Навстречу - холоду: опыт северных стран превращающих холод в инструмент развития детей.
занимательные факты (средняя, старшая, подготовительная группа)

Насибулина Татьяна Олеговна

С приходом осени многие родители замечают, как сокращается время прогулок в течение дня у детей, которые посещают детские сады или находятся дома. Погода способна влиять на наше настроение, однако ключевую роль играет именно наше к ней отношение. Осень и зима перестают быть временем хандры, когда взрослые своим примером учат детей видеть изменения в нашей повседневности - разглядывать структру снежинки на ладонях и собирать разной формы и цвета листья. Интересно узнать, как справляются с этой проблемой страны, где климат схож с российским. В этой статье мы рассмотрим опыт Швеции, Исландии и Финляндии.

Для этого мы проанализируем официальные программы   дошкольной системы образования каждой страны, чтобы понять, какие цели и тематические направления развития заложены в программе, а также какие подходы и методы используются для их достижения.

Швеция: баланс между игрой и обучением

Дошкольное образование в Швеции охватывает детей с возраста от 1 до 5 лет, 6 год – это подготовка к школе. Шведское дошкольное учреждение делает упор на игровой, целостный подход, ориентированный на благополучие ребенка, с акцентом на развитие творческих способностей, критического мышления и эмоциональной безопасности посредством активного практического обучения. Кроме этого каждое дошкольное учреждение стремиться к тому, чтобы у каждого ребёнка развивались любознательность и интерес, а также способность играть и учиться.

В учебной программой основана на представлении о том, что дети дошкольного возраста учатся в основном в процессе самостоятельной деятельности в естественной и значимой для них среде.

Учебная программа включает следующие направления:

Язык и коммуникация;

Творческие и эстетические формы самовыражения;

Математические рассуждения и формы выражения;

Природа, технологии и общество;

Обучение в игровой форме

Физическая активность и экскурсии на свежем воздухе.

 

Как это выглядит на практике:

Дошкольные учреждения стремяться к тому, чтобы дети проводили до   до 6 часов в день в хорошую погоду, и не менее 1,5 ч. в день в плохую погоду. У детей в детских садах есть возможность исследовать, изучать и экспериментировать, а также получать новые знания и опыт через музыку, театральное искусство, изобразительное и прикладное творчество, игры, общение, пение и т. д. Основыными форматами обучения являются работа в проектных группах, при этом педагоги включают в работу окружающую среду - территория внутри десткого сада, так и за его пределами - лес, сквер и тп.

 

Педагогические подходы:

В некоторых дошкольных учреждениях используются альтернативные педагогические методы, например, метод Монтессори, Вальдорфская педагогика и т. д. Некоторые учреждения специализируются в таких областях, как спорт, наука, искусство и ремесла, компьютерные технологии, природа и экология. В так называемых «дошкольных учреждениях, работающих в любую погоду» (лесные школы),где   занятия творчеством и педагогическая работа, а также приём пищи и другие мероприятия проводятся на открытом воздухе, либо рядом с дошкольным учреждением, либо на природе.

 

Исландия: игра в любую погоду

Дошкольное образование в Исландии охватывает детей от 1 до 6 лет. В национальном руководстве по учебной программе на основе законов о дошкольном образовании рекомендуются шесть основных принципов. Вот эти фундаментальные принципы:

Грамотность

Устойчивость

Здоровье и социальное обеспечение

Демократия и права человека

Равенство

Креативность

 

Уникальная особенность исландских детских садов — дети выходят на улицу при любой погоде. Большинство дошкольных учреждений в стране регулярно проводят занятия на свежем воздухе, при условии правильной экипировки детей.

 

Подходы в обучении:

Примерами подходов, адаптированных к условиям и целям исландских дошкольных учреждений, являются модели, основанные на идеях Реджо-Эмилии, Монтессори и Вальдорфа. В большинстве моделей особое внимание уделяется проведению определённых видов деятельности в разных местах. Это касается таких занятий, как рисование, игры на сортировку и упорядочивание, ролевые игры, подвижные игры, музыкальные и водные игры. Особое внимание всегда уделяется сочетанию свободной и организованной игры.

В дошкольном учреждении ребёнок в первую очередь учится в процессе игры, выполняя различные задания в обычных и конкретных условиях. Важную роль играет непосредственный опыт.

