Мы здоровью скажем - ДА! ( мастер-класс с педагогами)
методическая разработка
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения и формирование у них умения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности.
Задачи:
1. Дать участникам мастер-класса представление понятия «здоровье»
2. Познакомить с составляющими здоровья
3. Обучить участников мастер-класса некоторым приёмам здорового образа жизни и использованию их в работе.
4. Сформировать у педагогов навыки саморегуляции, чувство эмпатии, позитивное отношение, искренность и открытость.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект мастер-класса «Мы здоровью скажем: «Да!»
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения и формирование у них умения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности.
Задачи:
1. Дать участникам мастер-класса представление понятия «здоровье»
2. Познакомить с составляющими здоровья
3. Обучить участников мастер-класса некоторым приёмам здорового образа жизни и использованию их в работе.
4. Сформировать у педагогов навыки саморегуляции, чувство эмпатии, позитивное отношение, искренность и открытость.
Участники: педагоги.
Оборудование и наглядность:
1. Чёрный ящик;
2. Лотерейный билет;
3. Мяч;
4. Цветные овалы;
5. Белые овалы с напечатанными составляющими формулами здоровья;
6. Коробка с предметами:
∙ крупа
∙ травяной сбор
∙ апельсин (в апельсин воткнуть пряную гвоздику)
∙ мыльные пузыри
∙ перчатка
∙ колокольчик
7. Книга про мудры;
8. Коробочка с зеркалом на дне;
9. Цветные флажки с надписями «Да», «Нет» на каждого участника;
10.Листы бумаги с надписями:
∙ Мы
∙ Здоровью
∙ Скажем
11. Буклеты для воспитателей;
12. Книга. Золотарёв Ю.Г. Целительные мудры. Практические советы самооздоровления и самоспасения. Опыт применения. – С.Пб. – «Диля». – 2000.
13. Приглашения на мастер-класс.
План проведения мастер-класса
Начало
Интригующее начало – «Черный ящик».
1-я часть мастер-класса «Что такое здоровье?»
1. Игра с мячом «Что такое здоровье?».
2. Рассуждения детей о том, что нужно делать, чтобы быть здоровым.
3. Загадки;
4. Работа на мольберте «Составляющие формулы здоровья»
5. Упражнение «Я работаю над своим здоровьем»
2-я часть мастер-класса. Познавательно-занимательный материал к вопросу о здоровье.
1. Физкультминутка «Лягушки»;
2. Игра «Какой вид оздоровления отражает этот предмет»;
3. Звуковая гимнастика;
4. Голосовая зарядка;
5. Пальчиковая гимнастика;
6. Календарь радости.
Этап - рефлексия «Здоровье - самая большая ценность»
НАЧАЛО.
Мастер вносит «черный ящик», в котором находится лотерейный билет
МАСТЕР: Уважаемые участники мастер – класса! В этом ящике находится то, с чего мы начнём сегодня мастер-класс. Вам нужно это назвать.
По наводящим фразам вы должны это угадать. Дается несколько попыток.
1. Раньше в семье это покупали часто, а потом ждали выхода газеты с таблицей.
2. В таблице искали номер, совпадающий с номером на этом листе бумаги.
3. Теперь их много и они бывают разные: спортлото, жилищные и другие.
МАСТЕР: Да, это лотерейный билет. Казалось бы, какое отношение он имеет к нашему мастер-классу? Давайте порассуждаем.
МАСТЕР: Вот он случай! Билет-то у вас выигрышный! Получив такой билет, вы будете счастливы? (да)
- Билет лотереи выигрышный: что возьмёте – подарок или деньги?
- Что вы купите на деньги? (ответы)
- А чего нельзя купить за деньги? (Здоровье).
Купить можно много:
Игрушку, компьютер,
Смешного бульдога,
Стремительный скутер,
Коралловый остров
(Хоть это и сложно),
Но только здоровье,
Купить невозможно.
Оно нам по жизни,
Всегда пригодится.
Заботливо надо,
К нему относиться.
МАСТЕР: Счастье и здоровье…. Почему люди связывают эти два понятия?
