Здоровьесберегающий образовательный проект «Лягушка-здоровушка»
проект (младшая группа)
Здоровьесберегающий образовательный проект направлен на сохранение, укрепление, поддержание и обогащение здоровья участников педагогического процесса.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №191 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Здоровьесберегающий образовательный проект
«Лягушка-здоровушка»
Автор: Мандеш Любовь Ивановна, воспитатель.
Ачинск, 2020
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский
Введение
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Негативно усложняет и факт сложившейся неблагоприятной эпидемиологической обстановкой во всем мире и в том числе России (Covid-19).
Анализ показателей здоровья детей, такие как: посещаемость, заболеваемость и продолжительность больничных листов показал, что посещаемость в 2019 - 2020уч. году значительно снизилась. Заболеваемость гриппом, ОРВИ, ОРЗ и другим простудными (вирусными) заболеваниями увеличилась.
Приведенные аргументы наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблемы, которая возникает передработниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка соптимальным физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу общества.
Актуальность состоит в том, что работа по укреплению и сохранению здоровья дошкольников требует новых, современных и более гибких подходов к организации педагогической деятельности, внедрению осознанных и простых в употреблении форм оздоровления, доступных самим дошкольникам.
В ФГОС ДО предусмотрено, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Учеными доказано, что такие факторы создания ситуации успеха и эмоционального благополучия как дизайн в образовательном пространстве группы благотворно влияют на воспитание и образование, а также на здоровье детей.
В нашем детском саду работа по реализации образовательной области «Физическое развитие» происходит как в специально организованной деятельности, так и в свободной самостоятельной деятельности детей. Возможности повысить эффективность этой работы увеличиваются при условии создания предметно-пространственной развивающей среды в группе. Следовательно, возникла идея трансформировать познавательно-речевой центр, который в прошлом учебном году помогал в развитии наших выпускников. Для того чтобы сделать этот центр оздоровительно-развивающим уже для младших дошкольников, разработали образовательный проект «Лягушка-здоровушка».
Данный проект в доступной форме поможет разъяснить детям, какие профилактические мероприятия необходимо применять в период обострения респираторных и вирусных заболеваний, а использование здоровьесберегающих технологий даст возможность укреплять здоровье детей в интересной и доступной форме для всех участников образовательного процесса.
Практическая значимость заключается в том, что представленный материал может быть использован всеми педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста, а также родителями.
Цель: преобразование предметно-развивающей среды в группе, способствующей сохранению и укреплению здоровья детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- модернизировать развивающую предметно - пространственную среду, расширить возможности «зоны оздоровления» с помощью центра «Лягушка-здоровушка»;
- разработать комплекс организационных, методических и практических мероприятий на основе использования здоровьесберегающих технологий, направленных на профилактику вирусных заболеваний у детей дошкольного возраста;
- формировать у воспитанников позитивное отношение к здоровому образу жизни и профилактике вирусных заболеваний;
- создать конструктивное информационно-консультативное пространство по вопросам использования здоровьесберегающих технологий для всех участников образовательных отношений: воспитанники – педагоги – родители.
Вид проекта: практико-профилактический, творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный (04.09.2020-28.05.2021).
Участники проекта: воспитатели и дети 2 младшей группы, родители, медицинский работник.
Ресурсное обеспечение проекта:
- методическое - разработка, составление планов, конспектов ОД, презентаций, рекомендаций для родителей, памяток, статей и др.;
- материально-техническое – изготовление дидактических средств обучения соответственно возрасту: схем, развивающих и обучающих игр, пособий и т.д., оснащение центра.
Предполагаемые результаты проекта:
- для детей - уменьшение частоты и длительности заболеваний детей дошкольного возраста, укрепление иммунной системы; сформированность у воспитанников позитивного отношения к здоровому образу жизни и профилактике вирусных заболеваний;
- для педагогов - повышение эффективности работы по реализации образовательной области «Физическое развитие», реализация личностно-профессионального уровня педагогов области здоровьесберегающих практик, позитивные преобразования предметно-развивающей среды группы;
- для родителей - использование здоровьесберегающих технологий в кругу семьи, активизация участия родителей в образовательной деятельности.
Реализация проекта.
