«Профессиональная компетентность педагога в обеспечении охраны здоровья , безопасности жизнедеятельности воспитанников дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

выступление на МО для инструкторов по физической культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnaya_kompetentnost.docx15.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10»

«Профессиональная компетентность педагога в обеспечении охраны здоровья, безопасности жизнедеятельности воспитанников дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО»

Для членов МО инструкторов по физической культуре города Алейска

                                                        Инструктор по физической культуре

                                                                           Горенюк Елена Александровна

                                                 2023г

В современных условиях проблема достижения качества дошкольного образования детей находится в непосредственной зависимости от безопасностью их жизнедеятельности и во многом она определяет интерес общества к состоянию профессиональной компетентности воспитателей.

В дошкольных образовательных организациях повышение профессиональной компетентности воспитателей является одним из показателей качества дошкольного образования детей. Образовательная парадигма в дошкольном возрасте связана с переходом от традиционных знаниевых ценностей образовательных результатов на ценности личностного развития детей.

Критерием результативности освоения основной образовательной программы в ДОО должно стать сохранение и укрепление здоровья детей в дошкольном возрасте, лежащих в основе развития личностных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

В понятие компетентность воспитателя необходимо включить его ценностно-смысловое отношение к тем целям и результатам профессиональной педагогической деятельности, которые проявляются в осознанном исполнении трудовых функций. Позицию педагога дошкольной образовательной организации определяется всей совокупностью образовательной окружающей среды. На ее формирование оказывает существенное влияние процесс постдипломного образования, участие в программах дополнительного профессионального образования, активность самого педагога в вопросах профессионального саморазвития. Являясь оценочной категорией, компетентность выступает субъектной характеристикой педагога в системе дошкольного образования и включает в себя не только профессиональные знания и умения, без которых невозможна организация образовательного процесса с детьми, но и его установки, и позиции, реализуемых объективно в профессиональной деятельности.

Профессиональную компетентность воспитателя в ДОО необходимо рассматривать с точки зрения того, насколько она позволяет решать поставленные перед ним в ФГОС ДО задачи, эффективно управлять педагогическими ситуациями в образовательном пространстве дошкольной организации и поэтому она состоит из тех профессиональных установки, при помощи которых уточняются и практически закрепляются профессионализм и мастерство педагога.

 В дошкольном образовании профессиональная компетентность педагога состоит таких видов компетенций, как:

- Методологическая компетентность – основа компетентности воспитателя, необходимая для реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и обеспечивает понимание сущности системно-деятельного подхода в образовательном процессе.

- Психолого-педагогическая компетентность основана на знание воспитателем возрастных особенностей дошкольников, особенностей их психического развития, практические навыки и умения применения методики воспитания детей, способность строить образовательную траекторию с каждым ребенком на разных этапах усвоения им основной образовательной программы дошкольного образования.

- Коммуникативная компетентность представляет собой практическую способность применения приемов общения, направленных на конструктивное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

-  Исследовательская компетентность опирается на способность воспитателя адекватно поставленным целям и задачам оценить непосредственно образовательную деятельность в дошкольной организации с точки зрения требований ФГОС ДО, анализировать эффективность образовательного процесса в ДОО, состояние методической работы в ДОО.

- Презентационная компетентность построена на умении представить полученный положительный педагогический опыт своей деятельности с помощью написания статей в журналах, на педагогических сайтах, в выступлениях на конференциях разного уровня т.д.

В современных условиях проблема достижения качества дошкольного образования детей находится в непосредственной зависимости от безопасностью их жизнедеятельности и во многом она определяет интерес общества к состоянию профессиональной компетентности воспитателей.

Акмеологическая компетентность представляет собой постоянную готовность к профессиональному росту и совершенствованию при помощи умения определить нужные направления и формы педагогической деятельности для профессионального саморазвития.

- ИКТ-компетентность основана на умении владеть воспитателем и способности применять им информационный материал, технологии и средства в дошкольном образовании.

- Эмоциональная компетентность определяется способностью понимать и принимать собственные чувства, чувства других людей и является необходимым компонентом для формирования самомотивации, для саморегуляции эмоций в отношении с другими и в самом себе.

Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Педагог, который не развивается никогда не сможет воспитать творческую, созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества в области безопасности жизнедеятельности в дошкольной организации, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

Исходя из требований профессионального стандарта педагогов дошкольного образования, определены основные пути совершенствования профессиональной компетентности педагога в вопросах безопасности жизнедеятельности в ДОО:

- работа в методических объединениях, творческих группах;

- исследовательская, экспериментальная деятельность;

- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; - активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах;

- знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками;

- проведение открытых мероприятий по обмену опытом;

- педагогические чтения;

- деловые игры;

- обобщение собственного педагогического опыта.

На основании вышесказанного, можно сделать вывод: основным источником совершенствования профессиональной компетентности педагога в области безопасности жизнедеятельности в дошкольной организации являются обучение и опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности.

 

Литература:

1. Корешкова М.Н., Рыжевская М.А. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования // Молодой ученый. - 2016. - №24. - С. 464-466.

2. Ланевская В.М. Компетентность воспитателя дошкольного образования // Молодой ученый. - 2019. - №14. - С. 244-245.

3. Маршуба О.А. Ключевые компетенции как составляющие профессиональной компетентности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 38. - С. 26-30.

 

 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» // Российская газета от 18 декабря 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ «Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования: новые перспективы» Секция «Дети в музее»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ   ЧТЕНИЯ«Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования:новые перспективы»Секция «Дети в музее»...

Использование ИКТ в практике педагога дошкольного образования в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитате...

Доклад на педагогическом совете "Формирование здорового образа жизни воспитанников в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО"

Дошкольный возраст считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Именно  в этом возрасте очень интенсивно развиваются самые различные способности, вырабатываются ч...

Участие в модульном семинаре «Качество дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» Образовательная деятельность в ДОО Мастер – класс «Роспись камней» Экологическое воспитание дошкольников в контексте ФГОС ДО

Презентация. Буклет. Модульный семинар «Качество дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» Образовательная деятельность в ДОО Мастер – класс «Роспись камней»...

Совершенствование профессионального мастерства педагогов ДОУ как обязательное условие повышения качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО

Сегодня профессиональное мастерство работников дошкольных образовательных учреждений, реализуемое в их профессиональной деятельности, становится особенно значимо для ДОУ, работающего в режиме развития...

План самообразования педагога ДОУ" Индивидуальный подход в дошкольном образовании как условие реализации ФГОС ДО "

Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в индивидуальных особенностях. Считается, что воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальн...