Проект по ОВЗ
проект

Щелканова Виктория Александровна

"Ловкие пальчики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ovz.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский

сад №80 «Светлячок»

Проект по ОВЗ

для детей дошкольного возраста от 4 – 5 лет

«Ловкие пальчики»

(развитие мелкой моторики рук)

Подготовил: Воспитатель: Щелканова Виктория Александровна

СОДЕРЖАНИЕ

I.        Пояснительная записка.

2 стр.

II.        Актуальность.

4 стр.

III.        Паспорт проекта.

6 стр.

IV.        Цель и задачи проекта.

6 стр.

V.        Этапы реализации проекта..

7 стр.

VI.        Организация работы по проекту

8 стр.

VII.        Перечень основных мероприятий .

10 стр.

III.        Основные принципы (правила) работы педагога при реализации проекта.

11 стр.

IX.        Заключение.

13 стр.

X.        Список литературы.

14 стр.

V

  1. Пояснительная записка

Проект «Ловкие пальчики» предназначен для работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком:

принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие, его значение трудно переоценить. И, если ребенок не получит, по каким-либо причинам, способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира

Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения. А восприятие ребенка с ОВЗ иное! Проявляется это в том, что особые дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Кроме того, они

испытывают затруднения при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно если они перечёркнуты или перекрывают друг друга. Такие дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию и т.д.Основные задачи формирования восприятия необходимо интегрировать с задачами развития речи, движений, игровых умений.

Предложенный материал можно использовать вариативно, конкретизировать его, дополнять задачи, приемы взаимодействия с детьми.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем

ребенок умнее…» В.А. Сухомлинский

  1. Актуальность

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику, но просто делать

упражнения малышу будет скучно, а тем более ребенку с ОВЗ, здесь необходимо обратить внимание в разнообразные

и полезные игры. Вместе с развитием мелкой моторики развиваются речь, память, внимание, а также словарный запас малыша.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.

Можно и главное, необходимо развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей с ОВЗ, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с

ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными

психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании

окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и

природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна!

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка с ОВЗ. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Совместная деятельность по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

  1. Паспорт проекта

Наименование проекта : «Ловкие пальчики»

Тип: Практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, групповой.

Количество участников: 5 воспитанников и их родители Форма представления: слайдовая презентация Исполнители проекта : Дети, Воспитатель, Родители

Сроки: Проект рассчитан на 1 месяц (март) и включает следующие этапы: подготовительный, диагностический и заключительный

  1. Цель и задачи:

Цель: Развивать пальчиковую моторику рук детей с ОВЗ, используя традиционные и нетрадиционные методы.

Задачи:

  • Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.
  • Развить речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.
  • Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.
  • Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
  • Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  • Воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив.
  • Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям.
  • Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.
  • Привлечь к изготовлению единой, совместной поделки

  1. Этапы реализации:

  • Подготовительный этап:
  • изучение научно-методической литературы по данной теме: Познакомилась с исследованиями М.М. Кольцовой, Б.И. Пинского, Л.В. Антаковой-Фоминой о связи интеллектуального развития и моторики пальцев рук;
  • Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

  • Диагностический этап:

Диагностика воспитанников проводилась с помощью тестовых заданий для определения ведущей руки ребенка и

диагностических заданий для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев (Бачина О.В., Коробова Н.Ф. практическое пособие для педагогов и родителей)

Результаты диагностики на начало реализации проекта показали, что с высоким уровнем развития мелкой моторики рук воспитанников с ОВЗ нет, 10% имели средний уровень, и 90%низкий.

Реализация проекта (изготовление дидактических пособий, нетрадиционного материала, проведение индивид. игр и упражнений, подбор и оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей) .

Данный этап содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста:

  • Работа с детьми по всем образовательным областям:
  • в процессе НОД (продуктивной деятельности);
  • индивидуальной работе;
  • самообслуживание;
  • использование нетрадиционных приемов

  • Совместная деятельность с родителями.

  • Заключительный этап:

Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта. Диагностика развития мелкой моторики на конец проекта.

  1. Организация работы по проекту:

Мероприятие

Цель

Сроки

Изучение литературы по теме.

Получить необходимые знания и умения.

февраль

Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для

родителей.

