Культура питания. Культурно-гигиенические навыки питания.
проект (средняя группа)

Лысенко Наталия Алексеевна

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а так - же к тем, кто приготовил пищу. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения и имеет следующие задачи: приучить детей правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу. Уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Учить тому, что, чем и как едят (хлеб, котлета, салат, суп, каша, бутерброд, запеканка). Познакомить со столовой посудой. Привлекать внимание к заданному образцу правильного общения во время приема пищи (разговаривать в полголоса, доброжелательным тоном, не разговаривать с набитым ртом, уважительно относится к просьбам и желаниям других детей).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pitanie.docx387.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 53»

Проект по формированию культурно- гигиенических навыков у детей

при организации приема пищи

в средней группе

на тему: «Культура питания. Культурно – гигиенические навыки питания»

Подготовили воспитатели:

Лысенко Н.А.

Кудрина О.С.

Новосибирск, 2023

Цель проекта: Создание условий для формирования культурно-гигиенических навыков питания у детей средней группы в повседневной жизни, в детском саду и в семье.

Задачи: формировать у детей культурно-гигиенические навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой, не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с набитым ртом, после еды полоскать рот. Приучать оказывать помощь взрослым, накрывая на стол, правильно раскладывая приборы и все необходимое для сервировки и убирать со стола после еды.

Задачи для родителей: создавать ребенку дома условия для закрепления культурно- гигиенических навыков, полученных в детском саду, и всячески способствовать этому, подавая личный пример.

Актуальность: Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а так - же к тем, кто приготовил пищу. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения и имеет следующие задачи: приучить детей правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу. Уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Учить тому, что, чем и как едят (хлеб, котлета, салат, суп, каша, бутерброд, запеканка). Познакомить со столовой посудой. Привлекать внимание к заданному образцу правильного общения во время приема пищи (разговаривать в полголоса, доброжелательным тоном, не разговаривать с набитым ртом, уважительно относится к просьбам и желаниям других детей).

Участники проекта: Воспитатели, дети и родители средней группы «Зайчата».

Сроки реализации проекта: 14 дней

Тип проекта: краткосрочный, познавательно – исследовательский, коллективный

Ожидаемый результат: 

1. Осознание детьми понятия «Культура правильного питания», «Правила поведения за столом».

 2. Приобретение детьми определенного объема знаний по теме.

 3. Повышение заинтересованности родителей к совместной деятельности с детьми, взаимодействию с детским садом.

План реализации проекта 

Этапы проекта:

 1. Организационный (подготовительный)

• Изготовление наглядного материала для родителей («папка-передвижка», консультация, рекомендации, для детей (наглядность для занятий).

• Подбор художественной литературы по теме.

• Подбор демонстрационного материала по теме.

• Разработка «домашнего задания» для родителей по проблемной теме.

• Определение тематики бесед.

• Планирование НОД в соответствии с темой проекта.

2. Основной (реализация проекта):

  • Проведение цикла занятий по теме проекта.
  • Познавательное развитие: «Культура еды серьезное дело», «Правила поведения за столом. Чего же требует этикет?», экскурсия на пищеблок (знакомство с профессией повар, кухонной посудой) Беседы: «Правила поведения за столом», «Будь вежливым», «Посуда и столовые  приборы», «Как правильно накрыть на стол», «Поведение за столом», «Столовые приборы», «Как едят различные блюда».
  • Речевое развитие: • Заучивание правил культуры еды в стихах; Ю. Чичев «Что такое этикет?»(Не хватай еду руками) • Чтение Н. Литвинов «Королевство столовых приборов»; С. Капутикян «Маша обедает», «Кто скорее допьет?», В. Берестов «Ложка», И. Токмакова «Глубоко – не мелко, корабли в тарелках», Ю. Кушак «Приятного аппетита», А. Кардашева «Завтрак, ужин» • Отгадывание загадок по теме.
  •  Художественно эстетическое развитие: • Раскрашивание карандашами «Столовые приборы», «Сервировка стола» • Игра – задание «Раскрась только столовые приборы и посуду, которой мы пользуемся во время еды» • Лепка из соленого теста «Кастрюля»
  • Социально-коммуникативное развитие: • Дидактическая игра «Самые важные правила за столом во время еды» • Игровые ситуации: «Готовимся к обеду», «Как и когда мы пользуемся салфеткой», «Кукла учится у ребят аккуратно кушать», «Для чего такая посуда?», «Обед у кукол».
  • • Сюжетно – ролевые игры: «Семья обедает», «К нам гости пришли».

Методы и формы организации работы с детьми:

 1. Наглядные (показ приемов владения столовыми приборами, демонстрация правил сервировки, положительный личный пример, рассматривание картин и иллюстраций, экскурсия на пищеблок, наблюдение за сверстниками).

2. Словесные (объяснение, разъяснение, убеждение, использование художественного слова, разбор проблемных ситуаций, поощрительная оценка деятельности ребёнка).

3. Практические (дежурство, закрепление навыков поведения за столом, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры) Формы работы с родителями. • Размещение информации на стенде, папки – передвижки «Воспитание культурно – гигиенических навыков во время еды (рекомендации для родителей), памятка «Организация питания детей в семье», «Чистые руки – залог здоровья». • Участие в беседах по проблемной теме. • Участие родителей в создании мини- библиотеки книжек малышек «Культура еды», Правила для детей в картинках и стихах «Формирование культурно – гигиенических навыков у детей во время приема пищи».

3. Заключительный этап. Продукты проектной деятельности:

Для детей:

• Выставка детских работ по теме.

• Дидактическая игра «Самые важные правила за столом во время еды»

• Мини – библиотека книжек – малышек по теме.

• Правила для детей в картинках и стихах «Формирование культурно – гигиенических навыков у детей во время приема пищи»,

• Алгоритм пользования столовыми приборами.

Для родителей:

• Информационная папка – передвижка: «Воспитание культурно – гигиенических навыков во время еды (рекомендации для родителей), памятка «Организация питания детей в семье», «Чистые руки – залог здоровья».

Для педагогов:

• Презентация по результатам реализации проекта в средней группе «Зайчата»

• Подбор материала совместной деятельности с детьми по проекту

Беседы с детьми средней группы:


Беседа «Правила поведения за столом».

Программное содержание. Учить детей отвечать на вопросы, задавать вопросы товарищам. Закрепить навыки культурного поведения за столом. Познакомить детей с правильным пользованием вилкой.

Предварительная работа. В течение определенного времени детей знакомили с правилами культурного поведения за столом, учили правильно пользоваться ложкой, салфеткой, обращали внимание, что тарелку не следует наклонять.

Материал: приборы для обеда.

Методические приемы. Предложить детям вспомнить правила поведения за столом, спросить:

1. Что нужно сделать, прежде чем сесть за стол? (вымыть руки с мылом, причесаться).

2. Как правильно сидеть за столом во время еды? (слегка наклониться над тарелкой, не класть локти на стол, ноги держать под столом, не мешая товарищу).

3. Какую услугу можно оказать товарищу? (можно подать соль, салфетку, хлеб).

4. Как правильно есть и пить? (есть и пить спокойно и бесшумно, пережевывать пищу с закрытым ртом, пищу брать понемногу).

5. Как надо вести себя за столом, чтобы не крошить, не проливать?

Дети покажут нам, как пользоваться приборами. Знакомить детей с правилом пользования вилкой.

Речевое общение детей друг с другом на закрепление правил культурного поведения за столом. Закончив «обед», дети ставят тарелки на край стола, вытирают губы и пальцы салфеткой, благодарят за обед.