I этап - организационно-подготовительный
Задачи:
- довести до всех участников проекта важность данной проблемы, заинтересовать каждого участника (детей, родителей) темой проекта;
- определение педагогами темы, цели и задач, содержания группового проекта, прогнозирование результата;
- совместное составление плана работы над проектом; разработка модели взаимодействия всех участников проекта;
- подбор, изучение методической, научно-популярной и художественной литературы; изготовление иллюстративного, демонстративного, дидактического и др. материала по данной теме;
- обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
Разрабатывая проект, мы предусматривали модель «трех вопросов»: «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Как узнать?».
Данная модель помогла составить конкретный план действий.
Полученные в результате опроса сведения пригодились нам в создании центра «Лягушка-здоровушка» и в подборке наглядного и развивающего материала, как для детей, так и их родителей.
II этап – основной (продуктивный)
Проект - это продукт сотрудничества и сотворчества, поэтому, по мере возможности, мы привлекаем родителей наших воспитанников.
Задачи:
- развитие познавательных и оздоровительных способностей детей с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;
- формирование у детей позитивного отношения к здоровому образу жизни и профилактике вирусных заболеваний;
- привлечение родителей к выполнению общего интересного дела, полноценному общению с участниками проекта.
III этап - заключительный
Задачи:
- анализ результатов реализации проекта в группе, корректировка содержания, подведение итогов;
- обобщение опыта работы педагогов группы;
- подготовка к презентации центра «Лягушка-здоровушка»;
- стимулирование активных участников проекта среди детей и родителей.
Форма презентации проекта:
- проведение онлайн-экскурсий для детей и педагогов других групп, родителей.
Ход проекта
Этап работы над проектом | Содержание работы участников | Результаты этапа |
Организационно-подготовительный | Подбор методической литературы по данной теме. Беседы с детьми, родителями (в чате). Создание развивающей среды: подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой и театрализованной деятельности, дидактических игр, иллюстративного материала, художественной литературы, ИКТ-ресурсов по данной теме. - обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта; - подбор художественной литературы (стихи, загадки, потешки, сказки); - подбор игр и упражнений по физическому оздоровлению детского организма. Проведение онлайн-встречи с целью включения родителей воспитанников в проектную деятельность. | Составлен план деятельности по реализации здоровьесберегающего образовательного проекта «Лягушка-здоровушка», целью которого является развитие физической активности и оздоровительно-профилактической деятельности детей в процессе создания центра в группе. |
Основной | Игровая деятельность: - сюжетно-ролевые игры в домашних условиях: «Больница», «Аптека», «Семья», «Магазин», «Детский сад» и др; - дидактические игры: «Мойдодыр», «Витамины на столе», «Что нужно для этой профессии», «Цветок здоровья». - строительные игры: «Больница для кукол», «Стол для врача»; - игра с мячом «Если полезно-лови!», «Передай мяч»; - подвижные игры: «Раз, два, три - предмет, который защитит, бери», «Солнышко и дождик»; «Озорной мяч»; - игры-драматизации по сказке «Доктор Айболит» К.Чуковского. Познавательная деятельность: - ОД: «Дорога к здоровью», «Профессия -врач», онлайн-игра «Назови и объясни для чего», ОД с использованием мультимедийной презентации «Овощи, фрукты»; - точечный массаж «Здоровый носик», «ушки на макушке»; - исследовательская игра «Чистые ручки»; - экспериментальная деятельность «Чудо-мыло»; - рассматривание иллюстраций на тему «Если хочешь быть здоровым». Речевое развитие: - беседа «Профилактика вирусной инфекции», «Для чего нужна зарядка»,«Где живут Витамины»; - сказкотерапия«Сказка о чистом Лягушонке», «Почему Мишка любит мед и малину?», «В спортивном зале у Ляшушки»; - чтение художественной литературы: Чуковский «Доктор Айболит», «Мойдодыр», А. Барто «Я лежу – болею», «Мимоза», А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит»; С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», «Закалка и простуда», и др; - стихи Шорыгиной «Утренняя песенка», «Здоровой будь!» и т. д; - пословицы, загадки, поговорки о здоровье; - беседы на тему: «Наши верные друзья», «Осторожно! Коронавирус», «Болезни грязных рук. Что это такое?», «На зарядку становись», «Чистота - залог здоровья». - гимнастика (пальчиковая, пробуждения, коррегирующая, для глаз, звуковая, дыхательная); Художественно-эстетическая деятельность: - цветотерапия «Цветок здоровья», - рисование: «Поможем доктору», «Спорт и здоровье», «Витаминки»; - аппликация: «Полезные продукты»; «Фрукты»; - лепка: «Наши защитники – антитела