Годовое планирование (Плавание)
учебно-методический материал
Введение
В бассейне планируется работа по следующим направлениям:
- Адаптация детей к водной среде.
- Обучение плаванию различными стилями.
- Организационно-массовая работа.
- Развитие у детей навыков личной гигиены и понимания о ведении ЗОЖ.
- Расширение физических и умственных возможностей детей.
- Развитие творческого потенциала детей.
- Работа с родителями и воспитателями.
- Организация соревнований и спортивно-развлекательных мероприятий у детей.
- Методическая работа.
10)Экологическое воспитание
В ходе обучения детей плаванию должны быть выполнены следующие задачи:
Задачи:
оздоровительные:
- сохранять и укреплять здоровье детей;
- реализовывать потребность детского организма в физической нагрузки и движении;
- развивать функциональные и адаптационные возможности детей и улучшать их работоспособность, закаливание организма;
- совершенствование функциональных возможностей опорно-двигательного, формирование правильной осанки;
- учить бережному отношению к своему здоровью, личной гигиене;
- Накапливать у детей эмоционально-позитивный опыт общения с природой. Учить ребенка осознавать себя частью природы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
В бассейне планируется работа по следующим направлениям:
- Адаптация детей к водной среде.
- Обучение плаванию различными стилями.
- Организационно-массовая работа.
- Развитие у детей навыков личной гигиены и понимания о ведении ЗОЖ.
- Расширение физических и умственных возможностей детей.
- Развитие творческого потенциала детей.
- Работа с родителями и воспитателями.
- Организация соревнований и спортивно-развлекательных мероприятий у детей.
- Методическая работа.
10)Экологическое воспитание
В ходе обучения детей плаванию должны быть выполнены следующие задачи:
Задачи:
оздоровительные:
- сохранять и укреплять здоровье детей;
- реализовывать потребность детского организма в физической нагрузки и движении;
- развивать функциональные и адаптационные возможности детей и улучшать их работоспособность, закаливание организма;
- совершенствование функциональных возможностей опорно-двигательного, формирование правильной осанки;
- учить бережному отношению к своему здоровью, личной гигиене;
- Накапливать у детей эмоционально-позитивный опыт общения с природой. Учить ребенка осознавать себя частью природы.
образовательные:
- дать воспитанникам представление о ЗОЖ;
- расширять и углублять представления и знания о пользе занятий плаванием;
- ознакомить детей с различными способами плавания;
- развивать психофизические качества и двигательные способности (выносливость, силу, ловкость, гибкость, координацию движений, дыхательные функции)
- Формировать у детей дошкольного возраста умения разнообразной деятельности в природе и становлении экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.
- формировать умения и навыки правильного выполнения плавания спортивным способом плавания.
- Помогать детям самостоятельно понимать происходящие в природе процессы, явления. Учить проводить собственные исследования мира природы, обобщать накопленный материал.
воспитательные:
- осуществлять первичную социализацию;
- воспитывать интерес к активной деятельности в воде;
- воспитывать нравственно-волевые качества: смелость, настойчивость, чувства собственного достоинства, самостоятельность, умение работать в команде, воспитание командного духа.
В качестве современных методик применяются: проектная деятельность; методика одновременного обучения плаванию; методика «сухого плавания», использование ИКТ и информационных технологий и проч.
Обучение основывается на следующих принципах:
- систематичность. Занятия проводятся в определённой системе, регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические;
- личностная ориентация. Учёт разно уровневого развития и состояния здоровья каждого воспитанника, умение адаптировать содержание к категориям разного возраста;
- доступность. Формирование устойчивого интереса детей, как к процессу обучения, так и к конкретной задаче на каждом занятии;
- наглядность. Создание у детей полного представления о разучиваемых движениях и способствование лучшему их усвоению;
- сопровождение. Систематическое наблюдение за развитием ребёнка и оказание ему своевременной помощи в случаях опережения и отставания в развитии.
- комплексность и интегрированность. Решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса;
Организация занятий в бассейне подчинена строгому календарному плану, который составлен с учетом всех требований, норм и образовательных стандартов, утвержденных на законодательном уровне.
Важное место в образовательном процессе занимает реализация здоровьесберегающих технологий.
Для сбережения и преумножения здоровья детей в бассейне должны проводиться:
1) Профилактика заболеваний детей (закаливание, укрепление иммунитета путем тренировок, общее укрепление организма, насыщение тканей и мышц кислородом).
2) Неукоснительное соблюдение гигиенических и режимных предписаний СанПиН.
3) Воспитания физической культуры и навыков ведения ЗОЖ у дошкольников.
4) Организация мониторинга здоровья детей, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья, контроль физического развития.
Важным аспектом здоровьесберегающего процесса является взаимодействие всех участников образовательного процесса с общей целью. В этих целях проводятся беседы, семинары, круглые столы, в которых участвуют воспитатели, тренер по плаванию, родители.
Реализация образовательных программ
Обучение детей плаванию проводится по двум программам: «Водолей» и «Учусь плавать» (автор: Щелкалина Н.В.). Программы имеют сходные цели, дидактическое, методическое обеспечение и прочие характеристики, применяемые для анализа рабочей программы. Различия состоят лишь в конкретных целях и требованиях к умениям воспитанников, что объясняется реализацией данных программ среди детей различного возраста.
В рамках занятий реализовываются следующие образовательные программы:
- Программа «Водолей»
Возраст: дети от 3х до 6ти лет.
Цели:
- Сохранять здоровье детей и формировать привычку здорового образа жизни.
- Обеспечить своевременное и полноценное физическое и психическое развитие детей.
- Обеспечить каждому ребенку радостное и содержательное проживание периода дошкольного детства.
- Обучить детей дошкольного возраста плаванию;
- Создать основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем):обеспечить закаливание и укреплению детского организма; обучить каждого ребенка осознанно заниматься физическими упражнениями;
- Расширить спектр здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Дидактическое и методическое обеспечение:
- стенд: «Правила поведения на воде», «Правила поведения в бассейне»;
- иллюстрации с изображением водных видов спорта;
- картинки с изображением морских животных;
- картинки, схемы, модели, фотографии, иллюстрирующие различные способы и стили плавания и т.д.
Материально-техническое обеспечение:
- плавательные доски;
- ласты;
- нудлы;
- игрушки и предметы (плавающие), разных форм и размеров;
- тонущие игрушки разных форм и размеров;
- нарукавники и т.д.
Литература:
1. Осокина Т. И. Как научить детей плавать: Пособие для воспитателя дет. сада – М. : Просвещение, 1985.-80 с.
2. Осокина Т. И. и др. Обучение плаванию в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада и родителей-М. : Просвещение, 1991.-159 с.
3. Программы начального обучения плаванию/Под ред. С. И. Ежиковой – Москва, 1983.- 70 с. 4. Яковлева С. А. Игры и обучение плаванию младших дошкольников. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 96.
В качестве современных методик применяются: проектная деятельность; методика одновременного обучения плаванию; методика «сухого плавания», использование ИКТ и информационных технологий и проч.
- Программа «Учусь плавать»
Возраст: дети от 3 до 4х лет.
Цели:
Обучение детей раннего дошкольного возраста плаванию; закаливанию и укреплению детского организма; обучение каждого ребенка осознанно заниматься физическими упражнениями; создание основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем).
Основное содержание программы составляют методические рекомендации и материалы по обучению детей плаванию.
- организация занятий в воде различной формы и содержания;
- плавание с предметами (нарукавниками, досками, игрушками).
Литература:
1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.;
2. Воронова Е.К. Программа обучения плаванию в детском саду.
Наряду с реализацией комплексных программ образовательный процесс реализуется с помощью методических разработок – парциальных программ Щелкалиной Н. В:
- «Лечение сколиоза у детей с помощью занятий плаванием»
Подробная разработка, содержащая информацию о сколиотических заболеваниях и методах борьбы с ними при помощи лечебного плавания. Программа содержит не только теоретический, но и практический информационный материал: комплекс упражнений для коррекции осанки, выполняемый в бассейне. Данная разработка может быть применена для работы с детьми как раннего, так и дошкольного и младшего возраста.
- «Сухое плавание»
Данная разработка посвящена важному аспекту обучения плаванию – отработке техники основных стилей на суше. Содержит комплекс упражнений, направленных на выработку навыков и физических качеств ребенка – ловкости, быстроты, силы. Упражнения предназначены для обучения следующим стилям: кроль (живот, спина), брасс, баттерфляй (дельфин).
- «Прикладное плавание»
Многосторонняя проектная работа, направленная на выработку у детей знаний и умений по поведению на воде в экстремальных ситуациях. Дети учатся основам спасения утопающих, поведения в нестандартных ситуациях, ныряния, преодоления водных преград. Любой человек должен обладать данными знаниями и умениями для сохранения собственной жизни и жизни товарищей. Теоретическая база проекта –авторская программа и специальная литература (например, В. С. Васильев Обучение детей плаванию. –М.: Физкультура и спорт, 1989г.)
В рамках данного проекта реализуются следующие мероприятия:
а) Практические занятия с детьми, соревнования (старшая и подготовительная группы).
б) Беседы-консультации с родителями на различные темы.
в) Показательные мастер-классы.
г) Оформление стенда.
Мероприятия, которые должны быть проведены в течение учебного года:
- Спортивный праздник на воде «День Нептуна»
День Нептуна – досуг, который проводится по составленному педагогом сценарию.
- Традиционные соревнования «Быстрее! Выше! Сильнее!»; Соревнования «Командный дух» - эстафеты
- Серия мастер-классов «Учусь плавать» для детей; Мастер-класс «Стили плавания» для средней и старшей группы; Практические занятия по прикладному плаванию
Мастер-классы – это наглядная демонстрация техники плавания самим педагогом.
- Открытое занятие по теме «ЗОЖ начинается с семьи» для детей и их родителей; Дни открытых дверей для родителей детей всех групп; Беседа-семинар с родителями «Безопасность на воде в летний период» - вопросы безопасности, особенностей физической культуры и воспитания;
- Консультации с родителями по вопросам ЗОЖ, безопасного поведения на воде, самостоятельной работы с детьми; по индивидуальным вопросам, касающимся обучения плаванию.
- Теоретическое занятие «Безопасность на воде» для воспитанников;Теоретическое занятие «Олимпиада» - об истории и правилах Олимпийских игр;
Оценка результатов обучения: диагностическая карта
Для оценки освоения плавательных умений и навыков разработана диагностическая карта с контрольными упражнениями, в которой фиксируются результаты исследования. Для выявления прогресса в умениях детей должен быть проведен мониторинг, результаты которого будут представлены в таблице. Представлено число детей, способных выполнить данное задание (показатель сравнения), в процентном соотношении.
Календарно-тематическое планирование
Месяц | Организационно-педагогическая работа | Методическая работа и взаимодействие с педагогами | Работа с детьми | Работа с родителями и социумом |
Сентябрь | Подбор и подготовка необходимого инвентаря. | Консультация родителей на тему: «Как подготовить ребенка в бассейн» | 1. Экскурсия в зал бассейна для младшей группы. 2. Правила поведения в бассейне (все группы). 3. Подборка и знакомство детей с малоподвижными играми на воде. | Консультация на тему: «Организация совместного планирования работы» (Обсуждение динамики развития детей на консультациях. Внедрение и совместное проведение инструктором по плаванию и воспитателем игр на коррекцию речевых нарушений, праздников, досугов на воде. Совместное проведение бинарных занятий на закрепление навыков, полученных в процессе образовательной деятельности) |
Октябрь | Изготовление материала «Осьминожки | Мастер – класс на тему: «Дыхательные упражнения для занятий в группе» | С помощью творческой деятельности повышать уровень заинтересованности к плаванию у детей. Выставка работ, выполненных детьми в детском саду. Мониторинг физических качеств детей. | Консультация на тему: «Что такое предметно- развивающая среда и ее влияние на развитие стрессоустойчивости на занятиях в бассейне» Памятка на тему: «Игры на воде дома для развитие стрессоустойчивости» |
Ноябрь | Использование не стандартных материалов для игр на воде. | Индивидуальные беседы с воспитателями. | Проведение сюжетно-ролевых игр на занятиях для всех групп. | Консультация на тему: «Вода дарит здоровье» |
Декабрь | Подготовка материалов для праздника посвященного новому году | Изготовление украшений на занятиях с воспитателями для проведения праздника. | Подготовка игр на воде с новогодней тематикой | Индивидуальные беседы с родителями, консультации |
Январь | Приобретение нового инвентаря | Консультация воспитателей на тему: «Релаксационные упражнения для детей в группе» | Релаксационные упражнения для всех групп. | Консультация для родителей о новых формах физкультурно-оздоровительной работы ДОУ |
Февраль | Самостоятельный выбор инвентаря детьми во время выполнения различных упражнений и игр для развития индивидуальности ребенка | Совместная работа с воспитателями на тему: «Игры с водой» Подготовка картотеки игр для воспитателей | Расслабляющие игры на воде для всех групп | Статья в группе для родителей на тему: «Как побороть страх воды у детей» |
Март | Игры на воде с использованием специального оборудования | Подготовка презентации для педагогов на сайте ДОУ | Подборка картотеки игр для быстроты реакции для всех групп | Оформление материала для родителей и размещение его в информационных уголках для родителей |
Апрель | Различные средства поддержки на воде для игр и эстафет | Фоторепортаж на сайте ДОУ на тему «Солнце воздух и вода – наши лучшие друзья» | Разработка сценариев для спортивно – оздоровительных досугов на воде (старшая группа) Фотовыставка на тему: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» | Открытые занятия для родителей |
Май | Подготовка игр для закрепления правил техники безопасности на воде | Отчёт по самообразованию на итоговом педсовете | Оформление странички портфолио «Моя семья» | Консультация для родителей на летний период на тему: «Безопасность ребенка в водоеме |
Июнь | Подготовка различных спортивных праздников и мероприятий | Консультация воспитателей и подготовка дидактического материала: «Любимые игры на пляже» | Подготовка праздника: «Сабантуй на воде» | Рекомендации на летний оздоровительный период для всех возрастных групп |
Культурно-досуговая деятельность
Для детей 3-4 лет
Месяц | Виды деятельности (праздники, досуги, дни здоровья, соревнования и др.) | Тема | Цель |
Сентябрь | Познавательная деятельность | Экскурсия в бассейн | Знакомство и адаптация детей в бассейне. |
Октябрь | Праздник | «В гостях у Водяного» праздник | Продолжать знакомство со свойствами воды. |
Ноябрь | Досуг | «Дельфинята» | Создавать представление о плавание. |
Декабрь | Праздник | «Водный новый год» | Использование потенциальных возможностей праздника в обогащении двигательного опыта детей, развитии интереса, инициативы, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости в двигательной деятельности, используя элементы плавания в условиях творческой импровизационной атмосферы. |
Январь | Развлечения | «Рыбки резвятся» развлечение | Формирование интереса к окружающей среде и к плаванию. |
Февраль | Праздник | «Морские защитники» | Формирование нравственно – патриотических чувств, интереса к военной службе, уважения к военной профессии, любови к своей Родине, родному краю. |
Март | Досуг | «Весёлые утята» | Учить ориентироваться в пространстве бассейна, продолжать учить не бояться попадания воды в лицо, передвигаться в воде в различных положениях; развивать дыхание, координацию движений в воде. |
Апрель | Развлечение | «Водяной сад» | Расширить и закрепить знания детей о разных состояниях воды, о её важности. |
Май | Досуг | «Наши любимые игры в воде» | Создание условий для формирования здорового образа жизни и положительной мотивации на спортивно-игровую деятельность в воде. |
Для детей 4-5 лет
Месяц | Виды деятельности (праздники, досуги, дни здоровья, соревнования и др.) | Тема | Цель |
Сентябрь | Познавательная деятельность | Экскурсия в бассейн | Закрепление знание детей о правилах поведения в бассейне. |
Октябрь | Развлечения | «Волшебная река» | Пробуждение интереса у детей к занятиям по плаванию, формирование дружеской атмосферы. |
Ноябрь | Развлечения | «Ловкие лягушата» | Формирование физических и морально-волевых качеств по средствам плавания. |
Декабрь | Праздник | «Водный новый год» | Использование потенциальных возможностей праздника в обогащении двигательного опыта детей, развитии интереса, инициативы, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости в двигательной деятельности, используя элементы плавания в условиях творческой импровизационной атмосферы. |
Январь | Досуг | «Ловкий осьминог» | Организовать активный отдых детей, создать хорошее настроение, повысить интерес к занятиям по плаванию. |
Февраль | Праздник | «Морские защитники» | Формирование нравственно – патриотических чувств, интереса к военной службе, уважения к военной профессии, любови к своей Родине, родному краю. |
Март | Досуг | «Резвые рыбки» | В игровой форме закрепить двигательные навыки необходимые для плавания. |
Апрель | Соревнования | «Умею плавать!» | Пропаганда здорового образа в повседневной жизни детей. |
