" Мир уцелел, потому что смеялся" по рассказу К. И. Чуковского "Телефон".
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения в 4 классе.
Тема урока: «Мир уцелел, потому что смеялся»
по рассказу К.И. Чуковского «Телефон».
Цели:
Обучающая: вызвать интерес к произведению, слову, автору, определить авторское отношение к описываемому.
Развивающая: развитие речи, работа над накоплением словарного запаса учащихся.
Воспитывающая: воспитание трудолюбия, интереса к учёбе, самовоспитание.
Эпиграф урока.
О, смех - великое дело!
Ничего более не боится человек так, как смеха…
Боясь смеха, человек удерживается от того,
от чего бы не удержала его никакая сила.
Н.В. Гоголь
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений
Но без труда талант не впрок
Скрестите шпаги ваших мнений-
Мы вместе сочиним урок!
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не накажу.
За странный слог не обессудьте
А дальше прозой я скажу.
- Позвольте мне сообщить о цели своего визита и зачитать официальное обращение к вам, ученикам 4 класса.
- Но что это?
- Что за шутку шутить изволите?
- Я ищу имена прилагательные. Куда же они подевались?
- Наверное, высыпались из моего конспекта. Как же выйти из этого положения?
Может вы мне поможете?
- Ну-ка, посмотрите, не закатились ли они под парты.
(Дети из-под парт вынимают карточки с именами прилагательными: стройная, пожилая, умный, храбрый, небесных, синие, трусливое).
- Я, Назарова Елена Ефремовна, стройная, пожилая учительница прибыла в ваш класс с целью дать храбрый урок словесности.
- Я рада приветствовать небесных гостей и видеть синие лица учеников. У меня трусливое настроение, потому не замедляю объявить, что тема нашего урока «Мир уцелел, потому что смеялся». (Все смеются)
- А почему вы, ребята, смеялись? Что вызвало ваш смех? (Несоответствие)
- Сегодняшний урок по рассказу смешному . Подберите синонимы. (Комическому, юмористическому)
- А юмор, как вы помните, - добрый смех.
- Итак, наша цель:
Постараться рассмеяться
( Ведь смеяться не грешно)
Рассмеявшись, докопаться.
Почему нам так смешно.
- Одну причину мы выяснили:
1. Несоответствие.
Из за двери учительница втаскивает огромный старый чемодан с наклейками «Баунти» и т.д., вновь вызывая смех.
- А теперь почему вам так смешно?
( Смешно, как вы тащили чемодан. Мы не ждали, что вы это сделаете. Учительница и вдруг приволокла чемодан. Чемодан старый, а наклейки современные)
Значит, смех вызвали:
1. Несоответствие;
2. Неожиданность.
- Вот вам первая загадка:
Что внутри там – горько, сладко?
Или вовсе несъедобно?
Кто ответит мне подробно?
(Ребята фантазируют, называют то, что может быть, по их мнению, в чемодане)
Достаёт учитель предметы – в классе смех.
- Открываем чемодан:
Диктант, бечёвка и башмак
Всё лежит не просто так
И зачем же на урок
Их учитель приволок?..
- Да, это не просто предметы – это персонажи рассказа К. И. Чуковского «Телефон», с которым мы познакомились на прошлом уроке.
- А почему я использовала слово приволок?
( Принёс слово без настроения. Приволок – под рифму, складно)
- Замечательно!
- Почему К.И. Чуковский назвал свой рассказ “ Телефон»?
- Где происходят события описываемые в рассказе?
- Какие годы описаны?
- На нашей фотовыставке можно видеть, как выглядели гимназисты, школьники 20-50 годов прошлого века. Это ваши прабабушки, прадедушки … и даже учащиеся, которых учила моя мама.
-Какой фрагмент рассказа вызывает смех?
-Давайте его получше вспомним. Из-за чего же произошла беда?
- Вы так живо, искренно, весело отзывались на рассказ, что и не надо спрашивать, понравился ли он. Смех – высшая ваша оценка.
- Что же высмеивает писатель?
( Глупость героев, их невежество)
- Почему автор совсем забыл о телефоне?
( Беда научила его. Ему было стыдно и обидно вспоминать об этом.)
- Чем закончилась телефонная история?
( Чтение от слов Слепо … … четвёртые сутки.)
-Невежество стало причиной драки.
- А как вы думаете, в жизни такое могло случиться?
( Конкретно так – вряд ли. Автор преувеличил.)
- Зачем же писателю потребовалось такое преувеличение?
( Чтобы высмеять недостатки, пороки.)
-Какой общий недостаток у этих ребят?
( Болезнь)
-Каковы признаки болезни?
( Невежество, грубость, лень.)
- Когда человек болен ему ставят диагноз. Поставим диагноз.
( Лодырит, безнравство.)
- Что же сейчас вызвало смех?
3. Преувеличение.
Художник слова выбрал такую ситуацию и так её подал, что мы рассмеялись, осуждая недостойное поведение героев.
- Чем больше мы смеёмся над глупостью, невежеством героев, тем… - продолжите мою фразу!
(… тем больше задумываемся над своим поведением.
… тем меньше хотим на них походить.)
- Верно, ребята, молодцы. Вы отметили, что смех осуждения вызвали поступки, речь героев.
- Что можно о них сказать?
1. Поведение Зуева.
2. Ждали 11 дней.
( Какой рецепт надо выписать? Рецепт: учёба, самовоспитание.)
3. Хороший поступок – жалко Тимошу.
( Герой нуждался в помощи, а ему решили «помочь», привязав верёвочный хвост от бумажного змея. Это не помощь, а унижение.)
Рассказ написан автором от первого лица и вошёл в книгу «Серебряный герб». Написан автором уже в зрелом возрасте.
-Понятно ли из содержания, как автор относится к своим «героям»?
( Отрицательно, с иронией.)
- По каким признакам можно судить об этом отношении?
-Давайте посмотрим, какими эпитетами он наделил каждого:
На доске
1. Муня Блохин ….маленький, быстрый.
2. Бугай … второгодник.
3. Козельский … плакса, попрошайка, трус.
4. Бубенчиковы … фамилия их характеризует; шумные, пустые, только звон от них.
5. Зуев … набожный.
6. Тимоша … отстал, болел тифом, заика.
- Почему автор использует такие грубые слова: губошлёпы, пучеглазые?
( Чтобы передать своё отношение к героям.)
- Это ещё один литературный приём – сниженная речь – вызывает наш смех невежеством.
- Докажите невежество и безкультурье?
1. Как называли директора? (Шестиглазый.)
- А почему?
( Очевидно, он всех знал, за всеми успевал понаблюдать, обо всех знал, а может и очки носил.)
2. Как называют незнакомца? ( Дубоватый, с топорным лицом.)
3. Что они обещали рассказчику? (Взятку в виде изюма, голубей.)
4. Как «отблагодарили»?
По утверждению Джонатана Свифта, как человека можно распознать по его обществу, так о нём можно судить по его языку…
Вот мы и судим: то есть оцениваем человека и в данном случае осуждаем.
- Какое лекарство можно назначить от этой болезни?
( Учёба, самовоспитание, анализ своих поступков.)
- Герои Чуковского безобразны и потому смешны. А мы уже убедились, чем больше
люди будут смеяться над грубым и глупым героем, тем менее захотят на него быть
похожими.
- Спасибо! Мы сегодня много смеялись. Почему смех помог миру уцелеть?
« Смех исправляет нравы», и люди становятся добрее, терпимее друг к другу.
Завтра мы продолжим знакомство с творчеством К. И. Чуковского и познакомимся с
отрывками из книги « От двух до пяти»
Домашнее задание: Назвать произведения для детей, в названии которых употребляется
слово ТЕЛЕФОН.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сперва аз да буки, а потом другие науки».
24 мая - День славянской письменности и культуры. Праздник известен как день памяти первоучителей славянских народов - святых братьев Кирилла и Мефодия.К этому дню наш класс подготовил внеклассн...
Потому что рядом мама
Внеклассное мероприятие ко Дню матери. Представлены стихотворения, песни, сценки, загадки к празднику....
Эссе « Учитель, воспитай ученика, чтобы было у кого потом учиться»
Данное эссе было сочинено для участия в конкурсе ораторского искусства на конкурсе "Учитель года"...
«Сначала Аз да Буки, а потом и науки» внеклассное мероприятие
Внеклассное мероприятие посвящено празднованию Дня Славянской письменности и культурыЦель мероприятия:Привитие детям любви к род...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/20/picture-98403-1674219352.jpg)
Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России» Тема урока. Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)
Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России»Тема урока.Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)Цели: Уточнение и формирование представлений: «раньше», «позже», «...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/29/picture-231825-1364560948.jpg)
Презентация к празднику 8 марта "Потому что мама рядом."
Данная презентация поможет ровести праздник для мам....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/18/picture-1362925-1637242174.jpg)
Классный час для начальной школы "Счастлив потому что здоров. Здоров потому что счастлив.
Классный час для начальной школы "Счастлив потому что здоров. Здоров потому что счастлив....