Опыт работы "Безопасность на природе"
статья (подготовительная группа)

Ульянова Марина Владимировна

В статье приведена методика формирования у старших дошкольников знаний правил безопасности на природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 им. В.В. Бианки»

Опыт работы по теме:

 «Особенности формирования знания правил безопасного поведения на природе у детей подготовительной к школе группы»

Воспитатель:

Ульянова М.В.

Бийск 2025

В последние годы наблюдается рост популярности отдыха на природе, в том числе и в экзотических странах, что делает актуальным вопрос безопасности детей на природе.

Этот удивительный мир природы! Мир красок, превращений и неожиданностей!

Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать.

Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Именно поэтому формирование у детей основ безопасности актуально в ДОО.

В современном дошкольном образовании много внимания уделяется основам пожарной безопасности, безопасности в быту, правилам дорожного движения для пешеходов, но значительно меньше - безопасности в природе.

Хочу поделиться опытом работы с детьми подготовительной группы по формированию безопасного взаимодействия с объектами природы и поведения во время природных явлений.

Для выявления уровня сформированности безопасного взаимодействия с объектами природы и поведения во время природных явлений, мной был проведен мониторинг. Цель диагностики – определить уровень знаний детей об источниках опасности в природе, о возможных угрожающих ситуациях, о мерах предосторожности при обращении с потенциально опасными предметами в природе, о действиях в некоторых опасных ситуациях; а также возможность скорректировать дальнейшую работу по воспитанию безопасного поведения детей в природе.

В результате наблюдений и совместной деятельности выяснилось, что у детей недостаточно сформированы представления о правилах безопасного поведения детей в природе. Дети не проявляют интереса к вопросам ОБЖ в природе, не владеют элементарными знаниями безопасного поведения в природе и недостаточно

осознают потенциальную опасность, исходящую от объектов и явлений природы.

Было принято решение реализовать работу по формированию безопасного поведения с объектами природы, причем содержание работы должно иметь экологический уклон (необходимо избежать формирования враждебного отношения к природе).

Работа проводилась по шести блокам в форме совместной деятельности в течение шести недель.

1. В природе всё взаимосвязано. Необходимо было рассказать детям о взаимосвязях и взаимодействии всех природных объектов. При этом дети должны понять главное: Земля — наш общий дом, а человек — часть природы (уточнение знаний о влиянии водоемов, лесов, воздушной среды и почвы на жизнь человека, животных, растений). Для достижения этой цели была проведена беседа с показом презентации «Человек и природа».

Вместе с детьми мы сделали вывод: человек – часть природы, которая является его «вторым» домом.

2. Загрязнение окружающей среды. Дети познакомились с проблемами загрязнения окружающей среды: как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.

Был организован просмотр презентации «Загрязнение окружающей среды».

Детьми был сделан вывод: загрязнению окружающей среды, к сожалению, способствует деятельность человека.

3. Опасная вода. Ухудшение экологической ситуации представляет определенную угрозу здоровью человека. Необходимо объяснить детям, что выполнение привычных требований взрослых (не пить сырую воду, мыть фрукты и овощи) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.

Детям, например, можно напомнить известную сказку о сестрице Аленушке и братце Иванушке, которая поможет осознать, что употребление грязной воды может привести к нежелательным последствиям.

Вместе с детьми были организованы опыты с фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде. Это поспособствовало формированию чувства брезгливости к «грязной» воде.

Дети также узнали о том, что небезопасными для здоровья являются такие источники питьевой воды, как колодцы, водоемы, реки, водопровод (особенно весной), поэтому не следует пить воду,  где бы то ни было без предварительной ее обработки (длительного отстаивания с последующим кипячением).

Вместе с детьми были сделан вывод: нельзя загрязнять воду.

Дети также узнали, какие опасности могут исходить от водоёмов. Это - глубина, течение, водовороты, низкая температура.

Совместная деятельность в форме блиц-опроса позволила закрепить полученные знания.

4. Природные явления. Огромную опасность для детей представляют природные явления: солнце, дождь, ветер, гром, молния, град, мороз, землетрясение, ледоход, камнепад в горах,  перепад температуры, огонь (костры, спички, зажигалки). Дети должны иметь представление, как эти природные явления могут нанести вред здоровью человека, в некоторых случаях привести к гибели.

Детям была показана презентация «Опасные природные явления», в ходе которой дошкольники узнали много нового о безопасности своей жизнедеятельности во время природных явлений. Некоторые дети с такими природными явлениями, как камнепад и ледоход познакомились впервые.

Вместе с детьми сделали вывод: даже простые каждодневные природные явления могут нанести вред здоровью.

5. Ядовитые растения. Педагог должен рассказать детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах, вдоль дорог, на пустырях.

Для ознакомления с этими растениями я использовала презентацию «Ядовитые растения», где дети могли увидеть реалистичное изображение небезопасных для жизни и здоровья растений.

Дети уяснили, что надо быть осторожными и не пробовать на вкус ягоду и траву в условиях природы, так как в результате ухудшающейся экологической обстановки, например, кислотных дождей, опасным может оказаться даже неядовитое растение.