Словарная работа. Активизация слов-действий: едят, жуют, благодарят.

 

Беседа «Будь вежливым».

Программное содержание. Воспитывать у детей чувство уважения к людям. Раскрывать перед детьми сущность понятия «вежливость» (вежлив тот, кто внимателен к людям).

Подготовка. Чтение произведений о доброжелательном отношении к людям. Беседы о хороших и плохих поступках, рассматривание картин-ситуаций и т. д.

Методические приемы. Вопросы к детям:

1. Каких людей называют вежливыми? Предложить детям привести примеры вежливых поступков.

2. Кого из наших детей можно назвать вежливым и почему? Предложить детям несколько ситуаций: «В комнату вошел гость» и т. д.

3. Какое чувство вы испытываете от вежливого обращения к вам? (захочется улыбнуться). Будьте всегда вежливы, приносите людям радость.

 

Тема: «Посуда и столовые приборы»

 

Предварительная работа с детьми:

- прочитать сказку К. Чуковского «Федорино горе»;

- организовать игры: настольное лото «Посуда», «Разрезные картинки» и др.

Содержание беседы:

Сервировка стола – искусство, с которым хорошо знакомы все мамы и бабушки, но каждый ребенок с удовольствием может помочь взрослым накрыть на стол. Для этого необходимо знать, какой посудой мы пользуемся. Она различна по материалу изготовления и назначению есть посуда стеклянная, деревянная, металлическая, глиняная (керамическая), даже пластиковая и бумажная. Из фарфора и хрусталя сделана самая красивая и нарядная посуда.

В одной посуде мы готовим еду. Это, к примеру, кастрюли, сковороды, горшочки. Из другой – едим и пьем, называя ее столовой, чайной, кофейной.

Столовая глубокая тарелка предназначена для любого первого блюда, в котором много жидкости и которое обычно подают горячим. Глубокая тарелка размером поменьше называется десертной.

Мелкие тарелки тоже различаются размерами, каждая из них используется для определенных блюд. Самая большая – столовая – для вторых горячих блюд: мяса, рыбы, дичи. К ним добавляется гарнир: картофель, овощи, рис, макароны. Иногда мелкую столовую тарелку ставят как подставную под тарелку с супом.

В тарелку поменьше – закусочную – кладут салаты и холодные закуски: колбасу, ветчину, сыр, шпроты. Тарелка, которая еще меньше, называется хлебной или пирожковой. Она нужна для того, чтобы пирожок или кусок хлеба не лежал на столе. Для сладостей и фруктов подается мелкая десертная тарелка.

Для чая, какао, кофе предназначены чашки с блюдцами. Чашка и блюдце дружат и очень скучают друг без друга. Не разлучайте их и всегда ставьте на стол вместе: чашку на блюдце. Тогда капельки чая не попадут на скатерть.

Для холодных жидкостей – воды, сока, киселя, компота – удобны бокалы и стаканы.

Для хлеба на стол ставится хлебница, для масла – масленка, для сыра – сырница. Помимо этого, есть салатница, супница, селедочница, икорница, сахарница, кофейник, молочник, большой и маленький фарфоровые чайники. Все это для того, чтобы было удобно есть и пить.

Но одной посуды недостаточно – нужны столовые приборы: ножи, вилки, ложки. Самые большие из них – столовые нож и вилка – предназначены для вторых горячих блюд. Для салатов, овощей и холодных закусок используется нож и вилка размером поменьше. Рыбным ножом и вилкой едят рыбу. На кончике этого ножа сделаны специальные изгибы, а в середине вилки, между вторым и третьим зубчиками – углубление, чтобы отделить мясо от костей. Такой нож, в отличие от столового, тупой. Для фруктов и фруктовых салатов используются десертные приборы. Столовой ложкой едят супы и молочные каши; ля бульона, компота, мороженого и других сладких блюд используется ложка поменьше – десертная; для чая и кофе – чайная или кофейная ложечка. Половник необходим для разливания супа, нож для масла, лопаточка для торта, щипцы для сахара, вилочка для лимона, ложка с длинной ручкой для варенья – все эти приборы, в нужный момент оказываясь на столе, помогают нам красиво и правильно есть. Кроме того, на стол ставятся приборы для специй – соли, горчицы и перца и к ним маленькие ложечки. Солонку с дырочками не ставят: вытрясать соль не совсем удобно, гораздо проще достать ее ложечкой.

Тема: «Как правильно и красиво накрыть на стол»

 

Предварительная работа с детьми:

- прочитать стихотворение Ю. Тувима «Овощи»;

- организовать праздник красивого застолья».

 Содержание беседы:

И в праздник, и в обычный день на обеденном столе должно быть красиво, но сервировка праздничного стола отличается особой торжественностью. Начинают накрывать на стол с того, что стелют скатерть – белую или цветную, но обязательно чистую. Ее края опускают со всех сторон одинаково, но не ниже сидений стульев. Каждому человеку за столом выделяется место, где для него ставят тарелки и бокалы, кладут приборы. Чтобы выяснить размеры этой части, сделайте следующее: поставьте стул к столу и сядьте, затем положите руки на стол так, чтобы было удобно. Вот вы и заняли свою часть стола: длиной 50 – 70 см, шириной до середины стола. Обычно середину скатерти заглаживают в складку, и она делит стол по длине на две равные части. Когда вы сидите за столом, локти не должны лежать на нем.

У стола ставят стулья по количеству человек, участвующих в застолье. Напротив каждого стула – закусочная тарелка, слева от нее – хлебная. Между ними закусочная и столовая вилки зубчиками вверх так, чтобы они не упирались в стол. Справа от закусочной тарелки – столовый и закусочный ножи, повернутые лезвием к тарелке. Столовые нож и вилка располагаются ближе к закусочной тарелке, но не под ее краями, закусочные приборы – дальше от тарелки: ими нужно пользоваться в первую очередь, так как застолье начинается с закусок.

Когда хозяйка уберет закусочные приборы и тарелки, поставит на стол второе горячее блюдо и подаст для нег столовые тарелки, следует взять в руки столовые приборы. Есть такое правило: начинаем пользоваться теми приборами, которые лежат дальше от тарелки. Суповую ложку необходимо положить между ножами, углублением вниз. Если же застолье начинается с первого горячего блюда, тогда при сервировке стола столовую ложку кладут справа от закусочного ножа. Расстояние от края стола до ручек приборов и края закусочной тарелки должно быть примерно 2 см (2-3 пальца), до хлебной – 5 см.

Бокал для воды ставится с правой стороны от закусочной тарелки за ручкой столового ножа.

Полотняные салфетки кладут каждому гостю на закусочную тарелку. Бумажные салфетки не раскладывают, а ставят в салфетницы.

Приготовив место для каждого гостя, следует заняться общей сервировкой. Нужно разместить на столе приборы со специями, салатницу с салатом, тарелки с закусками. В баночках, под которые ставятся подставочные тарелочки, - шпроты и сардины. У каждого блюда – приборы; для салата – салатные ложка и вилка, для закусок – маленькие вилочки. Закуски с общего стола на свою тарелку следует перекладывать ими, а не вилкой. Стол можно украсть цветами или свечами.

На праздничный стол ставится супница, и хозяйка разливает суп в тарелки на глазах у гостей. Когда переходят ко второму горячему блюду, на стол выставляется блюдо с мясом и гарниром. Гости могут сами разложить еду по тарелкам, либо это делает хозяйка.

