Опыт работы "Организация напольных игр в работе с детьми с ТНР"
методическая разработка (подготовительная группа)

Ханахмедова Роза Михайловна

Дети с раннего возраста растут в цифровой среде, они настолько увлечены играми, что трудно их заинтересовать прогулкой, поэтому проблема двигательной активности в наше время начинает набирать стремительные обороты, способствует постепенному снижению движения человека до минимума. Заметив, что дети дошкольного возраста очень любят играть на полу, мы заинтересовались напольными играми, предположив, что они помогут нам активизировать потребность детей в движении. Предлагаем вашему вниманию некоторые игры, которые можно использовать на напольном полотне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_po_napolnym_igram.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

   УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТАЦИИ Г.ШАРЫПОВО

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 3 «Чебурашка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по социально – личностному направлению развития детей»

Опыт работы на тему «Организация напольных игр в работе с детьми с ТНР»

Составили:

 Катасонова Ольга Викторовна, воспитатель высшей квалификационной  категории,

 Ханахмедова Роза Михайловна, воспитатель высшей квалификационной  категории

                                                                       

     Добрый день, уважаемые коллеги. Представляем вашему вниманию опыт работы на тему «Организация напольных игр с детьми с тяжелыми нарушениями речи».

     Мы все знаем и понимаем, что движение является биологической потребностью растущего организма, без удовлетворения которой ребенок не может правильно развиваться и расти здоровым.  Наши дети уже с самого раннего возраста растут в цифровой среде, много времени проводя за компьютерами и в телефонах, и налицо проблема снижения двигательной активности детей.

     Наблюдая, что дети дошкольного возраста очень любят играть на полу, мы заинтересовались напольными играми, стали их использовать в работе с детьми с ТНР и увидели много плюсов:

- напольные игры удовлетворяют потребность ребенка в движении. Напольное полотно можно использовать в холле детского сада,  в групповом помещении, на прогулке, оно подвергается обработке и безопасно для игр;

- игры проходят в увлекательной форме, несут развивающую и обучающую функцию, все свои действия в игре дети проговаривают;

- ориентированы на разный возраст детей. Игровые задания подбираются из разных образовательных областей по принципу «от простого к сложному» в соответствии с тематическим планированием;

- способствуют получению положительных эмоций в процессе игр и общения со взрослым и сверстниками.

Напольное полотно  у нас 6*4, а в зависимости от игры, от возраста детей его размеры можно уменьшать 4*4, 3*4, 3*5, 2*3 и т.п.

А сейчас предлагаем вам окунуться в увлекательный мир напольных игр.

Игры направленные на речевое развитие

Игра «Мой – моя»

 (для детей с ТНР в возрасте 4- 5 лет)

Цель: учить детей согласовывать местоимения с существительным.

Оборудование: предметные картинки (одежда, обувь, овощи, мебель, посуда и т.п.)

Описание игры. Педагог раскладывает предметные картинки на все 24 карточки. Выходят 4 ребенка и выбирают любую дорожку.

Задача детей пройти по своей дорожке, правильно согласовывая местоимения  с существительным.

Например: мой ананас, моя шапка и т.д.

 Для детей 5 – 6 лет добавляются местоимения – мои, мое.

 Для детей 6 – 7 лет

Проходя по выбранной дорожке добавить к согласованному местоимению с существительным прилагательное.

Например: мое вкусное мороженое, моя теплая шапка, мои красивые носки.

Игра «Соберем урожай»

Цель: закрепление овощей, фруктов, ягод, расширение представлений о классификации растений.

Оборудование: картинки с овощами, фруктами,  ягодами

Описание игры: Ребенок проходит по полю и по желанию собирает только фрукты или только ягоды и называет их.  

Игра «Один, три, пять»

(от 5 до 7 лет)

Цель: согласование существительных с  числительными.

Оборудование: предметные картинки по темам, карточки с цифрами от 1 – 10.

