Мастер-класс для педагогов «Криотерапия или увлекательные игры со льдом»
опыты и эксперименты

Васильковская Александра Викторовна

Цель: ознакомление педагогов с нетрадиционной методикой развития мелкой моторики ребёнка – «криотерапией».

Задачи:

- передать опыт работы по развитию мелкой моторики с помощью нетрадиционной методики – «криотерапии»;

- отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приёмов работы по развитию мелкой моторики с использованием элементов криотерапии;

- осуществить рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мастер-класс для педагогов34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 48 «Ручеёк»

_________________________________________________________

658222, Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Северная,18,

тел. 6-17-44,detsadik48@yandex.ru

 

Тема: «Криотерапия или увлекательные игры со льдом»

(мастер-класс для педагогов)

                                                      Выполнила: Васильковская Александра

                                                       Викторовна, высшая квалификационная

                                                           категория

г. Рубцовск, 2024г.

Цель: ознакомление педагогов с нетрадиционной методикой развития мелкой моторики ребёнка – «криотерапией».

Задачи:

- передать опыт работы по развитию мелкой моторики с помощью нетрадиционной методики – «криотерапии»;

- отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приёмов работы по развитию мелкой моторики с использованием элементов криотерапии;

- осуществить рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

- Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Криотерапия или увлекательные игры со льдом».

Существует большое количество традиционных методов развития мелкой моторики. Эти методы развития мелкой моторики подробно изучены и широко представлены в педагогической литературе, используются на практике. Я также активно их использую. Интересным для меня стало обратить внимание именно на нетрадиционные методы, имеется в виду малораспространённые методы развития мелкой моторики.

Сегодня я познакомлю вас с одним из нетрадиционных методов развития мелкой моторики, который я использую в своей работе. Это – криотерапия.

Криотерапия (от лат. «крио» - холод и «терапия» - лечение, воздействие).

Криотерапия или контрастная терапия – одна из современных нетрадиционных методик, заключающаяся в использовании игр со льдом.

Эффект основан на переменном воздействии холода и тепла на нервные окончания пальцев. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабления. Сократительная способность мелких мышц кисти тепла возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большом объёме, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к активизации мелкой моторики и, как следствие, улучшает процесс развития речи.

При использовании приёмов криотерапии необходимо помнить и о противопоказаниях. Нельзя проводить криотерапию с детьми, имеющими эписиндром, с миопатией; с осторожностью применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми; гипервозбудимыми детьми. Криотерапия противопоказана при повышенной чувствительности к процедуре (непереносимость холода).

Обычно игры со льдом очень нравятся детям, но иногда вызывают опасение у родителей. Поэтому перед использованием этой методики целесообразно побеседовать с родителями ребёнка \, рассказать им. О сущности процедуры, правилах её проведения, ожидаемом эффекте.

Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках» или подставках от шоколадных конфет.

Криотерапия проводится в три этапа.

- Уважаемые коллеги, предлагаю вам повторить этапы криотерапии на практике.

I этап криоконтраст (попеременное воздействие холода и тепла)

Участникам раздаются льдинки. У каждого из вас в руках есть льдинка, нам нужно перебирать её в руках в течении 5-10 секунд (над тарелкой). Как вы понимаете, с детьми мы это время просто отсчитывать не можем, поэтому мы одновременно воспроизводим какой-либо стихотворный текст. Например: «льдинку сильно посжимаю и ладошку поменяю» и т.д. Льдинки можно положить в тарелку, салфеткой вытереть руки.

Теперь нам нужно руки разогреть. Дети делают это на пластиковых бутылках с горячей водой или в тазу с тёплой водой. Важно, чтобы ёмкость была такой формы и размера, чтобы кисть ребёнка погрузилась полностью. Такая процедура повторяется три раза, так как перед нами сейчас стоит исключительно ознакомительная цель, мы эту последовательность три раза повторять не станем, сразу перейдём к следующему этапу.

II этап – пальчиковая гимнастика.

После трёхразового криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяют большому пальцу каждой из рук, т.к. данный элемент связан с зоной мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на мысленную деятельность дошкольника.

Затем проводится любая пальчиковая гимнастика.

Разотру ладошки сильно,

(растирание ладоней)

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

(Захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги)

Руки я затем помою,

(потереть руки)

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

(Пальцы в «замок»)

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

(Пальцы расцепить и перебирать ими).

III этап – развитие тактильной чувствительности – массаж руки с помощью шишек, шариков, щёток, поглаживание предметов разных фактур.

В классическом своём исполнении, криотерапия предполагает простые манипуляции с льдинками кубиками с постепенным увеличением времени воздействия от 10 до 60 секунд. Чтобы детей заинтересовать, а также, чтобы работая со льдом, осуществлялась обучающая функция, я подобрала игры и разделила их по степени продолжительности.

Игра «Достань игрушку»

Лёд высыпают в большую миску вместе с мелкими игрушками. Ребёнок погружает руки в миску, захватывает кусочки льда, ищет спрятанные там игрушки в течении 5-10 секунд. Затем вытирают и разогревают руки. Криоконтраст проводят 3 раза.

Игра «Разложи по цвету»

На подготовленные картинки дети раскладывают кусочки льда по цветам. (10-15 секунд). Во время игры можно закреплять знания цветов. Попробуйте поработать левой рукой.

Игра «Рисуем льдинками»

Очень интересным и необычным для детей занятием является рисование цветными льдинками. Чтобы сделать цветной лёд можно использовать пищевые красители, обычные краски и даже мелки (покрошите их в порошок и смешайте с водой). Для рисования нужно выбирать бумагу поплотнее, чтобы она раскисала. Лёд начинает таять и оставлять следы, у вас получится ледовая картина, а можно предложить детям простые по форме предметы для раскрашивания ледяными льдинками.

В заключении я хочу сказать, что игры со льдом вызывают у детей радостное настроение, дают много эмоционально ярких впечатлений. У детей значительно улучшаются движения кисти руки и, как следствие, стимулируется развитие речи. Метод криотерапии способствует развитию интеллектуальной сферы детей, а также происходит оздоровление организма.

Рефлексия

Я предлагаю вам по 10-бальной шкале оценить:

Организованные трудности при использовании данного метода работы (подготовить лёд, в чём хранить, с кем из детей использовать) - запомните эту цифру;

Теперь оцените положительный эффект: эмоции детей, вариативность использования данного метода в работе.

Сравните, пожалуйста, эти две цифры. Поднимите руку, у кого первая цифра оказалась больше. Буду рада если мои идеи были вам интересны, и вы будете использовать их в своей работе.

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Криотерапия или увлекательные игры со льдом»

Существует большое количество традиционных методов развития мелкой моторики. Эти методы развития мелкой моторики подробно изучены и широко представлены в педагогической литературе, используются на пра...

МАСТЕР – КЛАСС «Криотерапия или увлекательные игры со льдом»

Сегодня недостаточно тех мероприятий, которые мы проводим обычно: физминутки, игры и пальчиковые гимнастики. Необходимы новые формы и методы работы. Предлагаемые мною в мастер – классе здоровьес...

Мастер - класс для воспитателей на тему "Криотерапия, или увлекательные игры со льдом".

Криотерапия (от латинского «крио» - холод и «терапия» – лечение, воздействие).Криотерапия или контрастная терапия – одна из современны...