- Вспомните, до того, как вы узнали, что лотерейный билет выигрышный, вы испытывали прилив счастья? (Нет).
МАСТЕР: Счастье набегает на человека волнами, вспышками, как в случае с лотерейным билетом, или когда преодолели трудность, решили сложную задачу…
Но вот прошла радостная волна, и человек начинает ощущать своё физическое и моральное состояние – полноту энергии, сил, возможностей. Он здоров! Условиями счастья и здоровья служит не только оптимистический склад характера или тренированная воля, которая поможет человеку идти в правильном направлении, сопротивляясь всему дурному. Необходимо ещё нравственное воспитание, а позднее – признание его заслуг обществом.
Жизнь показывает: счастье и здоровье могут совпадать, как выигрышный билет лотереи. Однако чаще всего их добывают с раннего детства, и средство для этого радостного совпадения: правильное воспитание.
Вот и получается, что воспитание, здоровье и счастье связаны между собой неразрывно.
МАСТЕР: Мы с вами сегодня остановимся на том, что же такое здоровье, что надо сделать, чтоб быть здоровым, а значит и счастливым. И ответим на вопрос: Скажем здоровью: «Да» или «Нет».
1-я часть мастер-класса «Что такое здоровье?»
МАСТЕР: Роль здоровья в жизни человека трудно переоценить. Здоровье — это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. И сейчас я предлагаю при помощи игры с мячом ответить на вопрос «Что такое здоровье?» Для этого нужно встать в круг. Мы будем передавать мяч по кругу, и тот человек в чьи руки попал мяч, рассказывает, что понимает под словом «Здоровье» (Например: когда все счастливы и т.д.).
Предполагаемые ответы педагогов:
- Здоровье не всё, что приносит радость, но без здоровья ничего не радует.
- Здоровье – это не только хорошая физическая форма, но и душевное равновесие.
- Здоровье – это способность удовлетворять в разумных пределах свои потребности.
- Здоровье нужно не только тебе, но и людям, которым ты обязан помогать.
- Здоровье – это культура человеческих отношений.
- Здоровье – это социальная культура отношений.
- Здоровье - это образ жизни.
МАСТЕР: Итак, здоровье — это красота, это сила и ум, хорошее настроение. Здоровье – это самое большое богатство, приобретённое не за деньги.
- Всемирная организация здравоохранения трактует понятие «здоровье» так:
«Здоровье – это состояние полного физического, умственного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или немощи».
МАСТЕР: От чего же зависит здоровье человека?
10% - генетическая биология человека
10% - помощь медицины
20% - внешняя среда и природно-климатические условия
60% здоровья человека зависит от его образа жизни
МАСТЕР: Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым! Ведь как говорили древние греки: «В здоровом теле — здоровый дух». Его необходимо беречь и укреплять. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми и в поздравлениях мы желаем им доброго и крепкого здоровья. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
МАСТЕР: Получается, здоровье – это состояние организма при определенном образе жизни. И для того, чтобы быть здоровым, нам необходимо привить себе, детям этот здоровый образ жизни.
МАСТЕР: А что же надо делать для укрепления здоровья человека?
МАСТЕР: Для начала послушайте рассуждения детей о том, что нужно делать, чтобы быть здоровым.
Ответы детей
Полина Петровская: Здоровый человек спортом занимается, отжимается, бегает, чтоб стать сильным. Одевается теплее, чтоб не простудиться. Осенью надо надевать куртки, сапоги, шапки, шарфик. Надо закаляться: летом обливаться холодной водой, а зимой тёплой, в душе мыться. Чтобы не болеть – пьём лекарство и лежим в постели.
Богдан Шарифулин: Чтобы быть здоровым, надо делать зарядку, бегать на улице, тренироваться с гантелями, кататься на велосипеде, много пить.
Артём Елистратов: Здоровый человек – это тот, кто не болеет. Он принимает лекарство, пьёт сироп, ест таблетки, мёд, варенье, компот пьёт. Занимается зарядкой, увлекается спортом. Я катаюсь на велосипеде.