Обследование детей.

Выявление уровня развития мелкой моторики.

-Экспериментальная деятельность: Познание свойств: природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука, прищепки пластиковые крышки, бумага)

Формирование сенсорных

представлений, развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Февраль - март

-выполнение продуктивной деятельности (нетрадиционные техники рисование и аппликация

«Веселые картины», «Узоры на подносе» и т. д.

Приобщение к изобразительному искусству .

В течение всего времени

Использование методов Су-джок

Укрепление здоровья при помощи нетрадиционных техник

В течение всего времени

Изучение пальчиковых игр

Тренировка пальцев рук, развитие внимания, воображения.

В течение всего срока обучения

Выявление результатов деятельности по проекту (диагностическое

обследование детей).

март

Активное привлечение родителей к участию в изготовлении общей

работы.

март

  1. Перечень основных мероприятий

Образовательная область

Мероприятие

1

Познавательное развитие

-Экспериментальная деятельность: Познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука, прищепки пластиковые крышки, бумага) .

-Д/и «Чудесный мешочек», «Лото», «Нарядные бусы» и т. д.

2

Социально –

коммуникативное развитие

- заучивание потешек сопровождающих пальчиковые игры

«Пять веселых поросят», «Семья», «Капуста», «Дружба» и т. д.

-коллективное творчество,

приобщение к нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

3

Художественное творчество

-выполнение продуктивной деятельности «Веселые картины»,

«Узоры на подносе» и т. д.

4

Предметно –

развивающая среда

- пополнение уголка детского сенсорного развития (шнуровки, лото, сухой бассейн, мозаика)

5

Здоровье

-укрепление здоровья детей при помощи нетрадиционных техник.

6

Совместная деятельность с родителями

-Наглядно – информационный и консультативный материал для родителей.

-Выполнение общей творческой работы.

-Участие в закреплении разучиваемых игр с детьми дома .

Предполагаемые результаты реализации проекта:

Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников улучшится. Узнают о приемами работы с разными инструментами.

Овладение нормами этики поведения.

  1. Основные принципы (правила) работы педагога при реализации проекта.

  • Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка с ОВЗ осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
  • Принцип гуманности предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности любого ребенка.
  • Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.
  • Принцип интеграции - необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
  • Принцип системности - решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МБДОУ и семьи.
  • Принцип преемственности - организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разно уровневого и развития.

Результативность:

  • Дети ознакомлены с нетрадиционными методами изобразительной деятельности
  • Ярче и интереснее стала жизнь в группе.
  • Улучшились партнёрские отношения педагогов с детьми и их родителями.
  • Укрепилось сотрудничество педагогов и родителей.
  • Разучены с детьми пальчиковые игры
  • Занятия способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; совершенствовалась ориентировка в пространстве; воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца

Вывод:

Использованная система дала положительный результат и объединила в работе в общей работе педагогов, воспитанников и их родителей

  1. Заключение:

Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук воспитанников с ОВЗ – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка, и она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается

исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать

Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук

Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил уже к самой работе, т. е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что «ребенок, берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет в себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое яркое и сильное».

Поэтому необходимо предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, пусть и с помощью рук своего родителя.

В результате проделанной работы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОВЗ во взаимодействии с родителями

способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

В дальнейшем будем продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

  1. Список используемой литературы.

http://festival.1september.ru/ http://nsportal.ru http://nsportal.ru

Методическое обеспечение:

О. А. Зажигина Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Детство-Пресс

Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова

1.Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [текст]: пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.:ООО Издательство АСТ, 2000. -48с.

3.Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! [текст]: пособие по логопедии для детей и родителей / О. И. Крупенчук.- СПб.: Издательский Дом Литера, 2005. -208с.

4.Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры [текст]: учеб, пособие /О. И. Крупенчук..-СПб.: Издательский Дом Литера, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...

Проект по физическому развитию в ДОУ Проект по физическому развитию в ДОУ ПРОЕКТ «В здоровом теле - здоровый дух». Направление проекта: «Физическая культура»

Проект по физическому развитию в ДОУПроект по физическому развитию в ДОУПРОЕКТ«В здоровом теле - здоровый дух».Направление проекта: «Физическая культура» В последние годы ...