Здоровьесберегающий образовательный проект «Лягушка-здоровушка»
проект (младшая группа)

Мандеш Любовь Ивановна

Здоровьесберегающий образовательный проект направлен на сохранение, укрепление, поддержание и обогащение здоровья участников педагогического процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_zdorovesberezheniyu_lyagushka-zdorovushka.docx34.8 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №191 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Здоровьесберегающий образовательный проект

«Лягушка-здоровушка»

Автор: Мандеш Любовь Ивановна, воспитатель.

Ачинск, 2020

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский

Введение

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Негативно усложняет  и факт сложившейся неблагоприятной эпидемиологической обстановкой во всем мире и в том числе России (Covid-19).

Анализ показателей здоровья детей, такие как: посещаемость, заболеваемость и продолжительность больничных листов показал, что посещаемость в 2019 - 2020уч. году значительно снизилась. Заболеваемость гриппом, ОРВИ, ОРЗ и другим простудными (вирусными) заболеваниями увеличилась.

Приведенные аргументы наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблемы, которая возникает передработниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка соптимальным физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу общества.

Актуальность  состоит в том, что работа по укреплению и сохранению здоровья дошкольников требует новых, современных и более гибких подходов к организации педагогической деятельности, внедрению осознанных и простых в употреблении форм оздоровления, доступных самим дошкольникам.

В ФГОС ДО предусмотрено, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Учеными доказано, что такие факторы создания ситуации успеха и эмоционального благополучия как дизайн в образовательном пространстве группы благотворно влияют на воспитание и образование, а также на здоровье детей.

В нашем детском саду работа по реализации образовательной области «Физическое развитие» происходит как в специально организованной деятельности, так и в свободной самостоятельной деятельности детей. Возможности повысить эффективность этой работы увеличиваются при условии создания предметно-пространственной развивающей среды в группе. Следовательно, возникла идея трансформировать познавательно-речевой центр, который в прошлом учебном году помогал в развитии наших выпускников. Для того чтобы сделать этот центр оздоровительно-развивающим уже для младших дошкольников, разработали образовательный проект «Лягушка-здоровушка».

Данный проект в доступной форме поможет разъяснить детям, какие профилактические мероприятия необходимо  применять в период обострения респираторных и вирусных заболеваний, а использование здоровьесберегающих технологий  даст возможность укреплять здоровье детей в интересной и доступной форме для всех участников образовательного процесса.

Практическая значимость  заключается в том, что представленный материал может быть использован всеми педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста, а также родителями.

Цель: преобразование предметно-развивающей среды в группе, способствующей сохранению и укреплению здоровья детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • модернизировать развивающую предметно - пространственную среду, расширить возможности «зоны оздоровления» с помощью центра «Лягушка-здоровушка»;
  • разработать комплекс организационных, методических и практических мероприятий на основе использования здоровьесберегающих технологий, направленных на профилактику вирусных заболеваний у детей дошкольного возраста;
  • формировать у воспитанников позитивное отношение к здоровому образу жизни и профилактике вирусных заболеваний;
  • создать конструктивное информационно-консультативное пространство по вопросам использования здоровьесберегающих технологий для всех участников образовательных отношений: воспитанники – педагоги – родители.

Вид проекта: практико-профилактический, творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный (04.09.2020-28.05.2021).

Участники проекта: воспитатели и дети 2 младшей группы, родители, медицинский работник.

Ресурсное обеспечение проекта:

  • методическое - разработка, составление планов, конспектов ОД, презентаций, рекомендаций для родителей, памяток, статей и др.;
  • материально-техническое – изготовление дидактических средств обучения  соответственно возрасту:  схем, развивающих и обучающих игр, пособий  и т.д., оснащение центра.

Предполагаемые результаты проекта:

  • для детей - уменьшение частоты и длительности заболеваний детей дошкольного возраста, укрепление иммунной системы; сформированность у воспитанников позитивного отношения к здоровому образу жизни и профилактике вирусных заболеваний;
  • для педагогов - повышение эффективности работы по реализации образовательной области «Физическое развитие», реализация личностно-профессионального уровня педагогов области здоровьесберегающих практик, позитивные преобразования предметно-развивающей среды группы;
  • для родителей -  использование здоровьесберегающих технологий в кругу семьи, активизация участия родителей в образовательной деятельности.

Реализация проекта.

