РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования валеологического развития детей старшего дошкольного возраста «Здоровячок»
рабочая программа (старшая группа)

  Программа  «ЗДОРОВЯЧОК» составлена педагогом практиком, имеющего высшую квалификационную категорию ибольшой педагогический опыт работы.

  Программа исходит из существования таких проблем как укрепление психофизического здоровья детей (в особенности, часто болеющих), и направлена на формирование у дошкольников представления о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, навыков саморегуляции поведения, на развитие функции сохранения и укрепления своего здоровья.

Понятие «здоровье» очень обширно и сложно. Единого определения его не существует, однако принято определение «здоровья» как такого состояния организма, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие – либо болезненные изменения.

   Контроль за состоянием здоровья детей является основой всей профилактической, оздоровительной и воспитательной работы в дошкольном учреждении.

Цель программы: Оптимально реализовывать валеологическое направление, учитывая индивидуальные возможности развития ребёнка во все периоды дошкольного детства.

Планируемые результаты

- формирование у детей устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья;

- формирование элементарных знаний, умений, навыков валеологического характера;

- совершенствование у дошкольников элементарных гигиенических и культурных навыков;

- повышение психоэмоциональной устойчивости;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_valeologiya.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Зубово-Полянский детский сад №6 «Березка» комбинированного вида»

Принято на педагогическом совете

Утверждено

Протокол № от « » ______2022 г.

Заведующий Н.Н.Савичкина

Приказ от « »_________ г. №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования валеологического развития детей старшего дошкольного возраста «Здоровячок»

Разработчик программы:

воспитатель Телюшина Галина Викторовна

Зубова Поляна

2022

Введение

Программа «ЗДОРОВЯЧОК» составлена педагогом практиком, имеющего высшую квалификационную категорию ибольшой педагогический опыт работы.

Программа исходит из существования таких проблем как укрепление психофизического здоровья детей (в особенности, часто болеющих), и направлена на формирование у дошкольников представления о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, навыков саморегуляции поведения, на развитие функции сохранения и укрепления своего здоровья.

Понятие «здоровье» очень обширно и сложно. Единого определения его не существует, однако принято определение «здоровья» как такого состояния организма, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие – либо болезненные изменения.

Контроль за состоянием здоровья детей является основой всей профилактической, оздоровительной и воспитательной работы в дошкольном учреждении.

I. Целевой раздел

#1055;ояснительная записка.

Программа валеологического развития дошкольников разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учётом основной образовательной программы ОСП « Зубово- Полянский детский сад №6 «Берёзка»комбинированного вида».

При разработке программы учитывались следующие нормативные документы:

-Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г.№273-Ф-З.

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г.№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.№30384 ) .

-Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая2013г. №26 г. Москва «Об утверждении Сан Пин «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013г.№28564).

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г.№1014. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26 сентября 2013г.№300308).

-Устав ОСП «Зубово – Полянский детский сад №6«Берёзка» комбинированного вида.

Цель программы: Оптимально реализовывать валеологическое направление, учитывая индивидуальные возможности развития ребёнка во все периоды дошкольного детства.

Концепция программы строится на следующих принципах:

Доступности –

-от простого к более сложному;

-ребенок может и должен быть активным по отношению к своему здоровью;

-ребенок должен познать себя, научиться по-особому бережно относится к своему здоровью;

-воспитатель должен осознать важность этой работы и приложить максимум усилий к тому, чтобы дети усвоили способы охраны своего здоровья, понимая, что и зачем делают;

-осознанного представления о здоровом образе жизни.

Многогранности –

Программа исходит из необходимости включения коррекционных упражнений во все виды деятельности.

Открытости –

-для всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети-воспитатели-родители).

Поступательности –

-программа исходит из необходимости саморазвития, самосовершенствования, как ребенка, так и педагогов, и родителей.

Консультативности –

-программа исходит из необходимости нового, более эффективного метода решения проблем, принятия решений.

Духовных качеств –

-программа исходит из того, что необходимо воспитывать духовные качества, такие, как доброта, любовь и уважение, благородство.

Морального образования –

-программа исходит из необходимости привлечения родителей к моральному образованию детей.

Задачи:

1. Ознакомление детей с анатомно-физиологической организацией человека, привитие гигиенических навыков.

2. Формирование у детей индивидуального образа жизни.

3. Приобретение положительных привычек, а главное научить управлять своим телом, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье.

4. Формирование у детей представления о связи состояния здоровья с гигиеной питания.

