Система работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста «Быть здоровыми хотим»
материал (средняя группа)
Система работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста «Быть здоровыми хотим»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 80.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотая рыбка»
Смоленского района Смоленской области
Система работы по здоровьесбережению детей группы №2
«Быть здоровыми хотим»
Воспитатель:
Тарасова М.Н.
2025г
Актуальность.
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения.
Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения. Поэтому понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников коллектив детского сада целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищет новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, использует в работе передовой опыт.
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
Цель: объединить стремление педагогов и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о здоровом образе жизни детей и потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
- сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания;
- оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе;
- обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни;
- конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала;
- создание условия по укреплению здоровья дошкольников;
- формирование у детей представление о здоровье и здоровом образе жизни человека;
- обучение дошкольников необходимым технологиям, позволяющими сохранить и укрепить здоровье;
- обогащение знаний о ЗОЖ через различные виды деятельности.
Принципы реализации системы здоровьесбережения детей:
- Принцип сознательности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к здоровьесберегающей деятельности.
- Принцип “Не навреди!” – все применяемые методы, приёмы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
- Принцип триединого представления о здоровье – единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья.
- Принцип постепенности – предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой, постепенное наращивание оздоровительных воздействий.
- Принцип индивидуализации – осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.
- Принцип системного чередования нагрузок и отдыха – выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса.
- Принцип цикличности – заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.
Виды здоровьесберегающих технологий:
- медико-профилактические: проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.;
- физкультурно-оздоровительные: проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.
- валеологическое образование родителей: мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры;
- валеологическое просвещение педагогов: ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
- здоровьесберегающее образование детей: формирование валеологических знаний и навыков.
Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.
Формы работы по здоровьесбережению.
- Подвижные игры и физические упражнения
Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.
Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
При выборе подвижных игр и игровых упражнений мы стараемся соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулируем допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений.
Кроме подвижных игр, широко используются разнообразные упражнения в основных видах движений: бег и ходьба, прыжки, метание, бросание и ловля мяча, упражнения на полосе препятствий
Проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды.
- Гимнастика после дневного сна.
Гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика проводится при открытых форточках 7-15 минут. В течение года используются различные варианты гимнастики.
- Утренняя гимнастика
Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У систематически занимающихся утренней гимнастикой пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь. Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня.
- Динамические паузы
Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.
Цель таких физкультминуток заключается в: смене вида деятельности, предупреждении утомляемости, снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения, активизации кровообращения, активизации мышления, повышении интереса детей к ходу занятия,создании положительного эмоционального фона.
Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.
Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.
- Дыхательная гимнастика.
Это система дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.
Использование дыхательной гимнастики помогает:улучшить работу внутренних органов, активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом, тренировать дыхательный аппарата, осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания, повысить защитные механизмы организма, восстановить душевное равновесие, успокоиться,развивать речевое дыхание.
На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.
В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.
- Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию: осязательных ощущений, координации движений пальцев и рук, творческих способностей дошкольников.
Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений: массаж, действия с предметами или материалами, пальчиковые игры.
Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.
- Гимнастика для глаз
Подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для: снятия напряжения, предупреждения утомления, тренировки глазных мышц, укрепления глазного аппарата.
Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.
Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.
- Ритмопластика
Основана на выполнении детьми под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики: восполнение «двигательного дефицита», развитие двигательной сферы детей, укрепление мышечного корсета, совершенствование познавательных процессов, формирование эстетических понятий.
Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.
- Игротерапия
Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность: проявить эмоции, переживания, фантазию, самовыразиться, снять психоэмоциональное напряжение, избавиться от страхов, стать увереннее в себе.
Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.
- Закаливающие процедуры
При работе с детьми обязательно соблюдаются основные принципы закаливания: осуществление закаливание при условии, что ребёнок здоров;
недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);
тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;
интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания; систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).
Для наибольшей эффективности закаливания обеспечиваются:
- Чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении («температурная» гигиена);
- Рациональная, неперегревающая одежда детей;
- Соблюдение режима прогулок во все времена года;
- Сон при открытых фрамугах;
- Гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры);
- Хождение босиком в группе и летом на прогулке, занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой
- Методика контрастного воздушного закаливания, которая проводится в конце дневного сна попеременно в холодном и теплом помещениях. Температура воздуха в тёплом помещении поддерживается с помощью подогревателей, в холодном понижается за счёт интенсивного проветривания, летом вплоть до сквозняков.
