Годовое планирование (Плавание)
учебно-методический материал

Смирнова Дарья Александровна

Введение

В бассейне планируется работа по следующим направлениям:

  1. Адаптация детей к водной среде.
  2. Обучение плаванию различными стилями.
  3. Организационно-массовая работа.
  4. Развитие у детей навыков личной гигиены и понимания о ведении ЗОЖ.
  5. Расширение физических и умственных возможностей детей.
  6. Развитие творческого потенциала детей.
  7. Работа с родителями и воспитателями.
  8. Организация соревнований и спортивно-развлекательных мероприятий у детей.
  9. Методическая работа.

10)Экологическое воспитание

 

В ходе обучения детей плаванию должны быть выполнены следующие задачи:

Задачи:

оздоровительные:

  • сохранять и укреплять здоровье детей;
  • реализовывать потребность детского организма в физической нагрузки и движении;
  • развивать функциональные и адаптационные возможности детей и улучшать их работоспособность, закаливание  организма;
  • совершенствование функциональных возможностей опорно-двигательного, формирование правильной осанки;
  • учить бережному отношению к своему здоровью, личной гигиене;
  •  Накапливать у детей эмоционально-позитивный опыт общения с природой. Учить ребенка осознавать себя частью природы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл godovoe_planirovanie.docx37.6 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

В бассейне планируется работа по следующим направлениям:

  1. Адаптация детей к водной среде.
  2. Обучение плаванию различными стилями.
  3. Организационно-массовая работа.
  4. Развитие у детей навыков личной гигиены и понимания о ведении ЗОЖ.
  5. Расширение физических и умственных возможностей детей.
  6. Развитие творческого потенциала детей.
  7. Работа с родителями и воспитателями.
  8. Организация соревнований и спортивно-развлекательных мероприятий у детей.
  9. Методическая работа.

10)Экологическое воспитание

В ходе обучения детей плаванию должны быть выполнены следующие задачи:

Задачи:

оздоровительные:

  • сохранять и укреплять здоровье детей;
  • реализовывать потребность детского организма в физической нагрузки и движении;
  • развивать функциональные и адаптационные возможности детей и улучшать их работоспособность, закаливание  организма;
  • совершенствование функциональных возможностей опорно-двигательного, формирование правильной осанки;
  • учить бережному отношению к своему здоровью, личной гигиене;
  •  Накапливать у детей эмоционально-позитивный опыт общения с природой. Учить ребенка осознавать себя частью природы.

образовательные:

  • дать воспитанникам представление о ЗОЖ;
  • расширять и углублять представления и знания о пользе занятий плаванием;
  • ознакомить детей с различными способами плавания;
  • развивать психофизические качества и двигательные способности (выносливость, силу, ловкость, гибкость, координацию движений, дыхательные функции)
  • Формировать у детей дошкольного возраста умения разнообразной деятельности в природе и становлении экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.
  • формировать умения и навыки правильного выполнения плавания спортивным способом плавания.
  • Помогать детям самостоятельно понимать происходящие в природе процессы, явления. Учить проводить собственные исследования мира природы, обобщать накопленный материал.

воспитательные:

  • осуществлять первичную социализацию;
  • воспитывать интерес к активной деятельности в воде;
  • воспитывать нравственно-волевые качества: смелость, настойчивость, чувства собственного достоинства, самостоятельность, умение работать в команде, воспитание командного духа.

В качестве современных методик применяются: проектная деятельность; методика одновременного обучения плаванию; методика «сухого плавания», использование ИКТ и информационных технологий и проч.

Обучение основывается на следующих принципах:

  • систематичность. Занятия проводятся в определённой системе, регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические;
  • личностная  ориентация. Учёт разно уровневого развития и состояния здоровья каждого воспитанника, умение адаптировать содержание к категориям разного возраста;
  • доступность. Формирование устойчивого интереса детей, как к процессу обучения, так и к конкретной задаче на каждом занятии;
  • наглядность. Создание у детей полного представления о разучиваемых движениях и способствование лучшему их усвоению;
  • сопровождение. Систематическое наблюдение за развитием ребёнка и оказание ему своевременной помощи в случаях опережения и отставания в развитии.
  • комплексность и интегрированность. Решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса;

Организация занятий в бассейне подчинена строгому календарному плану, который составлен с учетом всех требований, норм и образовательных стандартов, утвержденных на законодательном уровне.