5. Воспитание представлений о ценности каждого человека, его жизни.

6. Развитие логического мышления.

7. Научить детей элементарному самомассажу, ознакомить, научить детей правильно выполнять корригирующие упражнения.

Планируемые результаты

- формирование у детей устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья;

- формирование элементарных знаний, умений, навыков валеологического характера;

- совершенствование у дошкольников элементарных гигиенических и культурных навыков;

- повышение психоэмоциональной устойчивости;

#1057;одержательный раздел

2. 1. Содержание работы по валеологическому развитию детей дошкольного возраста.

Система валеологических занятий, которые построены с учетом психологических особенностей детей 5-7 лет, рассчитана на детей 1 и 2 группы здоровья. Содержание и методы обучения содействуют удовлетворению потребности детей в познании собственного тела и заботы о своем здоровье.

В старшей и подготовительной к школе группе занятия по валеологии проводится один раз в месяц по 30 минут.

Среди методов следует выделить наблюдение, самоанализ, беседы, рассматривание картин, схем, иллюстраций, дидактические подвижные игры, коррекционные упражнения.

Программа построена в виде отдельных интегрированных занятий, в которых в доступной для дошкольников форме рассказывается о строении тела человека, причинах болезней и способах сохранения и укрепления здоровья.

Программа «ЗДОРОВЯЧОК» имеет тематическое построение, одна тема логически переходит в другую и каждая из них затрагивает важные аспекты в жизни человека.

Особенностью данной программы является ее интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно-воспитательного процесса.

Валеологические занятия естественно переплетаются с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, физической культуры, изобразительной деятельности, музыки.

Программа состоит из подробно разработанных 16 занятий для детей старшей и подготовительной к школе групп.

В занятиях используются:

-оздоровительные комплексы респираторной гимнастики, для часто болеющих детей;

-упражнений для исправления осанки;

-дыхательных упражнений;

-зрительной гимнастики по методике Ковалева В. А.;

-точечного массажа;

-упражнений по профилактике плоскостопия;

-упражнений на релаксацию-АПГ (антистрессовой пластической гимнастики);

-игр с элементами ТРИЗ - педагогики;

-музыкотерапии.

Под руководством и наблюдением медицинского работника дети обучаются точечному массажу, самомассажу, правильно выполнять коррекционные упражнения.

В занятия также включены стихи, загадки, что вызывает интерес детей, радость и удовольствие.

Программа «ЗДОРОВЯЧОК» не носит жесткого регламентирующего характера. Важно, чтобы в течение года дети познакомились с характерными для человека признаками: внешним строением, функциями отделов тела.

Формы работы с детьми:

-обучающие интегрированные занятия;

-физкультурно-оздоровительные праздники;

-КВН – викторины;

-экскурсии и походы;

-коррекционные упражнения (дыхательная и зрительная гимнастики, точечный массаж, самомассаж);

-дни здоровья;

-спортивные недели;

-олимпиады;

-придумывание сказок валеологического содержания;

-создание мыслеобразов, АПГ (антистрессовая пластическая гимнастика);

-закаливающие процедуры.

Игровые взаимодействия:

дидактические игры;

сюжетно-ролевые игры;

строительные;

подвижные;

музыкальные;

драматизации;

разнообразные виды театров - кукольный, пальчиковый, перчаточный, настольный, петрушек.

Средства обучения.

Выполнение программы требует использование разнообразных средств:

-модели, схемы;

-наглядные иллюстрации, картинки валеологического содержания;

-видеоматериал;

-методическая литература;

-детская художественная литература по валеологическому курсу;

-энциклопедии и справочники.

  1. Совместная работа педагогов с родителями

Задача педагогов заинтересовать родителей перспективами валеологического направления развития детей, вовлечь их в жизнь ДОУ, сделать их союзниками в своей работе.

Формы взаимодействия работы с родителями:

-консультации (медсестры , педиатра, логопеда, психолога);

-индивидуальные беседы;

-родительские собрания;

-круглые столы;

-гостиные;

-анкетирование;

-мастер-классы;

-совместные мероприятия (занятия, досуги, праздники, походы);

-участие региональных конкурсах («Разговор о правильном питании»…,);

-совместное изготовление костюмов и декораций, альбомов семейных фотографий на тему правильное питание;

разработка занятий и праздников по правильному питанию и здоровому образу жизни;

-информирование родителей через наглядную агитацию.

Работа педагогов и медицинских работников по реализации программы.

1 этап.