- Ароматерапия
Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит: улучшение самочувствия и настроения детей, профилактика простудных заболеваний, решение проблем со сном.
Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.
Организация предметно-развивающей среды
Организация предметно-развивающей среды в групповом помещении осуществляется с учетом возрастных особенностей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.
В групповых помещениях созданы условия для самостоятельной активной и целенаправленной деятельности детей. Для обеспечения психологического комфорта в группах оборудованы уголки уединения. Для приобщения детей к ценностям здорового образа жизни созданы «уголки здоровья», оснащенные наглядно-демонстрационным материалом, книгами, дидактическими играми, материалами по ОБЖ.
В группе имеется оборудование и инвентарь для двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур.
Расположение игрового и спортивного оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, их физиологии, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.
Взаимодействие с родителями по сохранению и укреплению здоровья
Дошкольников.
Одним из основных направлений по формированию физически и психически
здорового ребенка является работа с родителями. Проанализировав данные анкет, полученные в нашей группе, мы пришли к выводу, что родители имеют среднее специальное или высшее образование, уровень знаний и умений в области воспитания привычки к ЗОЖ у большинства родителей невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье»,
рассматривают его только как отсутствие заболеваний, а средство оздоровления детского организма видят лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязь всех составляющих здоровья: физического, психического и социального. Поэтому коллектив работает над реализацией следующих задач:
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Изучение и распространение положительного семейного воспитания.
- Включение родителей в совместную работу по оздоровлению детей.
Помимо традиционных форм работы с родителями (родительские собрания,
семинар-практикум, консультации, анкетирование, педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам и т.д.), проводятся и новые формы работы:
- ежемесячный выпуск газеты по здоровьесбережению «здоровый ребенок»;
- создание в уголках для родителей рубрики «копилка семейного здоровья»; «советы доктора»;
- консультации узких специалистов образовательного учреждения (логопед, инструктор по физической культуре, медсестра);
- родительские собрания на данную тематику;
- педагогические советы с участием родителей и т.д.
Для приобщения родителей к здоровому образу жизни в дошкольном отделении проводятся совместные оздоровительные мероприятия, занятия, развлечения, досуги, соревнования, выставки, выпуск стенгазеты, конкурсы, викторины и т.д.
Направления работы:
- самопознание;
- я и другие;
- гигиенические правила;
- питание и здоровье;
- основы личной безопасности и профилактика травматизма;
- культуры потребления медицинских услуг.
Ожидаемые результаты:
Со стороны ребенка :
- Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
- Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
- Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
Со стороны родителей:
- Проявляют желание систематизировать собственные познания в использовании здоровьесберегающих технологий
- Активно участвуют вместе с детьми в здоровьесберегающей деятельности дошкольного учреждения - в коллективных играх, проектах, соревнованиях, физкультурных праздниках;
- принимают позицию активных участников и партнеров образовательного процесса.
Со стороны педагога:
- обогащает и совершенствует свой педагогический арсенал научно- обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения здоровьесберегающих технологий в воспитании и развитии дошкольников.
Показатели результативности:
- снижение уровня заболеваемости воспитанников острыми респираторными заболеваниями;
- сформированная мотивация у детей потребности в здоровье, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни;
- нормализация статистических и динамических функций организма, общей и мелкой моторики;
- формирование позитивного отношения и повышения активности родителей в работе по укреплению здоровья детей и приобщения их к здоровому образу жизни.