Важное место в образовательном процессе занимает реализация здоровьесберегающих технологий.

Для сбережения и преумножения здоровья детей в бассейне должны проводиться:

1) Профилактика заболеваний детей (закаливание, укрепление иммунитета путем тренировок, общее укрепление организма, насыщение тканей и мышц кислородом).

2) Неукоснительное соблюдение гигиенических и режимных предписаний СанПиН.

3) Воспитания физической культуры и навыков ведения ЗОЖ у дошкольников.

4) Организация мониторинга здоровья детей, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья, контроль физического развития.

Важным аспектом здоровьесберегающего процесса является взаимодействие всех участников образовательного процесса с общей целью. В этих целях проводятся беседы, семинары, круглые столы, в которых участвуют воспитатели, тренер по плаванию, родители.

Реализация образовательных программ

Обучение детей плаванию проводится по двум программам: «Водолей» и «Учусь плавать» (автор: Щелкалина Н.В.). Программы имеют сходные цели, дидактическое, методическое обеспечение и прочие характеристики, применяемые для анализа рабочей программы. Различия состоят лишь в конкретных целях и требованиях к умениям воспитанников, что объясняется реализацией данных программ среди детей различного возраста.

В рамках занятий реализовываются следующие образовательные программы:

  1. Программа «Водолей»

Возраст: дети от 3х до 6ти лет.

Цели:

  1. Сохранять здоровье детей и формировать привычку здорового образа жизни.
  2. Обеспечить своевременное и полноценное физическое и психическое развитие детей.
  3. Обеспечить каждому ребенку радостное и содержательное проживание периода дошкольного детства.
  4. Обучить детей дошкольного возраста плаванию;
  5. Создать основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем):обеспечить закаливание и укреплению детского организма; обучить каждого ребенка осознанно заниматься физическими упражнениями;
  6. Расширить спектр здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Дидактическое и методическое обеспечение:

  • стенд: «Правила поведения на воде», «Правила поведения в бассейне»;
  • иллюстрации с изображением водных видов спорта;
  • картинки с изображением морских животных;
  • картинки, схемы, модели, фотографии, иллюстрирующие различные способы и стили плавания и т.д.

Материально-техническое обеспечение:

  • плавательные доски;
  • ласты;
  • нудлы;
  • игрушки и предметы (плавающие), разных форм и размеров;
  • тонущие игрушки разных форм и размеров;
  • нарукавники и т.д.

Литература:

1. Осокина Т. И. Как научить детей плавать: Пособие для воспитателя дет. сада – М. : Просвещение, 1985.-80 с.

2. Осокина Т. И. и др. Обучение плаванию в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада и родителей-М. : Просвещение, 1991.-159 с.

3. Программы начального обучения плаванию/Под ред. С. И. Ежиковой – Москва, 1983.- 70 с. 4. Яковлева С. А. Игры и обучение плаванию младших дошкольников. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 96.

В качестве современных методик применяются: проектная деятельность; методика одновременного обучения плаванию; методика «сухого плавания», использование ИКТ и информационных технологий и проч.

  1. Программа «Учусь плавать»

Возраст: дети от 3 до 4х лет.

Цели:

Обучение детей раннего дошкольного возраста плаванию; закаливанию и укреплению детского организма; обучение каждого ребенка осознанно заниматься физическими упражнениями; создание основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем).

Основное содержание программы составляют методические рекомендации и материалы по обучению детей плаванию.

  • организация занятий в воде различной формы и содержания;
  • плавание с предметами (нарукавниками, досками, игрушками).

Литература:

1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.;

2. Воронова Е.К. Программа обучения плаванию в детском саду.

Наряду с реализацией комплексных программ образовательный процесс реализуется с помощью методических разработок – парциальных программ Щелкалиной Н. В:

  • «Лечение сколиоза у детей с помощью занятий плаванием»

Подробная разработка, содержащая информацию о сколиотических заболеваниях и методах борьбы с ними при помощи лечебного плавания. Программа содержит не только теоретический, но и практический информационный материал: комплекс упражнений для коррекции осанки, выполняемый в бассейне. Данная разработка может быть применена для работы с детьми как раннего, так и дошкольного и младшего возраста.

  • «Сухое плавание»

Данная разработка посвящена важному аспекту обучения плаванию – отработке техники основных стилей на суше. Содержит комплекс упражнений, направленных на выработку навыков и физических качеств ребенка – ловкости, быстроты, силы. Упражнения предназначены для обучения следующим стилям:  кроль (живот, спина), брасс, баттерфляй (дельфин).