Детям было рассказано, что грибы не являются растениями, а представляют собой отдельный вид живых организмов. Дети учились отличать ядовитые грибы от съедобных.

Дошкольники узнали, что никакие грибы нельзя брать в рот или пробовать в сыром виде. Даже со съедобными грибами в последние годы происходят изменения, делающие их непригодными для еды. Особой осторожности требуют консервированные грибы, которые детям дошкольного возраста лучше вообще не употреблять в пищу.

Для закрепления этих правил дети самостоятельно организовали игру с мячом  «Съедобное-несъедобное».

6.Контакты с животными. Необходимо объяснять детям, как безопасно контактировать с животными.

Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки. Можно играть с домашними питомцами, но при этом учитывать, что каждое животное обладает своим характером, поэтому даже игры с животными могут привести к травмам, царапинам и укусам.

Особенно осторожным должно быть поведение городских детей, которые оказались в сельской местности. Им надо объяснить, что любые животные с детенышами или птицы с птенцами часто ведут себя агрессивно и могут напугать или травмировать, особенно рогатые животные. И, конечно же, дети должны усвоить, что нельзя дразнить и мучить животных.

Дикие звери, ядовитые насекомые, змеи, клещи представляют огромную опасность для жизни. Дети узнали алгоритм действий при укусах зверьков, насекомых, змей, клещей.

Если не получилось избежать встречи с диким зверем - не приближаться к нему, не кричать, не махать руками, не поворачиваться спиной, не смотреть в глаза.

В лесу нельзя сходить с тропинок, отходить далеко от взрослых, трогать незнакомые предметы, собирать незнакомые ягоды и грибы, разорять гнезда птиц, заглядывать в норы, наступать на муравейники.

О безопасных контактах с животными дошкольники узнали из презентации «Безопасные контакты с животными». В процессе просмотра ребята делились своим личным опытом общения с животными.

Полученные знания о правилах безопасного поведения в природе дети закрепили в напольной игре «Знатоки безопасности». В игре ребята должны были отыскать картинку, изображающую опасную ситуацию в природе, объяснить её, применив уже полученные знания. Игра имела подгрупповую форму организации. Все дети в подгруппах справились с поставленной задачей.

С целью создания условий для ознакомления детей с основами безопасности в природе особое внимание было уделено организации предметно-развивающей среде в группе. Целесообразно внести в уголок безопасности: тематические альбомы «Ядовитые растения», «Грибы», «Домашние животные», «Насекомые»; плакат «Правила безопасности в природе», «Стихийные бедствия»; дидактические игры «Опасно - не опасно», «Лото туриста»; художественную и познавательную литературу; фотоальбомы и иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Так же была проведена работа с родителями. Разработаны и представлены родителям консультации: «Первая помощь при укусах насекомых», «Безопасность детей летом», «Солнечные ожоги», «Рекомендации по предупреждению отравлений ядовитыми растениями и грибами», «Перегревание», «Советы на лето: когда доктора нет рядом», «Правила поведения детей на воде», памятки «Профилактика обморожения», «Ядовитые растения», папка-передвижка «Весна прекрасная, весна опасная».

Список использованных источников

1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. – Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.-144с.

2. Белая К. Ю. – Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011.- 64с.

3. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет : «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры/ авт. Сост. Н. В. Коломеец. - Волгоград: Учитель, 2011, 168с.

4. Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. - СПб: ООО «Издательство «Детство - пресс», 2010 – 128с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы на тему"Формирование бережного и заботливого отношения к природе у дошкольников с ОНР методом проектов.

В статье описан опыт работы по использованию с дошкольниками проектного метода....

опыт работы на тему:«Использование метода чувственного познания в процессе наблюдения за живой природой детьми младшего дошкольного возраста»

«Формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы через правильную организацию чувственного познания природы»....

Опыт работы в младшей группе:«Использование метода чувственного познания в процессе наблюдения за живой природой детьми младшего дошкольного возраста»

«Формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы через правильную организацию чувственного познания природы»....

Опыт работы по теме"Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края".

Эпиграф.« Бедное дитя, если оно выросло не сорвав полевого цветка, не по­мявши на воле зеленой травы! Никогда оно не разовьется той полнотой и свежестью, к которой способна душа человеческая...

Опыт работы по теме "Комнатные растения как средство воспитания интереса и любви к природе"

   Цель:  показать значение комнатных растений в ознакомлении дошкольников с окружающей природой.  Особое внимание педагог уделяет возникновению эстетического чувства ...

Опыт работы по взаимодействию детского сада с семьей на примере реализации проекта «Осенняя ярмарка «Очарование природы»» в ГБДОУ №27 Красногвардейского р-на Санкт-Петербурга

В презентации представлен опыт  работы по взаимодействию детского сада с семьей на примере реализации проекта «Осенняя ярмарка «Очарование природы»» в ГБДОУ №27 Красногвардейского р-на Санкт-Пет...

Консультация для родителей на тему:"Опыт общения с природой"

воспитание бережного отношения к природе...