Формирование правильной осанки у детей раннего и младшего дошкольного возраста (Рекомендации инструктора по физической культуре)
статья

Фешкова Ольга Николаевна

Осанка ребёнка — это отражение его здоровья, развития и привычек. В младшем дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) идёт активное формирование опорно-двигательного аппарата, поэтому именно в этот период крайне важно уделять внимание развитию правильной осанки.

Как инструктор по физической культуре, я ежедневно наблюдаю, как незначительные привычки детей (неправильное сидение, сутулость, неразвитые мышцы спины) могут со временем привести к стойким нарушениям осанки. Поэтому наша задача — не только корректировать, но и профилактировать такие проблемы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование правильной осанки у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Рекомендации инструктора по физической культуре

Осанка ребёнка — это отражение его здоровья, развития и привычек. В младшем дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) идёт активное формирование опорно-двигательного аппарата, поэтому именно в этот период крайне важно уделять внимание развитию правильной осанки.

Как инструктор по физической культуре, я ежедневно наблюдаю, как незначительные привычки детей (неправильное сидение, сутулость, неразвитые мышцы спины) могут со временем привести к стойким нарушениям осанки. Поэтому наша задача — не только корректировать, но и профилактировать такие проблемы.

Почему правильная осанка важна с раннего возраста?

Формирование правильной осанки влияет на:

  • здоровье позвоночника и суставов;
  • дыхание и кровообращение;
  • работу внутренних органов;
  • общее самочувствие и активность ребёнка;
  • уверенность в себе и коммуникативные навыки.

У дошкольников мышцы кора (спины, живота) ещё недостаточно развиты, и ребёнок быстро утомляется при долгом сидении или стоянии. Если не формировать правильные двигательные привычки, это может привести к сколиозу, сутулости и другим нарушениям осанки.

Основные рекомендации для формирования осанки

1. Регулярная физическая активность

Физкультура — лучший способ укрепления мышечного корсета. Рекомендую включать в занятия упражнения:

  • на равновесие (стойки на одной ноге, «ласточка»);
  • на гибкость позвоночника (упражнение «Кошка», наклоны, повороты);
  • на растяжку и дыхание;
  • подвижные игры с элементами лазания, ползания, прыжков.

2. Утренняя гимнастика

Начиная день с зарядки, дети быстрее просыпаются, активизируются, укрепляют мышцы. Упражнения под музыку делают процесс весёлым и мотивирующим. Особое внимание стоит уделять упражнениям на вытягивание, поднимание рук, «пружинки», «вытянись как солнышко».

3. Формирование правильной позы при сидении

Очень важно организовать пространство за столом:

  • стул и стол должны быть по росту ребёнка;
  • ноги — на полу или подставке, спина прямая;
  • расстояние от груди до стола — примерно 5–10 см.

Важно не допускать длительного сидения без движения. Каждые 10–15 минут — небольшая физкультминутка или смена деятельности.

4. Игровые упражнения для формирования осанки

Некоторые простые и эффективные игры:

  • «Книга на голове» — ходьба с книгой, удержание равновесия;
  • «Лягушка» — прыжки с выпрямлением спины;
  • «Журавль» — стойка на одной ноге с разведёнными руками;
  • «Паровозик с прямой спинкой» — движение в колонне с правильной осанкой.

5. Профилактика плоскостопия

Так как плоскостопие напрямую влияет на формирование осанки, рекомендую включать в занятия:

  • ходьбу по массажным дорожкам и неровным поверхностям;
  • упражнения с массажными мячами, палками;
  • игру «Собери мячик пальчиками ног», «Катим мяч стопами».

Роль взрослых: педагога и родителя

  • Постоянно напоминайте детям о необходимости держать спинку ровно — мягко, ненавязчиво.
  • Показывайте положительный пример собственной осанкой.
  • Поддерживайте физическую активность ребёнка дома и на прогулке.
  • Хвалите за старание, делайте акцент не на ошибках, а на прогрессе.

Заключение

Формирование правильной осанки — это не разовое действие, а часть повседневной жизни ребёнка. Через игровые упражнения, подвижные занятия и общее внимание к положению тела мы помогаем детям не только расти здоровыми, но и уверенными, активными и гармоничными личностями.

Пусть каждый шаг в физическом развитии будет сделан легко, весело и с пользой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей:"Формирование хозяйственно- навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей " Формирование хозяйсвенно-бытовых навыков"у детей раннего и  младшего дошкольного возраста"( из опыта работы)...

Формирование навыков безопасного поведения детей раннего и младшего дошкольного возраста на улице, через восприятие театрализованного представления по сказке «Колобок».

Ведущая цель образовательной программы «Азбука безопасности» для возрастного периода: содействие формированию первичных представлений об основных источниках опасности на улице и способах безопасного п...

«Формирование навыка подражания у детей раннего и младшего дошкольного возраста с РАС».

Дети с расстройством аутистического спектра очень нуждаются в комплексной коррекционно-развивающей помощи. Чем раньше специалисты начинают работу семьей, имеющей ребенка с аутистической симптоматикой,...

Формирование математических представлений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в дочисловой период.

Уже в младшем дошкольном возрасте начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие колич...

Проект "Да здравствует мыло душистое!" (формирование гигиенических навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста)

Краткосрочный проект по формированию у младших дошкольников простейших гигиенических навыков...