Оздоровительная программа по адаптивной физической культуре для детей 6-7 лет с речевыми нарушениями
учебно-методический материал (подготовительная группа)
В данном материале представлена оздоровительная программа по адаптивной физической культуре для детей 6-7 лет с речевыми нарушениями, ее цели и специальные коррекционные задачи. Программа описывает особенности развития детей с речевыми нарушениями, пульсовые зоны мощности детей 6-7 лет, структуру занятий по адаптивной физической культуре для детей 6-7 лет с речевыми нарушениями и физические упражнения для коррекции основных двигательных нарушений детей с речевыми нарушениями.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Оздоровительная программа по адаптивной физической культуре для детей 6-7 лет с речевыми нарушениями
Цель – формирование физической культуры личности ребенка с тяжелыми нарушениями речи в возрасте 6-7 лет.
Специальные коррекционные задачи:
- активизация и развитие речи посредством движения;
- развитие основных физических, двигательных качеств (ловкости, выносливости, координации движений, чувства равновесия, и др.);
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- улучшение функций нервной, сердечно-сосудистой систем;
- развитие пространственно-координационных и ритмических способностей;
- формирование умений произвольно управлять своим телом, регулировать эмоции;
- развитие общей, сенсомоторной и речедвигательной моторики.
Характеристика особенностей развития детей с речевыми нарушениями
Наличие речевого дефекта у детей параллельно приводит к ярко выраженным изменениям основных показателей психофизического развития ребенка. Патология, прежде всего, проявляется в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Таким детям свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия. Следует отметить замедленное развитие всех видов памяти: речевой, зрительной, слуховой, моторной.
Невысокие показатели характеризуют долговременную и кратковременную память. Значительно снижена способность к непрерывному запоминанию, при этом наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный. Наблюдаются трудности в процессах поэтапного формирования умственных действий и обобщения, низок уровень умственной работоспособности. Своеобразно поведение и психическое развитие детей данной категории. Им присуще повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность. И наоборот, некоторым детям свойственны заторможенность, апатичность, чувство ущемленности и неполноценности от сознания своего дефекта. Также нарушается произвольная регуляция. Дети не способны к длительным волевым усилиям, из-за речевых недостатков затруднено общение со сверстниками.
Дети с речевыми нарушениями отстают от нормально развивающихся детей в воспроизведении двигательных действий по пространственно-временным параметрам. Отмечается ряд закономерностей в отставании их физического развития:
- гипер- или гиподинамия;
- мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;
- нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки в длину, метание);
- нарушение ручной моторики;
- общая скованность и замедленность выполнения движений;
- дискоординация движений;
- несформированность функций равновесия;
- недостаточное развитие чувства ритма;
- нарушение ориентировки в пространстве;
- замедленность процесса освоения новых движений;
- нарушение осанки, плоскостопие;
- заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, скорости.
Пульсовые зоны мощности детей 6-7 лет
В первую зону (низкая интенсивность) включены нагрузки аэробной направленности, не оказывающие существенного влияния на организм и рассматриваемые как восстанавливающие. В качестве субстратов окисления используются жиры, гликоген мышц, глюкоза крови и аминокислоты. В широком диапазоне продолжительности работы все физиологические функции не испытывают напряжения, а ЧСС не превышает 100–130 уд/мин. Предельное время работы у детей 6-7 лет в зависимости от уровня работоспособности составляет 10–35 мин.
Ко второй зоне (умеренная интенсивность) относятся аэробные упражнения, выполнение которых происходит в условиях истинного устойчивого состояния. Верхней границей данной зоны мощности является нагрузка, соответствующая ПАНО. Последовательность использования субстратов энергообеспечения такая же, как и при работе в зоне низкой интенсивности. Продолжительность работы с учетом уровня подготовленности колеблется у детей 6-7 лет в диапазоне от 5 до 20 мин. ЧСС изменяется в пределах 130–165 уд/мин.
Третью зону (большая интенсивность) составляют упражнения, выполнение которых осуществляется в основном за счёт аэробных источников при значительной доле анаэробного гликолиза. Нижней границей данной зоны мощности является нагрузка на уровне ПАНО, а верхней – на уровне МПК. Основными энергетическими субстратами служат углеводы, расщепляемые как с использованием кислорода, так и в бескислородных условиях, а также жиры, подвергающиеся окислительному расщеплению. Предельное время работы для детей 6-7 лет в зависимости от уровня работоспособности составляет 4–12 мин. ЧСС может находиться в пределах 165–194 уд/мин.
В четвертую зону (субмаксимальная интенсивность) входят упражнения, выполняемые преимущественно за счёт анаэробного гликолиза. В качестве основных субстратов энергообеспечения при работе в данной зоне рассматриваются углеводы (особенно гликоген мышц), расщепляющиеся анаэробным путём. Предельное время работы в этой зоне у детей 6-7 лет в зависимости от уровня подготовленности находится в пределах от 2 до 6 мин. ЧСС может превышать 195 уд/мин. Линейная зависимость между пульсом и мощностью нагрузки отсутствует. ИНПД находится в границах от 2 до 7 отн. ед. Субъективная оценка тяжести нагрузки составляет 15-16 баллов.
Пятая зона (максимальная интенсивность) включает физические упражнения, энергообеспечение которых осуществляется на основе анаэробного алактатного механизма. В этих условиях АТФ ресинтезируется главным образом за счет креатинфосфата. Максимальное время работы в этой зоне составляет в среднем 6–12 с.
Структура занятий по адаптивной физической культуре для детей 6-7 лет с речевыми нарушениями
Во вводной части занятия используются:
- построения и перестроения с проговариванием счета, звука;
- дыхательные упражнения с проговариванием звуков, слогов, коротких слов;
- расслабляющие упражнения;
- статические позы;
- игры и упражнения на развитие памяти;
- игры и упражнения на развитие слухового и зрительного внимания.
В основную часть включаются:
- общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса, мышц ног;
- формирование правильной осанки;
- перекрестные упражнения на развитие координации;
- физические упражнения, направленные на развитие всех основных видов движений;
- подвижные игры с речитативом;
- логоритмические упражнения.
В заключительной части занятия повторяются упражнения, формирующие правильную осанку и походку, используются релаксационные упражнения. В эту часть включаются: малоподвижные игры на обобщение и расширение словарного запаса, игры на развитие мелкой моторики, памяти, внимания, ориентировки в пространстве.