Описание игры: На квадратах напольного поля расположены хаотично картинки и в каждом квадрате рядом число. Ребенок выбирает, например, каких животных он будет называть – зверей или птиц. Выбрав свой путь, он называет животного и согласует слово с числом, так проходит до конца поля. Потом идет следующий ребенок, наступая на квадраты с изображением тех животных, которых он выбрал. Например, одна ворона, три воробья, пять снегирей и т.д.

Игра «Отгадай загадку» (4-6 лет)

Цель: отгадай загадку и найди отгадку.

Оборудование: карточки - отгадки  к загадкам

Описание игры:  Вариант 1: На игровом поле в квадратах разложены карточки чего-то или кого-то изображениями вверх. Ведущий загадывает загадку, детям необходимо правильно отгадать её. Игроки по очереди прыгают в квадраты с карточкой, на которой изображена отгадка, поднимают карточку и объясняют свой выбор. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут собраны, а загадки отгаданы.

(6-7лет)

Вариант 2: Педагог раскладывает карточки с буквами на квадраты напольного полотна так, чтобы получились слова из четырех букв. Педагог загадывает загадку.

Например, бывает пшеничное, а бывает и футбольное (ПОЛЕ)

 Бывает морской, бывает для бритья (ПЕНА)

Игрок отгадывает и, прыгая по напольному полотну, произносит буквы и, пройдя до конца игрового поля, называет получившееся слово. Например, отгадка слово ПОЛЕ. Ребенок встает перед напольным полотном и говорит: «Я выбираю букву П, следующую букву О, теперь выбираю букву Л, следующая буква Е, получается слово ПОЛЕ.  

Игра «Какой фрагмент сказки лишний?»

 Цель: закрепить названия сказок, различать добрых и злых героев

 Оборудование: фрагменты различных сказок («Колобок», «Заюшкина избушка», «Гуси – лебеди и др.)

 Описание игры. Педагог раскладывает на напольное полотно фрагменты сказок. Ребенок выбирает любой ряд и определяет, какой фрагмент сказки лишний и почему.

 Например: лишняя эта картинка, потому что на ней изображена сказка «Гуси – лебеди». А остальные фрагменты из сказки «Красная шапочка».

 

Для детей 5 – 7 лет усложненные варианты

Добавляются герои сказок (добрые и злые).

Педагог раскладывает на напольное полотно различных героев из сказок. Задача ребенка пройти на другую сторону полотна по дорожке с добрыми героями и назвать их.

 Пройти на другую сторону полотна по дорожке сказки «Заюшкина избушка» и т.п.

Игра «Расскажи сказку (стих) с использованием мнемотехники»

(от 4 до 7лет)

Цель: обучение рассказыванию сказки или заучиванию стихотворения с опорой на символы.

Оборудование: карточки – символы по сказке или стихотворению.

Описание игры: педагог раскладывает карточки – символы (сказки или стихотворения) на квадратах игрового поля. Рисунок в каждом квадрате соответствует слову или словосочетанию. Опираясь на изображение, ребенок проходит по квадратам и рассказывает сказку или учит стих.

Игра «Найди картинки, начинающиеся на звук «А», «У» «С», «Л», «П» и т.п.»  (от 5 до 7 лет)

Цель: закрепление  правильное произношение звуков, умение различать на слух .

Оборудование: картинки, начинающиеся на разные гласные и согласные звуки.

 Игры познавательного характера.

Игра «Что нужно спортсмену» (от 5до7лет)

Цель: подобрать для каждого спортсмена необходимый инвентарь.

Оборудование: картинки спортсменов и карточки с разнообразным спортивным инвентарем.

Описание игры: На напольном полотне раскладываются картинки спортсменов и карточки с разнообразным спортивным инвентарем. Ребята по очереди по своему желанию выбирают спортсмена и, проходя по полю, выбирают необходимый для него спортивный  инвентарь. Например: Я выбираю хоккеиста. Ему необходимы коньки, форма, клюшка  с шайбой, шлем.

Игра «Цепочка ассоциаций» (от 4 до 7лет)

Цель: развитие ассоциативного мышления, расширение словарного запаса.

Оборудование: картинки с различными домашними животными и карточки (детеныши животного, чем питается, какую пользу приносит человеку и т.п.)

Описание игры: игрок выбирает любого домашнего животного и проходя по полю находит детеныша данного животного, рассказывает чем питается, какую пользу приносит человеку.

Игра «Путешествие по цифрам» (от 5 до 7 лет)

Цель: закрепление чисел, развитие логического мышления и внимания.

Оборудование:  карточки с цифрами от 1 до 5.

Описание игры: Разложить карточки с изображением цифр и придумать сами или составить вместе с детьми заранее маршрут: например, 1-2-3-4-5 или 2-2-4-3-1. Предложенный маршрут дети могут пройти и пропрыгать, на одной ногах или двух, на носочках и другими способами, которые придут в голову. Игра подходит для детей старшего дошкольного возраста.

Игра «Состав числа» (от 6 до 7 лет)

Цель: закреплять умение раскладывать число на два меньших

Оборудование: карточки с цифрами.

Ход игры: на напольное полотно положить карточки с цифрами, в каждом ряду оставить пустой квадрат, а в конце напольного полотна положить карточку с любой цифрой до 10. Ребенок проходит по дорожке (пустым квадратам), называя пропущенное число.

                     7

6

 

3

5

Игрок наступает на пустую клетку и называет пропущенное число: 2, 4, 1.

Другой вариант: Подбирает цифры и кладет на пустую клетку. Таким образом, закрепляет знания о цифрах и числах.

Игра «Геометрические фигуры»

(от 4 до 6 лет)

Цель: закрепление знаний у детей о цветах и геометрических фигурах.

Оборудование: карточки с геометрическими фигурами разной величины и цветов.

Описание игры: на игровом поле хаотично расположить геометрические фигуры разных цветов и величины.

Задание 1: пройти по дорожке, называя цвета и фигуры, у которых нет углов (у которых 4 угла, 3 угла);

Задание 2: пройти по дорожке, называя фигуры желтого цвета (зеленого, синего, красного и т.д.);

Задание 3: ориентировка на плоскости. Педагог называет фигуры по цветам и величине, в игровом поле ребенок находит фигуру по словесной инструкции педагога.

Игры на развитие логического мышления, внимания.

Игра «Крестики и нолики»

(от 5 до 7 лет)

Цель: выкладывание в один ряд первым крестики или нолики, умение предугадывать действия соперника.

Оборудование: карточки с крестиками и ноликами, игровое поле 3*3

Описание игры: Участники по очереди ставят на свободные клетки поля знаки. Один играет крестиками, второй — ноликами. Обычно начинает ходить участник, ставящий крестики. Выигрывает тот, кто первым выстроит в ряд 3 свои фигуры по вертикали, горизонтали или диагонали.

Крестики-нолики не только занимательное развлечение, но и развивающая игра. У детей она способствует развитию тактического и стратегического мышления, а также интуиции — ребята учатся предугадывать действия соперника.

Игра «Какой фигуры не хватает?»

(от 4 до 7 лет)

Цель: развитие логического мышления.

Оборудование: карточки с образцами, геометрические фигуры, напольное поле 3*3 или 4*4.

Описание игры: На квадратах первого ряда разложены геометрические фигуры, а на втором и третьем ряду есть пустые квадраты. Задание: Необходимо в каждом ряду закрыть пустой  квадрат, подобрав недостающую картинку. Играющие дети по очереди подходят к пустому квадрату и заполняют его, подобрав недостающую картинку. Затем предлагаем им прошагать по квадратам с таким же изображением.

Усложненный вариант: в ряду могут быть пропущены 2 квадрата;

Усложненный вариант: внутри геометрической фигуры может быть еще одна фигура, далее принцип такой же что в начале.

Игра «На какую фигуру похож предмет?»

(от 5 до 7 лет)

Цель: развитие логического мышления, памяти, внимания.

