Программа для детей старшего дошкольного возраста по художественно-творческому развитию «Наши руки не знают скуки»
рабочая программа по рисованию (старшая группа)

Борисова Наталья Сергеевна

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Программа художественно-эстетической направленности «Наши руки не знают скуки»,  разработана на основе программы:

- Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошкольного учреждения – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008

и методических пособий:

- Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование».- М.: ТЦ Сфера, 2005;

- А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей». – СПб.: КАРО, 2008;

- Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007;

- К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир».- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_ruki_ne_znayut_skuki.docx207.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 466»

________________________________________________________________________________________________

Программа

длядетей старшего дошкольного возраста

по художественно-творческому развитию

«Наши руки не знают скуки»

Составители:

старший воспитатель Чарлина Татьяна Валерьевна

воспитатель Борисова Наталья Сергеевна

воспитатель Соловьева Любовь Васильевна

Похожее изображение

Паспорт Программы

Образовательнаяобласть

Художественно-эстетическое развитие

Наименование Программы

программа для детей старшего дошкольного возраста по художественно-творческомуразвитию «Наши руки не знают скуки»

Основание для разработки

Федеральный закон от № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Устав МКДОУ д/с № 466 ЦАО города Новосибирска.

Составитель

Старший воспитатель Чарлина Т.В.

воспитатель Соловьева Л.В

Возрастная категория детей

Дети старшего дошкольного возраста

Цель Программы

Развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования.

Задачи Программы

Похожее изображение

Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционныхтехник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность.

Совершенствовать у детей навыки работы с нетрадиционными изобразительными материалами.

Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

Развивать мелкую моторику рук.

Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Программно-методическое обеспечение

Похожее изображение

Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошкольного учреждения – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008 .

Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование».- М.: ТЦ Сфера, ;

А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей». – СПб.: КАРО, ; Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», ;

К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир».- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.

Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, #1089;.

Т.А.Ткаченко «Развиваем мелкую моторику» - М.: Эксмо, 2010. – 64 с.;

Л.П.Савина Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Фирма» Издатеьство АСТ», #1089;.

В.В.Цвынтарный Играем пальчиками и развиваем речь.-СПб., издательство «Лань», 2001-32с.

О.А.Никологорская Игры с красками и бумагой - М.: Школьная Пресса, 2003. 48с.

В.А.Баймашова Как научить рисовать. Цветы, ягоды, насекомые.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», #1089;.

О.А.Никологорская Игры с красками и бумагой - М.: Школьная Пресса, 2003. 48с.

В.А.Баймашова Как научить рисовать. Цветы, ягоды, насекомые.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», #1089;.

Организация развивающей среды, используемое оборудование

*Музыкальный центр, светомузыка

*Ноутбук, домашний кинотеатр,

*Видеопроектор с экраном,

*Сканер, ламинатор, брошюратор

*Центры «песок-вода» (рисование на воде и рисование песком)

*Световая студия рисования песком (основной большой стол и 6 планшетов для индивидуальной работы)

*Мольберт

Использование пространства МБДОУ:

-Мини – музей «Куклы в национальных костюмах» созданный с целью знакомства детей с национальной одеждой народов проживающих на территории России. (В холле д/с)

- Мини – музей «Матрешка» созданный с целью знакомства детей с историей происхождения данной игрушки, ее видами и декоративными росписями используемыми в декорировании данных игрушек. (в холле д/с )

- Творческий уголок «Куклы руками педагогов» с целью показать детям и родителям, в какие куклы играли наши предки (куклы – пеленашки, обрядовые куклы, куклы – успакоительницы, куклы – урожайницы и тд, а также современные куклы: Тильда, Снежка, куклы из капрона и тд) а также знакомство с техникой изготовления этих кукол.(в холле д/с )

-Выставка поделок национальных промыслов (посуда, декоративные фигурки, свистульки.) (методический кабинет) .

- Коллекция разных видов театров: би-ба-бо, настольные, пальчиковые, перчаточные, косыночные, теневые, марионетки и тд) (музыкальный зал)

- Световая студия рисования песком (основной большой стол и 6 планшетов для индивидуальной работы) (кабинет психолога)

- Организация выставок детских работ в помещении детского сада (в холле и на лестничных проемах)

*Презентации по текущим темам.

*Иллюстрации известных художников.

*Альбомы с образцами нетрадиционных техник

*Карточки «Алгоритмы рисования нетрадиционным способом».

*Альбомы с работами детей, выполненные в нетрадиционной технике.

*Репродукции картин известных художников

*Комплект наглядно-дидактических пособий «Народные промыслы».

*Комплект наглядно-дидактических пособий «Шаг за шагом» в соответствии с календарно-тематическим планированием.

*Лепка

*Аппликация

*Рисование

*Работа с природным материалом

*Работа с бросовым материалом

*Комплект наглядно-дидактических пособий «Декоративно-прикладное искусство» Виды росписей и их пошаговое воспроизведение.

*Учебно – наглядные пособия из цикла «Большое искусство – маленьким»

*Знакомство со сказочно-былинной живописью автор Н.А.Курочкина

*Знакомство с натюрмортом автор Н.А. Курочкина

*Знакомство с портретной живописью автор Н.А.Курочкина

*Знакомство с жанровой живописью автор Н.А.Курочкина

*Знакомство с пейзажной живописью автор Н.А.Курочкина

Учебно-наглядное пособие «Азбука русской живописи»

* Учебно –наглядное пособие Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью шедевров мировой живописи автор Т.М.Маслова

Материалы для непосредственной работы с детьми

гуашь, акварель, кисти широкие и узкие, жесткие из искусственной щетины и мягкие из натуральной щетины,

листы бумаги, ф. А3, А4., цветные карандаши, восковые мелки, пастель.