Календарно-тематическое планирование по здоровьесбережению дошкольников во второй младшей группе на 2023– 2024 учебный год
Месяц | Работа с детьми | Работа с родитьелями |
Сентябрь | Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания | |
Беседа: «Играем безопасно», Рассмотреть с детьми различные ситуации, обсудить, какие места в группе и предметы могут стать опасными при условии нарушения дисциплины. Игровая ситуация «Наведем порядок». Закрепить знание о необходимости поддерживать порядок в группе; уточнить знания о расположении предметов в группе; закрепить представление о том, что содержание вещей в порядке помогает сохранить здоровье. Сюжетная игра «Научим куклу Катю мыть руки» Закрепить навык правильного самостоятельного мытья рук, уточнить последовательность действий при мытье и вытирании рук. Мини-игра «Найди свое полотенце» Помочь детям находить свое полотенце, правильно, тщательно вытирать руки после мытья. Игровая ситуация: «Сонный мишка лег в кровать». Уточнить последовательность раздевания и развешивания одежды; закрепить представление о том, что сон полезен для здоровья. | Папка-передвижка «Как помочь ребенку освоить гигиенические навыки» Консультация для родителей: «Приучаем ребенка к самостоятельности: навыки самообслуживания в младшем возрасте» | |
Физкультурно-оздоровительная работа | ||
Утренняя зарядка «Зайчики и белочки»
Подвижная игра на прогулке «Бегите ко мне» Самомассаж рук су-джок мячиками Зарядка после сна «Проснулись, потянулись» | Папка-передвижка: «Утренняя зарядка вместе с ребенком» Индивидуальные беседы «Как замотивировать ребенка делать зарядку по утрам и после дневного сна» | |
Октябрь | Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания | |
Беседа «Простужаться мы не будем». Формировать у детей осознанное отношение к здоровью, стремление бережно относиться к нему в холодный период года, учить заботиться о нем. Дидактическая игра «Одень куклу». Закрепить названия осенней одежды и порядок одевания; формировать представление о необходимости заботиться своем здоровье. Игровая ситуация «Насморк у слона» Закрепить навык пользования носовым платком. Чтение с обсуждением К.И. Чуковский «Мойдодыр» | Папка - передвижка «Спортивный уголок дома». Консультация для родителей « Профилактика простудных заболеваний у детей младшего дошкольного возраста» | |
Физкультурно-оздоровительная работа | ||
Утренняя зарядка с мячиками «Веселые мячики» Подвижная игра на прогулке «Пузырь» Зарядка после сна: Ходьба по дорожке здоровья. | Папка-передвижка «Картотека пальчиковых игр с ребенком» | |
Ноябрь | Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания | |
Беседа «Чистые ручки, чистое личико». Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. Дидактическая игра «Что хорошо, что плохо». Закреплять культурно - гигиенические навыки, навыки культуры поведения за столом. Дидактическая игра. «Парикмахерская куклы Кати». Закреплять навыки ухода за волосами; уточнить названия необходимых для этого предметов; формировать понятие «опрятный внешний вид». Практическое упражнение. «Послушные ладошки». Закреплять привычку мыть руки после туалета, акцентировать внимание на такой характеристике действий как аккуратность. | Информационный уголок «Расти здоровым, малыш» О пользе прогулок на свежем воздухе, об организации прогулок в семье. Консультация для родителей «Мы расчески не боимся» | |
Физкультурно-оздоровительная работа | ||
Утренняя зарядка «А ты так умеешь?» Подвижные игры на прогулке: «Бегите ко мне» «Пузырь» Самомассаж рук сосновыми шишками Зарядка после сна: «Дорожка здоровья» Закаливающие процедуры: умывание холодной водой | Папка – передвижка «Картотека подвижных игр с ребенком» | |
Декабрь | Формирование представлений о своем теле и здоровье | |
Беседа «Как я устроен». Ознакомить детей с тем, как устроено тело человека. Учить детей понимать значение отдельных частей своего тела. Объяснить детям, что с детства нужно заботиться о своем здоровье, знать свое тело, научить заботиться о нем. Дидактическая игра «Собери куклу Катю» Учить называть часть тела; формировать представление о том, для чего служит каждая часть тела. Упражнение «Я в зеркале» Закрепить знания о частях тела и их роли для человека; формировать внимание, умение быстро и правильно отвечать на вопросы. Упражнение «Покажи свой нос, глаза т.д.». Научить называть органы чувств в игровой и стихотворной форме | Индивидуальные консультации с родителями «Поговорите с ребенком о том, как устроен человек» Папка-передвижка «Как научить ребенка правильно чистить зубы» | |
