Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста: "Соль- волшебный кристалл: друг или враг?"
план-конспект занятия (старшая группа)

Воробьева Татьяна Михайловна

Соль - это простое, но в то же время удивительное вещество, с которым мы встречаемся в повседневной жизни. В последнее время учёные  всё активнее исследуют её влияние на здоровье, окружающую среду и даже психологическое состояние. Поэтому вопрос о том, является ли соль  "волшебным кристаллом", который поддерживает жизнь, или же потенциальным врагом, угрожающим нашему благополучию, становится всё более актуальным.

Цель занятия: формирование у дошкольников представления о соли и её ролью в нашем организме и воспитание бережного отношения к собственному здоровью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Алешковский детский сад»

                 

                   Методическая разработка

по  реализации программы «Разговор о правильном питании» (1 часть)

на тему:

«Соль – волшебный кристалл: друг или враг?»

           

                                      Автор:  Воробьёва Татьяна Михайловна,

педагог – психолог  МБДОУ «Алешковский детский сад»

                                                                   Богородского муниципального округа

 Нижегородской обл.

                                                     

                                             С.Алешково, 2025

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста

 на тему: "Соль - волшебный кристалл: друг или враг"

       Соль – это простое, но в то же время удивительное вещество, с которым мы встречаемся в нашей повседневной жизни. Используемая с древнейших времён как приправа и консерванта, она стала незаменимым ингредиентом на кухне. Однако свойства соли далеко не ограничиваются её гастрономической ценностью. В последние десятилетия учёные всё активнее исследуют её влияние на здоровье человека, окружающую среду и даже психологическое состояние. Поэтому вопрос о том, является ли соль «волшебным кристаллом», который поддерживает жизнь, или же потенциальным врагом, угрожающим нашему благополучию, становится всё более актуальным.

        Актуальность исследования соли как «друга» или «врага» заключается в противоречивых данных о её роли в рационе питания человека. С одной стороны, соль необходима для поддержания жизнедеятельности организма, участвуя в важных физиологических процессах, таких как водно-электролитный баланс и передача нервных импульсов. С другой стороны, избыточное потребление соли связано с различными заболеваниями, включая гипертонию, сердечно- сосудистые болезни и заболевания почек. В условиях современной жизни, где многие люди страдают от «сольной зависимости», необходимо проводить всесторонний анализ как положительных, так и отрицательных аспектов потребления соли. Анализ этой темы не только поможет осознанно подходить к своему рациону, но и даст возможность понять, как эффективно использовать соль в повседневной жизни.

        Цель методической разработки: формирование у дошкольников, их родителей и педагогов осознанного и ответственного отношения к использованию соли в повседневной жизни через развитие познавательного интереса, исследовательских умений и навыков безопасного поведения.

        Задачи:

1. Ознакомить детей с природой соли: откуда она берется, какие виды существуют.

2. Научить детей различать полезные и вредные количества соли в организме.

3. Развивать навыки здорового питания через практические занятия и игры

 4. Формирование у детей понимания о роли соли в питании.

5. Развитие критического мышления и умения делать выбор между полезным и вредным.

6. Воспитание бережного отношения к продуктам и понимания их влияния на здоровье.

       Формы и направления педагогической работы:

1. Экскурсия: Организовать экскурсию в магазин или на рынок для изучения различных продуктов, содержащих соль, и обсуждения их плюсов и минусов.

2. Игровая деятельность: Провести игровые занятия, такие как "Соль в сказках", где дети будут исследовать роли соли в различных сказках и историях.

3. Творческие мастерские: Создать "Соляную картину", используя различные виды соли для создания художественных работ. Это поможет наглядно продемонстрировать кристаллическую структуру соли.

4. Дискуссии: Организовать круглый стол, где дети смогут поделиться своими мнениями о соли, полезна ли она для здоровья и в каких количествах.

5. Кулинарный мастер-класс: Приготовление простого блюда с минимальным количеством соли, обсуждая, как вкус продукта меняется при добавлении соли и как можно использовать другие специи для улучшения вкуса.