  • «Прикладное плавание»

Многосторонняя проектная работа, направленная на выработку у детей знаний и умений по поведению на воде в экстремальных ситуациях. Дети учатся основам спасения утопающих, поведения в нестандартных ситуациях, ныряния, преодоления водных преград. Любой человек должен обладать данными знаниями и умениями для сохранения собственной жизни и жизни товарищей. Теоретическая база проекта –авторская программа и специальная литература (например, В. С. Васильев Обучение детей плаванию. –М.: Физкультура и спорт, 1989г.)

В рамках данного проекта реализуются следующие мероприятия:

а) Практические занятия с детьми, соревнования (старшая и подготовительная группы).

б) Беседы-консультации с родителями на различные темы.

в) Показательные мастер-классы.

г) Оформление стенда.

Мероприятия, которые должны быть проведены в течение учебного года:

  • Спортивный праздник на воде  «День Нептуна»

День Нептуна – досуг, который проводится по составленному педагогом сценарию.

  • Традиционные соревнования «Быстрее! Выше! Сильнее!»; Соревнования «Командный дух» - эстафеты

  • Серия мастер-классов «Учусь плавать» для детей; Мастер-класс «Стили плавания» для средней и старшей группы; Практические занятия по прикладному плаванию

     Мастер-классы – это наглядная демонстрация техники плавания самим педагогом.

  • Открытое занятие по теме «ЗОЖ начинается с семьи» для детей и их родителей; Дни открытых дверей для родителей детей всех групп; Беседа-семинар с родителями «Безопасность на воде в летний период» - вопросы безопасности, особенностей физической культуры и воспитания;

  • Консультации с родителями по вопросам ЗОЖ, безопасного поведения на воде, самостоятельной работы с детьми; по индивидуальным вопросам, касающимся обучения плаванию.

  • Теоретическое занятие «Безопасность на воде» для воспитанников;Теоретическое занятие «Олимпиада» - об истории и правилах Олимпийских игр;

Оценка результатов обучения: диагностическая карта

Для оценки освоения плавательных умений и навыков разработана диагностическая карта с контрольными упражнениями, в которой фиксируются результаты исследования. Для выявления прогресса в умениях детей должен быть проведен мониторинг, результаты которого будут представлены в таблице. Представлено число детей, способных выполнить данное задание (показатель сравнения), в процентном соотношении.

 Календарно-тематическое планирование

Месяц

Организационно-педагогическая работа

Методическая работа и взаимодействие с педагогами

Работа с детьми

Работа с родителями и социумом

Сентябрь

Подбор и подготовка необходимого инвентаря.

Консультация родителей на тему: «Как подготовить ребенка в бассейн»

1. Экскурсия в зал бассейна для младшей группы.

2. Правила поведения в бассейне (все группы).

3. Подборка и знакомство детей с малоподвижными играми на воде.

Консультация на тему: «Организация совместного планирования работы» (Обсуждение динамики развития детей на консультациях.

Внедрение и совместное проведение инструктором по плаванию и воспитателем игр на коррекцию речевых нарушений, праздников, досугов на воде.

Совместное проведение бинарных занятий на закрепление навыков, полученных в процессе образовательной деятельности)

Октябрь

Изготовление материала «Осьминожки

Мастер – класс на тему: «Дыхательные упражнения для занятий в группе»

С помощью творческой деятельности повышать уровень заинтересованности к плаванию у детей.

Выставка работ, выполненных детьми в детском саду.

Мониторинг физических качеств детей.

Консультация на тему: «Что такое предметно- развивающая среда и ее влияние на развитие стрессоустойчивости на занятиях в бассейне»

Памятка на тему: «Игры на воде дома для развитие стрессоустойчивости»

Ноябрь

Использование не стандартных материалов для игр на воде.

Индивидуальные беседы с воспитателями.

Проведение сюжетно-ролевых игр на занятиях для всех групп.

Консультация на тему: «Вода дарит здоровье»

Декабрь

Подготовка материалов для праздника посвященного новому году

Изготовление украшений на занятиях с воспитателями для проведения праздника.

Подготовка игр на воде с новогодней тематикой

Индивидуальные беседы с родителями, консультации

Январь

Приобретение нового инвентаря

Консультация воспитателей на тему: «Релаксационные упражнения для детей в группе»

Релаксационные упражнения для всех групп.

