Дидактические игры по формированию ЗОЖ в средней группе
материал

Кузнецова Ульяна Сергеевна

картотека дидактических игр на развитие представлений о своем теле, о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста . Материал будет полезен как начинающим так и опытным педагогам дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx38.49 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по формированию ЗОЖ

Льется чистая водица.

Цель: активизировать в речи детей предметный и глагольный словарь по теме; иллюстрировать движениями декламируемый текст.

Описание игры. Дети встают полукругом и вместе с воспитателем проговаривают стихотворение, выполняя разнообразные движения.

Льется чистая водица,

(Руки вперед, наклон, потянуться за руками).

Мы умеет сами мыться.

(Выпрямиться, круговые движения ладонями у лица).

Порошок зубной берем,

(Наклон в сторону с вытянутой правой рукой).

Крепко щеткой зубы трем.

(Движения, имитирующие чистку зубов).

Моем шею, моем уши,

(Руки за шею, ладони на уши).

Вытираемся посуше.

(Движения, имитирующие действия с полотенцем).

Что мы видели - не скажем, а что делали – покажем.

Цель: Развивать внимание, сообразительность и наблюдательность, умение соотнести слово о действие.

Описание игры. Выбирают водящего. Он выходит за дверь. Дети сговариваются, какое движение они будут выполнять. Потом приглашают водящего.

Здравствуйте дети!

Где вы были, что делали.

(Дети хором отвечают)

Где мы были – мы не скажем,

А что делали – покажем.

Если водящий верно назвал выполняемое действие, то выбирается новый водящий. Если не смог отгадать, снова водит. В игре используются всевозможные движения по уходу за телом: имитация мытья головы, натирания тела мочалкой, принятия душа, умывания лица и рук, чистки зубов, расчесывания волос и т.д.

Говорит гусь Коле…

Цель. Активизировать в речи детей предметный словарь по теме; имитировать движения животных, перечисленных в тексте, издавать характерные для них звуки.

Описание игры. Выбрать пятерых детей, распределить между ними роли. Воспитатель читает текст, а дети изображают соответствующих персонажей и издают звукоподражания.

Говорит гусь Коле:

- Пошел бы ты умылся, что ли.

Говорит Коле утка:

- Смотреть на тебя жутко.

Говорит коле кошка:

- Дай полижу тебя немножко.

А свинья от смеха давится:

- Мне мальчик этот нравится.

Усложнения. 1. Выучить с детьми текст, затем они самостоятельно разыгрывают диалог.

2. Подобрать слова-определения Коли (грязный, чумазый, неопрятный…).

3. После разыгрывания диалога предложить детям быть внимательными и называть слово, противоположенное по значению: чистый – грязный.

Подбери нужное слово.

Цель. Закончить предложение, точно подбирая слово, необходимое по содержанию и в нужной грамматической форме.

Описание игры: Воспитатель начинает фразу, а детям предлагает закончить ее, подобрав соответствующее слово:

Толя намылил руки… чем? (Мылом).

Толя вымыл голову… чем? (Шампунем).

Толя смыл мыльную пену… чем? (Водой).

Толя вытер руки… чем? (Полотенцем).

Толя расчесал волосы… чем? (Расческой).

Толя почистил зубы… чем? (Зубной щеткой и пастой).

Толя постриг ногти… чем? (Ножницами).

Толя вытер нос… чем? (Носовым платком).

Толя, принимая душ, натер тело… чем? (Губкой, мочалкой).

Письмо – шутка от Мойдодыра.

Цель. Закрепить знания о назначении предметов туалета.

Описание игры. Воспитатель сообщает, что пришло необычное письмо от Мойдодыра, вскрывает конверт и зачитывает предложения – дети исправляют ошибки:

Полотенцем моют руки.

Расческой вытираются.

Зубной щеткой намыливают тело.

Мылом причесываются

И т.д.

Зачем нужно?

Цели. Активизировать в речи детей глагольный словарь по теме; закрепить знания о назначении предметов туалета.

Описание игры. Педагог раскладывает на столе реальные предметы туалета (или картинки) – мыльницу, мыло, полотенце, зубную щетку, зубную пасту и т.д. Показывает по одному предмету и спрашивает: «Что это?» - «Мыло» - «Зачем нужно мыло?» - «Мыть руки» - «А что еще можно намылить мылом?». Так же про все остальные предметы. Педагог следит, чтобы дети четко представляли назначение предметов туалета.

Отгадай, что взял Петрушка.

Цель. Практическое употребление существительных в родительном падеже; закрепить умение составлять простое предложение, активизировать глагольный словарь по теме.

Описание игры. Воспитатель ставит на стол 4-5 предметов, просит детей назвать их и запомнить. Появляется Петрушка, здоровается. Воспитатель говорит, что Петрушке нужны некоторые предметы, лежащие на столе, но он не хочет чтобы дети видели, что именно он возьмет. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает один из предметов. По сигналу воспитателя дети открывают глаза и называют предмет, который взял Петрушка. Воспитатель – «Чего нет на столе?». Дети – «Нет зубной щетки» - «Что делает Петрушка» - «Петрушка чистит зубы». Постепенно воспитатель использует все предметы, приготовленные для игры: убирает по одному, группирует по-новому.

Повтори, как я.

Цель. Развивать слуховое внимание, память; активизировать предметный словарь по теме.

Описание игры. На столе разложены предметы туалеты или картинки. Воспитатель показывает на какой-либо предмет и произносит слово (громко, тихо или шепотом), предлагает ребенку повторить его так же.

Усложнения. 1. Называть не одно слово, а 3-4; позднее 4-5, 5-6.

2. Называть слово в единственном и множественном числе.

3. Проводить игру без опоры на картинки или предметы.

Правила поведения во время еды.

Цель. Закреплять знания о правилах культуры поведения. Учить отвечать на вопросы. Учить оценивать положительные и отрицательные стороны поведения, выбирая положительный пример.

Описание игры. Воспитатель знакомит детей со всеми правилами. Потом раздает детям карточки с сюжетными картинками. Ребенок должен рассказать, что изображено на картинке, а затем ответить на вопросы. Если у него не получается, помогай наводящими вопросами. Используются картинки несколько раз, чтобы каждый ребенок смог составить рассказ по карточке и ответить на вопросы.

Сервировка стола к завтраку и (или) обеду.

Цель. Закрепить навыки дежурства; сервировать стол к завтраку или обеду.

Игровые задания. «Накрой стол к завтраку (обеду)», «Подбери блюда для завтрака (обеда)», «Расскажи, что ты делаешь».

Описание игры. Воспитатель – «Будем играть в игру «Дочки – матери». Утром мы встали, умылись, сделали зарядку, а теперь пора завтракать. Выбирают детей, которые будут выполнять сервировку, остальные оценивать работу.

Усложнения. 1. Воспитатель кладет на стол карточку с образцом сервировки. Дети способом наложения выкладывают поверх нее маленькие карточки с изображением посуды.

2. Воспитатель ставит карточку на наборное полотно. Дети, глядя на образец, выкладывают посуду на салфетках, разложенных на столе.

3. Дети сервируют стол по памяти.

Дети садятся «завтракать» сами или кормят кукол.

Воспитатель задает детям вопросы о расположении посуды и столовых приборов. «Какой предмет справа? Слева? По центру? Выше? Ниже? И т.д.

«Угадай, как сервировать стол».

Цель. Закрепить умение сервировать стол для завтрака (обеда), учить отвечать на вопросы полными предложениями; формировать коммуникативные навыки.

Игровой задание. «Накрой стол для еды».

Описание игры. Воспитатель выбирает 4-х играющих. Двое из них будут «накрывать» стол. Двое других детей должны выбрать одну или несколько карточек с продуктами так, чтобы подходит вариант сервировки стола.

В конце игры можно провести беседу, задав детям вопросы: «Вспомни, что ты делал?», «Как ты догадался, что нужна именно такая посуда?», «Как ты расставил посуду» и т.д.

«Кулинарная викторина».

Цель. Закреплять умение давать описание предмета, отгадывать предмет по описанию, сравнивать предметы; уточнять и расширять словарный запас.

Игровые задания. «Отгадай загадку», «Отгадай по описанию», «Назови признаки предмета», «Сравни предметы».

Описание игры. Дети отвечают на вопросы, получая за правильный ответ фишку. Например: «Отгадай предмет: это столовая посуда. Она гладкая, блестящая, хрупкая, мелкая (глубокая), похожа на круг, белого цвета. Она нужна для второго (первого) блюда.

2. - Что похоже на круг?

- Какая посуда нужна для супа?

- Что сделано из металла (Какой предмет металлический?)

- Что бывает из пластмассы?

- Какой предмет лишний? Почему? И т.д.

«Поварята».

Цель. Уточнять знания детей о труде повара. Расширять и обогащать словарный запас.