- Медицинская сестра ДОУ совместно с педиатром ЦРБ участковой больницы распределяют детей по группам здоровья и доводят до сведения педагогов.

- Руководство и наблюдение медицинской сестры за детьми, обучающимся точечному массажу, самомассажу, правильному выполнению коррекционных упражнений.

2 этап. Уточняем у дошкольников в игровой форме, знания о названиях и положении разных органов и частей тела у человека и животных.

Фиксируем внимание детей на их органах, частях тела, закрепляем соответствующие знания.

3 этап. Выясняем понимание дошкольником назначения органов и частей тела.

4 этап. Развивающее обучение. Ответы на вопросы детей (как функционируют органы, как они устроены, каковы их особенности).

5 этап. Овладение способами бережного отношения к своим органам и частям тела (практические занятия) .

6 этап. Воспитание сочувственного, доброго отношения к людям- инвалидам; доброжелательного отношения друг к другу, животным и птицам, ко всему живому.

III. Организационный раздел.

В старшей и подготовительной к школе группе занятия по валеологии проводится один раз в месяц по 30 минут.

#1052;атериально- технические условия реализации Программы.

Материально-технические условия реализации Программы включает в себя требования:

-Помещение, мебель и освещение должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, согласно государственным документам;

-средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и с индивидуальными способностями детей;

-оснащённость групповой комнаты предметно-пространственной средой;

-наличие наглядных пособий;

-необходимая литература для данной возрастной группы;

-картотека подвижных, дидактических, валеологических, сюжетно-ролевых игр, прогулок;

-нетрадиционное физкультурное оборудование;

-уголок физкультуры;

Игровое и традиционное физкультурное оборудование, художественная литература и другое оборудование доступно для детей и соответствует возрасту, а также отвечает требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам.

Педагог, обязан, заботится о сохранении материально-технической базы и создания необходимых условий пребывания детей в ДОУ.

#1054;собенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

Комплексно-тематическое планирование лежит в основе воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: построение воспитательно-образовательного процесса, направленного на обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с учётом объединения необходимого материала, учитывая контингент воспитанников, их индивидуальные и возрастные особенности и мнение (пожелание) родителей.

Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребёнка старшего дошкольного возраста, интерес детей:

-к здоровому образу жизни;

-к традиционным для семьи и государства праздничным событиям;

-к сезонным явлениям, праздникам и развлечениям;

-к народной культуре и традициям.

Тематический принцип построения образовательного принципа включает региональные и культурные компоненты, что позволяет детям в последовательной и доступной форме усвоить необходимую информацию, а педагогу обеспечить успешную профессиональную деятельность.

Темы праздников могут быть такими: «Здравствуй, спорт!», «Если хочешь быть здоров », «Широкая Масленица», «Малая олимпиада» и др. Спортивные развлечения: «День Нептуна», «Зимние забавы» и другие.

#1054;писание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения.

Старшая и подготовительная обеспечены методическими материалами и средствами обучения, необходимыми для реализации Программы. В группе есть методические пособия для педагогов, комплекты развивающих пособий по валеологическому воспитанию старших дошкольников, комплекты дидактических и демонстративных материалов; детская художественная литература.

Методическое обеспечение программы «Здоровячок»

Литература

#1040;лямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребенка». Дошкольное воспитание.-1993-№11,-с.4-18; №12-с.8-14;

#1040;ндреас Пиль «Мое тело», Москва «Планета детства», Издательство «Астрель» АСТ 2000 г.

#1041;езруких М.М. «Здоровьеформируещее физическое развитие», развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет, М.: Владос, 2001;

#1057;.А.Ганат «Конспекты лекции по анатомии физиологии и гигиене ребенка», Москва АЙРИС ПРЕСС, 2008 ;

5. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. «Занятия физической культурой в ДОУ», М., Знания, 2005;

6. Доскин В.А. Растем здоровыми: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры.-3-е изд.-М.:Просвещение,2004.

#1047;мановский Ю.Ф. «Здоровый дошкольник» Дошкольное воспитание.-1995. №6, с.11-17.

8. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников.- Волгоград: Учитель,2010.

#1050;оваленко В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: игровые упражнения. Гимнастические комплексы. Подвижные игры, М.: Вако. 2005.

#1050;ожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. «Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях», М.: Академия-2002.

#1053;азарова А.Г. «Игровой стретчинг. Оздоровление детей в организованных коллективах». Под ред. С.Д.Соловьевой, СПб: Ревьера. 1995, с. 33-39.