цветная бумага и картон, белый картон ножницы, палитра, салфетки.

осенние сухие листья и другие природные материалы; воск (свеча); разнообразный сыпучий материал; трубочки для коктейля; ватные палочки; кусочки поролона; клей ПВА; нитки; манная крупа; зубные щетки; пластилин. Бросовый материал.

Сроки реализации Программы

1 учебный год

Время проведения

Среда, четверг.

Участники образовательного процесса

Воспитатели: Соловьева Л.В Борисова Н.С.

Музыкальный руководитель Шамова А.В.

Дети старшего дошкольного возраста.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Похожее изображение

Ребенок сможет самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, для реализации творческого замысла, овладеет навыками нетрадиционной техники рисования;

У ребенка выработается умение самостоятельно передавать композицию, используя техники нетрадиционного рисования;

Ребенок сможет выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;

Давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;

Проявлять интерес к изобразительной деятельности других детей.

1. Пояснительная записка

…Это правда, это правда!

Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, дети любят,

Очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне!...

Э. Успенский.

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Программа художественно-эстетической направленности «Наши руки не знают скуки», разработана на основе программы:

- Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошкольного учреждения – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008

и методических пособий:

- Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование».- М.: ТЦ Сфера, 2005;

- А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей». – СПб.: КАРО, 2008;

- Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007;

- К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир».- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.

Цели и задачи Программы

Цель: Развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

-Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность.

-Развивать мелкую моторику рук.

-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

-Совершенствовать у детей навыки работы с нетрадиционными изобразительными материалами.

-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

Для формирования у детей дошкольного возраста инженерного мышления были определены задачи:

– развивать у дошкольников умение конструировать в различных масштабах, осваивать и обустраивать пространство по своему замыслу и плану;

– способствовать развитию у дошкольников умение фиксировать этапы и результаты деятельности по созданию моделей, «читать» простейшие схемы, чертежи технических объектов, макетов, моделей;

Планируемые результаты

-Самостоятельное использование нетрадиционных материалов и инструментов, владение навыками нетрадиционной техники рисования и применения их;

-Умение самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;

-Умение выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;

-Давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;

-Проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.

Объем образовательной нагрузки

Возрастная категория детей

Количество занятий в неделю, месяц, год

Продолжительность занятий

Количество минут в неделю, месяц, год

Форма обучения

Срок реализации программы

Место проведения

5-7 лет

2/8/72

30 минут

60\480\2160

очная

1 учебный год

Групповое помещение

Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребёнок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребёнка в эти связи во многом определяет его развитие.

Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создаёт ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем широко, создаёт основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности. Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача воспитателя – пробудить интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Все это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения. Воспитатель поддерживает творческие инициативы детей, создаёт в группе атмосферу коллективной творческой деятельности по интересам. В среднем и старшем дошкольном возрасте (четырех - семи лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела.

Освоенные в период дошкольного детства разнообразные специальные умения (художественная деятельность, изобразительная, речевая, музыкальная и т. д) становятся базовыми для самостоятельного осуществления ребенком творческих замыслов, образного отражения действительности, развития чувств и творческой инициативы. Переход от исполнительской, репродуктивной самостоятельности, к самостоятельности с элементами инициативы и творчества подтверждает готовность ребенка к школе.

В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании они могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью (по сырому и сухому), использовать способы различного наложения цветового пятна.

Особенность работы с детьми ОВЗ

Среди воспитанников нашего детского сада встречаются дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Развитие творческих способностей этих детей требует нестандартного подхода, учета индивидуальных возможностей ребенка. Эти дети не пассивные объекты социальной помощи, а развивающие личности, которые имеют право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании и творчестве. Актуальность программы «Наши руки не знают скуки» заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с ограниченными физическими и умственными возможностями занимает изобразительное искусство, помогающее ребенку осваивать окружающую действительность. Отличительной особенностью практики является использование на занятиях широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству, специальных методов и приемов обучения (использование нетрадиционной техники рисования, выполнение работ в смешанной технике) с учетом индивидуальных возможностей детей, в том числе и с проблемами психофизического и психологического характера, которые помогут детям преодолеть трудности при усвоении определенных знаний и умений в изобразительном искусстве, обусловленные особенностями их развития. Специфика построения занятий у таких детей определяется их особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на указание взрослого. Поэтому, в коррекционных целях, необходимо использовать выполнение работы частями, чередуя объяснение с выполнением работы. Переключение видов деятельности повышает работоспособность, нормализует темп работы. Чередование объяснения с выполнением работы решает и коррекционно-воспитательные цели: воспитание выдержки, включение в деятельность, её темп. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей, поэтому педагогу необходимо постоянно поддерживать интерес ребенка к изобразительному творчеству. В рамках дополнительной программы «Наши руки не знают скуки» дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

2 Содержание Программы

Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, это их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и так далее. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. Однако, осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому педагог должен с большими вниманием подойти к тематике работ. В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварель, гуашь обладающие разными изобразительными возможностями. Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей. В рисовании красками (гуашь и акварелью) создание формы идет от красочного пятка. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т.п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков. В ходе реализации программы «Наши руки не знают скуки» дети знакомятся со следующими нетрадиционными техниками рисования:

- рисование ладошкой, пальчиками;

- печатание листьями;

- рисование жесткой кистью

– тычок;

- рисование по мятой бумаге;

- кляксография;

- рисование восковыми карандашами+акварель;

- монотипия;

- ниткография;

- пластилинография;

-рисование по-мокрому;

- рисование поролоном;

- рисование путем разбрызгивание краски;

- граттаж;

- рисование свечей;

- рисование ватными палочками;

- рисование расчесывание;

- рисование печатками.

Каждый из этих методов –это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Образовательный процесс превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Приемы и методы, используемые во время образовательной деятельности:

Эмоциональный настрой –использование музыкальных произведений.

Практические –упражнения, игровые методы.

Словесные методы –рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы –объяснение, пояснение, пед. оценка.

Наглядные методы и приемы –наблюдения, рассматривание, показ образца, показ презентаций, способов выполнения и др.

Все методы используются в комплексе.

При проведении занятий необходимо придерживаться основным правилам:

1. Использование приема транслирования информации.

2. Отбор тематического содержания.

3. Главный герой рисования –ребенок.

4. Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка.

5. Педагог создает схематические изображения.

6. Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий.

#1042; качестве «физкультминутки» - помимо традиционных комплексов, используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.

Всядеятельность строится по коммуникативному принципу:

1. создание оптимальных условий для мотивации детской речи.

2. Обеспечение главных условий общения.

3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы.

4. Использование различных коммуникативных средств.

Занятия имеют отличия в своей структуре:

1. создание положительного отношения к теме и способу ее реализации.

2. Коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 10 минут).

3. Динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики.

4. Рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации.

5. Словесные игры, игры –драматизации.

Формы подведения итогов:

- Организация выставок детских работ для родителей в ДОУ.

- Участие в конкурсах и выставках разного уровня в течение учебного года.

#1055;ерспективный план (название тем в течении работы может меняться)

ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ

Программное содержание

1

Ладошка

«Лебедушка и петушок»

Продолжать совершенствовать умение рисовать птиц при помощи трафарета руки (обведение ладони карандашом).

Формировать у детей желание украшать иллюстрацию декоративными элементами.

Развивать творческое воображение детей.

2

Ладошка, пальчики

«Слон и жираф»

Совершенствовать навыки рисования при помощи припечатыванияладони с дальнейшим прорисовыванием деталей.

Закрепить технику рисования пальцами.

Развивать фантазию, творческую активность в выборе формы, цвета, дополнительных элементов.

3

Пальчики, печать листьями

«Ветка рябины» (с натуры)

Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности.

Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания (для листьев).

Развивать чувство композиции, цветовосприятие

4

Печать листьями

«Букеты из осенних листьев»

Познакомить детей с новой техникой «печать листьями».

Учить ребят наносить гуашь на левую поверхность сухого листа.

Развивать у детей умение составлять композицию.

5

Печать листьями

«Разукрасила деревья осень золотая »

Совершенствовать навыки детей в использовании техники печатания листьями.

Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

6

Тычок жесткой кистью

«Яблоки душистые выросли в саду»

Продолжать учить детей наносить один слой краски на другой «способом тычка».

Развивать эстетическое восприятие, способность передавать характерные особенности художественного образа.

Воспитывать художественный вкус.

7

По мятой бумаге

«Фрукты – осенний урожай»

Продолжать учить детей смешивать цвета на палитре.

Познакомить детей с новой техникой «рисование по мятой бумаге».

Развивать образное восприятие, чувство цвета.

8

По мятой бумаге

«Цветы солнца - Подсолнухи»

Продолжать учить детей сминать бумагу, смешивать цвета на палитре.

Наносить контур рисунка простым карандашом.

Развивать ориентировку в пространстве.

9

Тычок жесткой кистью

«Пушистый кот».

Продолжать знакомить со способом рисования «тычок».

Закрепить умение передавать образ кота, насыщать объект деталями, добиваться выразительного образа.

10

Тычок жесткой кистью

«Пушистые , усатые, хвостатые. Рисование животных» (по замыслу детей).

Закрепить способ рисованиятычком жесткой кисти.

Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения образа.

11

Тычок жесткой кистью

«Распускаются цветыне бывалой красоты» натюрморт

Учить создавать образ цветов жесткой кистью, сочетать цвета, познакомить детей с изображением вазы.

12

Кляксография

«Веселые кляксы»

Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности.

Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.

Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.

Поощрять детское творчество, инициативу.

Развивать цветовосприятие.

13

Кляксография

«Дорисуй, что видишь».

Продолжать учить детей видеть знакомые предметы, силуэты животных, птиц, людей и т. д. в кляксах.

Дорисовывать увиденное, используя различные изобразительные средства.

Продолжать развивать творческие способности, фантазию, воображение.

14

Восковые карандашами + акварель

«Рыбки в аквариуме»

Учить детей сочетать технику рисования восковыми карандашами и акварелью.

Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное.

Вызывать эмоциональное отношение к образу.

15

Пейзажная монотипия

«У озера»

Познакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа - монотипией, показать ее изобразительные особенности, за крепить понятие о симметрии.

Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства.

Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать ею самому.

Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.

16

Тычок жесткой кистью или смятой бумагой

«Семейка ежей»

Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой».

Учить выполнять рисунок тела ежика (овал) тычками без предварительной прорисовки карандашом.

17

Ниткография

«Забавные превращения веревочки»

Научить детей новой нетрадиционной технике рисования – ниточкой. Развивать любознательность, мышление и речь детей.

Продолжать учить разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом.

Развивать цветовосприятие

18

Ниткография

«Волшебная ниточка»

Показать детям возможность получения изображения с помощью 2-3 нитей.

Сформировать у детей технические навыки рисования.

Воспитывать интерес к художественному творчеству.

Вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования.

19

Пластилинография

«Зайка сидит и ушами шевелит »

Познакомить с приемами «рисования» пластилином.

Учить создавать образ животного на плоскости, насыщать деталями до завершения образа.

20

Кляксография

«На что похоже?»

Учить ставить кляксы разного цвета и дуть так, чтобы они встретились.

Научить выдувать медленно, чтобы линия получалось широкой и плавной и выдувать быстро для получения множества мелких линий.

Развивать воображение.

21

Пластилинография

«Натюрморт. Ваза с фруктами.»

Способствовать формированию понятия «натюрморт».

Средства выразительности: фактура, цвет.

Задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку.

Научить детей смешивать пластилин.

Освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой.

22

Рисование солью

«Черепаха на песчаном берегу»

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования солью и гуашью.

Развивать художественный вкус, фантазию, желание экспериментировать в своей работе, мелкую моторику.

Воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

23

По мокрому листу

«Морской прилив»

Учить детей рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу.

Учить передавать композицию в сюжетном рисунке.

Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними, воображение, фантазию.

Воспитывать у детей стремление к достижению результата.

24

Восковыми карандашами + акварелью

«Я рисую сказку»

Развивать у детей умение выбирать понравившийся эпизод, создавать сюжет по знакомой сказке, располагая рисунок на всем листе бумаги.

Учить передавать в рисунке основные характерные черты персонажа и их характерные особенности, сохраняя пропорции.

Воспитывать умение сочетать технику рисования восковыми карандашами и акварелью.

Прививать любовь к русским народным сказкам.

25

Тычок жесткой кистью

«Вестники зимы- красногрудые снегири»

Совершенствовать навыки рисования способом «тычка».

Развивать умение самостоятельно создавать композицию.

26

Рисование поролоном

«Веселые снеговики»

Учить рисовать снеговика в нетрадиционной технике – примакивание поролоном с использованием трафарета.

Формировать умение работать с трафаретом;

Развивать творческие способности в создании индивидуальности снеговиков.

Воспитывать желание помогать другим, коммуникативные отношения.

27

Свободный выбор

«Кого спрятала рукавичка»

Учить превращать варежку в животное, выбирать технику рисования самостоятельно.

Развивать фантазию, творчество, воображение.

Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Развивать мелкую моторику рук.

28

Тычок жесткой кистью, ватные палочки, поролон

«Кто в лесу зимой не спит?»

Совершенствовать навыки изображения животных, используя нетрадиционные техники рисования.

Продолжать учить, самостоятельно выбирать технику рисования.

Развивать чувство цвета и композиции.

29

Набрызг

«Зимние узоры»

Познакомить с новым способом изображения снега - «набрызги».

Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы.

Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа.

30

Клей ПВА+манка

«Мороз рисует на окне»

Побудить детей к наблюдениям за морозным окном.

Вызвать желание нарисовать клеем ПВА морозные узоры на шаблоне окна посыпать манкой.

Развивать память, воображение.

31

Граттаж

Граттаж подготовка листов для рисования.

Закреплять представления детей об изобразительных техниках.

Познакомить с новой техникой изображения - граттаж.

Учить подготавливать основу для будущего рисунка.

Развивать внимание, мышление, аккуратность.

32

Граттаж

черно-белый

«Зимняя ночь»

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белогограттажа.

Учить передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики.

Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих

33

Тычок жесткой кистью, ватные палочки

«Ёлочка нарядная в гости к нам пришла»

Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жесткой кистью.

Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура.

Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками.

Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

34

Рисование солью

«Дед Мороз»

Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.

Побуждать детей к творческой активности, помочь в овладении изобразительными навыками и умениями.

Закрепить умение рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение, относительную величину.

Закрепить навыки рисования гуашью, умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон для получения более светлого оттенка.

Побуждать детей к творческой активности.

35

Витраж

«Сказочная птица» 1-е занятие

Научить рисовать витраж с помощью клея ПВА и красок на прозрачной основе.

Развивать творческое воображение, фантазию и чувство вкуса.

Воспитывать интерес к поиску новых нетрадиционных техник рисования, аккуратности в работе.

36

Витраж

«Сказочная птица» 2-е занятие

Продолжать учить рисовать в технике витраж.

Закрепить умение смешивать на палитре краску, разбепивая

основной тон белой ryaшью для получения более светлого оттенка.

Развивать интерес к художественному творчеству.

37

Рисование свечой+акварель

«Морозный узор»

Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с

изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования.

Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы.

Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.

Развивать воображение, творчество.

38

Тампонирование

Тонирование бумаги

Учить тонировать лист бумаги поролоном, не оставляя просветов.

Учить разбеливать краски, для получения разных тонов.

Воспитывать аккуратность, внимание, старание.

39

Рисуем пальчиками

«Дело было в январе…» 1-е занятие

Вызвать желание детей к творчеству через игру.

Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук, воспитывать интерес к творчеству.

Развивать художественное восприятие.

Развивать воображение, положительные эмоции от рисования.

40

Рисуем пальчиками

«Дело было в январе…» 2-е занятие

Развивать память и внимание детей.

Развивать речевое общение детей со взрослыми и сверстниками.

Развивать моторику рук, посредством рисования пальчиками.

Создавать положительный эмоциональный настрой.

41

Расчесывание краски

«Корабли в пустыне. Караван верблюдов»

Ознакомление с новым приемом рисования – «расчесывание» краски.

Освоение нового графического знака – волнистая линия, отработка плавного, непрерывного движения руки.

Расширение представлений о пустыне, развитие умения передавать свои впечатления в рисунке.

Закрепление умения передавать колорит, характерный для пустыни, подбираянужные цвета.

Воспитание у детей интереса к природе разных климатических зон.

42

Ниткография

«Спрятанные рисунки»

Учить детей обращаться к своему опыту, анализировать свои чувства, творить новые смыслы и формы.

Развивать творческий потенциал детей: фантазию и образное мышление.

Привить художественные навыки и эстетический вкус.