Стол постоянно должен быть красивым, и если произойдет неприятность (кто-то прольет воду или испачкает скатерть), можно накрыть это место плотной салфеткой и поставить сверху тарелку с закуской.

 

  

Тема: «Поведение за столом»

 

Предварительная работа с детьми:

Провести беседу о том, какие правила поведения за столом следует помнить и выполнять. Предложить ребятам закончить фразы:

-есть и пить надо… (беззвучно и аккуратно), не оставляя на скатерти следов пищи;

-не склоняться низко… (над тарелкой), лишь слегка наклонить…(голову);

-на столе лежат только кисти рук, локти на стол… (не ставим);

-обе руки либо свободны, либо…(заняты); нож в правой руке, вилка… (в левой);

-если вилка или ложка в правой руке, то левая… (придерживает тарелку);

-за столом нельзя говорить… (громко или с полным ртом);

-если во рту пища, воду… (не пьют);

-если ложка или вилка упала на пол, не спешим ее поднимать, попросим другую, но при выходе из-за стола… (поднимем ее);

-упавшую на пол полотняную салфетку… (поднимаем сами) и не меняем на другую;

-бумажные салфетки меняем… (по мере надобности и при новом блюде);

-не спешим в еде, но и не сидим…(долго) за одним блюдом;

-всегда благодарим за угощение хозяйку добрыми словами… («Спасибо, очень вкусно!» или «Спасибо, такая вкусная солянка»).

 Содержание беседы:

Приятно сидеть за столом среди красивых людей и есть вкусную еду! Даже говорят: аппетит приходит во время еды. Но чтобы хорошо выглядеть во время застолья, надо соблюдать правила столового этикета.

Одно из них – красиво сесть за стол. Мужчины и мальчики помогают дамам и девочкам. Кавалер легко и красиво отодвигает стул от стола. Для этого нужно взять его за спинку, приподнять и передвинуть. Чтобы стул не выскользнул из рук, следует браться не за верхнюю часть спинки, а за боковины, большие пальцы рук – с внешней стороны. Дама встает между стулом и столом, как можно ближе к столу, чуть сгибая ноги в коленках. Кавалер придвигает стул к ее ногам. Она садится и обязательно словами и улыбкой благодарит его за помощь.

Следующее правило – уметь пользоваться салфеткой. Полотняную салфетку, сложенную пополам, кладут на колени, чтобы она защищала костюм от крошек и капель. Ею нельзя вытирать нос или лоб, можно лишь промокнуть уголки губ. Когда мы едим, салфетка лежит на коленях, выходим из-за стола – кладем ее аккуратно сложенной между пирожковой и закусочной тарелками. Когда совсем закончили трапезу, следует положить салфетку на пирожковую тарелку. Во время застолья ее не меняют. Если она упала на пол, ее надо поднять, отряхнуть и снова положить на колени.

Бумажные салфетки меняют со сменой блюд и по мере надобности. Промокнув губы, сложите салфетки так, чтобы следы оказались внутри нее, и положите салфетку под закусочную тарелку. Закончив есть блюдо, вытрите салфеткой губы, затем руки (а не наоборот) и положите ее на использованную тарелку. Каждое новое блюдо следует есть новыми приборами и использовать чистую бумажную салфетку.

Важное правило – пользоваться ножом и вилкой. Ножом разрезают на маленькие кусочки мясо, колбасу, ветчину, сыр, огурцы, помидоры, яблоки и груши. Владея этими столовыми приборами, мы легко нарежем удобные для еды кусочки, ломтики и дольки. Тогда зубам будет значительно легче раскусить, а желудку перемолоть и переварить пищу. Неприятно смотреть на человека, пытающегося прожевать большие куски.

В правой руке держат нож, лезвием вниз. В левой руке вилка, зубчиками вниз, если пищу (мясо, колбасу, сыр) надо прокалывать, или зубчиками вверх, если кладем на вилку гарнир. При этом ручки приборов находятся в ладонях, придерживаем их большими и средними пальцами, а кончики указательных пальцев опираются на них. Оба прибора должны быть одновременно либо в руке, либо на тарелке. Положим нож и вилку на тарелку, возьмем в руки кусок хлеба или бокал с водой. Когда мы прожевываем пищу или что-то рассказываем, нож и вилку держим в руках так, чтобы кончики приборов лежали на краю тарелки.

Во время перерыва в еде кладем приборы на тарелку так: нож лезвием к центру тарелки ручкой вправо – к правой руке, вилку зубчиками вниз ручкой влево – к левой руке. Завершив трапезу, нож кладем также, а вилку – слева от ножа, зубчиками вверх.

Не следует разрезать мясо на несколько кусочков, а затем, отложив нож, есть только вилкой: мясо быстро остынет и станет невкусным. Отрезаем кусочек, съедаем, затем отрезаем следующий.

 

Несколько советов:

- чтобы не испачкаться, отрезаем кусочек подальше от себя;

- вилку держим крепко и под небольшим наклоном, чтобы кусок не выскользнул;

- нож двигаем легко и свободно вдоль зубчиков вилки, отрезая небольшой кусочек, чтобы легко его прожевать;

- если вилка осталась в большом куске, то, придерживая этот кусок ножом, вынем вилку, проткнем ею отрезанный кусочек и поднесем ко рту.

Нож не только разрезает пищу, он помогает положить гарнир на вилку. Двигая по тарелке вилку зубчиками вверх, набираем на нее гарнир, а нож придерживает его, словно заборчик. Никогда не следует накладывать гарнир на вилку ножом.

Ко рту подносим только вилку, а не нож. Если вас попросили подать столовые приборы, протяните правой рукой нож или вилку ручкой к попросившему. Держите прибор в том месте, где его ручка соединяется с лезвием.

То, что легко разделать вилкой, едим без ножа: вареную картошку, котлеты, омлет. Вилку держим в правой руке, а левой придерживаем тарелку: большой палец лежит на краю тарелки, остальные – под краем.

 

Как есть суп

Левой рукой придерживаем суповую тарелку. Столовая ложка в правой руке: ее ручка лежит на среднем пальце, а большой и указательный придерживает прибор. Ко рту ложку подносим чуть наискосок и, захватывая ее губами, отправляем содержимое в рот. Очень горячий суп не прихлебываем и не дуем на него, подождем, пока немного остынет. В гостях не доедаем суп, а дома можно осторожно, чтобы не испачкать скатерть, наклонить тарелку от себя. Чтобы капельки супа не капали на стол или одежду, ведем ложку в тарелке не к себе, а от себя. Тогда капли упадут в тарелку. Во время еды не кладем ложку на стол: она либо в руке, либо в тарелке. Когда едим, ложка лежит углублением вниз, а закончили – положили углублением вверх, а ручка направлена к правой руке.

 

Как есть бульон

Бульон подают в чашке с блюдцем. На блюдце под ручкой лежит десертная ложка. Иногда хозяйки кладут десертную ложку не на блюдце, а на стол, справа от чашки. Во время еды чашку поворачиваем ручкой влево и придерживаем ее левой рукой. Удобнее поворачивать чашку рукой к себе, а не от себя (по часовой стрелке).

Бульон едим десертной ложкой из чашки как суп, его остатки можно допить. Для этого повернем ручкой вправо и правой рукой поднесем ее ко рту, левой придерживаем блюдце. Есть специальные бульонные чашки – с двумя ручками: их не надо поворачивать, но и допивать из них не следует.

 

Как есть хлеб

Кусок хлеба берем из хлебницы рукой, стараясь не касаться других кусков, и кладем на свою пирожковую тарелку. Левой рукой отламываем от куска небольшой кусочек и съедаем. Если нет хлебной тарелки, заменим ее бумажной салфеткой. Пирожок к бульону тоже лежит на этой тарелке, но мы его не разламываем, а подносим левой рукой ко рту и откусываем.

Не рекомендуется с помощью хлеба класть еду на вилку – для этого используют нож. Так поступают совсем маленькие дети. Нельзя играть хлебом: делать из него шарики и катать по столу.

У каждого из нас может случайно разбиться бокал, пролиться вода. В таком случае обязательно попросите прощения у хозяйки дома и скажите, что это нечаянно. Не привлекайте к своей ошибке большого внимания, т.е. не хмурьте брови, не плачьте, не жалуйтесь. Чтобы не произошло подобных неприятностей, не протягивайте руки через стол к блюду, стоящему от вас далеко, а попросите передать или положить вам на тарелку угощение. Не кладите на тарелку более двух закусок, например, колбасу, ветчину, шпроты, огурец, помидор и др. Съешьте одно – положите другое.

За столом мы не только едим, но и общаемся: разговариваем, слушаем, улыбаемся. Разговаривать нужно негромко, немного и свободным от пищи ртом. Никогда не говорим за столом плохо о приготовленных блюдах, а также о том, что может испортить аппетит и настроение.

Не поворачиваемся к собеседнику спиной: сидим прямо, поворачивая только голову. Не спешим выходить из-за стола. Взрослые всегда подскажут, когда это удобнее сделать. Основное правило: первой садится за стол и выходит из-за стола хозяйка дома.

Существует много правил поведения за столом, они легко запоминаются, а также помогают нам хорошо выглядеть во время застолья и создают добрые отношения между людьми.

 

 

Беседа

«Столовые приборы и правила их использования». 

      Ложку нужно держать так, чтобы большой палец лежал сверху на ее ручке. Суп едят, черпая ложкой от себя, иначе можно забрызгать костюм. Зачерпывать надо столько жидкости, сколько, не пролив, можно поднести ко рту. Надо следить за тем, чтобы суп не стекал с ложки обратно в тарелку. Ложку подносят ко рту левым широким краем.  Охлаждать суп, перемешивая ложкой, не полагается, лучше подождать, когда он немного остынет. Точно так же нельзя дуть в тарелку, чашку или ложку. Суп едят тихо, бесшумно; чтобы доесть его до конца, не возбраняется слегка приподнять левой рукой край тарелки по направлению от себя. 
Окончив есть суп, ложку надо оставить в тарелке. Точно так же поступают, не доев суп до конца.  Клецки, фрикадельки в супе делят на части не ножом, а ложкой.  Если суповое мясо подается отдельно на блюде или в миске, нужно взять кусочек, нарезать его при помощи ножа и вилки и только после этого положить в тарелку с супом. Гущу съедают одновременно с жидкостью. Добавляя себе суп, ложку оставляют в тарелке. Бульон и суп-пюре сервируют главным образом в чашке и едят обычно десертной ложкой, причем левой рукой держат ручку чашки. Из чашки допивают лишь остатки. 
       Пользуясь во время еды вилкой и ножом, нож держат в правой, а вилку — в левой руке. Когда едят только вилкой, ее берут в правую руку. 
       Не следует брать вилку, нож или ложку чересчур близко к основанию. Нельзя брать ложкой то, что можно взять вилкой. Брать на вилку можно столько, сколько на ней умещается, не сваливаясь. 
       К помощи 
ножа приходится прибегать довольно часто. Им разрезают рыбную гастрономию, мясо (говядину, свинину, баранину, телятину, мясо лося, кабана, сайгака, медвежатину, зайчатину, птицу, дичь). Не стоит нарезать сразу несколько кусочков — мясо остынет и станет невкусным. Так можно резать только детям, которые еще не привыкли есть самостоятельно или умеют пользоваться лишь вилкой. 
       Клецки, галушки, вареные овощи не режут ножом, а в случае необходимости делят на кусочки 
вилкой. Если на столе котлеты, зразы, тефтели, голубцы или другие рубленые блюда, употребление ножа излишне. Их едят вилкой, держа ее в правой руке. 
       Кусочком хлеба правой рукой можно помочь положить на вилку кусок блюда с тарелки. Такие блюда, как омлеты, овощи, запеканки, едят только при помощи вилки. 
       Ножом, которым режут мясо, не берут соль из солонки, еду из общего блюда. 
       В соус или иное блюдо не стоит крошить хлеб. Не сумев съесть соус с основным продуктом — мясом, птицей, рыбой, лучше оставить его на тарелке. 
       
Если приходится временно прерывать еду, чтобы выпить воды, взять хлеба, положить кусок мяса, нож и вилку кладут на тарелку так, как их держали: нож ручкой вправо, а вилку — влево. 
       Окончив еду, нож и вилку кладут в тарелку параллельно ручками влево рядом друг с другом. Это знак (официанту, обслуживающим лицам) убрать тарелку. 
       Если кто-либо попросит передать прибор, то ножи, вилки, ложки 
передают ручкой вперед. Самому можно в таком случае взять прибор за нейтральную середину (например, в том месте, в котором нож соединяется с ручкой). Это позволит избежать загрязнения прибора пальцами.

 

Беседа

«Как едят различные блюда».

 

Птицу, дичь едят с помощью ножа и вилки (но не руками). Однако разрезая мясо на куски, не стоит прилагать слишком больших усилий, так как отрезанный кусочек может легко выскользнуть из тарелки на скатерть. 

Некоторые блюда, в частности спаржу, цыпленка-табака, раков, иногда допускается есть руками (хотя все же 
лучше пользоваться столовыми приборами). В этом случае после еды подается вазочка с теплой водой для мытья рук, в которую опускают кусочек лимона или лепестки розы. Одновременно подают салфетки для вытирания пальцев, а затем все убирают. 

Рыбу в горячем виде (судак, лещ, карп) принято есть при помощи специального прибора, чтобы не подрезать кости. У тупого лезвия ножа этого прибора лопатообразная форма, а у вилки — четыре зубца. Если таких приборов нет, можно есть рыбу при помощи двух вилок. Едят рыбу и одной вилкой, держа ее в правой руке и помогая себе кусочком хлеба в левой руке. Кости с помощью вилки складываются на край тарелки или на предназначенное для этой цели блюдечко или тарелочку. 

Рыбную гастрономию — бок белуги, осетрину, семгу и другие рыбы — режут острым закусочным ножом. Осетрину, белугу, севрюгу отварную и горячего копчения едят только вилкой. 

С копченой рыбы сначала удаляют кожу, затем отделяют мясо от костей. После того как верхняя часть съедена, рыбу переворачивают на другой бок и едят дальше. Рыбу, как и мясо, расчленяют маленькими кусочками. (Когда вы едите рыбу, старайтесь не извлекать на глазах у всех кости изо рта.) 

Картофель и овощи, как и прочую мягкую пищу, не режут ножом, а расчленяют на кусочки вилкой, находящейся в левой руке, нож только придерживает картофель. Нарезают лишь поджаристую кожицу картофеля, так как она тверда для вилки. Картофель, сваренный «в мундире», придерживая вилкой, чистят ножом, находящимся в правой руке. Очищенный картофель кладут на тарелку, подставленную для этой цели. 

Соус не наливают на картофель или овощи, так как он предназначен для мяса или рыбы и вид картофеля или овощей становится неаппетитным. Соус нужно стараться есть с основной пищей так, чтобы он не оставался на тарелке. 