Физкультурно-оздоровительная работа | ||
Утренняя зарядка «Зарядка со зверятками» Подвижная игра «Мыши водят хоровод» Зарядка после сна «Зимние тропинки» Гимнастика для глаз «Вверх-вниз, влево-вправо» Закаливающие процедуры Умывание холодной водой | Папка-передвижка «Всем кататься на лыжах и санках!» Фотовыставка «Как мы гуляли на улице» | |
Январь | Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания | |
Игровая ситуация «Оденем куклу на прогулку». Закрепить названия зимней одежды; уточнить порядок одевания. Рассматривание картинок «Зимние забавы». Учить видеть и называть предметы и действия на картинке, подводить к пониманию пользы для здоровья прогулок и физических упражнений. Игровая ситуация «Кукла Катя простудилась» Учить детей проявлять заботливое отношение. Учить детей сознательно прислушиваться к своему организму. | Консультация на тему «Организация сна ребенка младшего возраста». | |
Физкультурно-оздоровительная работа | ||
Утренняя зарядка «Зарядка со зверятками» Подвижная игра «Мыши водят хоровод» Зарядка после сна «Зимние тропинки» Дыхательная гимнастика «Вертушка» Закаливающие процедуры Умывание холодной водой | Фотовыставка «Как мы гуляли на Новогодних каникулах» | |
Февраль | Формирование представлений о своем теле и здоровье | |
Беседа «Как мы были у врача». Познакомить детей с профессиями врача и медицинской сестры. Учить детей полно отвечать на вопросы, находить как можно больше слов. Чтение с обсуждением К.И. Чуковский «Айболит» Игровая ситуация «Айболит в гостях у детей». Закрепить знания о частях тела человека; формировать адекватное отношение к посещению медицинского кабинета; закреплять навыки рассказывания. Сюжетно ролевые игры «Аптека», «Больница» Продолжать знакомить детей с профессиями врача и медицинской сестры. Воспитывать уважительное отношение к представителям этих профессий. Профилактика чувства страха перед врачом, «белым халатом». | Консультация для родителей «Как правильно просыпаться» | |
Физкультурно-оздоровительная работа | ||
Утренняя зарядка «Зарядка с султанчиками» Подвижная игра «Мыши водят хоровод» Зарядка после сна «Зимние тропинки» Самомассаж ладоней и рук «Веселая шишка» Закаливающие процедуры Умывание холодной водой рук до локтей и лица. | Спортивный праздник с участием пап «Наши защитники» | |
Март | Формирование представлений о ЗОЖ | |
Беседы «Что растет на грядке», «Во саду ли, в огороде». Уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья и хорошего настроения. Дидактическа игра «Узнай и назови овощи». Закрепить знание названий овощей, учить узнавать их по описанию воспитателя; продолжать формировать представление о пользе овощей для здоровья. Игра – практикум «Угадай на вкус». Закреплять знания об овощах и фруктах, умение определять их по вкусу; закрепить представление о пользе фруктов для здоровья. | Папка-передвижка: «Принципы правильного питания ребенка» Консультация для родителей «Поговорите с ребенком о витаминах» | |
Физкультурно-оздоровительная работа | ||
Зарядка с лентами «Солнечные лучики» Подвижная игра «Огуречик, огуречик». Гимнастика после сна: ходьба по дорожке здоровья Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим, рубим» | Спортивный праздник с участием мам «Мамочка любимая моя» | |
Апрель | Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания | |
Беседа «Мы игрушки бережем» Воспитывать у детей бережное отношение к игрушкам, желание оказать больной игрушке посильную помощь. Развивать эмоциональную отзывчивость, испытывать разную гамму чувств от сочувствия другому до восторга своей причастности к доброму делу. Чтение с обсуждением К.И. Чуковский «Федорино горе» (отрывок) М.Александрова «Что взяла – клади на место!» А.Барто «Лошадка». Е. Благина «Приходите – поглядите». | Консультация для родителей «Малыш и его игрушки». | |
Физкультурно-оздоровительная работа | ||