6. Физкультурные игры: Включить игры на тему здоровья и правильного питания, где дети смогут активно участвовать и зарабатывать "здоровые" баллы.

      Программа "Разговор о правильном питании":

1. Проведение занятий о питательных веществах, познакомить детей с основными группами продуктов и тем, как они влияют на здоровье.

2. Обсудить с детьми, что такое сбалансированное питание и как соль является частью этого баланса.

3. Использование интерактивных материалов, таких как карточки с изображениями продуктов и их соленостью, для активного обучения.

4. Привлечение родителей к программе: создание совместного проекта, где дети вместе с родителями готовят блюда с разным содержанием соли и обсуждают их влияние на здоровье.

     Эта методическая разработка позволит не только обучать детей основам правильного питания, но и развивать их навыки критического мышления и творчества. За счет интеграции различных форм работы с детьми (игры, экскурсии, мастер-классы) программа станет интересной и увлекательной.

      Методики реализации разработки "Соль - волшебный кристалл: друг или враг":

1. Проблемное обучение:

   - Описание: Задача детям — предложить решить проблему, связанную с солью и ее влиянием на здоровье. Например, выяснить, как много соли обычно содержится в любимых продуктах.

   - Ожидаемый результат: Развитие критического мышления, умения формулировать вопросы и искать на них ответы.

2. Проектная деятельность:

   - Описание: Создание совместного проекта о соли: "Соль в нашей жизни". Дети могут делиться своими знаниями о соли, проводить эксперименты (например, как соль растворяется в воде) и оформлять результаты в виде выставки.

   - Ожидаемый результат: Углубление знаний, развитие навыков командной работы и публичного выступления.

3. Соревновательная игра:

   - Описание: Организация игровой активности, в которой дети могут собирать "здоровые продукты" и "нездоровые продукты" (например, с высоким содержанием соли), делая выбор в пользу правильного питания.

   - Ожидаемый результат: Осознание важности правильного выбора продуктов и формирование здоровых привычек.

4. Метод ассоциаций:

   - Описание: Игра "Что такое соль?" — дети по очереди называют ассоциации, связанные с солью. Можно использовать картинки или игрушки для стимуляции воображения.

   - Ожидаемый результат: Формирование образного мышления, расширение словарного запаса и активизация п

Участие родителей при реализации методики:

1. Совместные занятия:

   - Организация совместных мастер-классов, где родители и дети готовят блюда с разным содержанием соли. Это позволит родителям обучать детей на практике основам правильного питания.

2. Информационные сессии:

   - Проведение информационных встреч для родителей на тему "Роль соли в питании", где родители смогут получить полезные рекомендации и обсудить, как они могут поддерживать здоровье своей семьи.

3. Участие в проектах:

   - Вовлечение родителей в проекты, такие как создание "Соляной карты" (визуализация содержания соли в продуктах) или изготовление плакатов о правильном питании, что укрепит связь между домом и детским садом.

4. Обсуждение опыта:

   - Организация встреч, где родители могут делиться своим опытом применения принципов правильного питания и обсуждать трудности, с которыми они сталкиваются. Это создаст сообщество поддержки и обмена знаниями.

5. Родительские волонтёрские группы:

   - Создание групп, в которые родители смогут войти как волонтёры, помогая организовать мероприятия на тему здоровья и питания в детском саду. Это может быть помощь в организации экскурсий, выставок или кулинарных классов.

        Методики реализации методической разработки "Соль - волшебный кристалл: друг или враг" не только способствуют воспитанию у детей навыков правильного питания, но и активно вовлекают родителей в образовательный процесс. Это создает единую образовательную среду, где дети и родители могут учиться, обсуждать и практиковать здоровье и благополучие вместе.

       

Конспект  занятия на тему: «Соль — волшебный кристалл: друг или враг?»

для детей старшего дошкольного возраста

Интеграция образовательных областей:

 «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель:  формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста представления о  соли и её ролью в нашем организме  и воспитание  бережного отношения к собственному здоровью.

Задачи: 

- познакомить детей с понятием соли и её ролью в нашем организме;

- познакомить детей с полезными и потенциально опасными свойствами соли;

- рассказать о разных видах соли и её применении;

- показать, как соль может быть полезной и в то же время опасной;

- развивать познавательный интерес к окружающему миру;

- развивать  познавательную активность через  проведение опытов, обсуждений и экспериментов;

- развивать навыки коммуникации и критического мышления;

- способствовать развитию связной речи,  самостоятельности, доброжелательности;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Словарная работа:

обогащение словаря: соляной, кристаллический,  растворять, волшебный,  друг,  враг, пещера, волна, кулинария, осторожный,  внимательный.

Конец формы

активизация словаря: соль, солевой кристалл,  путешествие, свойства, эксперимент, карта, станция, задание, обсуждение, результаты.

Материалы и оборудование: ИКТ (ноутбук, экран, презентация на тему  «Соль — волшебный кристалл: друг или враг?»),

 - картинки с изображением соли разного вида (морская, поваренная, каменная);

 -продуктов с высоким содержанием соли (морская капуста, солёные огурцы, чипсы);
- модели различных продуктов и блюд;
- мелкие кристаллы соли;
- раскраски и фломастеры;

- ёмкости для экспериментов, лупа, ложки, вода.

Способы (методы и приёмы): 

  1. Игровой приём «Путешествие с солевым кристаллом».
  2. Наглядные методы: использование солевого кристалла и карты путешествия,  эксперимент с растворением соли.
  3. Словесные методы: беседа с детьми о соли и её свойствах, объяснение заданий и обсуждение.
  4. Практические методы: выполнение заданий на каждой станции (отгадывание загадок, рисование рисунков, рассказы о применении соли).
  5. Проблемный метод: постановка вопросов и задач перед детьми.
  6. Метод проектов: создание проекта по теме занятия.
  7. Методы контроля и самоконтроля: проверка выполнения заданий и обсуждение результатов.

Формы организации: по количеству - фронтальная, по месту организации в детском саду

По форме проведения:  интерактивное обучающее занятие с элементами игры.

Предварительная работа: 

- составление карты маршрута;

- подготовка презентации по теме, картинки;

- чтение, просмотр и обсуждение по теме «Полезные и вредные продукты»;

-отгадывание загадок, чтение и обсуждение пословиц  о здоровье, о правильном питании;

- разучивание физкультминутки  под музыку;

- приглашение родителей для участия в образовательной деятельности с детьми.

Планируемый результат: 

Дети узнают о свойствах соли и её роли в повседневной жизни.

У дошкольников разовьётся интерес к экспериментированию и исследованиям.

Ребята научатся работать с картой, выполнять задания на каждой станции и обсуждать результаты.

Дети станут более внимательными и осторожными при использовании соли.

Занятие будет способствовать развитию воображения, познавательной активности и коммуникативных навыков у детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я желаю вам всем здоровья. Здоровье для человека – это главная жизненная ценность. Но, к сожалению, мы не умеем беречь его.

Воспитатель:  Сегодня у нас будет необычное занятие. Мы отправимся в путешествие с солевым кристаллом. Хотите узнать больше о соли и её свойствах?

Дети:       хотим

Воспитатель: Тогда давайте начнём наше путешествие. Но сначала нам нужно познакомиться с нашим помощником — солевым кристаллом.

(Воспитатель показывает детям солевой кристалл.)

Воспитатель: Этот кристалл поможет нам узнавать новое о соли. Он обладает волшебными свойствами, которые мы сегодня будем изучать.

Воспитатель: Давайте проведём небольшой эксперимент. Я растворю кристалл в воде, и вы увидите, как он меняет свою форму.

(Воспитатель растворяет кристалл в воде.)

Воспитатель: Видите, как кристалл изменил свою форму? Это одно из его волшебных свойств. Теперь мы готовы отправиться в путешествие по карте.

(Воспитатель раскладывает перед детьми карту путешествия.)

Воспитатель: Отлично! Начнём с первой станции.

Воспитатель: На этой карте обозначены различные станции, где мы будем выполнять задания. Например, станция «Соляная пещера», станция «Морская волна» и другие. Вы готовы начать наше путешествие?

Дети: готовы

Воспитатель: Отлично! Начнём с первой станции. Давайте посмотрим, куда мы попали.  СЛАЙД 1. Это соляная пещера. Соляная пещера — это удивительное место, где стены и потолок покрыты кристаллами соли. В ней очень чистый воздух, который помогает людям дышать легче. Давайте рассмотрим, что мы тут видим?

Дети: здесь много соли.

Воспитатель: верно. Ребята, кто знает, что такое соль?

Дети: ей солят еду

Воспитатель: правильно.
Воспитатель: Соль — это белое кристаллическое вещество, которое мы используем для приготовления пищи. Она придаёт еде вкус и помогает сохранить продукты свежими. Но знаете ли вы, что соль может быть не только другом, но и врагом? Если съесть слишком много соли, можно заболеть. Поэтому нужно знать меру и не пересаливать еду. Соль — это белое кристаллическое вещество, оно может быть и в море, и под землёй.

СЛАЙД 2. Соль состоит из двух элементов: натрия и хлора.

Натрий и хлор — это такие волшебные кирпичики, из которых состоит соль. Они вместе делают её солёной и помогают нам готовить вкусную еду.

Натрий — это один из волшебных кирпичиков соли. Он делает её такой белой и помогает ей растворяться в воде. Если представить натрий в виде человечка, он будет весёлым и озорным.

Хлор — это второй волшебный кирпичик соли. Он добавляет ей немного волшебства и делает её полезной для нас. Если представить хлор в виде другого человечка, то он будет спокойным и добрым.

Вместе эти два кирпичика создают соль, которая нужна нам, чтобы еда была вкусной и полезной. Соль нужна людям, чтобы еда была вкуснее. Ещё она помогает нашему организму работать и получать энергию из еды. Но это не значит, что нужно есть много соли — она может быть вредной, если её слишком много.

Если есть много соли, она может навредить здоровью. Из-за этого могут появиться проблемы с почками и сердцем. Поэтому нужно есть соль в меру.

Воспитатель:  ребята, давайте подышим в пещере целебным воздухом (дыхательное упражнение,  релаксация под музыкальное сопровождение), которое поможет расслабиться и почувствовать себя как в соляной пещере) вдохнём через нос и выдохнем через рот, представляя, что мы вдыхаем целебный воздух соляной пещеры.

Воспитатель: Ребята, хотите порисовать  на соли?          

Дети:  хотим   (Рисование на соли рисунков)

Воспитатель: красивые рисунки получились у вас! Но мы продолжаем наше путешествие. Следующая станция «Морская волна». СЛАЙД  3.

 Здесь нас ждёт много интересного и необычного. А о чём именно мы будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку: «Без неё еда невкусна, а в больших количествах — вредна». Что это? (Ответы детей). Правильно, это соль. Сегодня мы узнаем, что такое соль, какая она бывает и для чего она нужна.

Опыт с солью. Приглашаю поучаствовать родителей вместе с детьми.
Воспитатель: А теперь давайте проведём опыт и узнаем, какие свойства есть у соли. У нас есть разные вещества: вода, сахар, соль и мука. Мы будем добавлять их в воду и смотреть, что произойдёт. Начнём с соли. (Дети наблюдают за растворением соли в воде).

Воспитатель: что произошло с солью?

Дети: Она растворилась.

Воспитатель: а теперь попробуем воду на вкус. Какая она?

Дети: солёная.

Воспитатель: значит, соль растворяется в воде и делает её солёной.

Беседа о применении соли.
Воспитатель: Как вы думаете, где ещё используется соль?

Дети: готовят еду

Воспитатель: в кулинарии, для консервирования продуктов, в медицине.  Соль — это полезное вещество, которое помогает нам жить. Но если обращаться с ней неправильно, она может стать опасной. Например, если случайно проглотить много соли, это может вызвать отравление. Поэтому всегда нужно помнить о том, что соль — это и друг, и враг одновременно. И обращаться с ней нужно осторожно.

Физкультминутка «Солёная зарядка»

Мы на кухне с мамой вместе,         (Дети стоят в кругу, имитируют мытьё рук.)
Делаем солёные дела:
Моем овощи и фрукты,                
(Имитируют мытьё овощей и фруктов.)
Чтоб еда была вкусна.

Вот так мы капусту рубим,             (Выполняют рубящие движения руками.)
Солим, жмём её слегка.                  (
Сжимают и разжимают кулаки.)
Мелко режем лук и огурцы,          (
Делают режущие движения ребром ладони.)
Получаются салатники!           (
Соединяют ладони перед собой, как будто держат миску.)

А теперь все дружно встали,             (Встают со своих мест.)
Ручки вверх мы поднимали,              
(Поднимают руки вверх.)
Потянулись высоко,                         (
Тянутся вверх, встают на носочки.)
Опустили их легко.                          (
Опускают руки вниз.)

Снова ножкой топнем,                     (Топают ногой.)
И руками хлопнем!                         (
Хлопают в ладоши.)
Повернёмся влево- вправо,          (
Поворачиваются влево, затем вправо.)
Очень вкусно всё и ладно!            (
Кивают головой в знак одобрения.)

Воспитатель: предлагаю поиграть в игру «Соленое - несоленое»
( Игра с картинками, на которых  различные продукты, в которых мало или много соли)

Воспитатель: молодцы! Справились с заданием!

 Наше творческое задание  называется «Раскрась нашу еду». Предлагаю вместе с родителями раскрасить  картинки с изображением различных продуктов, обговаривая, сколько соли в них содержится.

 (дети выполняют это задание вместе с родителями)

Воспитатель: молодцы и с этим заданием все справились! Пора нам возвращаться домой из путешествия. Понравилось вам путешествие с солевым кристаллом?

Дети: да понравилось

Воспитатель: вы много узнали:

  Что такое соль?

Дети: это такой продукт, её добавляют в еду.

Воспитатель: Какие свойства у соли?

Дети: она растворяется, она солёная, она полезная и вредная..

Воспитатель: для чего нужна соль?

Дети: чтобы еда была вкусная..

Воспитатель: может ли соль быть опасной?

Дети: Да, если её много есть..

Воспитатель: все молодцы, активно выполняли задания. Но я хочу напомнить вам, чтобы вы не забывали о том, что соль — это полезное вещество, но его нужно использовать осторожно и только по назначению.

Викторина для дошкольников «Соль»

Цель: закрепить знания детей о соли, её свойствах и применении.

  1. Вопрос: что такое соль? ( это белое кристаллическое вещество, которое мы используем, когда готовим еду.)
  2. Вопрос: какого цвета соль? (белого.)
  3. Вопрос: где можно найти соль? ( в море, под землёй.)
  4. Вопрос: из чего состоит соль? (из натрия и хлора.)
  5. Вопрос: зачем нужна соль людям? ( чтобы еда была вкуснее и полезнее.)
  6. Вопрос: какой вкус у соли? ( солёный.)
  7. Вопрос: можно ли есть много соли? Почему? (нет, потому что она может быть вредной для здоровья.)
  8. Вопрос: какие блюда готовят с солью? ( супы, каши, салаты, мясо и т. д.)
  9. Вопрос: как можно использовать соль, кроме еды? (Ответ: для лечения некоторых болезней, в косметологии, для создания красивых кристаллов и т. п.)

Вопрос: какая бывает соль? (Ответ: морская, поваренная, каменная)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Волшебная капелька"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Волшебная капелька"...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Волшебные страницы книги"

Знакомство с книгой, игры и упражнения, пословицы о книге, работа с мнемотаблицами....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Волшебные игры Феи-Бусинки"

Конспект занятия подготовлен для детей старшего дошкольного возраста с целью развития их интеллектуально-творческих способностей....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Помоги себе и другу"

1. Дать понятие о первой медицинской помощи  при  солнечном, тепловом ударе, обмороке, укусе насекомого, кровотечениях, переломах,  отравлении;2. Познакомить с приёмами искусственного д...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста: "Соль- волшебный кристалл: друг или враг?"

Соль - это простое, но в тоже время удивительное вщество, с которым мы встречаемся в повседневной жизни. Вопрос о том, является ли соль "волшебным кристаллом", который поддерживает жизнь, ил...