Салаты, предназначенные как дополнение к жаркому и сервированные на маленьких тарелках каждому отдельно, едят прямо из них, не перекладывая их на большую тарелку. Жидкость от салатов не доедают ложкой, а оставляют в тарелке. Зеленый салат не режут — он должен быть уже нарезан на кухне. 

Салат, поданный в вазе, накладывают себе на тарелку ложкой и вилкой, приложенной к салату. Отдельно поданный нарезанный «розочками» редис с зеленью, а также сельдерей берут рукой и, обмакнув в соль на своей тарелке, откусывают. Остаток кладут на краешек своей тарелки или в предназначенную для этого маленькую тарелочку. 

Бутерброды едят с ножом и вилкой. Для приготовления бутербродов на свою тарелку кладут хлеб, масло, затем намазывают ломтик хлеба, который придерживают на тарелке двумя пальцами (хлеб не держат на ладони, так как это негигиенично). Колбасу, ломтики мяса и т. д. кладут на бутерброд вилкой. 

Когда едят хлеб с медом, вареньем или джемом, его налезают сначала на полоски, берут на тарелку мед, повидло или варенье и намазывают на маленькие кусочки хлеба, затем откусывают. Полоску хлеба придерживают пальцами левой руки на тарелке. 

Куски кулебяки, пирога едят с ножом и вилкой; пирожки маленькие — держа пальцами. Если пирожки очень жирные, их можно есть также с ножом и вилкой. 

Масло, если оно сервировано большим куском, берут специальным ножом (шарик или розочку, бочоночки из масла можно взять своим ножом). Кусочек масла кладут с правой стороны хлебной или десертной тарелки и лишь оттуда берут, чтобы намазать на хлеб или булку. 

Горчицу и соль берут специальными ложечками. Горчицу кладут на дно тарелки (а не на край) с правой стороны. 

Макароны размельчают обычно еще до подачи на стол. Если они длиннее, чем нужно, их следует расчленить вилкой. Ложка употребляется только для того, чтобы на ней намотать длинные макароны (спагетти) на вилку. 

Пельмени едят вилкой целиком, чтобы из них не вытекал сок. 

Колбасы и ветчину подают на стол нарезанными ломтиками; кожица должна быть предварительно снята. Ломтики кладут на свою тарелку вилкой, находящейся у общего блюда. 
Если у колбасы или ветчины кожица не очищена, ее обрезают ножом, придерживая ломтик вилкой на своей тарелке. 
У поданных на стол 
горячих колбасок «шпикачек» всю шкурку сразу не снимают, а делают это постепенно, по мере еды. Так шпикачка дольше сохраняется горячей. У тонких колбас, таких, как сосиски и охотничья колбаса, шкурку не снимают. 
Кожицу 
ливерной колбасы обрезают постепенно, потому что если эту колбасу извлекать из оболочки, она становится некрасивой. Кусочки колбасы прижимают вилкой к тарелке и ножом изнутри делают надрез, затем при помощи ножа снимают кожицу. 

Кулебяки, пироги и кренделя, торты подают на стол нарезанными. Куски их кладут на свою тарелку лопаточкой, щипцами или большой вилкой. 

Пирожные едят специальной вилкой или чайной ложкой. Твердые пирожные — миндальные, ореховые, которые легко крошатся, — можно есть рукой. Пирожное в бумажной розетке кладут на тарелку вместе с розеткой и едят из нее. 

От 
печенья отламывают по кусочку и едят. Очень жирные кексы едят десертной вилкой. 

Конфеты берут руками. За праздничным столом их кладут на свою тарелку, развертывают и тогда уже кладут в рот. 

Лимон подают как приправу к кушаньям и напиткам. Ломтик лимона кладут в чашку с чаем, ложкой выдавливают сок, остатки извлекают и кладут на край блюдечка. 
Если лимон подан на стол расчлененным на дольки, «чесночком», сок выжимают над стаканом указательным и большим пальцами правой руки. 
При подаче некоторых блюд (например, рыбы, шницеля и др.) сок из ломтика лимона выжимается выпуклой стороной вилки. 

Яблоко и грушу разрезают фруктовым ножом на тарелке вдоль на четыре или восемь частей. Затем их чистят и удаляют сердцевину. Эти куски больше не режут, а откусывают от них. 

Персики и абрикосы едят по-разному. Большой персик берут в левую руку и надрезают по кругу до косточки, затем разламывают. Косточку удаляют ножом. При еде отрезают от половинок кусочки. Абрикос гораздо меньше персика, поэтому его не разрезают на куски, а кладут по половинке сразу в рот. 

Большие сливы разламывают пальцами пополам и вынимают косточку. 
Мелкую сливу сжимают с концов так, чтобы она лопнула, и ножом удаляют косточку. 

Банан берут левой рукой за низ и надрезают верх ножом так, чтобы было удобно снять с него кожуру. Так как длинный банан без кожуры может сломаться, его очищают сначала только до половины. Едят банан, держа его рукой. Кожуру банана складывают на тарелку. 

Ягоды обычно подают в вазе или уже разложенными на тарелочки порциями, иначе они легко мнутся (особенно клубника и малина). Их посыпают сахаром и едят чайной ложкой. В более торжественных случаях ягоды подают со взбитыми сливками. 

Виноград едят, пальцами срывая ягоды с грозди. В рот кладут по одной ягоде. Семена и твердую кожицу осторожно опускают на тарелку. 

Вишни и другие ягоды и фрукты с маленькими косточками едят, как виноград. 

Арбузы и дыни подают нарезанными долями сектора с кожурой. Взятый с блюда толстый ломоть кладут на тарелку кожурой вниз, а фруктовым ножом и вилкой отрезают тонкий кусочек. Если арбуз и дыня несладкие, их при желании посыпают сахарной пудрой и фруктовыми ножом и вилкой (или чайной ложкой) едят мякоть до твердой кожи. 

Компоты едят десертной ложкой. Косточки ложкой складывают на блюдце. Пока еда не окончена, ложку принято класть в вазочку с компотом, а по окончании ее кладут на блюдце. 
Жидкость всегда вычерпывают ложкой. 

Апельсины и мандарины едят подрезав кожуру и разделив мякоть на пять-шесть частей. От каждой из них постепенно отделяют по небольшой дольке. Таким образом, апельсин можно есть, не пользуясь вилкой и ножом. 

Пудинги, мороженое, кремы едят десертной ложкой. К ним принято подавать сухарики, печенье, слоеные булочки, которые берут руками. Муссы едят также десертной ложкой. 

Чайная ложечка служит только для помешивания чая. Перемешав чай, кофе, ложку кладут на блюдце, а не оставляют в стакане или чашке.

 

 

 

 

 

ЮРИЙ ЧИЧЁВ (СТИХИ))
ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ
Стихи для детей


   Нежданный гость
В дом ко мне явился гном.
Колпачок смешной на нём
С колокольчиком из меди.
Оказалось, мы – соседи.
– Здравствуйте, - сказал он мне.–
Я сосед ваш. Извините,
Вы, я слышал, сочинитель?
Я пришёл пожаловаться,
Помощи просить:
Возьмитесь вы, пожалуйста,
Книжку сочинить.
У меня есть гном-сынишка,
Непослушный он мальчишка.
Я его учу, учу,
А он хнычет:
– Не хочу!
У него понятья нет.
Что такое ЭТИКЕТ.
Напишите детям
Непослушным этим.
Я за вашу книжку дома
Усажу сынишку-гнома.
Мы хотя и гномы,
Но с книжками знакомы.
И будут в каждом домике
Воспитанные гномики!
      *       *       *
Он сказал «СПАСИБО» мне,
После – «ДО СВИДАНИЯ!»
Я остался в тишине
Выполнять задание.
И не гаснет третью ночь
Лампа в кабинете:
Гному я спешу помочь,
Пишу об ЭТИКЕТЕ.
               
 ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЭТИКЕТ
Что ж такое этикет?
Кто-то знает, кто-то - нет.
Это ПРАВИЛА такие
ПОВЕДЕНИЯ, когда
Мы привычки все плохие
Забываем навсегда.
Ты усвоил ЭТИКЕТ,
И дурных привычек нет!
          *       *       *
Если в нос засунул мальчик
Свой неугомонный пальчик
И себе икру намазал
Всю из баночки в гостях,
За столом болтал ногою,
Розу с торта снял рукою,
Слопал, не моргнувши глазом, -
Это, дети, - не пустяк.
Что вы скажете на это?
Он не знает ЭТИКЕТА,
И его на день рожденья
Мы к себе не позовём.
И красив он и упитан,
Но нисколько не воспитан.
С ПРАВИЛАМИ ПОВЕДЕНИЯ
Он, кончено, не знаком.

Эти правила не сложны.
Их легко запомнить можно.
И для вас сейчас, ребята,
Мы раскроем их секрет.
Пусть девчонкам и мальчишкам
Помогает эта книжка
Научиться быть приятным,
Соблюдая ЭТИКЕТ!

     ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА
Четыре волшебные слова –
ЭТИКЕТА  основа.
Вы часто их говорите,
Звучат они очень красиво:
ЗДРАВСТВУЙТЕ, ИЗВИНИТЕ,
ПОЖАЛУЙСТА и СПАСИБО.
                3
         ДОМА
Утром солнце со двора
Глянуло в кроватки:
– Просыпайся, детвора!
Здравствуйте, ребятки!

Нужно быстро подниматься
И в постели не валяться –
Так велит нам ЭТИКЕТ:
Застели  свою кроватку,
Сделай весело зарядку
И последний наш совет:
Пасту выдави на щётку
И почисти зубы вот как:
Вверх – вниз, влево – вправо
Не один, а сорок раз.
Зубы ты почистил славно,
Душ теперь прими сейчас.

Пишет добрый ЭТИКЕТ
Малышам в своей программе:
Если дел особых нет,
Помогай по дому маме:
Вместе с нею стол накрой
И расставь посуду,
И притом не хнычь, не ной:
– Не хочу, не буду...
Пусть забудет голова
Все ленивые слова.

    ЗА СТОЛОМ
(И дома, и в гостях)
Известно с детства это всем:
«Когда я ем, я глух и нем».
А хоть словечко ЭТИКЕТ
Разрешит сказать иль нет?
Жуёшь – закрытым рот держи.
Проглоти – потом скажи.               
   *       *       *
Чтоб не стали твои пальцы
Сыра, колбасы хватальцы,
Вилка есть при каждом блюде.
И воспитанные люди
Вилкой всё себе берут
И назад её кладут.

А в салате, видишь, - ложка.
Положи себе немножко,
Не наваливай холмом:
Съешь – еще возьмёшь потом.

Ложку общую из салата
Не облизывают, ребята!

     *       *       *
Винегрет, салат, картошку,
Чтобы взять, используй ложку,
Только общую, не ту,
Что в твоем бывала рту.
     *       *       *
Не хватай еду руками –
Будет очень стыдно маме.
ЭТИКЕТ добавит тут:
Только хлеб рукой берут.
     *       *       *
Блюдо с хлебом далеко,
Дотянуться нелегко.
Рукавом в салат не лезь,
Не бей фужера нежного.
За столом соседи есть –
Попроси их вежливо.
И припомни снова
Волшебное слово.
Хлеб тебе подаст сосед –
Поблагодари в ответ.

Не вытирай свой рот рукой –
Салфетка есть перед тобой.

Облизывать не стоит пальцы,
Которые за всё хватальцы.
Учитесь ЭТИКЕТУ, детки:
Для рук положены салфетки.
     *       *       *
Чтобы что-то резать, нож
В руку правую берёшь,
Вилку в руку левую,
Сидишь королевою.
Кто дома есть научится,
В гостях не будет мучиться.
         *       *       *
Не вертись, спокойно кушай
И не чавкай, словно хрюша.
        *       *       *
Один знакомый мальчуган
Совал сосиски за диван
И с пюре набитым ртом
Два часа сидел потом –
Никакой культуры
Не было у Шуры.

Что же нам сказать на это?
Кто не знает ЭТИКЕТА
И не соблюдает, тот
Невоспитанным слывёт.
Вот!
Такое поведение
Достойно осуждения.
И ему мороженое
Летом не положено!
   *       *       *
Этой косточкой от сливы
Вы и выстрелить могли бы,
Но она соседу в глаз
Угодила бы как раз.
Нужно взять ее рукой,
Положить в тарелку.
Добрый наш совет такой
Не считай безделкой.               
         *       *       *
Ложка в чашке – не пропеллер,
Не спеша помешивай,
Чтобы гости не смотрели
На тебя насмешливо.
       *       *       *
Чтоб не грохнуться случайно
На пол в час веселья,
Ты на стуле не качайся –
Это не качели.
     *       *       *
Суп горяч, как кипяток?
Зря не дуй, шипя гусыней,
Потерпи минут пяток,
Не заметишь, как остынет.
      *       *       *
Есть с ножа – невежество,
Кто ест с ножа – обрежется!

         В ГОСТИ!
В гости вы приглашены –
Значит, вовремя должны
На двери нажать звонок –
Точно в названный вам срок.
      Приготовь подарок
Кто-то другу иль подружке
Дарит старые игрушки
И потрёпанные книжки.. –
Это дурно, дурно слишком.
Мы таких не уважаем,
В гости их не приглашаем,
Не зовем на день рождения,
Нет для жадин уважения.

