Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста: "Соль- волшебный кристалл: друг или враг?"
план-конспект занятия (старшая группа)
Соль - это простое, но в тоже время удивительное вщество, с которым мы встречаемся в повседневной жизни. Вопрос о том, является ли соль "волшебным кристаллом", который поддерживает жизнь, или же потенциальным врагом, угрожающим нашему благополучию, становится всё более актуальным.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Алешковский детский сад»
Методическая разработка
по реализации программы «Разговор о правильном питании» (1 часть)
на тему:
«Соль – волшебный кристалл: друг или враг?»
Автор: Воробьёва Татьяна Михайловна,
педагог – психолог МБДОУ «Алешковский детский сад»
Богородского муниципального округа
Нижегородской обл.
С.Алешково, 2025
Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста
на тему: "Соль - волшебный кристалл: друг или враг"
Соль – это простое, но в то же время удивительное вещество, с которым мы встречаемся в нашей повседневной жизни. Используемая с древнейших времён как приправа и консерванта, она стала незаменимым ингредиентом на кухне. Однако свойства соли далеко не ограничиваются её гастрономической ценностью. В последние десятилетия учёные всё активнее исследуют её влияние на здоровье человека, окружающую среду и даже психологическое состояние. Поэтому вопрос о том, является ли соль «волшебным кристаллом», который поддерживает жизнь, или же потенциальным врагом, угрожающим нашему благополучию, становится всё более актуальным.
Актуальность исследования соли как «друга» или «врага» заключается в противоречивых данных о её роли в рационе питания человека. С одной стороны, соль необходима для поддержания жизнедеятельности организма, участвуя в важных физиологических процессах, таких как водно-электролитный баланс и передача нервных импульсов. С другой стороны, избыточное потребление соли связано с различными заболеваниями, включая гипертонию, сердечно- сосудистые болезни и заболевания почек. В условиях современной жизни, где многие люди страдают от «сольной зависимости», необходимо проводить всесторонний анализ как положительных, так и отрицательных аспектов потребления соли. Анализ этой темы не только поможет осознанно подходить к своему рациону, но и даст возможность понять, как эффективно использовать соль в повседневной жизни.
Цель методической разработки: формирование у дошкольников, их родителей и педагогов осознанного и ответственного отношения к использованию соли в повседневной жизни через развитие познавательного интереса, исследовательских умений и навыков безопасного поведения.
Задачи:
1. Ознакомить детей с природой соли: откуда она берется, какие виды существуют.
2. Научить детей различать полезные и вредные количества соли в организме.
3. Развивать навыки здорового питания через практические занятия и игры
4. Формирование у детей понимания о роли соли в питании.
5. Развитие критического мышления и умения делать выбор между полезным и вредным.
6. Воспитание бережного отношения к продуктам и понимания их влияния на здоровье.
Формы и направления педагогической работы:
1. Экскурсия: Организовать экскурсию в магазин или на рынок для изучения различных продуктов, содержащих соль, и обсуждения их плюсов и минусов.
2. Игровая деятельность: Провести игровые занятия, такие как "Соль в сказках", где дети будут исследовать роли соли в различных сказках и историях.
3. Творческие мастерские: Создать "Соляную картину", используя различные виды соли для создания художественных работ. Это поможет наглядно продемонстрировать кристаллическую структуру соли.
4. Дискуссии: Организовать круглый стол, где дети смогут поделиться своими мнениями о соли, полезна ли она для здоровья и в каких количествах.
5. Кулинарный мастер-класс: Приготовление простого блюда с минимальным количеством соли, обсуждая, как вкус продукта меняется при добавлении соли и как можно использовать другие специи для улучшения вкуса.
6. Физкультурные игры: Включить игры на тему здоровья и правильного питания, где дети смогут активно участвовать и зарабатывать "здоровые" баллы.
Программа "Разговор о правильном питании":
1. Проведение занятий о питательных веществах, познакомить детей с основными группами продуктов и тем, как они влияют на здоровье.
