«Профессиональная компетентность педагога в обеспечении охраны здоровья , безопасности жизнедеятельности воспитанников дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
выступление на МО для инструкторов по физической культуре
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10»
«Профессиональная компетентность педагога в обеспечении охраны здоровья, безопасности жизнедеятельности воспитанников дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО»
Для членов МО инструкторов по физической культуре города Алейска
Инструктор по физической культуре
Горенюк Елена Александровна
2023г
В современных условиях проблема достижения качества дошкольного образования детей находится в непосредственной зависимости от безопасностью их жизнедеятельности и во многом она определяет интерес общества к состоянию профессиональной компетентности воспитателей.
В дошкольных образовательных организациях повышение профессиональной компетентности воспитателей является одним из показателей качества дошкольного образования детей. Образовательная парадигма в дошкольном возрасте связана с переходом от традиционных знаниевых ценностей образовательных результатов на ценности личностного развития детей.
Критерием результативности освоения основной образовательной программы в ДОО должно стать сохранение и укрепление здоровья детей в дошкольном возрасте, лежащих в основе развития личностных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.
В понятие компетентность воспитателя необходимо включить его ценностно-смысловое отношение к тем целям и результатам профессиональной педагогической деятельности, которые проявляются в осознанном исполнении трудовых функций. Позицию педагога дошкольной образовательной организации определяется всей совокупностью образовательной окружающей среды. На ее формирование оказывает существенное влияние процесс постдипломного образования, участие в программах дополнительного профессионального образования, активность самого педагога в вопросах профессионального саморазвития. Являясь оценочной категорией, компетентность выступает субъектной характеристикой педагога в системе дошкольного образования и включает в себя не только профессиональные знания и умения, без которых невозможна организация образовательного процесса с детьми, но и его установки, и позиции, реализуемых объективно в профессиональной деятельности.
Профессиональную компетентность воспитателя в ДОО необходимо рассматривать с точки зрения того, насколько она позволяет решать поставленные перед ним в ФГОС ДО задачи, эффективно управлять педагогическими ситуациями в образовательном пространстве дошкольной организации и поэтому она состоит из тех профессиональных установки, при помощи которых уточняются и практически закрепляются профессионализм и мастерство педагога.
В дошкольном образовании профессиональная компетентность педагога состоит таких видов компетенций, как:
- Методологическая компетентность – основа компетентности воспитателя, необходимая для реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и обеспечивает понимание сущности системно-деятельного подхода в образовательном процессе.
- Психолого-педагогическая компетентность основана на знание воспитателем возрастных особенностей дошкольников, особенностей их психического развития, практические навыки и умения применения методики воспитания детей, способность строить образовательную траекторию с каждым ребенком на разных этапах усвоения им основной образовательной программы дошкольного образования.
- Коммуникативная компетентность представляет собой практическую способность применения приемов общения, направленных на конструктивное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
- Исследовательская компетентность опирается на способность воспитателя адекватно поставленным целям и задачам оценить непосредственно образовательную деятельность в дошкольной организации с точки зрения требований ФГОС ДО, анализировать эффективность образовательного процесса в ДОО, состояние методической работы в ДОО.
- Презентационная компетентность построена на умении представить полученный положительный педагогический опыт своей деятельности с помощью написания статей в журналах, на педагогических сайтах, в выступлениях на конференциях разного уровня т.д.
В современных условиях проблема достижения качества дошкольного образования детей находится в непосредственной зависимости от безопасностью их жизнедеятельности и во многом она определяет интерес общества к состоянию профессиональной компетентности воспитателей.
Акмеологическая компетентность представляет собой постоянную готовность к профессиональному росту и совершенствованию при помощи умения определить нужные направления и формы педагогической деятельности для профессионального саморазвития.
- ИКТ-компетентность основана на умении владеть воспитателем и способности применять им информационный материал, технологии и средства в дошкольном образовании.
- Эмоциональная компетентность определяется способностью понимать и принимать собственные чувства, чувства других людей и является необходимым компонентом для формирования самомотивации, для саморегуляции эмоций в отношении с другими и в самом себе.
Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Педагог, который не развивается никогда не сможет воспитать творческую, созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества в области безопасности жизнедеятельности в дошкольной организации, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
Исходя из требований профессионального стандарта педагогов дошкольного образования, определены основные пути совершенствования профессиональной компетентности педагога в вопросах безопасности жизнедеятельности в ДОО:
- работа в методических объединениях, творческих группах;
- исследовательская, экспериментальная деятельность;
- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; - активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах;
- знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками;
- проведение открытых мероприятий по обмену опытом;
- педагогические чтения;
- деловые игры;
- обобщение собственного педагогического опыта.
На основании вышесказанного, можно сделать вывод: основным источником совершенствования профессиональной компетентности педагога в области безопасности жизнедеятельности в дошкольной организации являются обучение и опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности.
Литература:
1. Корешкова М.Н., Рыжевская М.А. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования // Молодой ученый. - 2016. - №24. - С. 464-466.
2. Ланевская В.М. Компетентность воспитателя дошкольного образования // Молодой ученый. - 2019. - №14. - С. 244-245.
3. Маршуба О.А. Ключевые компетенции как составляющие профессиональной компетентности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 38. - С. 26-30.
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» // Российская газета от 18 декабря 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ «Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования: новые перспективы»Секция «Дети в музее»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ«Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования:новые перспективы»Секция «Дети в музее»...

Использование ИКТ в практике педагога дошкольного образования в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитате...

Доклад на педагогическом совете "Формирование здорового образа жизни воспитанников в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО"
Дошкольный возраст считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Именно в этом возрасте очень интенсивно развиваются самые различные способности, вырабатываются ч...

Городской семинар-практикум для педагогов МДОО "Качество дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО"
Общение ребенка и взрослого....

Участие в модульном семинаре «Качество дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» Образовательная деятельность в ДОО Мастер – класс «Роспись камней» Экологическое воспитание дошкольников в контексте ФГОС ДО
Презентация. Буклет. Модульный семинар «Качество дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» Образовательная деятельность в ДОО Мастер – класс «Роспись камней»...

Совершенствование профессионального мастерства педагогов ДОУ как обязательное условие повышения качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО
Сегодня профессиональное мастерство работников дошкольных образовательных учреждений, реализуемое в их профессиональной деятельности, становится особенно значимо для ДОУ, работающего в режиме развития...

План самообразования педагога ДОУ" Индивидуальный подход в дошкольном образовании как условие реализации ФГОС ДО "
Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в индивидуальных особенностях. Считается, что воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальн...