Дидактическое пособие "Большие шашки".
учебно-методическое пособие по физкультуре
Шашечное поле изготовлено из двух кусков фанеры размером 160 мм на 80 мм. Шашки выполнены из пенопласта и выкрашены в белый и чёрный цвет.
Главная цель пособия: развитие высших психических функций, таких как память, внимание, мышление и речь, а также улучшение мелкой и крупной моторики через стимулирование синхронной работы полушарий мозга. Пособие способствует формированию новых нейронных связей, повышению концентрации, снижению утомляемости и повышению качества процесса образования ребёнка путём развития его когнитивных и физических способностей в игровой форме.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическое пособие «Большие шашки»
Главная цель пособия: развитие высших психических функций, таких как память, внимание, мышление и речь, а также улучшение мелкой и крупной моторики через стимулирование синхронной работы полушарий мозга. Пособие способствует формированию новых нейронных связей, повышению концентрации, снижению утомляемости и повышению качества процесса образования ребёнка путём развития его когнитивных и физических способностей в игровой форме.
Основные задачи:
- Формирование гармоничного функционирования всех систем организма.
- Совершенствование координации движения.
- Формирование позитивного эмоционального фона.
- Развитие творческого мышления в процессе игр.
- Развитие и синхронизация межполушарного взаимодействия.
- Развитие ловкости и быстроты реакции.
- Развитие навыков организованности, самостоятельности, умения поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками, соблюдения правил во время занятия.
Игра классическая в большие шашки
Большие шашки – это увеличенная копия классической настольной игры.
Для проведения данной игры необходима предварительная работа для обучения и привыкания детей, примерно 2-3 занятия по 10-15 минут. Обучение можно проводить при проведении подгрупповой индивидуальной работы с детьми в групповых комнатах или в физкультурном зале.
Дидактическая ценность и задачи
1. Познавательное развитие
1.1. Логика и стратегия. Ребёнок учится продумывать ходы наперёд, предвидеть последствия, строить простейшие логические цепочки.
1.2. Пространственное мышление. Ориентация на большом поле, понимание направлений (по диагонали, вперёд-назад).
1.3. Счёт. Подсчёт шашек, ходов, клеток.
2. Физическое развитие
2.1. Крупная моторика. Ребёнок не сидит за столом, а постоянно двигается: приседает, чтобы сделать ход, наклоняется, тянется. Это очень полезно для снятия статического напряжения.
2.2. Координация движений. Соотношение движения тела с игровым полем.
2.3. Зрительно-моторная координация. Нужно точно поставить фигуру на нужную клетку.
3. Социально-коммуникативное развитие
3.1. Соблюдение правил. Понимание и принятие правил игры – ключевой навык для социализации.
3.2. Умение выигрывать и проигрывать. Развитие эмоционального интеллекта.
3.3. Развитие речи. Обсуждение ходов, аргументация своих решений.
4. Личностное развитие
4.1. Воля и внимание. Необходимость концентрироваться на игре длительное время.
4.2. Произвольность. Ребёнок управляет своим поведением, подчиняя его правилам.
Игра в большие шашки точно такая же, как и в настольные, разница лишь в размере поля и самих шашек. Данную игру удобнее всего размещать на полу.
Игра в шашки – это интеллектуальное состязание, где два соперника встречаются за доской, чтобы в серии партий определить победителя. Игроки ходят поочередно, перемещая шашки своего цвета. Побеждает тот, кому удалось взять («срубить») все шашки оппонента.
Основные правила
«Тронул – ходи», «выйти в дамки», «рубить обязательно», «за фук не берём».
Как ходят шашки?
Перед началом игры у соперников по 12 шашек. Используют белые и чёрные цвета.
Шашки расставляются на тёмных полях первых трёх горизонтальных рядов с каждой стороны. Первыми ходят белые шашки. Простая шашка ходит только вперёд на соседнее поле по диагонали.
Действует правило: прикоснулся к шашке – обязан сходить ею. Конечно, если это возможно, и фигура не заперта.
Как выходят в «дамки»?
Когда шашка достигает последнего от себя поля горизонтального ряда – там, где сначала стояли шашки соперника, то она превращается в «дамку». Её переворачивают. «Дамки» ходят по диагонали в любом направлении, но стоять могут лишь на не занятых другими шашками полях. Через свои шашки «дамка» перескочить не может.
Как можно «срубить»?
Когда простая шашка оказывается на одной диагонали рядом с шашкой соперника, за которой есть свободное поле, она должна быть перенесена туда через эту шашку. Последняя (шашка соперника) в этом случае снимается с доски. Это называется «рубить». Кстати, «дамка» «рубит» не только те шашки, что находятся на соседней клетке: ей достаточно быть на одной диагонали с фигурой соперника. При этом «дамка» после того, как «срубит», переносится на любое свободное поле за фигурой соперника.
«Рубить» обязательно. Нельзя отказаться «срубить» фигуру.
Если после того, как шашка «срубила» и заняла свободное поле, тут же появилась возможность взять ещё одну, две, три и т. д. шашки соперника, это надо сделать.
Определение победителя
Выигрывает партию, тот кто выполнил следующие условия:
- не оставил сопернику ни одной шашки;
- «запер» все шашки соперника;
- вынудил соперника сдаться.
Независимо от размера, суть шашек остаётся прежней – это интеллектуальное состязание, где побеждает тот, кто лучше решает тактические и стратегические задачи на поле.
Дидактические игры «Найди клетку»
Задачи:
- Развитие пространственного воображения. Ребёнок учится ориентироваться в пространстве.
- Развитие логики, стратегии и пространственного мышления.
- Развитие координации движения.
- Развитие познавательных процессов: внимание, логика, воображение.
- Обучение счёту.
Игра отлично подходит для проведения индивидуальной работы. Данная игра схожа со знакомым детям старшего дошкольного возраста графическим диктантом.
Взрослый озвучивает команды, ребёнок перемещается в соответствии с заданием.
Примеры заданий: «Встань на чёрную клетку в углу», «Три шага вправо, один шаг вверх», «Два шага влево» и подобные. Ребёнок перемещается.
Игра развивает межполушарное взаимодействие, ловкость, быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве. Воспитывает чувство коллективизма.
Командная игра «Мы сами шашки»
Основные задачи:
- Развитие пространственного воображения. Ребёнок учится ориентироваться в пространстве.
- Развитие координации движения.
- Развитие познавательных процессов: внимание, логика, воображение, пространственное мышление.
- Развитие социально-коммуникативных навыков.
- Обучение счёту.
Для проведения данной игры необходима предварительная работа для ознакомления и обучения детей, примерно 2-3 занятия по 10-15 минут. Обучение можно проводить при проведении подгрупповой индивидуальной работы с детьми в групповых комнатах или в физкультурном зале.
Игру желательно проводить в малых группах (подгруппах) по 6-8 человек.
Дети сами становятся «шашками» и перемещаются по клеткам.
Чтобы не путаться, дети надевают белые и чёрные носки соответственно.
Дети располагаются на тёмных полях первых трёх горизонтальных рядов с каждой стороны. Первыми ходят белые «шашки». Простая «шашка» ходит только вперёд на соседнее поле по диагонали.
Как выходят в «дамки»?
Когда «шашка»» достигает последнего от себя поля горизонтального ряда – там, где сначала стояли «шашки-соперники», то она превращается в «дамку». Ребёнок-«дамка» берёт в руку спортивную фишку белого цвета, тем самым обозначая себя. «Дамки» перемещаются по диагонали в любом направлении, но стоять могут лишь на не занятых другими «шашками» полях.
Как можно «срубить»?
Когда простая «шашка» оказывается на одной диагонали рядом с «шашкой-соперником», за которой есть свободное поле, она переходит туда, а «шашка», которую срубили, выходит с поля, для неё игра заканчивается. Это называется «рубить». Кстати, «дамка» «рубит» не только те «шашки», что находятся на соседней клетке: ей достаточно быть на одной диагонали с фигурой соперника. При этом «дамка» после того, как «срубит», переходит на любое свободное поле за фигурой соперника.
«Рубить» обязательно. Нельзя отказаться «срубить» «шашку».
Если после того, как «шашка» «срубила» и заняла свободное поле, и тут же появилась возможность «срубить» ещё одну, две, три и т. д. «шашки», это надо сделать.
Определение победителя
Выигрывает партию та подгруппа детей, которая не оставляет сопернику ни одной «шашки»; «запирает» все «шашки» соперника; вынуждает соперника сдаться.
Игра «Мы сами шашки» – это универсальное, многофункциональное и очень полезное пособие. Игра делает процесс обучения ярким, активным и по-настоящему игровым.
Игра-эстафета «Играем командой в шашки»
Основные задачи:
- Развитие пространственного воображения. Дети учатся ориентироваться в пространстве.
- Развитие координации движения.
- Развитие познавательных процессов: внимание, логика, воображение, пространственное мышление.
- Развитие социально-коммуникативных навыков.
- Обучение счёту.
Для проведения данной эстафеты детям необходимо умение играть в классические шашки, хотя бы на начальном уровне. Эстафета проводится для всей группы одновременно.
Дети делятся на две команды и строятся в колонны у линии старта. Чтобы не путаться, дети надевают белые и чёрные носки соответственно. Одна команда – белые, другая – чёрные. Эстафета проводится в парах.
На противоположной стороне от команд расположена большая шашечная доска с расставленными шашками чёрного и белого цветов.
По команде взрослого: «Внимание, марш!» первые участники от каждой команды добегают парой до шашечного поля. Каждый участник: сначала белый, потом чёрный, делают ход, парой возвращаются в свои команды, передают хлопком эстафету следующей паре участников.
Основные правила
«Тронул – ходи», «выйти в дамки», «рубить обязательно», «за фук не берём».
Как ходят шашки?
Простая шашка ходит только вперёд на соседнее поле по диагонали.
Действует правило: прикоснулся к шашке – обязан сходить ею. Конечно, если это возможно, и фигура не заперта.
Как выходят в «дамки»?
Когда шашка достигает последнего от себя поля горизонтального ряда – там, где сначала стояли шашки соперника, то она превращается в «дамку». Её переворачивают. «Дамки» ходят по диагонали в любом направлении, но стоять могут лишь на не занятых другими шашками полях. Через свои шашки «дамка» перескочить не может.
Как можно срубить?
Когда простая шашка оказывается на одной диагонали рядом с шашкой соперника, за которой есть свободное поле, она должна быть перенесена туда через эту шашку. Последняя (шашка соперника) в этом случае снимается с доски. Это называется «рубить». Кстати, «дамка» «рубит» не только те шашки, что находятся на соседней клетке: ей достаточно быть на одной диагонали с фигурой соперника. При этом «дамка» после того, как «срубит», переносится на любое свободное поле за фигурой соперника.
«Рубить» обязательно. Нельзя отказаться «срубить» фигуру.
Если после того, как шашка «срубила» и заняла свободное поле, и тут же появилась возможность взять ещё одну, две, три и т. д. шашки соперника, это надо сделать.
Определение победителя
Выигрывает партию та команда, которая не оставляет сопернику ни одной шашки; «запирает» все шашки соперника; вынуждает соперника сдаться.
Как вариант: играть можно определённое количество времени, например, 5 минут. Взрослый засекает время секундомером. По окончании времени эстафета останавливается. Побеждает та команда, количество шашек у которой на поле осталось больше, чем у другой.
Эстафета отлично сплачивает детский коллектив. Эстафета очень полезна для развития межполушарного взаимодействия. Эстафета делает процесс обучения ярким и активным.
Дидактическая игра «Найди, возьми, не ошибись»
Задачи:
- Развитие пространственного воображения.
- Развитие пространственного мышления.
- Развитие координации движения.
- Развитие познавательных процессов: внимание, логика, воображение.
Оборудование: большое шашечное поле, шашки из пенопласта, фишки футбольные белого и чёрного цветов.
Ход игры: на пол кладут две части большого шашечного поля. На полу по разным сторонам от поля лежат пенопластовые шашки. Дети стоят рядом с полем. Инструктор поднимает вверх футбольные фишки белого или чёрного цвета. В зависимости от того, какую фишку поднял инструктор, дети берут в руку шашку такого же цвета и встают на квадрат на поле такого же цвета. Инструктор меняет фишки, дети соответственно меняют шашку и квадрат на поле. Игра продолжается 2-3 раза по смене цветов.
Игру целесообразно проводить малой подгруппой детей 8-10 человек.
Дидактическая игра «Найди, возьми, не ошибись» с передвижением.
Задачи:
- Развитие пространственного воображения.
- Развитие пространственного мышления.
- Развитие координации движения, быстроты реакции.
- Развитие познавательных процессов: внимание, логика, воображение.
Оборудование: большое шашечное поле, шашки из пенопласта, фишки футбольные белого и чёрного цветов.
Ход игры: на пол кладут две части большого шашечного поля. На полу по разным сторонам от поля лежат пенопластовые шашки. Дети стоят рядом с полем. Инструктор поднимает вверх футбольные фишки белого или чёрного цвета. В зависимости от того, какую фишку поднял инструктор, дети берут в руку шашку такого же цвета и встают на квадрат на поле такого же цвета. В те моменты, когда ни одна из фишек не поднята вверх, участникам необходимо передвигаться вокруг шашечного поля тем способом, который называет взрослый: прыжки, бег, подскоки, шаг.
Инструктор меняет фишки, дети соответственно меняют шашку и квадрат на поле. Игра продолжается 2-3 раза по смене цветов.
Игру целесообразно проводить малой подгруппой детей 8-10 человек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие «Чудо 3D-шашки»
Авторское дидактическое пособие "3 D - шашки" - это уникальный способ обучить детей играть в шашки с использованием различных игровых полей и необычных объмных 3D фигур....
Дидактическая игра "Сенсорные шашки"
Дидактические игры— это игры на развитие внимания, памяти, мышления и т. п. В дошкольном возрасте дидактическая игра считается основным средством сенсорного воспитания. На неё поч...

Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с шашками
Очень важно развивать логическое мышление ребёнка с самого детства. Предложенные игры на развитие мышления и логики помогут вам в этом! Увлекательные логически...

Дидактическая игра «Шашки»
Дидактическая игра «Шашки» Автор: Глодэк Евгения Андреевна Цель :заинтересовать и увлечь малышей шашками в легкой и непринуждённой формезакреплять умение классифи...

Дидактическая игра «Вязаные шашки»
Цель: Продолжать учить играть в шашки; развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, ориентировку в пространстве; воспитывать настойчивость и терпение....

Мастер-класс Дидактическое пособие «3D-шашки» как средство развития интеллектуальных способностей дошкольников
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по развитию интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста....

Дидактическая игра по ПДД «Дорожные шашки»
Название: «Дорожные Шашки».Цель: Закрепление знаний о знаках дорожного движения.Задачи:Образовательные:Продолжить формирование интереса к изучению ПДД посредствомигры.Закрепить у...