2. Обсудить с детьми, что такое сбалансированное питание и как соль является частью этого баланса.
3. Использование интерактивных материалов, таких как карточки с изображениями продуктов и их соленостью, для активного обучения.
4. Привлечение родителей к программе: создание совместного проекта, где дети вместе с родителями готовят блюда с разным содержанием соли и обсуждают их влияние на здоровье.
Эта методическая разработка позволит не только обучать детей основам правильного питания, но и развивать их навыки критического мышления и творчества. За счет интеграции различных форм работы с детьми (игры, экскурсии, мастер-классы) программа станет интересной и увлекательной.
Методики реализации разработки "Соль - волшебный кристалл: друг или враг":
1. Проблемное обучение:
- Описание: Задача детям — предложить решить проблему, связанную с солью и ее влиянием на здоровье. Например, выяснить, как много соли обычно содержится в любимых продуктах.
- Ожидаемый результат: Развитие критического мышления, умения формулировать вопросы и искать на них ответы.
2. Проектная деятельность:
- Описание: Создание совместного проекта о соли: "Соль в нашей жизни". Дети могут делиться своими знаниями о соли, проводить эксперименты (например, как соль растворяется в воде) и оформлять результаты в виде выставки.
- Ожидаемый результат: Углубление знаний, развитие навыков командной работы и публичного выступления.
3. Соревновательная игра:
- Описание: Организация игровой активности, в которой дети могут собирать "здоровые продукты" и "нездоровые продукты" (например, с высоким содержанием соли), делая выбор в пользу правильного питания.
- Ожидаемый результат: Осознание важности правильного выбора продуктов и формирование здоровых привычек.
4. Метод ассоциаций:
- Описание: Игра "Что такое соль?" — дети по очереди называют ассоциации, связанные с солью. Можно использовать картинки или игрушки для стимуляции воображения.
- Ожидаемый результат: Формирование образного мышления, расширение словарного запаса и активизация п
Участие родителей при реализации методики:
1. Совместные занятия:
- Организация совместных мастер-классов, где родители и дети готовят блюда с разным содержанием соли. Это позволит родителям обучать детей на практике основам правильного питания.
2. Информационные сессии:
- Проведение информационных встреч для родителей на тему "Роль соли в питании", где родители смогут получить полезные рекомендации и обсудить, как они могут поддерживать здоровье своей семьи.
3. Участие в проектах:
- Вовлечение родителей в проекты, такие как создание "Соляной карты" (визуализация содержания соли в продуктах) или изготовление плакатов о правильном питании, что укрепит связь между домом и детским садом.
4. Обсуждение опыта:
- Организация встреч, где родители могут делиться своим опытом применения принципов правильного питания и обсуждать трудности, с которыми они сталкиваются. Это создаст сообщество поддержки и обмена знаниями.
5. Родительские волонтёрские группы:
- Создание групп, в которые родители смогут войти как волонтёры, помогая организовать мероприятия на тему здоровья и питания в детском саду. Это может быть помощь в организации экскурсий, выставок или кулинарных классов.
Методики реализации методической разработки "Соль - волшебный кристалл: друг или враг" не только способствуют воспитанию у детей навыков правильного питания, но и активно вовлекают родителей в образовательный процесс. Это создает единую образовательную среду, где дети и родители могут учиться, обсуждать и практиковать здоровье и благополучие вместе.
Конспект занятия на тему: «Соль — волшебный кристалл: друг или враг?»
для детей старшего дошкольного возраста
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста представления о соли и её ролью в нашем организме и воспитание бережного отношения к собственному здоровью.
Задачи:
- познакомить детей с понятием соли и её ролью в нашем организме;
- познакомить детей с полезными и потенциально опасными свойствами соли;
- рассказать о разных видах соли и её применении;
- показать, как соль может быть полезной и в то же время опасной;
- развивать познавательный интерес к окружающему миру;
- развивать познавательную активность через проведение опытов, обсуждений и экспериментов;
- развивать навыки коммуникации и критического мышления;
- способствовать развитию связной речи, самостоятельности, доброжелательности;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Словарная работа:
обогащение словаря: соляной, кристаллический, растворять, волшебный, друг, враг, пещера, волна, кулинария, осторожный, внимательный.