#1055;ензулаева Л.И.Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет), М., Владос, 2001.

#1057;оковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь.-2-е изд.-М.:- издательский центр «Академия», 2000.

14. Торохова Е.И. Валеология: словарь.-М.:Флинта: Наука, 1999.

#1061;ухлаеваО.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции:-2-е изд.-М.:Изд.центр «Академия»,2004

#1063;умаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. –М.: российское педагогическое агентство, 1997.

Перспективно-тематический план по программе «Здоровячок»

Тема занятия

Цель

Оборудование

1

Знай свое тело. Скелет и мышцы.

-вызвать познавательный интерес к знаниям о строении человеческого организма;

-дать элементарные представление о скелете и мышцах;

-формировать двигательные навыки

Схематическое изображение блока «Знай свое тело», листы бумаги по количеству детей, иллюстрации «Скелет человека», «Мышцы человека»

2

Знай свое тело. Кожа

-дать элементарные представления о коже;

-формировать гигиенические навыки по уходу за кожей

Схемы «Знай свое тело», «Соблюдай правила гигиены», образцы материалов разных свойств (мягкая ткань, железо, дерево, наждачная бумага, лощеная бумага).

3

Знай свое тело. Осанка

-познакомить детей с понятием «осанка»;

-убедить в необходимости следить за своей осанкой

Схемы «Знай свое тело», «Соблюдай правила гигиены», иллюстрации с изображением Бабы Яги и Василисы Прекрасной

4

Занимайся физкультурой

-формировать осознанное желание заниматься физкультурой;

-совершенствовать двигательные навыки

Схемы «Знай свое тело», «Соблюдай правила гигиены», карточки со схематичным изображением человечков, выполняющих различные двигательные упражнения

5

Соблюдай правила гигиены

-формировать сознательное отношение к выполнению основных гигиенических навыков;

-закрепит практические умения мытья рук

Схемы «Знай свое тело», «Соблюдай правила гигиены»,

Набор предметов (мыло, шампунь, полотенце, кукла, губка, книга, мяч)

6

Соблюдай правила гигиены. Чистка зубов

- формировать сознательное отношение к выполнению основных гигиенических навыков;

-закрепить практические умения и навыки чистки зубов

Схемы «Знай свое тело», «Соблюдай правила гигиены»,

зубные щетки, зубная паста, яблоко, орехи, конфеты, морковь, иллюстрация челюстей с зубами

7

Скажи «нет» вредным привычкам

-формировать сознательный отказ от вредных привычек

Схемы «Знай свое тело», «Соблюдай правила гигиены», «Занимайся физкультурой», карточки с изображением веселой и грустной рожицы

8

Соблюдай режим дня

-сформировать представление о режиме дня;

-убедить в необходимости соблюдать режим дня для сохранения и укрепления здоровья

Схемы «Знай свое тело», «Соблюдай правила гигиены», «Занимайся физкультурой», «Соблюдай режим дня»

9

Здоровый мир (творческое занятие совместно с родителями)

-закрепить полученные знания, умения и навыки по программе «Здоровячок»;

-развивать творческие способности детей;

-формировать социально-личностные качества (умение работать в коллективе, чувство товарищества, коммуникативные навыки)

Листы ватмана, краски, кисти, карандаши, фломастеры

10

Путешествие в страну Счастливию

Закрепить понятия о положительных и отрицательных эмоциях, их влиянии на здоровье;

-развивать умение регулировать свое поведение и эмоциональное состояние;

-воспитывать понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым

Карточки различного цвета размером 15 на м15 см.; карточки с изображением различных эмоций, коробки для «билетов», сухой мини-бассейн из пластиковых пробок, игрушки (добрая и сердитая кошка), тазики с красками разных цветов. Рулон обоев, угощение для детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамоте с использованием приемов сказкотерапии "Сказка за Сказкой"

Рабочая программа разработана для детей 3-4 лет и направлена на овладение звуковой стороной  речи и ориентировкой в ней.......

Программа дополнительного образования «Бисероплетение» для детей старшего дошкольного возраста

Программа дополнительного образования  «Бисероплетение» для детей старшего дошкольного возраста...

Программа дополнительного образования по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы.

Педагогическая целесообразность раннего обучения детей игре в шахматы обосновывается баготворным влиянием шахмат на умственное, психическое и физическое развитие  дошкольника. Обучение детей...

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей шестого года жизни (далее - Программа) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...

Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год

Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей  младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год и аннотация к программе...

Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год

Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный годАннотация к программе...