Важно насыщать физкультурные занятия речевым материалом, включать подвижные игры с рифмовками, хороводные игры с пропеванием.
На занятиях часто используются игры и упражнения с рифмованным текстом и ритмичными движениями, в которых контролируются поставленные звуки.
Упражнения и игры на координацию речи с движением вызывают у детей интерес, активизируют их в речевом и двигательном плане. У детей вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.
В занятия включаются разные виды гимнастики: зрительная, пальчиковая, дыхательная. Упражнения данных видов гимнастики стимулируют способность к восприятию и переработке информации, улучшают функциональное состояние организма, повышают работоспособность.
Особое внимание на каждом занятии уделяется дыхательным упражнениям, потому что дети с речевыми нарушениями при выполнении даже легких физических упражнений, нередко задерживают дыхание.
Становление речи тесно связано с развитием моторики, в частности, мелкой моторики пальцев руки. Выполняя пальчиковую гимнастику, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Обязательным элементом коррекционной работы с детьми является зрительная гимнастика. Для более четкого восприятий упражнений для глаз применяются стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения – сосредоточивания взгляда на предмете, перевод с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действия рук, последовательное прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве.
Физические упражнения для коррекции основных двигательных нарушений детей с речевыми нарушениями
Коррекция ходьбы. У большинства детей отклонения в физическом развитии отражаются на устойчивости вертикальной позы, сохранении равновесия, походке, способности соизмерять и регулировать свои движения во время ходьбы. Нарушения в ходьбе индивидуальны и имеют разные формы выраженности, но типичными являются следующие: голова опущена вниз, шаркающая походка, стопы развернуты носком внутрь (или наружу), ноги слегка согнуты в тазобедренных суставах, движения рук и ног несогласованны, движения не ритмичны. У некоторых детей отмечаются боковые раскачивания туловища. В процессе обучения особое внимание уделяется формированию правильной осанки, постановки головы, плеч, движению рук, разгибанию ног в момент отталкивания. К упражнениям, корректирующим ходьбу, относятся: ходьба обычная, на носках с разными положениями рук, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена, широким и мелким шагом, приставным шагом, гимнастическим шагом, перекатом с пятки на носок, в полуприседе, в разных направлениях, в сочетании с другими видами движений. Ходьба по гимнастической скамейке боком приставным шагом; с выполнением различных упражнений. Ходьба по веревке прямо и боком.
Коррекция бега. У детей младшего школьного возраста при выполнении бега типичными ошибками являются: излишнее напряжение, порывистость, внезапные остановки, сильный наклон туловища или отклонение назад, запрокидывание головы, раскачивание из стороны в сторону, несогласованность и малая амплитуда движений рук и ног, мелкие неритмичные шаги, передвижение на прямых или полусогнутых ногах. К упражнениям, корректирующим бег, относятся: бег обычный, на носках, высоко поднимая колено, сильно сгибая ноги назад, выбрасывая прямые ноги вперед, мелким и широким шагом. Бег из разных исходных положений, в разных направлениях, с различными заданиями, с преодолением препятствий.
Коррекция прыжков. Нарушениями в прыжках с места толчком двумя ногами являются: отталкивание одной ногой, несогласованность движений рук и ног при отталкивании и в полете, слабое финальное усилие, неумение приземляться, низкий присед перед отталкиванием, отталкивание прямой ногой. Ошибками в прыжках в длину и высоту являются слабый толчок, иногда остановка перед толчком, низкая траектория полета, неучастие рук, что объясняется низким уровнем координационных способностей, силы разгибателей ног, скоростно-силовых качеств. Кроме того, детям трудно решать одновременно две двигательные задачи: движение ног и взмах руками. Предлагаемые подготовительные упражнения не включают классических прыжков в длину и высоту, но готовят стопу и все мышцы ног. В занятиях с детьми они выполняют самостоятельную функцию, развивая разнообразные координационные способности, корригируя недостатки движения и развития сохранных функций. К коррекционным упражнениям относятся: прыжки на двух ногах на месте, с поворотом кругом, продвигаясь вперед, с зажатым между ног мешочком, через предметы, на одной ноге. Прыжки с высоты, в длину с места и с разбега, вверх с места, доставая предмет. Прыжки через короткую скакалку и обруч разными способами.
Коррекция лазания и перелезания. Программой предусмотрено лазание по гимнастической стенке и скамейке, перелезание через препятствие. Эти упражнения имеют прикладное значение, способствуют развитию силы, ловкости, координации движений, укреплению свода стопы, формированию осанки, умению управлять своим телом. Лазание и перелезание корригируют недостатки психической деятельности — страх, завышенную самооценку, боязнь высоты, неадекватность поведения в сложных ситуациях. К упражнениям, корректирующим лазание, относятся: ползание на четвереньках, животе и спине по гимнастической скамейке, бревну, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами. Пролезание в обруч, под дугу, гимнастическую скамейку разными способами. Лазанье по гимнастической стенке с изменением темпа, сохранением координации движений, использованием перекрестного и одноименного движения рук и ног, перелезанием с пролета на пролет по диагонали.
Коррекция метания. Нарушение движений в метании: напряженность, скованность туловища; торопливость; неправильный замах, метание производится на прямых ногах или прямыми руками; несвоевременный выпуск снаряда, слабость финального усилия, дискоординация движений рук, ног и туловища. Прежде чем приступить к обучению метанию, необходимо освоение детьми разнообразных предметных действий, которое обычно начинают с больших мячей, потому что их лучше держать в руках, а затем переходят к малым. К упражнениям, корректирующим метание, относятся: перебрасывание мяча друг другу снизу, из-за головы, из положения сидя, через сетку. Бросание мяча вверх, о землю, ловля его двумя и одной руками, с хлопками, поворотами. Ведение мяча в разных направлениях. Перебрасывание набивных мячей. Метание в цель из разных положений (стоя, стоя на коленях, сидя).
Оценка физической подготовки детей 6-7 лет с речевыми нарушениями
В качестве показателей оценки основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка выделены внешние (наблюдаемые) проявления этих характеристик у ребенка в поведении, в деятельности, во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная адаптированная программа по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Перечень физических упражнений для детей с тяжёлыми нарушениями речи, перечень основных движений, подвижных игр и упражнений на год, материально - техническое оснащение, список литературы, расписание ...