Конец формы
активизация словаря: соль, солевой кристалл, путешествие, свойства, эксперимент, карта, станция, задание, обсуждение, результаты.
Материалы и оборудование: ИКТ (ноутбук, экран, презентация на тему «Соль — волшебный кристалл: друг или враг?»),
- картинки с изображением соли разного вида (морская, поваренная, каменная);
-продуктов с высоким содержанием соли (морская капуста, солёные огурцы, чипсы);
- модели различных продуктов и блюд;
- мелкие кристаллы соли;
- раскраски и фломастеры;
- ёмкости для экспериментов, лупа, ложки, вода.
Способы (методы и приёмы):
- Игровой приём «Путешествие с солевым кристаллом».
- Наглядные методы: использование солевого кристалла и карты путешествия, эксперимент с растворением соли.
- Словесные методы: беседа с детьми о соли и её свойствах, объяснение заданий и обсуждение.
- Практические методы: выполнение заданий на каждой станции (отгадывание загадок, рисование рисунков, рассказы о применении соли).
- Проблемный метод: постановка вопросов и задач перед детьми.
- Метод проектов: создание проекта по теме занятия.
- Методы контроля и самоконтроля: проверка выполнения заданий и обсуждение результатов.
Формы организации: по количеству - фронтальная, по месту организации в детском саду
По форме проведения: интерактивное обучающее занятие с элементами игры.
Предварительная работа:
- составление карты маршрута;
- подготовка презентации по теме, картинки;
- чтение, просмотр и обсуждение по теме «Полезные и вредные продукты»;
-отгадывание загадок, чтение и обсуждение пословиц о здоровье, о правильном питании;
- разучивание физкультминутки под музыку;
- приглашение родителей для участия в образовательной деятельности с детьми.
Планируемый результат:
Дети узнают о свойствах соли и её роли в повседневной жизни.
У дошкольников разовьётся интерес к экспериментированию и исследованиям.
Ребята научатся работать с картой, выполнять задания на каждой станции и обсуждать результаты.
Дети станут более внимательными и осторожными при использовании соли.
Занятие будет способствовать развитию воображения, познавательной активности и коммуникативных навыков у детей.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я желаю вам всем здоровья. Здоровье для человека – это главная жизненная ценность. Но, к сожалению, мы не умеем беречь его.
Воспитатель: Сегодня у нас будет необычное занятие. Мы отправимся в путешествие с солевым кристаллом. Хотите узнать больше о соли и её свойствах?
Дети: хотим
Воспитатель: Тогда давайте начнём наше путешествие. Но сначала нам нужно познакомиться с нашим помощником — солевым кристаллом.
(Воспитатель показывает детям солевой кристалл.)
Воспитатель: Этот кристалл поможет нам узнавать новое о соли. Он обладает волшебными свойствами, которые мы сегодня будем изучать.
Воспитатель: Давайте проведём небольшой эксперимент. Я растворю кристалл в воде, и вы увидите, как он меняет свою форму.
(Воспитатель растворяет кристалл в воде.)
Воспитатель: Видите, как кристалл изменил свою форму? Это одно из его волшебных свойств. Теперь мы готовы отправиться в путешествие по карте.
(Воспитатель раскладывает перед детьми карту путешествия.)
Воспитатель: Отлично! Начнём с первой станции.
Воспитатель: На этой карте обозначены различные станции, где мы будем выполнять задания. Например, станция «Соляная пещера», станция «Морская волна» и другие. Вы готовы начать наше путешествие?
Дети: готовы
Воспитатель: Отлично! Начнём с первой станции. Давайте посмотрим, куда мы попали. СЛАЙД 1. Это соляная пещера. Соляная пещера — это удивительное место, где стены и потолок покрыты кристаллами соли. В ней очень чистый воздух, который помогает людям дышать легче. Давайте рассмотрим, что мы тут видим?