Можно спеть на именинах,
Что-нибудь нарисовать,
Вылепить из пластилина,
На лугу цветов нарвать
Или вырастить в горшочке
Синеглазые цветочки...
Кто подарок сделать рад,
Тот на выдумку богат!               
     *       *       *
Входишь в комнату, а в ней
За столом полно гостей.
Не стесняйся, улыбнись,
Сесть за стол не торопись.
ЭТИКЕТ свой покажи –
Скромно «ЗДРАВСТВУЙТЕ!» скажи,
Головой гостям кивни,
Чтобы видели они:
ЭТИКЕТ не понаслышке
Знают малые детишки.
     *       *       *
За столом сидишь с гостями –
Не кричи, не ёрзай, друг,
Не размахивай руками,
Словно ты гоняешь мух.
     *       *       *
Если фантики конфет
Гость под стол бросает,
Это значит, ЭТИКЕТ
Он не соблюдает.
     *       *       *
Кто в гостях повсюду нос
Сунуть свой пытается,
До культуры не дорос,
Хорошим не считается.
     *       *       *
Взял без спроса вещь чужую,
Шкаф открыл, полез в буфет...
Невоспитанность такую
Запрещает ЭТИКЕТ!
  ВО ДВОРЕ, НА УЛИЦЕ
У соседа есть игрушка,
У тебя такой же нет.
Отнимать её не нужно –
Не позволит ЭТИКЕТ!             
     *       *       *
На площадке для детей
Много всяческих затей,
Но песком бросаться
Не годится, братцы!
На плохое здесь запрет
Налагает ЭТИКЕТ!
      *       *       *
Вот мальчишка пальцем тычет:
– Ой, велосипед какой!
Тыкать пальцем неприлично,
Лучше показать рукой.
     *       *       *
– Дядя Саша, -закричал Илюша.–
Ваня трогал ваш велосипед! –
Этот ябедник, друзья, нарушил,
Не подумав, ЭТИКЕТ.
Вот история какая.
Я с Илюшкой  не дружу.
Я ему про попугая
У дядь Саши, нет,  не расскажу.
     *       *       *
Ты не трус. Но первым  драку
Начинать не торопись.
Слабых защищай, однако,
За девчонок заступись.
В  КИНО И ТЕАТРЕ
По совету ЭТИКЕТА
Я в кино не ем конфеты
И в театре – шу-шу-шу –
Шоколадкой не шуршу.
Для пирожных и конфет
Есть антракт и есть буфет.
   НА ПРОГУЛКЕ
 Не просись на ручки к маме
И не хнычь в пути, не ной,
А пройди весь путь ногами –
Ты не слабый, не больной.               
        *       *       *
Если кто плохое слово
Произнёс – не повторяй,
Ты его не слышал словно –
ЭТИКЕТ на забывай!
     *       *       *
В магазин явился с папой
И упал мальчишка на пол,
В пол ногами бьёт, грохочет,
Потому что очень хочет,
Чтоб купил ему отец
Ту игрушку, наконец.
«Фу, какой же это стыд!» -
ЭТИКЕТ нам говорит.
     *       *       *
Привирать оставь привычку
И не хвастай, не болтай,
А не то приклеят кличку
Вот такую: ЗАВИРАЙ!   
     *       *       *
В день рождения Андрюшке
Подарили три игрушки.
Он не хвастал, не хвалился,
Ими с братом поделился.
И сказал о нём сосед:
– Мальчик знает ЭТИКЕТ!
   В ТРАНСПОРТЕ
Так в метро кричали дети,
Позабыв об ЭТИКЕТЕ,
Что от воплей, криков этих
Я оглох и не заметил,
Как проехал остановку.
Было мне за них неловко.
     *       *       *
Едешь ты. Стучат колёса.
Зачесалось внутри носа.
Ты не трогай пальцем нос,
В нос не лезь под стук колёс,
А достань-ка ты, дружок,
Чистый  носовой платок.               
     *       *       *
Продолжаешь дальше путь.
Захотелось вдруг чихнуть.
Доставай опять платок,
Чтоб не заболел никто.
Я чихнул однажды летом
Без совета с ЭТИКЕТОМ,
И на следующий день
Весь трамвай взял бюллетень.
     *       *       *
Влетел в трамвай мальчишка
И шмыганул, как мышка,
К свободному местечку,
Расталкивая всех.
Но было мест свободных
Ну сколько вам угодно.
И вышла тут осечка:
В трамвае грянул смех.
 Тряслись от смеха стекла,
И от стыда вдруг взмокла
Спина у паренька,
Порозовели уши.
Он этот смех послушал
И покраснел слегка...
 ВОТ И КОНЕЦ, ПРИЕХАЛИ
Сотни правил в ЭТИКЕТЕ,
Все не выучите враз.
Но, пожалуйста уж, дети,
Вы не огорчайте нас.
Подрастая, изучайте,
Изучайте ЭТИКЕТ.
Изучая, подрастайте
И живите много лет!
В ЖИЗНИ ВАШЕ ВОСПИТАНИЕ
ЖДУТ БОЛЬШИЕ ИСПЫТАНИЯ!
        -конец-

Н.Литвинов

Королевство столовых приборов.


В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, в Королевстве Столовых Приборов жили-были не тужили ложки, вилки и ножи. Королевством тем правили Беспорядок и Хаос. И не было в этом королевстве никакого порядка. Поэтому все жители ножи, ложки и вилки располагались на столе кто как хотел. И однажды они все так перепутались и перемешались, что не нашли себе свободного места и переругались. Стали они спорить, кричать, даже некоторые передрались. Долго спорили-ругались и решили правду искать. Отправились они за советом к Тарелке. Подошли и с поклоном обратились: «Уважаемая Тарелка, ты умна, кругла, красива. Рассуди нас. Подскажи, кому какое место возле тебя занять на столе?»

Тарелка подумала-подумала и дала им такой совет:

Для вас центром буду Я.

Место справа дам Ножу,

Рядом Ложку положу,

На меня пусть Нож глядит,

Раз на Ложку он сердит.

Вилку положу Я слева,

Чтоб зубцами вверх смотрела.


Вилки, ложки и ножи поблагодарили Тарелку.

Теперь у каждого жителя Королевства столовых приборов было свое почетное и очень нужное место.

И с тех пор из Королевства исчезли Беспорядок и Хаос. Там воцарились Порядок, Уют и Красота. Ложки и ножи всегда располагаются от Тарелки справа, а вилки – слева зубцами вверх.

Маша обедает. С Капутикян

Час обеда подошел.
Села Машенька за стол.
— Гав, гав, гав!
— Кто это к нам?
— Гав, гав, гав!
— Кто это там?
— Это я,
Ваш верный пес,
Ваш Арапка, черный нос.
День и ночь
Я дом стерег.
Наработался, продрог.
Не пора ли обедать?
— Иди, Арапка,
Мой свои лапки.
— Мяу, мяу!
— Кто ж теперь?
К нам царапается в дверь?
Это наша кошка Мурка,
Мурка — серенькая шкурка.
— Я вам погреб стерегла,
Всех мышей перевела.
Крыс прогнала из подвала,
Наработалась, устала.
Не пора ли обедать?
— Куд-куда, куд-куда,
— Кто еще спешит сюда?
Вышла курочка рябая.
— Я к вам прямо из сарая.
Я не ела, не пила,
Я яичко вам снесла.
Не пора ли обедать?
Двери отперли, и вот
Маша всех к столу зовет.
Пса Арапку,
Кошку Царапку,
Курочку Рябку.
Никому отказа нет.
Подан каждому обед.
Собачке — в миске,
В блюдечке — киске,
Курочке-несушке —
Пшено в черепушке,
А Машеньке — в тарелке.
В глубокой, не в мелкой

В.Берестов

А у нас есть ложка
Волшебная немножко.
На тарелочке – еда.
Не оставит и следа!
Кликнем ложку нашу –
Подберет всю кашу!

Ирина Токмакова

Ай да суп

Глубоко — не мелко,
Корабли в тарелках:
Луку головка,
Красная морковка,
Петрушка,
Картошка
И крупки немножко,
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот!

  https://babycolor.ru/raskraski/raskraska-posuda-008.jpg

https://w7.pngwing.com/pngs/675/392/png-transparent-black-and-gray-kitchen-utensil-print-kitchen-utensil-euclidean-whisk-icon-kitchen-utensils-miscellaneous-angle-kitchen.png

Занятие в средней группе «Культура питания»

— закрепить знания о полезных продуктах

— закрепить навык поведения за столом

— развивать творческие способности детей в драматизации

— развивать коммуникативные способности

— формировать слуховое и зрительное внимание, понимание речи, мышления, памяти

— воспитывать умения правильно выбрать продукты для здорового питания

Воспитатель: сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте пожелаем нашим гостям «доброго утра» и пусть это пожелание будет добрым и искреннем.

