Статья "Развитие через игру: уличные активности для старших дошкольников"
статья (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Развитие через игру: уличные активности для старших дошкольников
Общие цели (для всех игр)
- Физические: развитие ловкости, быстроты, координации, выносливости и общей моторики.
- Развивающие: ориентировка в пространстве, реакция, тактическое мышление.
- Воспитательные: умение соблюдать правила, работать в команде, проявлять честность и выдержку.
1. Салки (классические)
- Цель: развитие быстроты и ориентировки.
- Задачи: тренировать реакцию, учить соблюдать правила, развивать внимание.
- Правила: один ребёнок — «ведущий» (салочный), ловит остальных. Пойманный становится «ведущим» или выходит из круга по договорённости. Можно играть «замороженные салки» — пойманный замерзает и возвращается в игру после освобождения касанием друга.
- Оборудование: метки границ поля.
2. Догони мяч (в парах)
- Цель: развитие координации и командного взаимодействия.
- Задачи: учить передавать мяч, двигаться вместе, контролировать скорость.
- Правила: дети в парах держат между ними мяч (под подбородками/коленями) и должны пройти по маршруту, не уронив мяч. На время или соревнование между парами.
- Оборудование: мячи, конусы.
3. Эстафета «Передай предмет»
- Цель: развитие быстроты, координации и навыков взаимодействия в команде.
- Задачи: отрабатывать старт, передачу, умение ждать очереди.
- Правила: команды по 4–6 детей. Один бежит к маркеру, возвращается и передаёт предмет следующему. Побеждает команда, первая завершившая эстафету.
- Оборудование: палочки/платочки, конусы.
4. «Поймай флажок» (упрощённый)
- Цель: тактика, смекалка, скорость.
- Задачи: развивать стратегическое мышление, ориентировку, взаимодействие в команде.
- Правила: две команды, у каждой — «база» с флажком. За сутки простая версия: стараются пробежать на территорию противника и вернуть флажок. Безопасная упрощённая версия — принеси предмет с чужой базы.
- Оборудование: флажки или яркие платочки, разметка границ.
5. «Рыбаки и рыбки»
- Цель: развитие быстроты, реакции и умения прятаться/маневрировать.
- Задачи: ориентировка, координация, тактическое мышление.
- Правила: несколько «рыбок» бегают, «рыбак» ловит их. Пойманные работают в «сети» — держат руки как сетку и не двигаются, пока другой «рыбак» не освободит (касанием). Можно менять ролями.
- Оборудование: разметка зоны.
6. «Третий лишний»
- Цель: внимание, быстрота реакции.
- Задачи: развивать слуховое и зрительное восприятие, умение быстро принимать решения.
- Правила: дети стоят в кругу. Ведущий называет группы предметов (например, «яблоко, груша, стол»). По заданию дети быстро садятся/встают или реагируют и объясняют, кто — лишний. Можно адаптировать под движения.
- Оборудование: не требуется.
7. «Мяч по кругу» (на внимание)
- Цель: развитие реакции, координации рук и взаимодействия.
- Задачи: учить следить за движением, работать в команде.
- Правила: дети стоят в кругу и передают мяч по сигналу воспитателя. Можно вводить правила: при определённом сигнале меняется направление или мяч передаётся через одного и т. п. Кто задержался — выполняет простое задание (присесть, повернуться).
- Оборудование: мяч.
8. «Построй башню» (эстафета с элементом строительства)
- Цель: развитие точности движений и командной работы.
- Задачи: координация, терпение, планирование действий.
- Правила: команды по 4–5 человек. По очереди дети бегут к столу, берут деталь (мягкие кубики, кегли), приносят в линию и строят башню. Побеждает команда с самой высокой устойчивой башней за время или первая завершившая заданное количество уровней.
- Оборудование: мягкие кубики, кегли.
9. «Пиратский клад» (поиск и перенос)
- Цель: ориентировка, работа в команде, ловкость.
- Задачи: развитие тактического мышления, координации, умения распределять роли.
- Правила: на площадке «зарыты» предметы (карточки/маленькие предметы). Команды получают карту и должны найти и принести как можно больше «кладов» за отведённое время. Можно вводить задания при нахождении клада.
- Оборудование: мелкие предметы, карты или указатели.
10. «Весёлые старты» (комплекс мини-заданий)
- Цель: развитие всех физических качеств в игровой форме.
- Задачи: скоростно-силовые качества, ловкость, равновесие, координация.
- Правила: на станции дети выполняют задания: бег змейкой между конусами, прыжки в обруче, перенос мяча ложкой и т. п. Команда проходит все станции.
- Оборудование: обручи, конусы, мячи, ложки, маленькие препятствия.
11. «Зайцы и волк» (вариант салок с базой)
- Цель: скорость, тактическое поведение, внимание.
- Задачи: научить искать укрытие, действовать коллективно, быстро реагировать.
- Правила: группа «зайцев» пытается добежать до базы, «волк» ловит. Зайцы, добежавшие до базы, в безопасности. Пойманные выполняют небольшое задание или становятся волком.
- Оборудование: маркеры базы.
12. «Ловкие кузнечики» (прыжки, баланс)
- Цель: развитие прыжковой способности и равновесия.
- Задачи: координация, сила ног, умение ориентироваться.
- Правила: дети прыгают через последовательность обручей, переходя с одного на другой, либо перескакивают через линии. На время или на технику.
- Оборудование: обручи, скакалки, линии.
Методические указания и дифференциация
- Для менее подготовленных детей уменьшайте дистанции, упрощайте правила, используйте крупные предметы.
- Для более подготовленных — вводите усложнённые элементы (эстафеты с предметами, тактические задания).
- Постоянно поощряйте положительное поведение, умение ждать своей очереди и помогать товарищу.
- Чередуйте интенсивные игры с более спокойными, следите за подвижностью и температурным режимом.
- Обязательно проводить разминку (2–4 минуты) и заминку (растяжка, дыхательные упражнения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы на тему:Речевые игры,как средство развития любознательности и активности у старших дошкольников с ОНР.
В работе дана краткая аннотация дидактических речевых игр и какие игры используем в работе....

Игры и упражнения на формирование вопросительно-познавательной активности у старших дошкольников
Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач. В предлагаемом матери...
НАРОДНЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИМИСТИЧЕСКОГО МИРООЩУЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Анализ фольклорных произведений показывает, что в народной мудрости зафиксирован образ ребенка — оптимиста....
Формирование познавательной активности у старших дошкольников через проектную деятельность по краеведению.
Проектная деятельность по краеведению является одним из главных источников обогащения детей знаниями о родном крае. воспитание любви и формирование нравственных качеств....
"Развитие познавательной активности у старших дошкольников через организацию краеведческой деятельности"
Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности, а ещё и потому, что а...

Статья "Развивающие игры и упражнения в формировании познавательной активности у старших дошкольников"
Развивающие игры и упражнения помогают добиться позитивной динамики в формировании познавательных способностей, личностных качеств дошкольников, дают возможность ощутить каждому ребёнку свою значимост...
Презентация к представлению педагогического опыта работы по теме "Формирование познавательной активности у старших дошкольников через развитие мыслительных процессов"
В презентации представленны цели, задачи и краткое описание педагогического опыта работы по теме "Формирование познавательной активности у старших дошкольников через развитие мыслительных процесс...