Дети: здесь много соли.
Воспитатель: верно. Ребята, кто знает, что такое соль?
Дети: ей солят еду
Воспитатель: правильно.
Воспитатель: Соль — это белое кристаллическое вещество, которое мы используем для приготовления пищи. Она придаёт еде вкус и помогает сохранить продукты свежими. Но знаете ли вы, что соль может быть не только другом, но и врагом? Если съесть слишком много соли, можно заболеть. Поэтому нужно знать меру и не пересаливать еду. Соль — это белое кристаллическое вещество, оно может быть и в море, и под землёй.
СЛАЙД 2. Соль состоит из двух элементов: натрия и хлора.
Натрий и хлор — это такие волшебные кирпичики, из которых состоит соль. Они вместе делают её солёной и помогают нам готовить вкусную еду.
Натрий — это один из волшебных кирпичиков соли. Он делает её такой белой и помогает ей растворяться в воде. Если представить натрий в виде человечка, он будет весёлым и озорным.
Хлор — это второй волшебный кирпичик соли. Он добавляет ей немного волшебства и делает её полезной для нас. Если представить хлор в виде другого человечка, то он будет спокойным и добрым.
Вместе эти два кирпичика создают соль, которая нужна нам, чтобы еда была вкусной и полезной. Соль нужна людям, чтобы еда была вкуснее. Ещё она помогает нашему организму работать и получать энергию из еды. Но это не значит, что нужно есть много соли — она может быть вредной, если её слишком много.
Если есть много соли, она может навредить здоровью. Из-за этого могут появиться проблемы с почками и сердцем. Поэтому нужно есть соль в меру.
Воспитатель: ребята, давайте подышим в пещере целебным воздухом (дыхательное упражнение, релаксация под музыкальное сопровождение), которое поможет расслабиться и почувствовать себя как в соляной пещере) вдохнём через нос и выдохнем через рот, представляя, что мы вдыхаем целебный воздух соляной пещеры.
Воспитатель: Ребята, хотите порисовать на соли?
Дети: хотим (Рисование на соли рисунков)
Воспитатель: красивые рисунки получились у вас! Но мы продолжаем наше путешествие. Следующая станция «Морская волна». СЛАЙД 3.
Здесь нас ждёт много интересного и необычного. А о чём именно мы будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку: «Без неё еда невкусна, а в больших количествах — вредна». Что это? (Ответы детей). Правильно, это соль. Сегодня мы узнаем, что такое соль, какая она бывает и для чего она нужна.
Опыт с солью. Приглашаю поучаствовать родителей вместе с детьми.
Воспитатель: А теперь давайте проведём опыт и узнаем, какие свойства есть у соли. У нас есть разные вещества: вода, сахар, соль и мука. Мы будем добавлять их в воду и смотреть, что произойдёт. Начнём с соли. (Дети наблюдают за растворением соли в воде).
Воспитатель: что произошло с солью?
Дети: Она растворилась.
Воспитатель: а теперь попробуем воду на вкус. Какая она?
Дети: солёная.
Воспитатель: значит, соль растворяется в воде и делает её солёной.
Беседа о применении соли.
Воспитатель: Как вы думаете, где ещё используется соль?
Дети: готовят еду
Воспитатель: в кулинарии, для консервирования продуктов, в медицине. Соль — это полезное вещество, которое помогает нам жить. Но если обращаться с ней неправильно, она может стать опасной. Например, если случайно проглотить много соли, это может вызвать отравление. Поэтому всегда нужно помнить о том, что соль — это и друг, и враг одновременно. И обращаться с ней нужно осторожно.
Физкультминутка «Солёная зарядка»
Мы на кухне с мамой вместе, (Дети стоят в кругу, имитируют мытьё рук.)
Делаем солёные дела:
Моем овощи и фрукты, (Имитируют мытьё овощей и фруктов.)
Чтоб еда была вкусна.
Вот так мы капусту рубим, (Выполняют рубящие движения руками.)