Май | Досуг | «Наши любимые игры в воде» | Создание условий для формирования здорового образа жизни и положительной мотивации на спортивно-игровую деятельность в воде. |
Для детей 5-6 лет
Месяц | Виды деятельности (праздники, досуги, дни здоровья, соревнования и др.) | Тема | Цель |
Сентябрь | Познавательная деятельность | Экскурсия в бассейн | Закрепление знание детей о правилах поведения в бассейне. |
Октябрь | Развлечение | «День здоровья» | Укреплять здоровье детей, приобщать к занятиям плаванием, создавать положительный эмоциональный настрой путем организации активного отдыха в бассейне. |
Ноябрь | Досуг | «Путешествие подводных лодок» | Закреплять двигательные умения и навыки детей. |
Декабрь | Праздник | «Водный новый год» | Использование потенциальных возможностей праздника в обогащении двигательного опыта детей, развитии интереса, инициативы, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости в двигательной деятельности, используя элементы плавания в условиях творческой импровизационной атмосферы. |
Январь | Развлечения | «Веселые эстафеты» | Формирование и развитие двигательных навыков. |
Февраль | Праздник | «Морские защитники» | Формирование нравственно – патриотических чувств, интереса к военной службе, уважения к военной профессии, любови к своей Родине, родному краю |
Март | Досуг | «Наша дружная команда» | Формирование командного духа. |
Апрель | Соревнования | «Умею плавать!» | Пропаганда здорового образа в повседневной жизни детей. |
Май | Досуг | «Наши любимые игры в воде» | Создание условий для формирования здорового образа жизни и положительной мотивации на спортивно-игровую деятельность в воде. |
Для детей 6-7 лет
Месяц | Виды деятельности (праздники, досуги, дни здоровья, соревнования и др.) | Тема | Цель |
Сентябрь | Познавательная деятельность | Экскурсия в бассейн | Закрепление знание детей о правилах поведения в бассейне |
Октябрь | Развлечение | «День здоровья» | Приобщение детей к здоровому образу жизни посредством организации спортивно досуговой деятельности. |
Ноябрь | Досуг | «Путешествие корабля» | Создание условий для формирования здорового образа жизни и положительной мотивации на игровую деятельность в воде. |
Декабрь | Праздник | «Водный новый год» | Использование потенциальных возможностей праздника в обогащении двигательного опыта детей, развитии интереса, инициативы, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости в двигательной деятельности, используя элементы плавания в условиях творческой импровизационной атмосферы. |
Январь | Развлечение | «Веселые эстафеты» | Формирование и развитие двигательных навыков. |
Февраль | Праздник | «Морские защитники» | Формирование нравственно – патриотических чувств, интереса к военной службе, уважения к военной профессии, любови к своей Родине, родному краю |
Март | Досуг | «Наша дружная команда» | Формирование командного духа. |
Апрель | Соревнования | «Умею плавать!» | Пропаганда здорового образа в повседневной жизни детей. |
Май | Досуг | «Наши любимые игры в воде» | Создание условий для формирования здорового образа жизни и положительной мотивации на спортивно-игровую деятельность в воде |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное годовое планирование по патриотическому воспитанию
Планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно - патриотическому воспитанию...

Годовое планирование работы группы кратковременного пребывания
Понедельное планирование включает в себя НОД, развивающие ситуации, пальчиковую и дыхательную гимнастику, физкультурные упражнения, художественное слово....

Годовое планирование по сюжетно-ролевым играм
Данное годовое планирование интегрирутся со всеми областями познания...

Годовое планирование
Моё годовое планирование на 2012-2013 учебный год. Возможно данное планирование поможет молодым педагогом выстроить свою методическую работу....

Перспективное годовое планирование занятий по конструированию в средней группе ДОУ
Один раз в две недели в средней группе детского сада проводится занятие по конструированию из строительного материала. Здесь представлено планирование к занятиям, на которых используется деревянный ко...

годовое планирование по ФК
годовое планирование сосотавленно ввиде таблицы, думаю такой порядок вам пригодиться в составлении своих планов!!!...

Годовое планирование организации занятий плаванием инструктора по физической культуре (плавание)
Годовое планирование организации занятий плаванием инструктора по физической культуре (плавание)...