Консультация для родителей о новых формах физкультурно-оздоровительной работы ДОУ

Февраль

Самостоятельный выбор инвентаря детьми во время выполнения различных упражнений и игр для развития индивидуальности ребенка

Совместная работа с воспитателями на тему: «Игры с водой»

Подготовка картотеки игр для воспитателей

Расслабляющие игры на воде для всех групп

Статья в группе для родителей на тему: «Как побороть страх воды у детей»

Март

Игры на воде с использованием специального оборудования

Подготовка презентации для педагогов на сайте ДОУ

Подборка картотеки игр для быстроты реакции для всех групп

Оформление материала для родителей и размещение его в информационных уголках для родителей

Апрель

Различные средства поддержки на воде для игр и эстафет

Фоторепортаж на сайте ДОУ на тему «Солнце воздух и вода – наши лучшие друзья»

Разработка сценариев для спортивно – оздоровительных досугов на воде (старшая группа) 

Фотовыставка на тему: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

Открытые занятия для родителей

Май

Подготовка игр для закрепления правил техники безопасности на воде

Отчёт по самообразованию на итоговом педсовете

Оформление странички портфолио «Моя семья»

Консультация для родителей на летний период на тему: «Безопасность ребенка в водоеме

Июнь

Подготовка различных спортивных праздников и мероприятий

Консультация воспитателей и подготовка дидактического материала: «Любимые игры на пляже»

Подготовка праздника: «Сабантуй на воде»

Рекомендации на летний оздоровительный период для всех возрастных групп

Культурно-досуговая деятельность

Для детей 3-4 лет

Месяц

Виды деятельности (праздники, досуги, дни здоровья, соревнования и др.)

Тема

Цель

Сентябрь

Познавательная деятельность

Экскурсия в бассейн

Знакомство и адаптация детей в бассейне.

Октябрь

Праздник

«В гостях у Водяного» праздник

Продолжать знакомство со свойствами воды.

Ноябрь

Досуг

«Дельфинята»

Создавать представление о плавание.

Декабрь

Праздник

«Водный новый год»

Использование потенциальных возможностей праздника в обогащении двигательного опыта детей, развитии интереса, инициативы, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости в двигательной деятельности, используя элементы плавания в условиях творческой импровизационной атмосферы.

Январь

Развлечения

«Рыбки резвятся» развлечение

Формирование интереса к окружающей среде и к плаванию.

Февраль

Праздник

«Морские защитники»

Формирование нравственно – патриотических чувств, интереса к военной службе, уважения к военной профессии, любови к своей Родине, родному краю.

Март

Досуг

«Весёлые утята»

Учить ориентироваться в пространстве бассейна, продолжать учить не бояться попадания воды в лицо, передвигаться в воде в различных положениях; развивать дыхание, координацию движений в воде.

Апрель

Развлечение

«Водяной сад»

Расширить и закрепить знания детей о разных состояниях воды, о её важности. 

Май

Досуг

«Наши любимые игры в воде»

Создание условий для формирования здорового образа жизни и положительной мотивации на спортивно-игровую деятельность в воде.

Для детей 4-5 лет

Месяц

Виды деятельности (праздники, досуги, дни здоровья, соревнования и др.)

Тема

Цель

Сентябрь

Познавательная деятельность

Экскурсия в бассейн

Закрепление знание детей о правилах поведения в бассейне.

Октябрь

Развлечения

«Волшебная река»

Пробуждение интереса у детей к занятиям по плаванию, формирование дружеской атмосферы.

Ноябрь

Развлечения

«Ловкие лягушата»

Формирование физических и морально-волевых качеств по средствам плавания.

Декабрь

Праздник

«Водный новый год»

Использование потенциальных возможностей праздника в обогащении двигательного опыта детей, развитии интереса, инициативы, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости в двигательной деятельности, используя элементы плавания в условиях творческой импровизационной атмосферы.

Январь

Досуг

«Ловкий осьминог»

Организовать активный отдых детей, создать хорошее настроение, повысить интерес к занятиям по плаванию.

Февраль

Праздник

«Морские защитники»

Формирование нравственно – патриотических чувств, интереса к военной службе, уважения к военной профессии, любови к своей Родине, родному краю.

Март

Досуг

«Резвые рыбки»

В игровой форме закрепить двигательные навыки необходимые для плавания.

