«Игра-исследование «Микробы и методы борьбы с ними» для детей старшего дошкольного возраста
опыты и эксперименты (старшая группа)

Березнюк Евгения Александровна

Игра-исследование «Микробы и методы борьбы с ними» для детей старшего дошкольного возраста

Березнюк Е.А.

13.03.2025

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Развитие речи».

Цель: Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни. Дать детям элементарное представление об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробы, вирусы).

Задачи:

Образовательные:

• дать понимание важности заботы о собственном здоровье;

• учить отвечать на вопросы педагога;

Развивающие:

• развивать познавательный интерес, воображения, творческую деятельность ребенка;

• познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями.

• Развивать интерес к опытнической деятельности;

• крупную и мелкую моторику у детей

Воспитательные

• Воспитать у детей правильное отношение к здоровью, расширять представления о том, что полезно, а что вредно.

Инновационные технологии: Здоровьесберегающие технологии; Кейс – технология.

Материалы и оборудование: презентация «Кто такие микробы», дидактическая игра «Где микробы находятся?», блестки, влажные салфетки, перец, вода, мыло.

Ход и содержание НОД:

1. Организационный момент

На столах лежат салфетки, карточки, баночки с растительным маслом, емкость.

2. Беседа с детьми и проведение опытов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx225.03 КБ
Файл dokument_microsoft_word_2.docx2.82 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Игра-исследование «Микробы и методы борьбы с ними» для детей старшего дошкольного возраста

Березнюк Е.А.

13.03.2025

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Развитие речи».

Цель: Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни. Дать детям элементарное представление об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробы, вирусы).

Задачи:

Образовательные:

• дать понимание важности заботы о собственном здоровье;

• учить отвечать на вопросы педагога;

Развивающие:

• развивать познавательный интерес, воображения, творческую деятельность ребенка;

• познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями.

• Развивать интерес к опытнической деятельности;

• крупную и мелкую моторику у детей

Воспитательные

• Воспитать у детей правильное отношение к здоровью, расширять представления о том, что полезно, а что вредно.

Инновационные технологии: Здоровьесберегающие технологии; Кейс – технология.

Материалы и оборудование: презентация «Кто такие микробы», дидактическая игра «Где микробы находятся?», блестки, влажные салфетки, перец, вода, мыло.

Ход и содержание НОД:

1. Организационный момент

На столах лежат салфетки, карточки, баночки с растительным маслом, емкость.

2. Беседа с детьми и проведение опытов.

Тигр: Ребята, гости, здравствуйте!  Вы узнали меня?! Правильно! Давайте, поздороваемся с душой и сердцем, и подарим друг другу частичку здоровья, потому что вы сказали: «Здравствуйте!» Здоровья желаю. (Незаметно наносит на свои ладони блестки, а потом играет с каждым ребенком в ладошки). Я всегда рада вам и гостям. Посмотрите на свои ладошки, что вы видите? Они испачкались! Почему? (ответы детей)

(звучит музыка, и тигр замечает у себя на спине микроб и что лапы грязные и испачкал ребят) 

Микроб: Особенно вы рады видеть меня! А я как обожаю детей, вы же такие грязнули, неряхи! И руки у вас такие грязные! Мне, микробу, есть где разгуляться!

Тигр: Уходи микроб! Ребята, что же делать нам? (Помыть руки с мылом)

Микроб: А зачем мыть руки? Это же скучно! Ненавижу здоровье, лучше я вас всех сейчас заражу болезнями!

 Тигр предлагает детям пройти к раковинам и тщательно вымыть руки с мылом (дети моют руки с мылом). Дети и тигр идут мыть руки и после садятся за стол.

Микроб:  Ай, как мне с вами плохо! Я погибаю! Таю! Убегаю!    

Тигр: Ребята, а теперь проверьте, остались ли блёстки - «микробы» на ладошках? (ответы детей). Если остались, то меньше их стало или нет? Когда мы трогаем руками друг друга и разные окружающие нас предметы, то микробы попадают на наши руки, а потом к нам в рот! Как же мыло нас защищает? Проведем еще опыт?(опыт с перцем и мылом)

Каким же путем микробы проникают в наш организм? Давайте посмотрим вот на эти карточки. На каких предмет большинство находятся микробы, и объясните, почему вы так думаете. Сначала возьмём кисточки и раскрасим картинки маслом, чтобы проявить скрытые бактерии. Микробы – это такие маленькие существа, которые простым глазом не видно.

Микробы живут повсюду: в почве; в воздухе, особенно в непроветриваемом помещении; в грязной воде; на немытых овощах и фруктах. Много микробов на грязных руках, не мытой посуде, на грязной одежде, на поручнях автобусов, на ручках дверей.

Особенно быстро они размножаются в организме человека. Там тепло, много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо. Чаще всего у нас грязнятся руки. Вместе с грязью, пылью на руках скапливается много заразных микробов. С рук они переносятся на лицо, глаза, губы, попадают в рот, вызывая различные заболевания.

Как же бороться с микробами? Надо стирать грязную одежду и гладить ее, надо мыть фрукты и овощи, мыть посуду.

Надо первым делом мыть руки с мылом. 

Тигр: Чтобы, злой микроб, больше не пришёл! Сделаем с вами физминутку! Давайте, ребята, покажем какие вы сильные! Покажите, как вы тренируете мышцы своего тела (выбегайте, вставайте в круг)

Физминутка

Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз - направо, два – налево

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора.