I этап - организационно-подготовительный

Задачи:

- довести до всех участников проекта важность данной проблемы, заинтересовать каждого участника (детей, родителей) темой проекта;

- определение педагогами темы, цели и задач, содержания группового проекта, прогнозирование результата;

- совместное составление плана работы над проектом; разработка модели взаимодействия всех участников проекта;

- подбор, изучение методической, научно-популярной и художественной литературы; изготовление иллюстративного, демонстративного, дидактического и др. материала по данной теме;

- обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.

Разрабатывая проект, мы предусматривали модель «трех вопросов»: «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Как узнать?».

Данная модель помогла составить конкретный план действий.

Полученные в результате опроса сведения пригодились нам в создании центра «Лягушка-здоровушка» и в подборке наглядного и развивающего материала, как для детей, так и их  родителей.  

II этап – основной (продуктивный)

Проект - это продукт сотрудничества и сотворчества, поэтому, по мере возможности, мы привлекаем родителей наших воспитанников.

Задачи:

- развитие познавательных и оздоровительных способностей детей с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;

- формирование у детей позитивного отношения к здоровому образу жизни и профилактике вирусных заболеваний;

- привлечение родителей к выполнению общего интересного дела, полноценному общению с участниками проекта.

III этап - заключительный

Задачи:

- анализ результатов реализации проекта в группе, корректировка содержания, подведение итогов;

- обобщение опыта работы педагогов группы;

- подготовка к презентации центра «Лягушка-здоровушка»;

- стимулирование активных участников проекта среди детей и родителей.

Форма презентации проекта:

- проведение онлайн-экскурсий для детей и педагогов других групп, родителей.

Ход проекта

Этап работы над проектом

Содержание работы участников

Результаты этапа
(что создано, освоено и т.д.)

Организационно-подготовительный

Подбор методической литературы по данной теме.

Беседы с детьми, родителями (в чате).

Создание развивающей среды: подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой и театрализованной деятельности, дидактических игр, иллюстративного материала, художественной литературы, ИКТ-ресурсов по данной теме.

- обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;

- подбор художественной литературы (стихи, загадки, потешки, сказки);

- подбор игр и упражнений по физическому оздоровлению детского организма.

Проведение онлайн-встречи с целью включения родителей воспитанников в проектную деятельность.

Составлен план деятельности по реализации здоровьесберегающего образовательного проекта

«Лягушка-здоровушка», целью которого является развитие физической активности и оздоровительно-профилактической деятельности детей в процессе создания центра в группе.

Основной

Игровая деятельность:

- сюжетно-ролевые игры в домашних условиях: «Больница», «Аптека», «Семья», «Магазин», «Детский сад» и др;

- дидактические игры: «Мойдодыр», «Витамины на столе», «Что нужно для этой профессии», «Цветок здоровья».

- строительные игры: «Больница для кукол», «Стол для врача»;

- игра с мячом «Если полезно-лови!», «Передай мяч»;

- подвижные игры: «Раз, два, три - предмет, который защитит, бери», «Солнышко и дождик»; «Озорной мяч»;

- игры-драматизации по сказке «Доктор Айболит» К.Чуковского.

Познавательная деятельность:

- ОД: «Дорога к здоровью», «Профессия -врач»,  онлайн-игра «Назови и объясни для чего», ОД с использованием мультимедийной презентации «Овощи, фрукты»;

- точечный массаж «Здоровый носик», «ушки на макушке»;

- исследовательская игра «Чистые ручки»;

- экспериментальная деятельность «Чудо-мыло»;

- рассматривание иллюстраций на тему «Если хочешь быть здоровым».

Речевое развитие:

- беседа «Профилактика вирусной инфекции», «Для чего нужна зарядка»,«Где живут Витамины»;

- сказкотерапия«Сказка о чистом Лягушонке», «Почему Мишка любит мед и малину?», «В спортивном зале у Ляшушки»;

- чтение художественной литературы: Чуковский «Доктор Айболит», «Мойдодыр», А. Барто «Я лежу – болею», «Мимоза», А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит»; С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», «Закалка и простуда», и др;

- стихи Шорыгиной «Утренняя песенка», «Здоровой будь!» и т. д;

- пословицы, загадки, поговорки о здоровье;

- беседы на тему: «Наши верные друзья», «Осторожно! Коронавирус», «Болезни грязных рук. Что это такое?», «На зарядку становись», «Чистота - залог здоровья».