Апрель

Соревнования

«Умею плавать!»

Пропаганда здорового образа в повседневной жизни детей. 

Май

Досуг

«Наши любимые игры в воде»

Создание условий для формирования здорового образа жизни и положительной мотивации на спортивно-игровую деятельность в воде.

Для детей 5-6 лет

Месяц

Виды деятельности (праздники, досуги, дни здоровья, соревнования и др.)

Тема

Цель

Сентябрь

Познавательная деятельность

Экскурсия в бассейн

Закрепление знание детей о правилах поведения в бассейне.

Октябрь

Развлечение

«День здоровья»

Укреплять здоровье детей, приобщать к занятиям плаванием, создавать положительный эмоциональный настрой путем организации активного отдыха в бассейне.

Ноябрь

Досуг

«Путешествие подводных лодок»

Закреплять двигательные умения и навыки детей.

Декабрь

Праздник

«Водный новый год»

Использование потенциальных возможностей праздника в обогащении двигательного опыта детей, развитии интереса, инициативы, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости в двигательной деятельности, используя элементы плавания в условиях творческой импровизационной атмосферы.

Январь

Развлечения

«Веселые эстафеты»

Формирование и развитие двигательных навыков.

Февраль

Праздник

«Морские защитники»

Формирование нравственно – патриотических чувств, интереса к военной службе, уважения к военной профессии, любови к своей Родине, родному краю

Март

Досуг

«Наша дружная команда»

Формирование командного духа.

Апрель

Соревнования

«Умею плавать!»

Пропаганда здорового образа в повседневной жизни детей. 

Май

Досуг

«Наши любимые игры в воде»

Создание условий для формирования здорового образа жизни и положительной мотивации на спортивно-игровую деятельность в воде.

Для детей 6-7 лет

Месяц

Виды деятельности (праздники, досуги, дни здоровья, соревнования и др.)

Тема

Цель

Сентябрь

Познавательная деятельность

Экскурсия в бассейн

Закрепление знание детей о правилах поведения в бассейне

Октябрь

Развлечение

«День здоровья»

Приобщение детей к здоровому образу жизни посредством организации спортивно досуговой деятельности.

Ноябрь

Досуг

«Путешествие корабля»

Создание условий для формирования здорового образа жизни и положительной мотивации на игровую деятельность в воде.

Декабрь

Праздник

«Водный новый год»

Использование потенциальных возможностей праздника в обогащении двигательного опыта детей, развитии интереса, инициативы, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости в двигательной деятельности, используя элементы плавания в условиях творческой импровизационной атмосферы.

Январь

Развлечение

«Веселые эстафеты»

Формирование и развитие двигательных навыков.

Февраль

Праздник

«Морские защитники»

Формирование нравственно – патриотических чувств, интереса к военной службе, уважения к военной профессии, любови к своей Родине, родному краю

Март

Досуг

«Наша дружная команда»

Формирование командного духа.

Апрель

Соревнования

«Умею плавать!»

Пропаганда здорового образа в повседневной жизни детей. 

Май

Досуг

«Наши любимые игры в воде»

Создание условий для формирования здорового образа жизни и положительной мотивации на спортивно-игровую деятельность в воде


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное годовое планирование по патриотическому воспитанию

Планирование работы с детьми  старшего дошкольного возраста по нравственно - патриотическому воспитанию...

Годовое планирование работы группы кратковременного пребывания

Понедельное планирование включает в себя НОД, развивающие ситуации, пальчиковую и дыхательную гимнастику, физкультурные упражнения, художественное слово....

Годовое планирование по сюжетно-ролевым играм

Данное годовое планирование интегрирутся со всеми областями познания...

Годовое планирование

Моё годовое планирование на 2012-2013 учебный год. Возможно данное планирование поможет молодым педагогом выстроить свою методическую работу....

Перспективное годовое планирование занятий по конструированию в средней группе ДОУ

Один раз в две недели в средней группе детского сада проводится занятие по конструированию из строительного материала. Здесь представлено планирование к занятиям, на которых используется деревянный ко...

годовое планирование по ФК

годовое планирование сосотавленно ввиде таблицы, думаю такой порядок вам пригодиться в составлении своих планов!!!...

Годовое планирование организации занятий плаванием инструктора по физической культуре (плавание)

Годовое планирование организации занятий плаванием инструктора по физической культуре (плавание)...