Описание игры. Воспитатель раскладывает на столе карточки с изображением конкретных блюд лицевой сторон вниз. Ребенок наугад выбирает одну карточку. Воспитатель предлагает назвать это блюдо и продукты, из которых можно его приготовить («Это блюдо - каша. Чтобы ее приготовить, нужны продукты: крупа, вода, соль, сахар, масло). После этого дети с помощью пантомимы показать процесс приготовления.

Дополнительно можно провести сюжетно-ролевую игру «Магазин». В ней игроки должны «купить» недостающие для приготовления блюда продукты.

«К нам пришел Незнайка»

Цель: закрепить представления детей о строении и деятельности организма. Способствовать умению детей видеть неправдоподобность предложенной ситуации. Понимать зависимость физических возможностей человека от строения его организма.

Игровые действия: Дети внимательно слушают рассказ Незнайки. По ходу рассказа замечают небылицы и отмечают их фишками. По окончании рассказа воспитатель просит детей сосчитать, сколько небылиц и какие заметил каждый из них. Затем дети объясняют ошибки, замеченные ими в рассказе Незнайки.

Материал: кукла Незнайка, фишки, сундучок с поощрительными призами.

«Разложи полезные продукты»

Цель: уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья и хорошего настроения человека.

Игровые действия: Детям предлагается витрина с картинками с изображением различных продуктов. Нужно рассмотреть и подобрать картинки с продуктами полезными для здоровья (богатые витаминами), объяснить свой выбор.

Материал: ширма-витрина, дидактические картинки с изображением разных видов продуктов ( мороженое, макароны, молоко, йогурт, рыба, конфеты и т.д.).

«Что было бы, если бы…»

Цель: Формировать детей относиться к себе (своему организму) внимательно, бережно, с пониманием. Содействовать умению устанавливать простейшие причинно–следственные связи и отношения наших внутренних органов.

Игровые действия: Воспитатель знакомит детей с различными ситуациями, обыгрывает их. Спрашивает детей, что было бы, если бы это случилось с ним (У тебя не было зубов? Ты перестал дышать? Если ты промочил ноги?)

Материал: дидактические картинки с ситуациями.

«Чудесный мешочек»

Цель: уточнить название фруктов, овощей, Упражнять в их назывании и определении их на ощупь, умении составлять рассказ – описание.

Игровые действия: Воспитатель приносит в группу чудесный мешочек с овощами и фруктами. Желающие дети по очереди стараются определить на ощупь плоды.

Дети составляют рассказ-описание по схеме: размер, форма, цвет, запах, вкус, польза. Если ребенок справился с заданием, получает плод.

Материал: Чудесный мешочек, свежие фрукты, овощи.

«Магазин продуктов»

Цель: Закреплять названия продуктов, их обобщающие понятия (молочные, мясные, рыбные, хлебобулочные). Воспитывать культуру общения.

Игровые действия: Воспитатель с детьми организует ситуацию продуктового магазина. Дети продумывают, какие продукты они хотели бы купить и почему. В порядке очереди покупатели приобретают продукты для себя и своей семьи, объясняя свой выбор.

Материал: ширма-витрина, муляжи или дидактические картинки продуктов (молочные, мясные, хлебобулочные, рыбные). Самодельные бумажные денежки, сумочки.

Четыре картинки: молоко, рыба, мясо, мука.

«Письмо от Почемучки»

Цель: закрепить представления детей о строении и деятельности организма, отдельных органов. Вызвать желание давать советы по ЗОЖ.

Игровые действия: Дети по - очереди достают из конверта от Почемучки вопросы (цветные карточки). Воспитатель читает, дети выслушивают вопрос и кратко и ясно на него отвечают.

Материал: большой цветной конверт с маркой (на конверте адрес д/с, группы), цветные карточки с вопросами к детям.

«Парикмахерская»

Цель: расширять представления о видах и средствах ухода за волосами, формировать понятие «опрятный внешний вид» с помощью разных видов причёсок.

Игровые действия: Воспитатель предлагает детям набор картинок со способами ухода за волосами (расчесать волосы, помыть голову, уложить волосы при помощи резинок, пользоваться только своей расческой, дотрагиваться до волос чистыми руками и т.д.) Другая группа картинок показывает на недостатки внешнего вида детей. Дети выбирают «проблемную» картинку и подбирают способы ухода, подходящие прически, дают советы по уходу за волосами.

Материал: дидактические картинки со способами ухода за волосами, с недостатками во внешнем виде волос.

«Угадай на вкус»

Цель: расширять знания об овощах и фруктах, развивать умение определять их по внешнему виду, запаху, вкусу.

Игровые действия: Воспитатель предлагает детям корзину с дарами осени. Дети рассматривают их, описывают по схеме: размер, цвет, форма, запах. Затем воспитатель детям по очереди завязывает глаза и угощает дольками овощей и фруктов. Дети рассказывают о вкусе фруктов.

Материал: корзина с овощами и фруктами, косынка, свеженарезанные дольки овощей и фруктов, салфетки по количеству детей, деревянные разовые палочки.

«Источники безопасности»

Цель: закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, упражнять в выборе предметов по описанной ситуации.

Игровые действия: Воспитатель предлагает детям самостоятельно поработать с дидактическими картинками. Под красную карточку положить картинки с изображением опасных ситуаций, под белую – с неопасными ситуациями. Дети объясняют выбор.

Материал: дидактические картинки с изображением опасных и неопасных ситуаций, папка-раскладушка по методу ТРИЗ хорошо-плохо с красной и белой карточкой.

«Если я сделаю так»

Цель: Содействовать умению детей различать грозящую опасность и находить выход из различных ситуаций. Развивать сообразительность, мышление.

Игровое действие: Воспитатель задает вопрос, дети внимательно слушают и четко, ясно отвечают на него. Прослушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникнет, если я сделаю так…», или «Опасности не будет, если я сделаю так».

Материал: коробка с поощрительными предметами-фишками.

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Цель: Формировать умение детей отличать хорошее поведение от плохого. Закрепить представление о том, что хорошее поведение приносит радость, здоровье и наоборот.

Игровые действия: Дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому поведению (плохое поведение - сердитое лицо, грозят пальцем; хорошее - улыбаются, одобрительно кивают головами.) Дети отвечают на вопросы воспитателя.

«Что ты знаешь о…»

Цель: закреплять знания детей о строении, работе, особенностях своего организма, правилах ухода за ним. Развитие внимания, памяти.

Игровые действия: Дети сидят на стульчиках перед воспитателем. Воспитатель – водящий кидает мяч ребенку и спрашивает: «Что ты знаешь о…(например, о мышцах?». Ребенок, поймавший мяч, отвечает. Остальные дети внимательно слушают, желающие дополняют ответ.

Материал: мяч

«Полезная и вредная еда»

Цель: закрепить представление о том, какая еда полезная, а какая вредная для организма. Подвести к пониманию противоречия: мне нравится эта еда…, а моему организму полезна…

Игровые действия: Детям раздают картинки с изображениями продуктов питания. Под зеленую карточку надо положить картинки с полезной едой, а под красную - вредной.

Материал: дидактические картинки с изображением продуктов питания, папка-ширма по методу ТРИЗ хорошо-плохо с зеленой и красной карточками.

«Подбери пару»

Цель: Способствовать умению детей соотносить предметы, изображенные на картинках, с выполняемыми функциями, закрепить полученные представления об органах, их функциях и системах человеческого организма, развивать логическое мышление.

Игровые действия: Дети получают картинки с изображением внутренних органов и изображением предметов, сходных с ними по выполняемым им функциям ( сердце – мотор, мозг – компьютер, желудок – кастрюля и т.д.). Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и рассказать, чем схожа работа органов и предметов, разложить картинки парами.

Материал: дидактические картинки с изображением внутренних органов, различных предметов.

«Закончи предложение»

Цель: Формировать умение понимать причинные связи между поведением и следствием. Способствовать сознательному отношению к своему здоровью.

Игровые действия: воспитатель организует игру с детьми в кругу с мячом. Воспитатель бросает мяч ребенку, начиная предложение, а ребенок его продолжает. Например: «Если я буду есть много сладкого, то…», «Если зарядку буду делать каждый день, то…», «Если будешь есть фрукты немытыми, то…»,

«Буду заниматься спортом, чтобы…».

Материал: мяч.

«Кто быстрее»

Цель: систематизировать знания детей о различных видах спорта Воспитание интереса к спорту, желание им заниматься.

Игровые действия: К детям приходит кукла доктора Гантелькина, приносит картинки с разными видами спорта. Дети встают в круг. Гантелькин предлагает показать детям знакомые им виды спорта при помощи мимики и движений. По очереди дети встают в центр круга и показывают задуманный вид спорта. Если дети в кругу отгадают, ребенок получает картинку от Гантелькина.

Материал: кукла доктора Гантелькина, картинки с различными видами спорта.

«Человек»

Цель: закреплять знания о «внутренней кухне» человека, о целостном процессе, происходящем в органах пищеварения.