Зарядка с лентами «Солнечные лучики» Подвижная игра «Воробушки автомобиль». Гимнастика после сна: «Солнышко лучистое» Пальчиковая гимнастика «Апельсин» | ||
Май | Формирование представлений о ЗОЖ | |
Беседа «Витамины на нашем столе». Уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья и хорошего настроения. Беседа «Здоровые зубы». Учить детей понимать необходимость заботы о зубах, помочь понять и запомнить важнейшие правила, соблюдение которых помогает сохранить здоровье зубов (не есть много сладкого; есть много овощей и фруктов; чистить зубы два раза в день). Дидактическая игра «Полезные продукты». Закрепить обобщающие понятия «овощи», фрукты, упражнять в умении их дифференцировать. Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Овощи и фрукты» | Сообщение на родительском собрании «Как провести лето с ребенком». | |
Физкультурно-оздоровительная работа | ||
Зарядка с лентами «Солнечные лучики» Подвижная игра «Огуречик, огуречик». Гимнастика после сна: «Проснулись, потянулись, улыбнулись» Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим, рубим» «Апельсин» | Папка-передвижка «Подвижные игры с ребенком в летний период» | |
Календарно-тематическое планирование по здоровьесбережению дошкольников в средней группе на 2024 – 2025 учебный год
Месяц | Работа с детьми | Работа с родитьелями |
Сентябрь | Формирование представлений о своем теле и здоровье, здоровом образе жизни Закрепление культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания | |
Беседа: «Как мальчик Вася решил закаляться». Закрепить знания детей о закаливающих процедурах. Повысить мотивацию к закаливанию. ООД «Как я устроен». Уточнить знания детьми названий и местоположения разных органов чувств и частей тела у себя. ООД «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Формировать положительное отношение к культурно- гигиеническим процедурам. Игровая ситуация «Наведем порядок». Закрепить знание о необходимости поддерживать порядок в группе; уточнить знания о расположении предметов в группе; закрепить представление о том, что содержание вещей в порядке помогает сохранить здоровье. | Папка передвижка: «Расскажите детям о здоровом образе жизни» Консультация для родителей «Мультфильмы о ЗОЖ» | |
Физкультурно-оздоровительная работа | ||
Утренняя зарядка «Зайчики и белочки»
Подвижная игра на прогулке «Мышеловка» Дыхательная гимнастика «Задуй свечу», «Ленивая кошечка». Самомассаж рук су-джок мячиками Зарядка после сна «Проснулись, потянулись» | Папка-передвижка: «Утренняя зарядка вместе с ребенком» Консультация для родителей «Здоровые дети — в здоровой семье». | |
Октябрь | Формирование представлений о ЗОЖ Закрепление навыков самообслуживания | |
Беседа «В октябре стол богатый, угощайтесь все ребята». Формировать у детей осознанное отношение к питанию, стремление Выбирать полезные продукты для еды. ООД «Хозяйка с базара пришла». Обобщить знания детей об овощах и фруктах, пользе, блюдам из них приготовленных. ООД «Витаминная аптека». Познакомить детей с некоторыми видами лекарственных растений сибирского региона. Дидактическая игра «Как одеться?». Закрепить названия осенней одежды и порядок одевания; формировать представление о необходимости заботиться своем здоровье. | Папка - передвижка «Спортивный уголок дома». Консультация для родителей « Профилактика простудных заболеваний у детей младшего дошкольного возраста» | |
Физкультурно-оздоровительная работа | ||
Утренняя зарядка с мячиками «Веселые мячики» Самомассаж «Божья коровка». Дыхательная гимнастика «Озорные щёчки - рот на замочке». Пальчиковая гимнастика «Капуста», «Грибы». Подвижная игра на прогулке «Сова» Зарядка после сна: Ходьба по дорожке здоровья. | Папка-передвижка «Картотека пальчиковых игр с ребенком» | |
Ноябрь | Закрепление культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания | |
Беседа «Чистота и здоровье». Закреплять у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. Дидактическая игра «Что хорошо, что плохо». Закреплять культурно - гигиенические навыки, навыки культуры поведения за столом. ООД «Личная гигиена». Воспитывать устойчивые культурно – гигиенические навыки. ООД «Доктор Чистюлькин». Рассказать детям о функции кожи, микробах, взаимодействии человека с микробами. | Информационный уголок «Мы гуляем, мы гуляем, здоровыми вырастаем» Напомнить родителям о пользе прогулок на свежем воздухе; о принципах организации прогулок в семье. | |
