Мастер класс "Организация и проведение подвижной игры"
консультация

Благих Наталья Владимировна

      «Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности».  (А. С. Макаренко.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_organizatsiya_i_provedenie_podvizhnoy_igry.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 36 «Колокольчик»

г. Рубцовск Алтайского края

658213, г. Рубцовск, пр. Ленина, 37

e-mailds.kolokol4ik@yandex.ru, тел.: 8(38557) 9-90-70

Мастер класс

«Организация и проведение подвижной игры»

Подготовила:

инструктор по физической культуре

Н.В. Благих

Рубцовск, 2024

      «Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности».  (А. С. Макаренко.)

      Подвижная игра является основным средством формирования и развития у детей основных видов движений: ходьба, бег, прыжки, равновесие, лазанье, ползанье, метание, ловля. Для того, чтобы сформировать у ребенка любой двигательный навык, он должен повторить это движение много раз. Но просто так повторять это движение скучно и неинтересно, для этого в дошкольной педагогике и существуют специальные игровые упражнения и подвижные игры.

     Подвижные игры повышают интерес детей к выполнению движений, дают возможность раскрепоститься застенчивым, неуверенным, способствуют развитию не только физических, но и нравственных качеств.

    Подвижные игры делятся на 2 группы:

- Элементарные подвижные игры с правилами - сюжетные, бессюжетные, игры-забавы.

 - Сложные, игры с элементами подвижных игр - футбол, городки, волейбол и т. д.

      Сюжетные подвижные игры преимущественно проводятся коллективно. Действия детей в них тесно взаимосвязаны. Обычно основная группа изображает, например, птичек, зайчиков, а один ребенок становиться исполнителем ответственной роли - волка, лисы, кота. Активность ребенка, исполняющего роль кота, побуждает всех участников игры двигаться быстрее, энергичнее. При проведении сюжетных подвижных игр с детьми можно использовать шапочки, элементы костюмов, сами костюмы, подчеркивающие особенности персонажей: кота, медведя, волка, петуха и др. Для остальных детей, принимающих участие в игре в качестве мышек, птичек, цыплят, шапочки не обязательны. Но если игра проводиться на праздничном утреннике или вечере досуга, то шапочки можно надеть всем детям, чтобы создать у них определенное праздничное настроение.

       В эту группу входят игры разные по характеру организации: для большого количества одновременно играющих детей («Ловишки», «Перебежки») и для небольших групп участников (игры с предметами: «Кегли», «Кольцеброс», а также игры в которых играющие делятся на звенья, команды (несложные игры-эстафеты).

      Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают; все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, (ловишек, салок) взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же, как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего на беге в сочетании с ловлей и увертыванием.

       Игры-забавы и аттракционы можно использовать в праздниках, развлечениях или просто поиграть в течении дня. Цель этих игр - создание веселого, радостного настроения.

             К сложным подвижным играм относятся разнообразные спортивные игры: футбол, баскетбол, хоккей и т. д. Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играют элементы спортивных игр. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. Обучать детей играм с элементами спортивных игр следует постепенно, переходя от простого к сложному. Обучение нужно начинать с изучения общих, сходных для ряда игр, приемов. При разучивании элементарной техники спортивных игр наибольшей любовью (особенно у мальчиков) пользуется игра в городки, а также игры с мячом типа баскетбол, бадминтон, футбол.

   Подвижная игра включает в себя:

- сюжет;

- правила;

- действия.

Организация подвижной игры у дошкольников.

В младшей дошкольном возрасте подвижные игры рекомендуется играть ежедневно. Продолжительность их в среднем 6–8 минут. Она зависит от характера игровых действий, настроения, условий проведения игры. Наиболее целесообразно проводить подвижные игры на свежем воздухе в разное время прогулки. Формы включения в подвижную игру очень различны. Кругозор детей этого возраста мал, внимание неустойчиво, поэтому для них рекомендуются игры с простым и доступным сюжетом, со знакомыми действующими лицами из повседневной жизни (кот, птички) или с которым легко познакомить малышей, используя игрушку, сказку (медведь, лиса, заяц). Правила в этих играх очень просты и тесно связаны с сюжетом. Большое место в этой группе занимают игровые упражнения. Такие игры не имеют сюжета, в них включаются простые двигательные задания: принести флажок, позвонить в колокольчик, догнать мяч и другое.

Вторая младшая группа Растущий и развивающийся организм 3-4 летнего ребенка нуждается в движении. Двигательная активность ребенка – непременное условие нормального развития и формирования поведения детей.

  Сюжеты подвижных игр в связи с расширением кругозора и двигательного опыта детей становятся более разнообразными. Основным содержанием продолжает оставаться воспроизведение действий животных, птиц, движение транспорта различных видов, предметной деятельности людей. Воспитатель рассказывает и показывает детям, как должны вести себя персонажи игры, подчеркивает характерные черты движения каждого из них.

 Главный методический прием – играть вместе с детьми. Причем сначала взрослый берет на себя ведущую роль, потом – второстепенную. Главное – это участие взрослого в игре, его эмоциональность, показ движений. В основе движений малышей лежит подражание: они могут летать, как воробышки, порхать, как бабочки, прыгать, как зайчики.

В старшем дошкольном возрасте движения ребенка становятся более осознанными и носят преднамеренный характер. Содержание подвижных игр более усложняется в связи с расширением кругозора детей. В них включаются новые сюжеты и образы, которые знакомы детям из книг, рассказов родителей, кинофильмов. В некоторых играх отражаются действия и взаимодействия людей разных профессий («Пожарные на учении», «Охотники и зайцы»). Большое место в старших группах начинают занимать бессюжетные игры типа «Ловишки», а также игры с элементами соревнований. Правила в играх становятся более сложнее и требуют большей точности в их выполнении, большего внимания детей, выдержки, умения быстро реагировать на сигналы, произвольно ограничивать свои действия (убегать в определенном направлении, пойманным отходить в сторону и т. д.). Правила игры способствуют формированию умения управлять своим поведением. Ответственные роли в игре выполняют сами дети. Для распределения ролей применяются считалки. В некоторых старинных народных считалках, содержание которых не имеет определенного смысла, детей привлекает звуковое сочетание слов. В этом возрасте особенно велико положительное значение подвижных игр в закреплении и совершенствовании основных движений детей. Дети стараются действовать не только более эффективным способом, но и с максимальной мобилизацией усилий для достижения наилучшего результата, проявляя положительные моральные качества. Проявлению высоких физических и морально – волевых качеств более всего способствует участие детей в подвижных играх, в которых общий результат зависит от взаимодействия играющих («Горелки», «Чье звено скорее соберется?»)

     Важное воспитательное значение имеет подведение итогов игры и выявление победителей в командных играх. Воспитатель помогает детям осознать важность действий по правилам для достижения положительного результата.

Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения. Время изменяло игру, что-то забывалось, что-то возникало вновь, но отказаться от игры невозможно, потому что нельзя уничтожить живую потребность в игре. Изменяются условия игры, вводятся в привычную канву игр новые сюжеты, отражающие свое время, но неизменной остается тяга людей к игре, особенно подвижной, где можно проверить и показать свою смелость, ловкость, быстроту и силу. Игровая деятельность относится к числу потребностей, обусловленных самой природой человека, - это потребность в тренировке мышц и внутренних органов, потребность общения, получения внешней информации. Играя, дети развиваются физически и умственно, закаляются в волевом отношении, лучше узнают друг друга.

       Великий русский педагог К. Д. Ушинский, говоря об игре, отмечал, что в ней формируются все стороны души человеческой: его ум, сердце, воля. В игре не только выражаются наклонности ребенка и сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а, следовательно, и на будущую судьбу. Именно это и следует иметь в виду воспитателю физкультуры, воспитателю группы, использующему игру в своей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения проведения подвижной игры на прогулке

Знакомство детей с играми крымских татар...

Мастер-класс "Варианты проведения подвижной игры "Сделай фигуру"

Систематизировать представления педагогов о подвижных играх как о форме приобщения детей к ЗОЖ....

Мастер-класс « Варианты проведения подвижной игры с элементами бега «Найди свой цвет»

ЦЕЛЬ: упражнять детей действовать по сигналу, находить кубик своего цвета, упражнять в ходьбе, беге врассыпную, использовать всю площадь зала....

Мастер - класс: « Варианты проведения подвижной игры «Цветные автомобили»

Дети любят играть в подвижные игры, которые являются для них активной и осмысленной деятельностью. Содержанием подвижных игр как правило является познавательный материал, расширяющий кр...

Мастер класс по проведению подвижной игры в подготовительной к школе группе "Передай мяч водящему"

Игра "Передай мяч водящему" помогает отработать движения и подготовить детей для  игры в баскетбол, в которую им предстоит играть в школе....

Мастер-класс «Методика проведения подвижной игры «Спасатели» в бассейне с детьми старшей группы»

Цель: совершенствование навыков плавания посредством подвижной игры «Спасатели».Задачи:Оздоровительные задачи:- охрана жизни и укрепление здоровья;- полноценное физическое воспитание;- сов...

Мастер-класс: «Особенности проведения подвижной игры «Попади в цель» в ограниченном пространстве групповой комнаты».

Для развития движений детей большое значение имеют ощущения «мышечной радости». Удовлетворение детей от преодоления возникающих трудностей различного характера (встречающиеся на пути разли...