43

Пластилинография

«Хитрая лиса» 1-занятие

Познакомить детей с характерными особенностями рыжей лисицы.

Продолжать отрабатывать умения детей в работе с пластилином; сглаживать поверхность изображаемого объекта, пользоваться стекой.

Стимулировать активную работу пальцев рук.

44

Пластилинография

«Хитрая лиса» 2-занятие

Продолжать отрабатывать умения детей в работе с пластилином; сглаживать поверхность изображаемого объекта, пользоваться стекой.

Воспитывать аккуратность в работе.

45

Мятая бумага (основа), ватные палочки, поролон.

«Пингвины на льдине»

Продолжать учить рисовать акварельными красками в технике по мятой бумаге.

Развивать наблюдательность детей, умение отражать увиденное в рисунке.

Передавать относительную величину айсбергов, льдин, пингвинов и располагать их в пространстве (впереди, позади…)

Выделять главное цветом.

Воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению в смешанных техниках.

46

Набрызг

«Белые медведи и северное сияние»

Познакомить с техникой набрызг.

Обучить основным приемам работы, научить создавать композиции в данной технике. Развивать моторику рук, фантазию

Вызвать интерес к работе с щеткой.

Получить положительные впечатления от проделанной работы.

47

Отпечаток со стекла

«Фантазии»

Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «отпечаток»

Осуществление стимуляции познавательных интересов ребенка с помощью использования различных предметов

Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, наглядно-образного и словесно - логического мышления

48

Монотипия предметная

«Бабочка»

Учить создавать образ бабочки с помощью новой техники, закрепить знания о внешнем виде бабочки.

Закрепить навыки работы с гуашью.

Стимулировать процесс воспроизведения образов памяти, знаний об окружающем мире.

49

Рисование печатками

«Открытка для мамы»

Совершенствовать навыки детей при использовании техники рисования «печатка».

Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

Развивать глазомер.

50

Рисование пальчиками

«Первые цветы. Мимоза для мамы»

Упражнять в рисовании пальчиками.

Развивать чувство композиции.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

51

Монотипия

«Ваза с цветами»

Продолжать знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования - монотипия.

Учить детей использовать в работе ранее полученные изобразительные навыки и умения.

Развивать чувство композиции, умение планировать этапы работы.

Воспитывать творческую инициативу детей.

52

По мокрому

«Дождик-дождь-ливень»

Учить детей рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу.

Учить передавать композицию в сюжетном рисунке.

Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними, воображение, фантазию.

Учить рисовать дождь, передавая его характер (сильный дождь –сплошные линии; слабый дождь –пунктирные линии).

53

По мокрому

«Цветы за окном»

Познакомить детей с новой техникой рисования по мокрому.

Совершенствовать технику рисования акварелью. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию.

Развивать интерес к природе и отображению представлений в изобразительной деятельности. Развивать художественный вкус, фантазию, творчество.

54

Клей ПВА+манка

«Бабочки и мотыльки»

Совершенствовать умение и навыки в нетрадиционной технике с применением манной крупы.

Развивать мелкую моторику рук, развивать воображение, фантазию, творчество, формировать элементарные экологические представления. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

55

Граттаж цветной

Подготовка бумаги для цветного граттажа.

Закреплять представления детей об изобразительных техниках. Познакомить с новой техникой изображения - граттаж.

Учить подготавливать основу для будущего рисунка.

Развивать внимание, мышление, аккуратность.

56

Граттаж цветной

«Дует ветер, ветерок.»

Развивать творческие способности дошкольников, художественный вкус, чувство композиции.

Развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику руки.

Воспитывать желание узнавать новое.

57

Рисование пальчиками+ гелевые ручки

«Мир насекомых» (бабочка, паук, божья коровка, гусеница)

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой красок.

Учить дорисовывать элементы гелевой ручкой.

Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

58

Граттаж цветной

Подготовка листов для рисования.

Закреплять представления детей об изобразительных техниках. Продолжать знакомить с новой техникой изображения - граттаж.

Закреплять умения подготавливать основу для будущего рисунка. Развивать внимание, мышление, аккуратность.

59

Граттаж цветной

«В открытом космосе»

Продолжать знакомить с новым способом изображения – граттажем.

Побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании репродукций, чтение литературы о космосе.

Способствовать развитию мелкой моторики рук, развивать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент, как того требует предлагаемая техника.

Воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира.

60

Кляксография

«Жители планеты Выдумляндия. Несуществующее животное.»

Продолжать знакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии.

Закрепить умение работать в технике «старая форма — новое содержание».

Развивать воображение

61

Ватные палочки

«Золотая рыбка - вуалехвост»

Продолжать совершенствовать навыки работы рисования ватными палочками.

Развить мелкую моторику, творческое начало, воображение, фантазию, эстетический вкус. Воспитать аккуратность, трудолюбие, собранность при выполнении приемов работы.

62

Граттаж цветной

Подготовка листов для рисования.

Закреплять представления детей об изобразительных техниках. Продолжать знакомить с новой техникой изображения – граттажчерно-белый.

Закреплять умения подготавливать основу для будущего рисунка. Развивать внимание, мышление, аккуратность.

63

Граттаж цветной

«Веселые матрешки»

Продолжать знакомить детей с техникой «граттаж».

Учить детей выделять яркий, нарядный колорит, композицию узора.

Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное и устное творчества.

64

Клей ПВА+манка

«Одуванчики»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования.

Совершенствовать умение работать гуашью. Развивать творческие способности детей, мелкую моторику.

Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.

65

По мокрому, бумажное тампонирование или ватные палочки

«Куст сирени»

Учить рисовать сирень, передавая характерные особенности.

Учить рисовать пышные соцветия, применяя печатание мятой бумагой, ватными палочками.

Продолжать учить красиво располагать рисунок в центре листа.

66

акварель +

восковые мелки.

«Праздничный салют»

Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и

восковые мелки.

Усвоить навык проведения непрерывных линий, достижение свободного движения руки в произвольном и в заданном направлении.

Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны.

Развивать композиционные навыки, пространственные представления: выделять в рисунке главное и второстепенное.

67

Мятая бумага

«Весенние цветы. Подснежники»

Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования, используя знакомые техники.

Продолжать учить детей подбирать цветовую гамму.

Развивать творческое мышление и воображение.

68

Ватные палочки

«Незабудки»

Продолжать учить рисовать мелкие цветы при помощи ватной палочки.

Учить смешивать краски и получать различные оттенки цвета.

Развивать чувство прекрасного

69

Ватные палочки

«Ромашки»

Развивать творческие способности дошкольников.

Развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику руки.

Развивать художественный вкус, чувство композиции.

Воспитывать интерес к изобразительному творчеству, желание узнавать новое.

70

Тычок жесткой кистью

«Черемуха»

Закреплять умения рисования тычком.

Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом дикорастущей черемухи, ее цветущих веток.

Формировать чувство композиции и ритма.

Воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве.

71

Витраж+

клей ПВА

«Витражи. Лето» 1-е занятие

Познакомить детей с понятием «витраж» техникой его выполнения.

Средствами художественного слова показать детям, как прекрасна природа в летнее время года.

Закрепить умение рисовать прямые линии в разных направлениях простым карандашом

72

Витраж+

клей ПВА

«Витражи. Лето» 2-е занятие

Учить клеем ПВА (из флакона с дозированным носиком) на лист бумаги наносить контур будущего рисунка, выработать навык проведения пересекающихся линий в разных направлениях.

Учить детей умению подбирать и отражать цветовую гамму, характерную для летнего сезона.

Похожее изображение

#1050;алендарный учебный график

Тема

Сент.

Окт.

Нояб.

Дек.

Янв.

Февр.

Март

Апр.

Май

Рисование ладошкой, пальчиками

«Лебедушка и петушок»

«Слон и жираф»

«Дело было в январе…»-2 занятия

«Первые цветы.Мимоза для мамы»

«Мир насекомых»

2

-

-

-

2

-

1

1

-

Рисование печать листьями

«Ветка рябины»

«Букеты из осенних листьев»

«Раскрасила деревья осень золотая»

3

-

-

-

-

-

-

-

-

Рисование жесткой кистью - тычок

«Яблоки душистые выросли в саду»

«Пушистый кот»

«Пушистые, усатые, хвостатые»

«распускаются цветыне бывалой красоты»

«вестники зимы – красногрудые снегири»

«Черемуха»

1

3

-

1

-

-

-

-

1

Рисование по мятой бумаге

«Фрукты- осенний урожай»

«Цветы солнца - Подсолнухи»

«Весенние цветы. Подснежники»

2

-

-

-

-

-

-

-

1

Кляксография

«Веселые кляксы»

«Дорисуй, что видишь»

«На что похоже?»

«Жители планеты Выдумляндия. Несуществующие животные»

-

2

1

-

-

-

-

1

-

Рисование восковыми карандашами+

акварель

«Рыбки в аквариуме»

«Я рисую сказку»

«Праздничный салют»

-

1

1

-

-

-

-

-

1

Монотипия

«У озера»

«Бабочка»

«Ваза с цветами»

-

1

-

-

-

1

1

-

-

Ниткография

«Забавные превращения веревочки»

«Волшебная ниточка»

«Спрятанные рисунки»

-

-

2

-

-

1

-

-

-

Пластилинография

«Зайка сидит и ушами шевелит»

«Ваза с фруктами»

«Хитрая лиса»-2 занятия

-

-

2

-

-

2

-

-

-

Рисование солью

«Черепаха на песчаном берегу»

«Дед Мороз»

-

-

1

-

1

-

-

-

-

Рисование по мокрому

«Морскойприлив»

«Дождик-дождь-ливень»

«Цветы за окном»

«Куст сирени»

-

-

1

-

-

-

2

-

1

Рисование поролоном

«Веселые снеговики»

Тонирование бумаги

-

-

-

1

1

-

-

-

-

Рисование набрызгом

«Зимние узоры»

«Белые медведи и северное сияние»

-

-

-

1

-

1

-

-

-

Рисование клей ПВА+манка

«Мороз рисует на окне»

«Бабочки и мотыльки»

«Одуванчики»

-

-

-

1

-

-

1

1

-

Рисование витраж+клей ПВА

«Сказочная птица»-2 занятия

«Витражи. Лето»-2 занятия

-

-

-

-

2

-

-

-

2

Граттаж

Граттаж подготовка листов для рисования-4 занятия.

«Зимняя ночь»

«Дует ветер ветерок»

«В открытом космосе»

«Веселые матрешки»

-

-

-

2

-

-

2

4

-

Рисование свечей

«Морозный узор»

-

-

-

-

1

-

-

-

Рисование ватными палочками

«Кто влесу зимой не спит»

«Ёлочка нарядная в гости к нам пришла» «Пингвины на льдине» «Золотая рыбка - вуалехвост»

«Незабудки»

«Ромашки»

-

-

-

1

1

1

-

1

2

Рисование расческой (расчесывание)

«Корабли в пустыне. Караван верблюдов»

-

-

-

-

-

1

-

-

-

Рисование печатками

«Фантазии»

«Открытка для мамы»

-

-

-

-

-

1

1

-

-

Свободный выбор техники рисования

«Кого спрятала рукавичка?»

«Семья ежиков»

-

1

-

1

-

-

-

-

-

Итого занятий

8

8

8

8

8

8

8

8

8

Итого: 72

Работа с родителями

Сентябрь
«Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» (консультация)


Октябрь
«Роль нетрадиционного рисования в развитии детей старшего дошкольного возраста» (Родительское собрание)


Ноябрь
«Как часто рисует ваш малыш? » (Анкетирование)


Декабрь
«Развитие творческих способностей детей в игре и в быту» (Консультация)


Январь
«Рисуем вместе с детьми»(Буклеты для родителей)


Февраль
«Необычными вещами мы рисуем без труда» (Мастер-класс)


Март
«Увлекательное рисование» (Папка-передвижка)


Апрель
«Несколько советов по развитию творческих способностей детей»(Памятки)


Май
«Наш семейный портрет» (Выставка рисунков, выполненных в нетрадиционных техниках, изготовленных дома совместно с родителями) .

Праздники и развлечения для детей

Развлечение «Цветные ладошки»

Цель: Создание творческой атмосферы для развития у детей эмоционально – положительного отклика на художественно-творческую деятельность.

Развлечение «Волшебные кисточки»

Цель: создание условий для творческого развития детей с учетом их индивидуальных особенностей.

3. Обеспеченность методическими материалами и средствами

Программно-методическое обеспечение программы, средстваобучения

Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошкольного учреждения – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008 .

Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование».- М.: ТЦ Сфера, ;

А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей». – СПб.: КАРО, ; Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», ;

К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир».- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.

Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, #1089;.

Т.А.Ткаченко «Развиваем мелкую моторику» - М.: Эксмо, 2010. – 64 с.;

Л.П.Савина Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Фирма» Издатеьство АСТ», #1089;.

В.В.Цвынтарный Играем пальчиками и развиваем речь.-СПб., издательство «Лань», 2001-32с.

Карточки «Алгоритмы рисования нетрадиционным способом».

Альбомы с образцами нетрадиционных техник.

О.А.Никологорская Игры с красками и бумагой - М.: Школьная Пресса, 2003. 48с.

В.А.Баймашова Как научить рисовать. Цветы, ягоды, насекомые.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», #1089;.

Иллюстрации известных художников.

Репродукции картин художников

Мультимедийные презентаций

Технические средства обучения

- Магнитофон,

- Проектор,

- Экран для мультимедийных презентаций

- Компьютер.

- Сканер. Принтер. Ламинатор. Брошуратор.

Похожее изображение

4. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики в целях отслеживания эффективности особенностей и перспектив развития ребенка.

Педагогическая диагностика достижений ребенка в рамках освоения Программы направлена на:

- выявление уровня овладения техникой изображения нетрадиционным способом (материалом), умением их сочетать;

- выявление умения создавать сюжет, наполненный выразительными образами с использованием нетрадиционных техник и средств изображения.

Принципы педагогической диагностики

Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.

Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает (для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга).

Принцип процессуальностипредполагает изучение явления в изменении, развитии.

Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому.

Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.

Методы проведения педагогической диагностики

Малоформализованные методы: анализ продуктов детской деятельности.

Педагогическая диагностика проводится два раза в год (в сентябре и мае). В проведении диагностики участвуют педагоги.

Протокол педагогической диагностики заполняются дважды в год (в сентябре и мае).

Оценочные материалы: инструментарий педагогической деятельности

Критерии

Методика исследования

Описание

Уровень овладения детьми техническими навыками

Похожее изображение

Анализ продукта детской деятельности

Детям дается задние: нарисовать по замыслу сюжетную композицию, используя нетрадиционные техники рисования

1. «Осенние листья»

Материал: листы бумаги А 4, краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, восковые карандаши, пластилин, кисти разные номера, кисти щетинка, ватные палочки, печатки и т.д.

Задание: нарисовать ковер из осенних листьев.

2. «Ваза с осенними ветками»: с натуры.

Материал: листы бумаги А4, краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, восковые карандаши, пластилин, кисти разные номера, кисти щетинка, ватные палочки, печатки и т.д.

Задание: нарисовать с натуры вазу с ветками.

3. «Любимая сказка» (сюжетное рисование)

Материал: листы бумаги А4, краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, восковые карандаши, пластилин, кисти разные номера, кисти щетинка, ватные палочки, печатки и т.д.

Задание: нарисовать любимую сказку или сказочного героя.

Низкий уровень: ребенок не соблюдает технологию и последовательность выполнения выбранного нетрадиционного способа изображения.

Средний уровень: ребенок владеет разными техниками, но выбирает технику случайно, техника не вполной мере раскрывает замысел или ребенок прибегает к помощи педагога.

Высокий: ребенок владеет нетрадиционными техниками, сочетает их, использует их для полного раскрытия своего замысла.

Уровень овладения детьми создания художественного образа

Анализ продукта детской деятельности

Детям дается задние: нарисовать по замыслу сюжетную композицию, используя нетрадиционные техники рисования

1. «Карты проверки умений и навыков»: предметное (берѐза, ель, здание, птица, животное, транспорт) – рисование по представлению, передавая все части предмета. (Пример карт можно найти по ссылке ) .

Материал: листы А4, краски, карандаши.

2. «О чем рассказала музыка».

Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

Материал: листы бумаги А4, краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, восковые карандаши, пластилин, кисти разные номера, кисти щетинка, ватные палочки, печатки и т.д.

Низкий уровень: образного решения нет или используется бедное изолированное решение.

Средний уровень: образное решение строится на отдельных, не характерных деталях, выразительность приглушена стереотипами.

высокий уровень:образ создается через характерные особенности и дополнительные штрихи и акценты, передано эмоциональное состояние.

Уровень овладения детьми композиционными навыками.

Похожее изображение

1. «Грибы в осеннем лесу»: сюжетное рисование – развитие композиционных умений, расположение изображения на полосе внизу листа, по всему листу, соотношение по величине разных предметов в сюжете, рисование восковыми мелками; закрепление жанров живописи – пейзаж, портрет, натюрморт (индивидуально).

2. «Осенний парк или лес»: сюжетное - изображение предметов близко и далеко, определение линии горизонта, передача в рисунке настроения, использование разнообразных приѐмов рисования, используя кисточки разной величины; закрепление жанров живописи (индивидуально).

Материал: листы бумаги А4, краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, восковые карандаши, пластилин, кисти разные номера, кисти щетинка, ватные палочки, печатки и т.д.

Низкий уровень: изображение не соразмерно картинной плоскости. Перспектива не прослеживается, композиция отсутствует

Средний уровень: изображение соразмерно картинной плоскости, есть простая перспектива

Высокий уровень: композиция интересная, найдены выразительные решения, пространство листа используется грамотно и полностью.

Уровень овладения детьми живописным решением пространства листа

Похожее изображение

1. «Осеннее дерево»: предметное - расположение предмета на всем листе бумаги, передача частей дерева (ствол, основные и дополнительные ветки, листья), смешивание красок.

Материал: листы бумаги А4, краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, восковые карандаши, пластилин, кисти разные номера, кисти щетинка, ватные палочки, печатки, палитра и т.д.

2. «Дорисуй картинку». Детям предлагаются карточки супрощенным схематическими изображениями предметов и незаконченными линиями неопределенного характера, которые надо дорисовать так, чтобы получилась картина, например, волшебного леса. Материал: листы бумаги А4, краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, восковые карандаши, пластилин, кисти разные номера, кисти щетинка, ватные палочки, печатки и т.д.

Низкий уровень: живописное решение отсутствует.

Средний уровень: цветная среда монотонна и не выразительна, как средство раскрытия образа.

Высокий уровень: живописная композиция включена образный и смысловой строй работы, дополняет и обогащает эмоциональную выразительность решения темы.

Оригинальность рисунка

Похожее изображение

1. Упражнение «Дорисуй». Подготовка исследования. Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок - голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник и т. д.) Подготовить цветные карандаши, фломастеры, мелки. Проведение исследования. Ребенка 5-7 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать (вспомнить на что бывают похожи облака на небе и т. д.).

Материал: листы бумаги А4, краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, восковые карандаши, пластилин, кисти разные номера, кисти щетинка, ватные палочки, печатки и т.д.

2. «Перевертыши» детям предлагаются наборы карточек со схематическими изображениями на них каких-либо предметов или простых геометрических фигур. Дается установка дорисовать эти фигуры до какого-либо целостного изображения, не меняя при этом их пространственного расположения.

Материал: листы бумаги А4, краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, восковые карандаши, пластилин, кисти разные номера, кисти щетинка, ватные палочки, печатки и т.д.

3. «Неоконченный рисунок»

Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

Материал: листы бумаги А4, краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, восковые карандаши, пластилин, кисти разные номера, кисти щетинка, ватные палочки, печаткии т.д.

Низкий уровень: типичное содержание и стереотипное исполнение

Средний уровень: отражение событий с личной интерпретацией и индивидуальным способом исполнения.

Высокий уровень: есть элементы фантазийного, необычность содержания и исполнения, неповторимость. Исключительность рисунка по различным параметрам, в том числе и особое художественное видение.

5 Используемая литература

-Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошкольного учреждения – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008 .

-Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование».- М.: ТЦ Сфера, ;

-А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей». – СПб.: КАРО, ; Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», ;

-К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир».- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.

-Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, #1089;.

-Т.А.Ткаченко «Развиваем мелкую моторику» - М.: Эксмо, 2010. – 64 с.;

-Л.П.Савина Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Фирма» Издатеьство АСТ», #1089;.

-В.В.Цвынтарный Играем пальчиками и развиваем речь.-СПб., издательство «Лань», 2001-32с.

-О.А.Никологорская Игры с красками и бумагой - М.: Школьная Пресса, 2003. 48с.

-В.А.Баймашова Как научить рисовать. Цветы, ягоды, насекомые.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», #1089;.

-О.А.Никологорская Игры с красками и бумагой - М.: Школьная Пресса, 2003. 48с.

-В.А.Баймашова Как научить рисовать. Цветы, ягоды, насекомые.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», #1089;.

Похожее изображение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Здоровье ребенка в наших руках»

Консультация для  родителей детей старшего дошкольного возраста«Здоровье ребенка в наших руках»...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Здоровье ребенка в наших руках»

laquo;Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка»,- гласит Закон РФ «Об образовании» ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 лет) «ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ»

Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка руки к письму» разработана для предоставления дополнительных образовательных услуг в МБДОУ №12 «Звёздный» г. Тамбова воспит...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Моя безопасность – в моих руках »

Цель: закрепить правила безопасного поведения  в быту и на улице.Задачи:        1. Предостеречь от неприятностей, связанных с контактами с незнакомыми людьми, п...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Здоровье ребенка в наших руках»

Консультациядля родителей детей старшего дошкольного возраста«Здоровье ребенка в наших руках»...

Спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста «Ваше здоровье - в ваших руках»

Цель: укрепление и формирование  здоровьяЗадачи: создать атмосферу радости, веселья, хорошее настроение; обобщить знания детей по валеологии, развивать речь, мышление, память, воспитывать желание...

Программа для детей старшего дошкольного возраста по художественно-творческому развитию «Наши руки не знают скуки»

Дополнительная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста и нацелена на знакомство детей  с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием р...