Физкультурно-оздоровительная работа | ||
Утренняя зарядка «А ты так умеешь?» Подвижные игры на прогулке: «Мышеловка» «Сова» Самомассаж «Обезьянки расчесываются» Зарядка после сна: «Дорожка здоровья» Закаливающие процедуры: умывание холодной водой | Папка – передвижка «Картотека подвижных игр с ребенком» | |
Декабрь | Формирование представлений о своем теле и здоровье, здоровом образе жизни | |
Беседа «Как устроено тело человека». Закрепить знания детей о том, как устроено тело человека. Учить детей понимать значение отдельных частей своего тела. Объяснить детям, что с детства нужно заботиться о своем здоровье, знать свое тело, научить заботиться о нем. Дидактическая игра «Собери человечка» Учить называть часть тела; формировать представление о том, для чего служит каждая часть тела. Упражнение «Я в зеркале» Закрепить знания о частях тела и их роли для человека; формировать внимание, умение быстро и правильно отвечать на вопросы. ООД «Прогулка это интересно». Формировать значение прогулки на состояние организма человека. ООД «Одевайся потеплей – выходи играть скорей». Профилактика обморожений в зимнее время года. | Индивидуальные консультации с родителями «Поговорите с ребенком о том, как устроен человек» Папка-передвижка «Как выбрать зубную щету и зубную пасту для ребенка» | |
Физкультурно-оздоровительная работа | ||
Утренняя зарядка «Зарядка со зверятками» Подвижная игра «Мыши водят хоровод» Зарядка после сна «Зимние тропинки» Дыхательная гимнастика «Лимон», «Любопытная Варвара». Самомассаж «Расслабься – напрягись», «Тёплые ручки». Гимнастика для глаз «Вверх-вниз, влево-вправо» Закаливающие процедуры Умывание холодной водой | Папка-передвижка «Всем кататься на лыжах и санках!» Консультация для родителей «Погуляйте с детьми в зимнем парке» | |
Январь | Закрепление культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания Формирование представлений о своем теле и здоровье | |
Игровая ситуация «Кукла Катя собирается на прогулку». Закрепить названия зимней одежды; уточнить порядок одевания. Рассматривание картинок «Зимние забавы». Учить видеть и называть предметы и действия на картинке, подводить к пониманию пользы для здоровья прогулок и физических упражнений. Составлять короткий рассказ по картинке. ООД: «Не званный гость – грипп и простуда». Профилактика инфекционных заболеваний. Игровая ситуация «Кукла Катя простудилась» Учить детей проявлять заботливое отношение. Учить детей сознательно прислушиваться к своему организму. | Консультация для родителей «Профилактика ОРВИ в семье» | |
Физкультурно-оздоровительная работа | ||
Утренняя зарядка «Зарядка со зверятками» Подвижная игра «Мыши водят хоровод» Самомассаж «Добываем огонь», «Стряпаем». Гимнастика для глаз «Цветик – семицветик» Зарядка после сна «Зимние тропинки» Дыхательная гимнастика «Вертушка» Закаливающие процедуры Умывание холодной водой | Фотовыставка «Как мы гуляли в городском парке» | |
Февраль | Формирование представлений о ЗОЖ | |
Беседа «Зимние виды спорта». Познакомить детей с различными зимними видами спорта. Воспитывать интерес к ним. ООД «Чтобы сильным, смелым быть, чтобы Родине служить» (развлечение) Воспитывать дух патриотизма, совершенствовать физические умения и навыки. ООД: «Зимушка – зима, спортивная пора». Уточнить знания детей о зимних видах спорта, воспитывать любовь к спорту. | Консультация для родителей «Аромотерапия, цветотерапия в здоровьесбережении детей » | |
Физкультурно-оздоровительная работа | ||
Утренняя зарядка «Зарядка с султанчиками» Подвижная игра «Мыши водят хоровод» Зарядка после сна «Зимние тропинки» Гимнастика для глаз «Снежинка». Пальчиковая гимнастика «мы печем пшеничные пироги отли чные». Игровой массаж «Мячик – маляр». Закаливающие процедуры Умывание холодной водой рук до локтей и лица. | Спортивный праздник с участием пап «Быть как папочка хотим» | |
Март | Формирование представлений о своем теле и здоровье | |
Беседа «Как устроен человек» Продолжить формировать представление детей о частях тела человека, их роли для организма и функциях. Обратить внимание детей на вопросы связанные с сохраняем здоровья частей тела и организма в целом.