Конспект занятия по адаптивной физической культуре для детей 5-6лет, имеющих нарушения ОДА
Задачи: Образовательные: - обучение правильному выполнению упражнений с гимнастической палкой, - способствовать развитию мышечной и зрительной памяти, силы, выносливости, координации. Развивающие...
Рабочая программа по адаптивной физической культуре для детей 6-7 лет с речевыми нарушениями
В представленном материале описаны основные положения разработки рабочей программы по адаптивной физической культуре для детей 6-7 лет с речевыми нарушениями. Подробно описаны цели и задачи программы,...

"Адаптивная физическая культура для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Статья посвящена роли адаптивной физической культуры для детей с ограниченными возможностями здоровья, также вопросу формирования социально- бытовых навыков у ребёнка в игре и кратко...

Рабочая адаптированная образовательная программа инструктора по физической культуре для детей 5-7 лет с нарушениями речи на 2022- 2023 учебный год
Данная рабочая программа дошкольного образования по физической культуре для детей с ОНР, посещающих логопедическую группу – стратегия психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и...

Конспект занятия по адаптивной физической культуре с детьми подготовительной группы 6-7лет имеющие нарушения ОДА на тему: Путешествие на остров «Правильной осанки». МБДОУ «Детский сад «Подснежник» г. Тамбов
Конспект занятия по адаптивной физической культуре с детьми 6-7 лет имеющие нарушения ОДА...

Рабочая программа по адаптивной физической культуре для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Программа построена с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями физического и психического развития воспита...