье детей – это будущее нашей страны» - в последнее время часто приходится слышать и говорить. А сегодня в эпоху XXI века, проблема здоровья актуальна, как никогда. И это понятно, поскольку стране нужны личности здоровые, гармонично развитые, активные и творческие.
За последние годы ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. Понимая огромный объем ответственности, мы, педагоги, в свою очередь изучаем, подбираем, находим новые, инновационные, нетрадиционные методы физкультурно-оздоровительной работы по оздоровлению детей.
Такой поиск привел меня к изучению авторской программы – «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста» кандидата педагогических наук, доцента Николая Николаевича Ефименко.
Одна из форм работы– гимнастика пробуждения после дневного сна, проходящая в условиях спальни, на кровати. Нетрадиционная форма проведения гимнастики пробуждения после дневного сна, имеет оздоровительный и лечебный эффект. Игра – основной вид деятельности дошкольников, а гимнастика пробуждения после дневного сна по системе Н.Н.Ефименко это театр, ежедневная захватывающая сказка, дарящая детям радость и приносящая пользу их физическому, интеллектуальному развитию, формированию межличностных отношений по принципиально новой системе оздоровления, коррекции, профилактики.
Создание педагогом двигательно - игровых условий, при которых естественным образом могли бы вывести организм ребёнка из состояния сна способствует:
- подъёму мышечного тонуса;
- улучшениею настроения;
- профилактике простудных заболеваний;
- укреплению дыхательного аппарата;
- предотвращению развития проблем с осанкой, плоскостопия;
- воспитание привычки разминать тело после пробуждения.
Обязательное условие гимнастики пробуждения является исходная стартовая поза – лёжа на спине, руки вдоль туловища, тело расслабленно и спокойно.
Есть ещё несколько обязательных моментов при проведении гимнастики пробуждения. Музыкальное сопровождение, которое выступает в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. Чтобы пробуждение было мягким, добрым и желанным используйте относительно тихую, нежную, лёгкую обещающую радость музыку. Стоит отметить, что пробуждение после дневного сна должно быть индивидуальным, т.е. в зависимости от типа нервной системы, но не больше положенного:
1 младшая группа 4-5 минут
2 младшая группа 5-6 минут
Средняя группа 6-8 минут
Старшая группа 8-10 минут
Подготовительная группа 10-12 минут
Ещё один не маловажный момент – это голосовые модуляции, т.е. ваш голос во время гимнастики пробуждения должен быть ласковым, мягким, относительно эмоциональным, не громким и бодрым.
Этапы пробуждения
- звучит музыка 1-1,5 мин. (время на индивидуальное пробуждение)
- начинаете будить детей нежным голосом, предлагая лечь на спину, руки вытянуть вдоль туловища, глаза закрыть и начинается действие (сказка, игра и т.д.)
- комплекс гимнастики от лёжа к стоя, можно использовать спокойную ходьбу.
И последнее, в качестве темы гимнастики пробуждения лучше использовать знакомые детям сказки, сказочных героев, животных или продолжить тематику предыдущих мероприятий.
КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПРОБУЖДЕНИЯ №1
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Фартук розовый — осинке,
Бусы красные — рябинке,
Зонтик жёлтый — тополям,
Дарит осень радость нам.
Вот и к нам в город пришла Волшебница Осень. И я приглашаю вас на прогулку в осенний парк. Посмотрите как красиво вокруг, Осень одела деревья в красивые разноцветные наряды.
Упражнение № 1 «Красота вокруг»
И.п. лёжа на спине, руки вдоль туловища, медленный поворот в одну сторону, затем в другую.
Упражнение № 2 «Осенние листья»
И.п. лежа на спине, руки с листиками вдоль туловища, поочередное поднимание рук вверх
Осенний ветерок, пролетая, играет с листочками, раскачивает
и шуршит ими.
Упражнение № 3 «Ветер играет с листочками»
И.п. лежа на спине. Одновременное поднятие ног с разведением рук в стороны и дрожанием листиков.
Упражнение № 4 «Листопад»
И.п. то же. Волнообразные движения двумя руками с поднятием головы.
Вдруг на небе появились тучки
Серенькие тучки-
Вредины и злючки!
Солнышко закрыли,
Дождик притащили
Упражнение № 5 «Тучка»
И.п. лёжа на спине, руки вдоль туловища. Принять позу группировки, вернуться в и.п.
И закапал осенний дождик-кап-кап-кап, он капает на листики…
Дождик кап, дождик кап!
То сильней, то тише!
Не стучи ты дождик так -по листочкам-слышишь?
Упражнение № 5 «Дождик».
И.п. тоже. Махи прямыми руками и ногами, имитируя дождь Повторить 4-6 раз.
Упражнение № 6 «Капельки на листиках»
И. п. то же, ноги согнуты в коленях. Повороты ног вправо -прямо, влево -прямо.
Но что это? Вы слышите ребята? Это поднялся лёгкий ветерок, давайте споём осеннюю песенку Ветра
Дыхательное упражнение «Осенняя песенка» И.п. лёжа на спине, руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох¸ развести руки в стороны, обнять себя на выдохе, пропевая звук «Ш-Ш-Ш»
Опять пошёл дождик. Но мы дождя не боимся, мы обуваем резиновые сапожки и весело побежим по лужам.
Дождик, дождик, ты нам нужен,
Будем шлёпать мы по лужам.
Дождик, дождик, лей сильней,
Не боимся мы дождей!
Упражнение № 7 «Не боимся мы дождя»
И.п.- то же. Имитация обувания сапожек, затем дети сгибать поочерёдно ноги, имитируя ходьбу. Повторить 4-6 раз.
Ребята, смотрите, наш ветерок разогнал тучки и выглянуло тёплое, осеннее, ласковое солнышко и ему рада вся детвора!
Милое «Солнышко»,
Ярче нам свети!
Нам с тобою, «Солнышко»,
Вместе по пути.
Упражнение № 8 «Ласковое солнышко»
И.п. лежа на животе, руки согнуты в локтях. Поднять голову вверх, прогнувшись слегка, ноги выполняют ритмичные движения вверх-вниз.
Но нам пора возвращаться в детский сад и предлагаю
спеть вам осеннюю песенку
Дыхательное упражнение «Осенняя песенка» И.п. лёжа на спине, руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох¸ развести руки в стороны, обнять себя на выдохе, пропевая звук «с-с-с»……
По тропинике мы идём , песни весело поём!
Упражнение № 9 «Идём домой!»
И.П. стоя возле кроватки , спокойная ходьба.
КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПРОБУЖДЕНИЯ №2
«Я на солнышке лежу»
Кто спит в постели сладко? Давно пора вставать, спешите на зарядку,
Мы вас не будем ждать! Носом глубоко дышите, Спинки ровненько держите.
1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, напрячь тело, вдох, держать несколько секунд, расслабиться, выдох.
2. И.П.: лежа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки, скрестить руки перед собой, выдох, развести руки, в и.п., вдох.
3. И.П.: лежа на спине, руки в замок за голову, поднять прямую левую ногу, поднять прямую правую ногу, держать их вместе, и.п. (одновременно опустить).
4. И.П.: лежа на спине, руки в упоре на локти, прогнуться, приподнять грудную клетку вверх, голову держать прямо (3-5 сек.), вернуться в и.п.
5. И.П.: лежа на животе, руки за голову, прогнуться, руки к плечам, ноги лежат на полу, держать, и.п.
6. И.П.: лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, приняв упор на предплечья, шея вытянута - вдох, выдох.
Комплекс гимнастики пробуждения №3
Содержание
Давным-давно в старинном городе мастеров поселились маленькие завитушки. Заняв красивую полянку завитушки мирно дремали на ней. Как-то ранним весенним утром пробрался лучик солнышка на полянку и стал будить завитушек.
Упр. 1. «Доброе утро».
Завитушки стали просыпаться и приветливо здороваться друг с другом
(и.п. ‒ лежа на спине, поднять голову , руки потянуть вперед к носкам, помахать кистями рук ).
Упр. 2 «Ветерок».
Легкий ветерок шевелил травинки, на которых, лежали завитушки
(И.п. ‒ лежа на спине. Плавные движения рук и ног вверх-вниз).
Упр. 3 «Разноцветные бока ».
Поворачивая свои бока солнышку, завитушки становились разноцветными. Им очень хотелось показать свои разноцветные наряды соседям осочкам.
(И.п. лежа на спине, руки над головой: выполнять повороты на бок вправо-влево).
Упр. 4 «Осочки».
Осочки с интересом рассматривали красивые наряды завитушек.
(И.п. ‒ лежа на животе, ноги вместе, руки согнуты в локтях: прогибаться в спине, выпрямить руки в локтях , выполнять повороты головы вправо-влево).
Упр. 5 «В укрытие».
Внезапно налетела дождевая тучка, и завитушки и осочки, поспешили спрятаться в укрытие под кустики.
(И.п. ‒ низкие четвереньки. Ползание на низких четвереньках).
Упр. 6 «Дождевая тучка».
Из тучки на полянку стали прыгать капельки.
(И.п. ‒ на высоких четвереньках. Ходьба на высоких четвереньках).
Упр. 7 «Капельки».
Капельки весело прыгали с травинки на травинку, купая прохладной водой все вокруг.
(И.п. ‒сидя, руки в упоре за спиной, ноги прямые: поочередно сгибать и выпрямлять вперед-вверх ноги.)
Упр. 8 «К солнышку».
Дождик закончился. На небе ярко засияло солнышко. Капельки протянули свои ладошки к солнышку, мечтая попасть снова домой, на большую дождевую тучку.
(И.п. ‒стоя, руки внизу: поднять руки вверх, потянуться, встать на носки).
Упр. 9 «Узоры на полянке».
После дождя на полянке стало свежо. И наши друзья завитушки и осочки весело переговариваясь, легко побежали по всей золотистой полянке, украшая ее своим незабываемым узором. (Легкий бег в разных направлениях)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместное мероприятие с детьми и родителями "Нетрадиционные методы оздоровления детей"
"Нетрадиционные методы оздоровления детей"(совместное мероприятие с детьми и родителями)II младшая группа2011-2012 учебный год...

Нетрадиционные методы оздоровления детей в ДОУ. Дыхательная гимнастика
Конспект занятия по физической культуре в подготовительной группе «История становления человека»Интеграция образовательных областей:физическая культура, познание, социализация, безопасност...
Нетрадиционные методы оздоровления детей в детском саду
Консультация для родителей...
Нетрадиционные методы оздоровления детей
Консультация для родителей...

Мастер-класс "Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ"
Цель мастер класса: освоение нетрадиционных и здоровьесберегающих технологий и их последующее применение в практической деятельности педагога-воспитателя.Цели занятия: 1.Дать оп...
Нетрадиционные методы оздоровления детей.
Цель первой группы – повысить адаптационные возможности организма ребенка к неблагоприятным воздействиям внешней среды, создать условия для последующей работы.Закаливание носоглотки чесночным растворо...

"Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Мастер-класс для воспитателей ДОУ...