Руслан Курбанов: Кто здоровый? Доктор здоровый, бывает пожарный, полицейский здоровый. Ребёнок здоровый и воспитатель. Ребёнок должен слушаться воспитателя, а воспитатель следить за детьми. Они моют руки с мылом, смазывают антисептиком. Я гуляю на улице, хожу в магазин, здоровую еду беру. Надо есть овощи. Дышать хорошим воздухом, а не плохим.
Данил Никитин: Здоровый человек – он не больной. Он должен быть всегда в тепле. Если ночью холодно, можно взять два одеяла. Надо всегда двигаться. Заниматься физкультурой.
Денис Пешков: Здоровый человек – взрослый, потому что он вырос. Надо делать зарядку.
Полина Андреева: Чтобы быть здоровым, надо пить таблетки, чай пить, укрываться, дышать свежим воздухом
Ева Свищева: Здоровый человек, когда он пьёт таблетки. Чтоб быть здоровым надо тренироваться, делать разминку. Я хожу на танцы. Надо есть витамины, кушать полезное, сладкое нельзя есть.
Лена Шильцева: Чтобы не болеть надо маску надевать
Матвей Курбатов: Чтобы быть здоровым, надо дома сидеть, кашу есть, супчик, котлеты, ходить гулять
Лиза Макарова: Чтобы не болеть, позвонить доктору и ехать.
Вероника Королева: Чтобы не болеть, надо пить таблетки, чай пить. Дома делаю зарядку, чтобы сильной быть и здоровой, колесо умею делать и мостик. Я хожу на гимнастику.
Карина Кусимова: Чтобы быть здоровым надо спортом заниматься, бегать, прыгать, наклоняться, дышать свежим воздухом.
МАСТЕР: Некоторые ответы на поставленный ранее вопрос, вы найдёте, если отгадаете загадки.
1. Чтобы не был хилым, вялым,
Не лежал под одеялом,
Не хворал и был в порядке,
Делай каждый день… (Зарядку)
2. Болеть мне некогда друзья,
В футбол, хоккей играю я.
И я собою очень горд,
Что дарит мне здоровье… (Спорт)
МАСТЕР: Раз уж разговор зашёл о спорте предлагаю вам игру под названием «Пантомима»
Участники выходят к ведущему по одному и выбирают карточку, на которой с обратной стороны написано название вида спорта. Движениями необходимо изобразить вид спорта, остальные участники должны угадать его название (стрельба из лука, бег с препятствиями, прыжки с шестом, сумо, плавание, гребля).
МАСТЕР: Продолжаем отгадывать загадки.
3 Крепла чтоб мускулатура,
Всем нужна нам…(физкультура)
4. Необходимо приложить старания,
Следить за правильным…(питанием).
5. Наши лучшие друзья ….(солнце, воздух и вода)
6. Позабудь ты про компьютер.
Беги на улицу гулять.
Людям всем полезно очень,
Свежим воздухом… (Дышать)
7. Никогда не унываю,
И улыбка на лице,
Потому что принимаю,
Витамины… (А, В, С)
МАСТЕР: Таким образом, чтобы быть здоровым, необходимо подружиться с физкультурой и спортом, вести здоровый образ жизни, дышать чистым воздухом и питаться здоровой пищей.
МАСТЕР: Предлагаю, составляющие формулы здоровья на мольберте изобразить в виде лесенки. Среди представленных формул, находите то, что необходимо для здоровья, приклеиваете на цветной овал и раскладываете в виде лесенки.
Составляющие формулы здоровья
Регламентируемые нагрузки
Отсутствие вредных привычек
Соблюдение режима дня
Профилактика болезней
Занятие спортом
Простые приёмы массажа
Прогулки на свежем воздухе
Утренняя гимнастика
Водные процедуры
Положительные эмоции
Благоприятная психологическая обстановка в семье
Рациональное питание
Закаливание
Спите в прохладной комнате!
Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
Гоните прочь уныние и хандру!
Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
Желайте себе и окружающим только добра!
МАСТЕР: Вы теперь знаете о составляющих здорового образа жизни, предлагаю вам следующее упражнение.
Упражнение «Я работаю над своим здоровьем»
- Я буду задавать вопросы, если ответ положительный, то делаете шаг вперед, если отрицательный – не двигаетесь.
∙ я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику;
∙ предпочитаю подольше поспать;
∙ я ежедневно совершаю прогулки перед сном;
∙ я посещаю бассейн, тренажерный зал или занимаюсь каким-либо спортом;
∙ люблю полежать на диване;
∙ я периодически провожу разгрузочные дни;
∙ я часто обижаюсь, сержусь;
∙ у меня отсутствуют вредные привычки;
∙ люблю праздники, чтобы поесть;
∙ соблюдаю режим дня;
∙ я правильно питаюсь;
∙ я эмоционально уравновешена;
∙ я выполняю профилактику заболеваний.
∙ я принимаю витамины
МАСТЕР: Итак, кто из вас оказался рядом с бесценным сокровищем «здоровье»?
- Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли вы пути, помогаете ли вы себе в укреплении здоровья, ведете ли здоровый образ жизни.
2-я часть мастер-класса
МАСТЕР: А теперь немного познавательно-занимательного материала к вопросу о здоровье.
МАСТЕР: На занятиях с детьми мы проводим физкультминутки, сейчас она будет и для вас, коллеги.
(двое воспитателей надевают маски-ободки лягушек, и выполняют движения под слова ведущего. Участники мастер-класса также показывают движения)
Физкультминутка «Лягушки»
На болоте две подружки
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались
Полотенцем растирались,
Ножками топали
Ручками хлопали
Вправо, влево нагибались
И обратно возвращались
Вот здоровья в чем секрет
Всем друзьям – физкульт-привет!
МАСТЕР: У меня есть несколько предметов, я их показываю, а вы должны назвать, какой вид оздоровления отражает этот предмет.
- Итак, начали.
(мастер поочерёдно достаёт из коробки предметы)
∙ крупа (развитие мелкой моторики рук )
∙ травяной сбор (фитотерапия)
∙ апельсин (ароматерапия, витаминизация)
(в апельсин воткнуть пряную гвоздику)
∙ мыльные пузыри (дыхательная гимнастика)
Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани. Улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание. Способствует восстановлению нормального крово- и лимфоснабжения, повышает общую сопротивляемость организма.
∙ перчатка (пальчиковая гимнастика)
Что дает пальчиковая гимнастика детям?
− Способствует овладению навыками мелкой моторики.
− Помогает развивать речь.
− Повышает работоспособность коры головного мозга.
− Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
− Снимает тревожность
∙ колокольчик (звуковая гимнастика)
МАСТЕР: В качестве примера остановимся на звуковой гимнастике, массаже для пальчиков
Упражнение «Звуковая гимнастика»
Звуковая гимнастика действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы. Разные звуки порождают разные вибрации, которые влияют на наше самочувствие.
Звук «А» – воздействует благотворно на весь организм;
Звук «Е» – воздействует на щитовидную железу;
Звук «И» – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
Звук «У» – воздействует на органы, расположенные в области живота;
Звук «О» - воздействует на сердце, легкие.
Звук «Я», «М» - воздействует на работу всего организма.
Звук «Х» – помогает очищению организма;
Звук «ХА» - помогает повысить настроение.
«Голосовая разрядка» - Сначала делаем глубокий вдох носоми задержать дыхание. На выдохе громко и энергично поизносим звук «Ух!»
МАСТЕР: Пальчиковый массаж может помочь организму сопротивляться болезням, почувствовать себя бодрым и полным сил, расслабиться и снять симптомы утомления. Каждый палец отвечает за работу определённого органа в нашем организме.
∙ Большой палец – стимулирует деятельность головного мозга;
∙ Указательный – улучшает работу желудка;
∙ Средний – кишечник и позвоночник;
∙ Безымянный – улучшает работу печени;
∙ Мизинец – помогает работе сердца.