Оборудование: картинки с изображением предметов и геометрические фигуры, напольное поле 3*4

Описание игры: на напольном поле разложены картинки с изображением разных предметов. Дети встают перед игровым полем (4 ребенка) и по очереди проходят по дорожке, называя предмет и на какую фигуру он похож. Например, это часы, похожи на круг, шоколад – похож на прямоугольник, пирамида – сбоку похож на треугольник, а сверху на круг и т.д.  

Игра «Четвертый лишний».

(от 4 до 7 лет)

Цель: вычленение лишнего предмета.

Оборудование: картинки с изображением животных, предметов, птиц и т.д., игровое поле 4*5.

Описание игры: На квадратах игрового поля разложены картинки с изображением чего - то, либо кого - то. Необходимо в каждом ряду определить наиболее существенный признак, общий для всех объектов, кроме одного.  Играющие по очереди прыгают в квадраты с изображением лишнего объекта, поднимают карточку и объясняют свой выбор.

Игру можно использовать для закрепления у детей обобщающих понятий. Она помогает развивать логическое мышление, внимание плюс прыжковые нагрузки, которые оказывают общеукрепляющее воздействие на организм в целом. Дидактический материал (картинки с изображениями) можно подбирать в соответствии с интересом детей или тематическим планированием. Увеличить количество участников можно, поменяв расположение карточек, рассматривая ряд либо по горизонтали, либо по вертикали. Если в игре участвует вся группа, то педагог меняет или добавляет карточки с изображениями.

Игры с большой двигательной активностью

     Игра «Прыгни по кочкам» (от 5 до 7 лет)

Цель: закрепление умения ориентироваться в пространстве.

Оборудование: напольное игровое поле.

Описание игры: Играющий встает перед напольным игровым полем. По инструкции педагога проходит поле, прыгая из квадрата в квадрат. Например: Встань на квадрат (любой), прыгни 2 клетки вперед, 3 –влево, 1 – вправо и т.д.

Игра «Ножки – ладошки»

 Цель: закрепление понятия «правая», «левая» и цветовой гаммы.  

 Оборудование: цветные ладошки и ножки  (ступни)

 Описание игры: Игрок выполняет задание по инструкции педагога. Например, найди левую красную ладошку, найди фиолетовую левую ножку.

Игра «Кто быстрее»

 Цель: быстрее пройти свою дорожку.

Оборудование: у каждого игрока кубик с цифрами или точками.

 Описание игры: игроки по очереди кидают кубики и продвигаются вперед на столько клеточек, сколько показывает цифра.

      В заключение мы хотим сказать, что в процессе напольных игр укрепляется мышечная система организма. Развивается произвольное внимание, память, мышление, речь, ориентировка в пространстве, проявляется инициатива и умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

А придуманные детьми новые варианты игр говорят об их фантазии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогический опыт «Использование метода проекта в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС »

Обобщение педагогический опыт «Использование метода проекта в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС »...

Анализ программы «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л, Князевой, Р.Б. Стеркиной. Опыт использования данной программы при работе с детьми старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности.

Статья об использовании программы "Безопасность" при работе с детьми подготовительного возраста компенсирующей направленности....

Опыт применения воспитателем сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Данный материал содержит информацию по применению воспитателем сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста...

Статья "Опыт использования камешков «Марблс» в работе с детьми дошкольного возраста"

Представляемый в данной статье материал, по моему мнению, отвечает всем требованиям ФГОС ДО, и при правильном и вдумчивом подходе может быть успешно использован в коррекционно-развивающей работе с дет...

Практика использования напольных игр в работе с детьми раннего возраста.

Напольные игры в доу - отличное дополнение педагогической программы. Они поддерживают естественное желание детей двигаться, развивают инициативность, улучшают отношения в группе....

Опыт использования модульного оборудования в работе с детьми с ОВЗ в ДОУ

 На современном этапе специалисты, работающие с детьми с ОВЗ используют разнообразные формы, методы и приемы в коррекционной деятельности. Они осваивают новые технологии, применяют ин...