- гимнастика (пальчиковая, пробуждения, коррегирующая, для глаз, звуковая, дыхательная);

Художественно-эстетическая деятельность:

- цветотерапия «Цветок здоровья»,

- рисование: «Поможем доктору», «Спорт и здоровье», «Витаминки»;

- аппликация: «Полезные продукты»; «Фрукты»;

- лепка: «Наши защитники – антитела против коронавируса», «Морковка для Зайки».

Использование ИКТ

- просмотр мультфильмов: «Про бегемота, который боялся прививок», «Про великана Васю», «Микробус», «Королева Зубная щётка» «Фиксики – микробы»;

Работа с родителями:

- папка-передвижка для родителей «Профилактика коронавируса в детском саду и дома»;

- информационный буклет «Игры для здоровья»; «Выходные – с пользой!»;

- художественно-творческая деятельность «Мир здоровых увлечений»;

- познавательно – исследовательская деятельность  «Где живёт воздух» - игры с соломинкой;

- творческая деятельность «Физкультурное оборудование своими руками» -  из бросового материала.

Проведённые мероприятия согласно плану реализации проекта.

Созданы картотеки:

 «Пальчиковые игры по разным темам», «Развивающие потешки», «Стихи»,  «Отгадываем загадки с помощью опорных схем».

Изготовлены развивающие и дидактические игры: «Веселыймяч», «Паровозик здоровья», «Назови одним словом», «Чем лечит Айболит?».

Составленымнемо-схемы: «Правильно моем руки», «Научим Зайку носить защитную маску».

Изготовлены     развивающие пособия и спортивное оборудование

совместно с родителями в центр «Лягушка –здоровушка».

Заключительный

Подведение итогов реализации проекта:

- награждение благодарственными дипломами самых активных родителей;

- онлайн-презентация центра «Лягушка-здоровушка» (Viber, WhatsApp, Zoom и др.);

- создание видеоролика «Чтобы не кашлять, ни чихать – нужно легкие развивать!».

Открывать видео, рекомендовано в проигрывателе Windows Media.

Фотовыставка «За здоровьем в детский сад!».

Онлайн-презентация физкультурно-оздоровительного оборудования, созданного из бросового материала для детей (обмен опытом в родителями в чате).

Используемые источники и интернет-ресурсы:

  1. Анисимова М. С. Двигательная деятельность детей 3-5 лет. Детство-Пресс, 2017.
  2. Алямовская В.Г. Новые подходы к планированию образовательной работы в детском саду. - //Управление ДОУ, N3, 2002г., с. 21 – 27.
  3. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-N1.-С.114-117.
  4. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2011.
  5. Гимнастика для глаз. - // Дошкольная педагогика, декабрь, 2007. – с.26-27.
  6. Голицына Н. С., Шумова И. М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей М.: Издательство «Скрипторий 2003, 2008.
  7. Голубева Л. Г. Закаливание дошкольника: пособие для родителей- М.: Просвещение, 2007.
  8. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.:ТЦ Сфера, 2005.
  9. Инновационная программа дошкольного образования  «От рождения до школы» (6-е издание, дополненное, 2020г.) под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой.
  10. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.
  11. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.
  12. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста 3-7лет.Комплексы оздоровительной гимнастики МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2011.
  13. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
  14. Сайкина Е. Г., Фирилева Ж. Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! Сборник физических упражнений для дошкольников и школьников: Учебно-методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
  15. Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. –М.: ТЦ Сфера, 2005.
  16. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003 - 143 с.
  17. https://ohrana-tryda.com/node/3828
  18. https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-stop-koronavirus.html
  19. https://infourok.ru/opit-raboti-ispolzovanie-zdorovesberegayuschih-tehnologiy
  20. rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-2284173.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в ДОУ»

Показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья;  многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь компл...

Проект "Создание здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ”

В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья детей, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений государственных ...

Презентация «Моделирование здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ» к проекту

ЦЕЛИ ПРОЕКТА:1.      Построение  модели  здоровьесберегающей деятельности   образовательного  процесса2.      Организация   б...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста»

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень в...

КОНСПЕКТ Совместная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста в образовательной области физическая культура (плавание)Здоровьесберегающая образовательная технология. Развивающая образовательная технология. Игровая образовательная технология

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 92 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга   КОНСПЕКТ Совместная деятельность с дет...