Солим, жмём её слегка. (Сжимают и разжимают кулаки.)
Мелко режем лук и огурцы, (Делают режущие движения ребром ладони.)
Получаются салатники! (Соединяют ладони перед собой, как будто держат миску.)
А теперь все дружно встали, (Встают со своих мест.)
Ручки вверх мы поднимали, (Поднимают руки вверх.)
Потянулись высоко, (Тянутся вверх, встают на носочки.)
Опустили их легко. (Опускают руки вниз.)
Снова ножкой топнем, (Топают ногой.)
И руками хлопнем! (Хлопают в ладоши.)
Повернёмся влево- вправо, (Поворачиваются влево, затем вправо.)
Очень вкусно всё и ладно! (Кивают головой в знак одобрения.)
Воспитатель: предлагаю поиграть в игру «Соленое - несоленое»
( Игра с картинками, на которых различные продукты, в которых мало или много соли)
Воспитатель: молодцы! Справились с заданием!
Наше творческое задание называется «Раскрась нашу еду». Предлагаю вместе с родителями раскрасить картинки с изображением различных продуктов, обговаривая, сколько соли в них содержится.
(дети выполняют это задание вместе с родителями)
Воспитатель: молодцы и с этим заданием все справились! Пора нам возвращаться домой из путешествия. Понравилось вам путешествие с солевым кристаллом?
Дети: да понравилось
Воспитатель: вы много узнали:
Что такое соль?
Дети: это такой продукт, её добавляют в еду.
Воспитатель: Какие свойства у соли?
Дети: она растворяется, она солёная, она полезная и вредная..
Воспитатель: для чего нужна соль?
Дети: чтобы еда была вкусная..
Воспитатель: может ли соль быть опасной?
Дети: Да, если её много есть..
Воспитатель: все молодцы, активно выполняли задания. Но я хочу напомнить вам, чтобы вы не забывали о том, что соль — это полезное вещество, но его нужно использовать осторожно и только по назначению.
Викторина для дошкольников «Соль»
Цель: закрепить знания детей о соли, её свойствах и применении.
- Вопрос: что такое соль? ( это белое кристаллическое вещество, которое мы используем, когда готовим еду.)
- Вопрос: какого цвета соль? (белого.)
- Вопрос: где можно найти соль? ( в море, под землёй.)
- Вопрос: из чего состоит соль? (из натрия и хлора.)
- Вопрос: зачем нужна соль людям? ( чтобы еда была вкуснее и полезнее.)
- Вопрос: какой вкус у соли? ( солёный.)
- Вопрос: можно ли есть много соли? Почему? (нет, потому что она может быть вредной для здоровья.)
- Вопрос: какие блюда готовят с солью? ( супы, каши, салаты, мясо и т. д.)
- Вопрос: как можно использовать соль, кроме еды? (Ответ: для лечения некоторых болезней, в косметологии, для создания красивых кристаллов и т. п.)
Вопрос: какая бывает соль? (Ответ: морская, поваренная, каменная)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА “ Человеку друг огонь, только зря его не тронь ! “
Познакомить детей с правилами пожарной безопасности....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Волшебный лес"
Конспект по развитию речи "Волшебный лес"...

конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Волшебная капелька"
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Волшебная капелька"...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Волшебные страницы книги"
Знакомство с книгой, игры и упражнения, пословицы о книге, работа с мнемотаблицами....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Волшебные игры Феи-Бусинки"
Конспект занятия подготовлен для детей старшего дошкольного возраста с целью развития их интеллектуально-творческих способностей....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Помоги себе и другу"
1. Дать понятие о первой медицинской помощи при солнечном, тепловом ударе, обмороке, укусе насекомого, кровотечениях, переломах, отравлении;2. Познакомить с приёмами искусственного д...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста: "Соль- волшебный кристалл: друг или враг?"
Соль - это простое, но в то же время удивительное вещество, с которым мы встречаемся в повседневной жизни. В последнее время учёные всё активнее исследуют её влияние на здоровье, окружающую сред...