Тигр: Мы с вами уже много провели опытов и узнали много о микробах. Ребята, что вы узнали о микробах? (Ответы детей)

А хотите вы их увидеть и посмотреть какие они? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, чтобы узнать больше о микробах, мы должны вначале их увидеть. С помощью чего можно это сделать? Как вы думаете? (Ответы детей) Правильно через микроскоп. У нас такого микроскопа нет, будем наблюдать через стеклянную емкость.

(Под стеклянной емкости лежит картинка с микробами. Емкость наполнена водой, подкрашенная в темный цвет. Опускаем перевернутый стакан вертикально вниз и аккуратно передвигаем его по дну, рассматривая картинки)

Ребята садимся за столы.

Микробы – это такие маленькие существа, которые простым глазом не видно, увидеть их можно только под микроскопом. Стоит им только попасть внутрь человека, как они тут же начинают «вредничать» - заражать нас. Но внутри человека живут ещё и полезные бактерии, которые нам помогают жить. Эти бактерии начинают бороться с вредными микробами, у них как бы происходит внутри нас война. Если побеждают полезные бактерии, то мы выздоравливаем быстро, а если побеждают вредные микробы, то мы начинаем болеть, у нас поднимается температура, появляется слабость, сонливость.

Посмотрите, какие они разные бывают (Слайд 3). 

А здесь, ребята! (Слайд 4) Посмотрите, где поселились вредные бактерии, как вы думаете? (Ответы детей) C:\Users\Ольга\Desktop\плес.jpg

А здесь? (Слайд 5) (Ответы детей) Можно такой хлеб и такое яблоко есть? C:\Users\Ольга\Desktop\импр.jpg

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно, такие продукты есть нельзя!

А вот, с помощью полезных бактерий из молока получают кефир, сметану, сыр, йогурт (Слайд 6). Любите ребята йогурт? (Ответы детей). Вот это постарались хорошие бактерии. C:\Users\Ольга\Desktop\сыр.jpg C:\Users\Ольга\Desktop\фрутис.jpg

А еще с помощью хороших бактерий производят лекарства, например, пробиотики. (Слайд 7) C:\Users\Ольга\Desktop\оципол.jpg Пробиотики – это живые микроорганизмы – бифидо- и лактобактерии, которые способствуют восстановлению микрофлоры кишечника детей и взрослых, чтобы животик не болел (Слайд 8). 

Пробиотики – это ребята для вас новое слово. Давайте повторим его вместе, несколько раз. Чтобы запомнить его лучше (дети повторяют). Молодцы, ребята!

Ребята, как вы думаете, меньше бактерии есть живые существа? (Ответы детей)

Представляете, есть микробы меньше бактерии во много раз. (Слайд 9) C:\Users\Ольга\Desktop\размер.jpg И называются они вирусы! Вирусы бывают только плохие, они живут внутри живых организмов, внутри человека, внутри животных, и приводят к заболеваниям. Самые вредные из них - это грипп и короновирус. (Слайд 10).    Знаете, такие вирусы? (Ответы детей)

У микробов есть одно интересное свойство. (Слайд 11) .  Они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получается много новых таких же, как и он, микробов. 

Если это вирус – самый маленький микроб. (Слайд 16)     То еще надо носить маску и перчатки в общественных местах (магазин, общественный транспорт). Соблюдать дистанцию полтора метра, это примерно вытянутая рука человека. 

Кашляй и чихай в локоть. (Слайд 17) C:\Users\Ольга\Desktop\фото презентация\девочка чихает.jpg.   Ставь прививку от гриппа. Если чувствуешь, что заболел, то оставайся дома и вызови скорую помощь.

И самое главное, надо гулять и заниматься спортом на свежем воздухе в любую погоду. (Слайд 18) 

Итог:

Тигр: Делаем с вами гимнастику для глаз.

Что сегодня нового вы узнали ребята? (Ответы детей)

Какие микробы существуют? (Ответы детей)

А какую пользу приносят полезные бактерии? (Ответы детей)

Что может произойти, если плохие бактерии и вирусы попадут в наш организм? (Ответы детей)

Что нужно делать, чтобы избавиться от вредных микробов? (Ответы детей) Правильно ребята, нужно соблюдать простые правила личной гигиены, мыть тщательно руки с мылом, если нет мыла и воды воспользоваться влажными салфетками, которые помогут в борьбе с микробами и грязью.

Вы сегодня постарались,

Очень славно занимались.

А напоследок, я хочу вам подарить рекомендации для ваших родителей «Как и зачем правильно мыть руки». Дома расскажите мамам и папам что вы нового узнали.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Проектный метод в формировании социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста"

Одной из главных задач воспитания ребёнка-дошкольника является формирование компетентности - базисной характеристики личности, включающей в себя ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный и ...

Статья "Инновационные методы развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных занятий и кружковой работы

Статья «Инновационные методы развития певческих навыкову детей дошкольного возраста по средством музыкальных занятий и кружковой работы»...

Статья "Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"

Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общес...

Презентация к выступлению "Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"

Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен именно сообразовываться с личными пред...

Конспект мероприятия «День солидарности в борьбе с терроризмом» для детей старшего дошкольного возраста

                    Конспект мероприятия «День солидарности в борьбе с терроризмом» ...

Краткосрочный проект ко Всемирному дню борьбы с туберкулезом для детей старшего дошкольного возраста «Неделя борьбы с туберкулезом»

Отражение дня борьбы с туберкулёзом в работе с детьми старшего дошкольного возраста. В настоящее время участились случаи заболевания опасной болезнью – туберкулёзом, поэтому необходимо воспитыва...

Рабочая программа «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ у детей старшего дошкольного возраста». (старшая группа, возраст детей 5-7 лет).

Данная программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшей группы в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и...