Массируются пальцы каждый отдельно по направлению к его основанию по тыльной, ладонной и боковой поверхностям. Начинаем массаж с поглаживания, затем растирание, следующий приём - разминание и заканчиваем снова поглаживанием.
(показать книгу Золотарёв Ю.Г. Целительные мудры. Практические советы самооздоровления и самоспасения. Опыт применения. – С.Пб. – «Диля». – 2000.)
МАСТЕР: Несколько слов хочется рассказать о Календаре радости.
Психика нуждается в энергии, как и все живое. Без соответствующей пищи наша душа «голодает». Душу нужно питать так же заботливо, как и тело, «покупать» для нее «продукты» — хорошие впечатления, внимание, свежий воздух и многое другое.
Сегодня мы сделаем первый шаг на свою «душевную кухню» — научимся «готовить» РАДОСТЬ.
В жизни каждый день случаются прекрасные и счастливые минуты, встречаются добрые люди, совершаются благородные поступки. Человек, который чувствует все это, спокоен и уверен, у него все получается. Его все любят.
Но мы обычно поступаем наоборот: чаще замечаем тревожное и грустное, раскрываемся навстречу плохим чувствам и подавляем добрые. Из-за этого портится настроение, происходят ссоры и неудачи.
Чтобы стать счастливым, надо увидеть светлые стороны своей души, почувствовать гармонию жизни. В этом нам и поможет «Календарь радости».
Открой чистую тетрадь и попытайся вспомнить все радостное, что произошло за сегодняшний день. Это может быть новая мысль, посетившая вас, или ласковое слово, которое вы услышали или сказали, а может быть, маленькая удача, или музыка, или мечта! Это будет первым шагом в вашем календаре радости, который поможет вам быть радостными и счастливыми, а значит и здоровыми.
Этап - рефлексия «Здоровье - самая большая ценность»
МАСТЕР: А теперь прошу заглянуть в сундучок, где находится что-то очень ценное, только, пожалуйста, не называйте вслух, что вы увидите.
Педагоги по очереди заглядывают и видят свое отражение в зеркале.
МАСТЕР: Что вы увидели?(зеркало, своё отражение в зеркале, себя)
МАСТЕР: Вы, сами для себя, ваше здоровье и есть ваш клад, ваше сокровище. Берегите его!
МАСТЕР: Чаще всего люди аплодируют на концертах и собраниях. С помощью аплодисментов они выражают свое отношение к тому, кто выступает. Поскольку отношение к выступающим может быть разным, разными бывают раздающиеся аплодисменты:
∙ снисходительные;
∙ подбадривающие,
∙ деликатные,
∙ бурные.
(сделать надписи на карточках)
МАСТЕР: Сегодня вы активно работали, так давайте наградим себя аплодисментами, выбрав один их из типов.
МАСТЕР: Наш мастер-класс подошел к концу. Нам с вами было хорошо, пусть и вам будет жить здорово.
МАСТЕР: А теперь ответьте на вопрос, поставленный в начале мастер-класса: «Что мы скажем здоровью? Да или Нет? Для этого поднимите флажок с соответствующей надписью.
(на столах у участников мастер-класса лежат флажки, на которых написано: «Да», «Нет». Они выбирают ответ на вопрос: «Мы здоровью скажем …., а мастер держит плакат «Мы здоровью скажем»)
Литература
Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим. М., ТЦ Сфера, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла
В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»
Цель:Содействие сохранению физического, психологического, социального здоровья педагогов, формированию позитивного мышления.Задачи:1. Создание благоприятных условий д...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"
Использование рефлексии в работе педагогов...

Мастер-класс для молодых педагогов "Здоровый образ жизни - личный успех каждого"
В данном мастер-классе представлены основные компоненты здорового образа у дошкольников. Для молодых педагогов подобран материал и нормативно-правовые материалы, с которыми можно ознакомиться через QR...

МАСТЕР-КЛАСС: «Формирование у педагогов здорового образа жизни»
МАСТЕР-КЛАСС: «Формирование у педагогов здорового образа жизни»...
Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»
Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»
Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию. Повысить уровень профессионализма воспитателейЗадачи...