ООД «Как движутся части тела человека». Познакомить детей с двигательной функцией частей тела человека. ООД: «Витамины на окне» (с элементами практических действий). Воспитывать положительное отношение к трудовой деятельности. Продолжить формировать представление о том, что такое витамины, о витаминах во фруктах, овощах и зелени. | Папка-передвижка: «Здоровое меню для ребенка 4-5 лет» Консультация для родителей «Поговорите с ребенком о витаминах» | |
Физкультурно-оздоровительная работа | ||
Зарядка с лентами «Солнечные лучики» Подвижная игра «Вейся венок». Гимнастика после сна: ходьба по дорожке здоровья Самомассаж ладоней и рук «Веселая шишка» Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим, рубим» | Спортивный праздник с участием мам «Мама любимая, ловкая и сильная» | |
Апрель | Формирование представлений о здоровье, ЗОЖ | |
Экскурсия в медицинский кабинет Продолжить формировать представление детей с профессиями врача и медицинской сестры. Формировать положительное отношение к медицинским работникам. Профилактика страха перед мед.манипуляциями. ООД «Для чего нужны прививки» (с приглашением медицинской сестры) Дать детям первоначальные знания о необходимой профилактике заболеваний – прививке. Игровая ситуация «Поход к стоматологу». Формирование устойчивых знаний и умений по уходу за зубами. Дидактическая игра «Первая помощь» | Папка-передвижка «Роль и значение своевременной вакцинации» | |
Физкультурно-оздоровительная работа | ||
Зарядка с лентами «Солнечные лучики» Подвижная игра «Воробушки автомобиль». Гимнастика после сна: «Солнышко лучистое» Дыхательная гимнастика гимнастика «Надуй шар, сдуй шар». Пальчиковая гимнстика «У Ивана и Фомы» | ||
Май | Формирование представлений о своем теле и здоровье, ЗОЖ | |
Беседа «Витамины в тарелке». Продолжить укреплять знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья и хорошего настроения. ООД. «Правила поведения на воде». Формировать у детей сознательное отношение к безопасности жизнедеятельности. ООД «Солнце наш друг, солнце наш враг». Научить детей следить за своим состоянием при длительном нахождении под солнцем. Дидактическая игра «Продукты полезные и вредные». Закрепить обобщающие понятия «овощи», «фрукты», упражнять в умении дифференцировать полезные и вредные продукты питания Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Овощи и фрукты» | Сообщение на родительском собрании «Проведем лето с пользой для здоровья». | |
Физкультурно-оздоровительная работа | ||
Зарядка с лентами «Солнечные лучики» Подвижная игра «Огуречик, огуречик». Гимнастика после сна: «Проснулись, потянулись, улыбнулись» Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим, рубим» «Апельсин» | Папка-передвижка «Подвижные игры с ребенком в летний период» Музыкально – спортивный праздник с родителями «Весну встречаем – здоровьем тело наполняем». | |
Литература.
1. Гунн Г.М., Современные технологии проблемы охраны здоровья.[Текст]: учебное пособие/ Г.М.Гунн. – СПб.2000.
2. Голицына Н.С., Шумова И.М., «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», Москва, «Скрипторий 2003».
3. Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В., В стране здоровья.
программа эколого – биологического воспитания дошкольников/ В.Т. Лободин , А.Д. Федоренко, Г.В. Александрова - М.: Мозаика – Синтез, 2011.
4. Маханева М.Д.С физкультурой дружить – здоровым быть. :методическое пособие/ М.Д. Маханева – М.: ТЦ Сфера, 2009.
5. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – 6 – е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2011. Программа «Детство», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2007 г.
6. Полынова В.К., Дмитренко З.С. и др., «Основы безопасности
жизнедеятельности детей дошкольного возраста», Санкт-Петербург, Детство- Пресс, 2010 г.
7. Т.П. Гарнышева, «ОБЖ для дошкольников», Санкт-Петербург, Детство- Пресс, 2010 г.
8. Г.И. Кулик, Н.Н. Сергиенко, «Школа здорового человека», ООО ТЦ
«Сфера», Москва, 2010 г.
9. Волчкова В.Н., Степанова Н.В., «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», ТЦ «Учитель», Воронеж, 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта по оздоравливанию детей дошкольного возраста «Быть здоровыми хотим!»
презентация для воспитателей ДОУ и родителей по оздоравливанию дете дошкольного возраста...

Педагогический совет "Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях"
Представлена форма педсовета с участием всех специалистов ДОУ....

Развлечение-представление для детей младшего возраста «Быть здоровыми хотим!» , автор-составитель педагог 1й квалификационной категории Кравец Галина Федоровна
Дать детям необходимые навыки сохраниения здоровья - главная задача педагога, поэтому в совместной деятельности необходимо использовать разнообразные формы работы в этом направлени....

Консультация для воспитателей «Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях»
Консультация для воспитателей«Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях»...

«Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях» (из опыта работы)
Выступление освещает актуальность сохранения и укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста, отражает основные аспекты деятельности ДОУ по приоритетному направлению, показывает эффективн...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В НЕМ, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В НЕМ, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Добрынина Татьяна Владимировна ...

Выступление с презентацией опыта работы по здоровьесбережению детей раннего возраста"Расти здоровым малыш"
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения....