 

В дошкольных учреждениях всем детям предоставляются игровые материалы, такие как книги и игрушки. Часто детям предлагают использовать материалы, которые не представляют ценности в других контекстах - бросовые материалы. Многие дошкольные учреждения предлагают старшим детям занятия за компьютером, чтобы развить навыки, необходимые для обучения в начальной школе.

 

Финляндия: комплексный подход к развитию

Получить место в детском саду ребёнок может с момента окончания декретного отпуска (примерно в 9–10 месяцев) и вплоть до достижения 6-летнего возраста.

Национальная основная учебная программа для детей дошкольного возраста включает учебные области сгруппированы по пяти направлениям:

Богатый мир языков

Разнообразные формы самовыражения

Я и наше сообщество

Исследование окружающей среды и взаимодействие с ней

Я расту, двигаюсь и развиваюсь.

 

Цель дошкольного образования - создать у детей предпосылки для роста, развития и обучения. Образовательная среда в дошкольных учреждениях должна способствовать формированию у детей здоровой самооценки, а также развитию их учебных и социальных навыков. Она поощряет детей к игре и пробуждает в них интерес к исследованиям, экспериментам и практическим занятиям, а также побуждает их к физической активности, самовыражению через искусство и знакомству с искусством.

Форматы обучения: преимущественное проектное обучение.

Местом для обучения могут быть леса, школьные дворы, общественные сады, берега озёр и близлежащие парки, все это способствует глубокому практическому обучению, связанному с реальным миром. Обучение на свежем воздухе не ограничивается физкультурой или переменами. Регулярно проводят занятия по основным предметам на природе: учащиеся изучают поведение насекомых под бревном, измеряют высоту деревьев по теням и т.д.  

Большинство детских садов в своем расписании имеют две прогулки - утром и вечером. Время пребывания на улице составляет 3-4 часа в хорошую погоду.

Ключевая особенность финского подхода — прогулки проходят при любой погоде. Дождь, снег или мороз не являются причиной для отмены выхода на улицу. Исключение делается только для действительно опасных погодных явлений, таких как ураган. Педагоги придерживают идей, что дети должны ежедневно получать возможность заниматься физической активностью как в помещении, так и на свежем воздухе.

В стране есть также, как и в Швеции "Лесные школы",в которых обучение проходит на природе, при условии достпуных погодных условий.

Чтобы дети могли комфортно гулять, родителям рекомендуется иметь комплект непромокаемой одежды и обуви. Во всех садах есть специальные сушильные шкафы, где можно быстро высудеть мокрые вещи после активной прогулки.

 

В чём причина такого подхода?

 

Безусловно, есть на это определенные причины:

1. Культурный контекст и отношение к погоде.

Существует популярная поговорка: «Не бывает плохой погоды, бывает плохая одежда». Родители и педагоги разделяют это убеждение, поэтому детей с раннего возраста приучать к правильной экипировке- термобелье, непромокаемые комбинезоны и ботинки.

2. Роль и подготовка педагогов.

В данных странах дошкольный педагог — это высококвалифицированный специалист (часто с университетским образованием), который умеет оценивать риски и знает, как организовать безопасную и развивающую деятельность на улице в любую погоду.  

3. Наличие специально инфраструктуры и экипировки

- Наличие раздевалок с сушилками для одежды и обуви.

- Во время прогулок на улице за пределами детского сада педагоги имеют возможность взять с собой термостаканы и термосы с горячим чаем или компотом.

- Возможность взять с собой палатки на дальние прогулки, где можно укрыться от сильного дождя или ветра и провести занятие.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Использование игры в развитии детей раннего возраста».

Целью опыта  работы является оптимизация процесса воспитания и обучения детей раннего возраста при проведении различных мероприятий. Актуальность данной темы обусловлена тем, что испол...

Опыт работы «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей в условиях ДОУ».

Ранний возраст – время, когда закладываются основы психического, физического развития человека. Это период интенсивного развития речи, который является условием личностного становления ребенка. Полноц...

Опыт работы " Двигательная активность , как средство физического развития детей раннего возраста. "

Двигательная активность , как средство физического развития детей раннего возраста....

Опыт работы "Лего – конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста"

Описание опыта работы о роли  Лего - конструирования в дошкольном образовательном учреждении....

Статья -опыт работы "Социальное партнерство дошкольных учреждений, как один из инструментов развития детей с ОВЗ"

АннотацияДанная статья посвящена вопросам социального партнерства дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) в рамках реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями з...