Игровые действия: команды девочек и мальчиков по сигналу собирают из разрезанных картинок «кухню» человека (внутренние органы пищеварения: рот, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник). Затем сравниваются полученные картинки. Побеждает тот, кто быстро и правильно выложил.

Материал: разрезные картинки с изображением внутренних органов пищеварения.

«Растения, которые лечат»

Цель: закреплять знания о лекарственных растениях (внешний вид, место произрастания) и способах их применения. Расширять представления о пользе лекарственных растений для здоровья человека.

Игровые действия: доктор Пилюлькин открывает аптеку. Рядом на столике разложены картинки с ситуациями: усталое сердце, больной зуб, бородавки, простуда и т.д. Дети выбирают картинку и идут в аптеку за советом к Пилюлькину узнать, какое лекарственное растение может помочь. Доктор рассказывает покупателям о том, как выглядит растение, где произрастает и каким образом его используют (в виде отвара, свежего листа, сока и т.д.)

Материал: кукла доктора Пилюлькина, ширма «Аптека», дидактические картинки с проблемными ситуациями, гербарии лекарственных растений (иллюстрации).

«Какого помощника не хватает»

Цель: показать детям важность каждого в отдельности органа чувств. Развивать познавательное отношение к окружающему миру и самому себе.

Игровые действия: на полу или сдвинутых столах лежат рисунком вниз большие цветные бумажные модели глаза, языка, уха, носа, руки. Педагог сообщает детям о том, что здесь лежат «разведчики» человека пусть дети отгадают, о ком он говорит. Затем перед детьми ставится задача собрать каждого разведчика в единое целое.

Материал: бумажные модели глаза, языка, уха, носа, руки.

«Кто помог»

Цель: закреплять знания детей об органах чувств как анализаторах, позволяющих человеку осуществлять взаимосвязь с внешней средой. Формировать знания о памяти и уме, как необходимых человеку познавать мир.

Игровые действия: воспитатель проводит игру с детьми в кругу с мячом. Педагог начинает предложение, а ребенок его заканчивает. Например: «Узнать по запаху суп мне помог…», «Рассмотреть жука я могу…», «Маму я узнаю по голосу с помощью…», «Холодную и горячую воду узнают мои...», «Понять, какое на вкус яблоко мне помог…» и т.д..

Материал: мяч.

«Чем помочь?»

Цель: учить устанавливать связи между объектами живой и неживой природы, выстраивать элементарные цепочки связей. Формировать гуманизм в отношении живой природы.

Игровые действия: воспитатель предлагает детям подумать и рассказать о том, что может быть, если в лесу не будет дождя (пожары, высыхание трав), что может случиться с животными во время пожара, что может произойти с птицами во время сильных морозов, что может случиться с растениями во время заморозков

и т.д. Дети рассуждают, устанавливая элементарные причинно-следственные связи, и выкладывают с помощью кубиков логические цепочки связей. За правильно выстроенную цепочку ребенок получает фишку-цветочек.

Материал: дидактические кубики с изображением объектов живой и неживой природы, фишки- цветочки.

«Можно и нельзя»

Цель: Продолжать упражнять детей в правилах поведения в природе, правилам общения с другими людьми. Развивать умение мыслить логически, рассуждать.

Игровые действия: Воспитатель показывает детям картинку, знакомит детей с ее содержанием. Дети, внимательно выслушав рассказ, поднимают красную карточку, если этого делать нельзя; белую, если ситуация соответствует правилам общения и поведения. Дети рассуждают о своем выборе и выборе товарищей.

Материал: иллюстрации с ситуациями поведения человека в природе, при общении. Карточки красного и белого цвета по количеству играющих детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в средней группе" Полет на Луну".

Развитие логического мышления и психических функций, формирование мыслительных умений и способностей, тренировать у детей внимание, память, восприятие....

дидактические игры по математике для детей средней группы

Игра - неотъемлемая часть детской деятельности.Через игровую форму дети познают окружающий мир, учатся думать, размышлять, разбираться в различных сферах человеческой деятельности....

Дидактические игры по формированию ЗОЖ 2 младшая группа

Для данной картотеки специально отобраны игры, которые будут интересны малышам3-4 лет....

дидактические игры по формированию у детей подготовительной группы представлений о музеях СПб

закреплять знания детей старшего дошкольного возраста, полученные на экскурсиях в музеи Санкт-Петербуга. Развивать культуру общения и монологическую речь...

Дидактические игры для формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах

Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах...

Дидактические игры на формирование у детей младшей группы навыков словообразования, морфологии и синтаксиса

Дидактические игры на формирование у детей младшей группы навыков словообразования, морфологии и синтаксиса...