против коронавируса», «Морковка для Зайки». Использование ИКТ - просмотр мультфильмов: «Про бегемота, который боялся прививок», «Про великана Васю», «Микробус», «Королева Зубная щётка» «Фиксики – микробы»; Работа с родителями: - папка-передвижка для родителей «Профилактика коронавируса в детском саду и дома»; - информационный буклет «Игры для здоровья»; «Выходные – с пользой!»; - художественно-творческая деятельность «Мир здоровых увлечений»; - познавательно – исследовательская деятельность «Где живёт воздух» - игры с соломинкой; - творческая деятельность «Физкультурное оборудование своими руками» - из бросового материала. | Проведённые мероприятия согласно плану реализации проекта. Созданы картотеки: «Пальчиковые игры по разным темам», «Развивающие потешки», «Стихи», «Отгадываем загадки с помощью опорных схем». Изготовлены развивающие и дидактические игры: «Веселыймяч», «Паровозик здоровья», «Назови одним словом», «Чем лечит Айболит?». Составленымнемо-схемы: «Правильно моем руки», «Научим Зайку носить защитную маску». Изготовлены развивающие пособия и спортивное оборудование совместно с родителями в центр «Лягушка –здоровушка». |
Заключительный | Подведение итогов реализации проекта: - награждение благодарственными дипломами самых активных родителей; - онлайн-презентация центра «Лягушка-здоровушка» (Viber, WhatsApp, Zoom и др.); - создание видеоролика «Чтобы не кашлять, ни чихать – нужно легкие развивать!». Открывать видео, рекомендовано в проигрывателе Windows Media. | Фотовыставка «За здоровьем в детский сад!». Онлайн-презентация физкультурно-оздоровительного оборудования, созданного из бросового материала для детей (обмен опытом в родителями в чате). |
Используемые источники и интернет-ресурсы:
- Анисимова М. С. Двигательная деятельность детей 3-5 лет. Детство-Пресс, 2017.
- Алямовская В.Г. Новые подходы к планированию образовательной работы в детском саду. - //Управление ДОУ, N3, 2002г., с. 21 – 27.
- Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-N1.-С.114-117.
- Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Гимнастика для глаз. - // Дошкольная педагогика, декабрь, 2007. – с.26-27.
- Голицына Н. С., Шумова И. М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей М.: Издательство «Скрипторий 2003, 2008.
- Голубева Л. Г. Закаливание дошкольника: пособие для родителей- М.: Просвещение, 2007.
- Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.:ТЦ Сфера, 2005.
- Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (6-е издание, дополненное, 2020г.) под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой.
- Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.
- Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.
- Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста 3-7лет.Комплексы оздоровительной гимнастики МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2011.
- Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
- Сайкина Е. Г., Фирилева Ж. Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! Сборник физических упражнений для дошкольников и школьников: Учебно-методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
- Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. –М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003 - 143 с.
- https://ohrana-tryda.com/node/3828
- https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-stop-koronavirus.html
- https://infourok.ru/opit-raboti-ispolzovanie-zdorovesberegayuschih-tehnologiy
- rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-2284173.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в ДОУ»
Показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья; многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь компл...

Проект "Создание здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ”
В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья детей, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений государственных ...

Презентация «Моделирование здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ» к проекту
ЦЕЛИ ПРОЕКТА:1. Построение модели здоровьесберегающей деятельности образовательного процесса2. Организация б...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.
Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста»
Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень в...

КОНСПЕКТ Совместная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста в образовательной области физическая культура (плавание)Здоровьесберегающая образовательная технология. Развивающая образовательная технология. Игровая образовательная технология
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 92 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга КОНСПЕКТ Совместная деятельность с дет...

Педагогический образовательный проект "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми ОВЗ в ДОУ" 2025г.
Здоровьесберегающие технологии....