Стук в дверь, входит Вовка Морковкин

Вовка: куда это я попал?

Воспитатель: Здравствуй Вова, ты попал в детский сад, в группу Зайчата.

Вовка: А, что вы здесь делаете?

Воспитатель: сегодня мы с ребятами поговорим о культуре питания.

Вовка: Культура питания! Я вот в тридевятом царстве был, в тридесятом государстве. Представляете, я там царя видел, настоящего в короне… Царя видел, а вот культуру питания не видел. Представляете, царь забор красил, а вот был бы я царем. Я бы только и делал, что ничего не делал. Хочешь тебе – пирожное, хочешь – мороженое, хочешь ноги на стол, хочешь руки под стол, хочешь ешь. Хочешь спи.

Воспитатель: значит, Вовка ты хочешь стать не культурным. Питаться пирожными и мороженым – вредно, да еще что это ноги на стол, руки под стол. Сейчас мы постараемся тебе рассказать, что такое культура питания.

Воспитатель: соблюдать режим дня.

Перед едой мыть руки.

Никогда не переедать.

Много не есть сладостей.

Больше есть зелени, овощей, фруктов.

Вовка: ничего не понял.

Воспитатель: на вот тебе книгу в ней прочтешь о культуре питания.

Вовка: фу, у вас тут помидоры, огурцы, каши. Я чего-нибудь сладенького хочу, да еще, что за картинки все сидят, как будто кол проглотили. И вообще я такие книжки читать не хочу, я сказки люблю.

Воспитатель: Раз так, давайте дети поможем Вове понять по подробнее, что такое культура питания. Вова любит сказки, так давайте отправимся путешествовать по сказкам, а в сказках много разных чудес. Но, чтобы попасть в сказку нужно сказать волшебные слова. Давайте закроем глаза. Повторяйте за мной: эне бене раба кинтер квинтер жаба.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА. (ИЗБА В РУССКОМ СТИЛЕ, ЗА СТОЛОМ СИДЯТ КОЗА С КОЗЛЯТАМИ)

Вовка: здравствуйте, а что вы здесь делаете?

Коза: здравствуйте, а мы с козлятами говорим о продуктах питания. Отгадайте загадку:

Оно течет, но не вода,

Оно как снег бело всегда. (молоко)

Козлята: пить люблю я молоко,

В нем и сила и тепло.

Ведь оно волшебное,

С ним расту я по часам

И совет хороший дам:

Вместо пепси, лимонада

Молоко пить чаще надо

Воспитатель: Дети, а что можно приготовить из молока (ответы детей)

Посмотрите, здесь какие-то продукты лежат.

Коза: Сейчас мои козлята о них расскажут.

Ешьте овощи и фрукты

Они полезные продукты!

Конфеты, пряники, печенье

Портят зубкам настроение.

Если есть не будешь лук,

Сто болезней схватишь друг.

А не будешь есть чеснок,

То простуда свалит с ног.

Будем каши много кушать

Каша силы нам придаст.

«Роллтон» , чипсы, кириешки

Пусть лежат лишь про запас.

Воспитатель: У меня есть интересная игра, давайте поиграем.

Давайте приготовим кашу, но не по настоящему, а понарошку.

Если из того, что я буду называть, может готовиться каша, то вы хлопните в ладоши, если нет, то вы топните.

Воспитатель: Спасибо вам. Нам пора в другую сказку. Коза с козлятами пойдемте с нами. Но чтобы попасть в сказку, нужно сказать волшебные слова. Повторяйте за мной : эне бене раба кинтер квинтер жаба.

Воспитатель: Ой, что здесь происходит, давайте сядем и посмотрим.

СЦЕНКА МАЛЬВИНЫ И БУРАТИНО.

Мальвина в ужасе от Буратино. Буратино сидит за столом и ноги на столе, бросает хлеб на пол. Мальвина ругает Буратино.

Мальвина : Ребята правильно ли ведет себя за столом Буратино? Ноги на столе, ведь он ходил по полу, на туфлях есть микробы. Этого делать нельзя! Взял бросил хлеб на пол, разве можно, хлеб нам так трудно дается, сколько много людей его делают. Хотя бы об этом Буратино ты вспомнил. Ведь нужно с уважением относиться к людям. Раскачиваешься на стуле.

Буратино : Ну и, что.

Мальвина : Ты можешь упасть. Не прилично так себя вести.

Воспитатель: Вова ты понял.

Вовка : Понял не понял.

Воспитатель: А для того, что бы лучше все запомнил, дети приготовили частушки.

Аккуратно кушай хлеб- это кухня, а не хлев.

Не вертись юлой на стуле

Головой не лезь в кастрюлю.

Супчик кушай аккуратно,

Не выплевывай обратно.

Вытирай салфеткой рот

И не капай на живот.

И скажи спасибо всем

Вовка : Я все понял.

Воспитатель: Чтобы ты лучше все запомнил, Вовка, мы тебе покажем опыты.

Опыт со сладкими газированными напитками.

В одном стаканчике у вас налит газированный напиток, во второй стаканчик положите картонную воронку с ватным тампоном и перелейте сюда напиток.

Какого цвета стал ватный тампон?(зеленого, желтого, красного). Да, эти напитки покрасили разными красками, а это вредно для здоровья, может заболеть живот, голова, печень, портятся зубки.

— А теперь давайте внимательно рассмотрим чипсы. Они жирные, жареные, посыпанные различными приправами. Возьмите салфетку и прижмите ее к чипсам, что осталось на салфетке? (жирные пятна). Возьмите стаканчик с водой и положите туда чипсы, размешайте ложечкой. Вода стала грязной, жирной. Как вы считаете можно кушать чипсы, почему?

Воспитатель: Вова ты теперь понял, как вести себя за столом, какие продукты нужно кушать, чтобы быть здоровым.

Вовка : Да, я сегодня много узнал.

Воспитатель: Это еще не все, мы с ребятами хотим тебе подарить подарок-подсказку, чтобы ты никогда не забывал о культуре питания.

Дети дарят цветик — семицветик.

ВОВКА ЧИТАЕТ, что написано.

Вовка : Спасибо, я никогда ничего не забуду.

Вовка : Ой, чуть не забыл, у меня есть конфеты, я хочу вас угостить, но сначала нужно помыть руки.

Дети идут мыть руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание культурно-гигиенических навыков. Культура питания в детском саду".

Статья подготовлена старшим воспитателем-наставников Белых Т.А.. Предназначена в помощь молодым педагогам....

Проект "Культура питания. Культурно - гигиенические навыки питания в средней группе".

Цель проекта: формировать культурно-гигиенические навыки питания у детей средней группы в повседневной жизни, в детском саду и в семье.Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки поведе...

Методический материал на тему: "Культура питания. Культурно - гигиенические навыки питания"

Методический материал с конспектами занятий, стихами и играми на тему....

Проект на тему: «Культура питания. Культурно – гигиенические навыки питания»

Проектна тему: «Культура питания.  Культурно – гигиенические навыки питания»...

Проект на тему: «Культура питания. Культурно – гигиенические навыки питания»

Формирование культурно-гигиенических навыков питания у детей старшего возраста в повседневной жизни, в детском саду и в семье....

Проект по формированию культурно- гигиенических навыков у детей при организации приема пищи в средней группе на тему: «Культура питания. Культурно – гигиенические навыки питания»

ПАСПОРТ ПРОЕКТАЦель проекта: формировать культурно-гигиенические навыки питания у детей средней группы в повседневной жизни, в детском саду и в семье.Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенически...