Конспект урока "Лягушка- путешественница". Часть 1.
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме

Зоя Михайловна Мурзакова
Конспект урока "Лягушка- путешественница". Часть 1.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Razrabotka_uroka._Lyagushka-puteshestvennica._Chast_1.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница».                    

Цели: познакомиться с произведением В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница», определить основную идею сказки; продолжить работу по развитию речи; развивать память, внимание и творческие способности учащихся; воспитывать самостоятельность, интерес к литературному чтению и любовь  к  природе, к  родному краю.

Оборудование:  компьютер, презентации к уроку, караоке,  клип к песне  «Лесной олень», фотографии, анимации, учебник «Литературное чтение 3 класс» Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, проектор.

                                               Ход урока:                        

I. Организационный   момент.

Слушаем внимательно, говорим чётко и ясно.

         II. Проверка домашнего задания.

         Пересказ сказок или рассказов составленных по пословицам:

         «У страха глаза велики»,   «Волков бояться – в лес не ходить»(слайд 4).

                                                  У страха  глаза  велики.

Жил-был Петя. У него был пёс по кличке Дружок. Однажды он пошёл играть на улицу, а за ним пошёл его пёс. Дружок обогнал Петю и куда-то исчез. Потом он увидел, что за деревом что – то шатается. Он подошёл ближе. Вдруг пес как выскочит! Пете показалось, что это волк. Он побежал и начал кричать: «Волк! Волк!» Когда Петя добежал до двери, он остановился и оглянулся. Мальчик увидел, что за ним стоит его пес. И он тогда понял, что это был Дружок, а не волк.  Петя сказал, что не зря говорят: «У страха глаза  велики».

                                                                                          Явкин Н.

  III. Сообщение цели урока.

         - Послушайте   песню и определите, о  чём пойдёт речь на нашем уроке.

         ( Исполнение  песни  «Сказки» учителем, слайд 4)

      -О чём пойдёт речь на нашем уроке?

      - Правильно, мы продолжим изучение литературных сказок.

        IV.Актуализация знаний.

      -А сейчас мы  поиграем в игру «Кто так говорил?». Вам необходимо к каждой цитате подобрать автора этих слов и разделить эти сказки на 2 части.

        Игра «Кто так говорил?» (слайд 6-16)  

       V. Изучение  новой темы.

       -А сегодня   мы познакомимся со сказкой Всеволода Михайловича Гаршина «Лягушка-путешественница». (Появляется слайд  17 с портретом автора).

     1.   Рассказ учителя.

      -В.М.Гаршин родился 2 февраля 1855 года. Его отец был офицером, участником Крымской войны. Любимым занятием  В.М.Гаршина были наблюдения  за природой. Этот интерес он сохранил на всю жизнь. В.М.Гаршин учился в одном из петербургских гимназий, после  окончания гимназии он учился в Горном институте. В  годы учёбы в институте началась война с Турцией, он сразу решил стать добровольцем. О своём решении  он написал матери: « Я не могу прятаться за стенами института, когда мои сверстники лбы и груди подставляют под пули. Благословите меня»(слайд 18).

  И получил короткую телеграмму: «С Богом милый». Там он был ранен в ногу. После войны он полностью посвятил себя литературному творчеству. Печататься он стал ещё в студенческие годы, в историю литературы он вошёл как мастер рассказа.

    2.Беседа по вопросам учителя.  

-Сказка называется  « Лягушка-путешественница» (слайд 19).

 А что вы знаете про лягушку? (рассказы детей)

Обобщение  и дополнение ответов детей (слайд 20).

      - Лягушки и жабы живут по всей земле. Нет их только в соленых морях и озерах. Зимой они спят подо льдом и снегом. А дышать и даже пить могут кожей. Взрослые лягушки скачут по земле. Ловко лазают по деревьям. А маленькие живут в воде, их зовут головастиками. Лягушки готовятся к весенним концертам, как и люди к праздникам:  у травянистых лягушек грубеет горлышко,  а остромордые от ног до головы становятся голубыми. Но особенны цветастые лягушки. Поют лягушки старательно и усердно. Стоны, шипение, писк, рев, хрюканье, кваканье! Пение на любой слух и вкус.

-А какие этапы развития проходят лягушки?        (ответы детей)

-Составим цепи питания с лягушками (ответы детей).

-А как вы думаете, какие правила вы должны соблюдать, чтобы не нарушать природное равновесие? (ответы детей).

-Молодцы, ребята, вы хорошо знаете правила поведения на природе, о них вы никогда не забывайте. Прочитаем строки стихотворения Е.Евтушенко (слайд  21).

-Берегите эти воды, эти земли,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверят внутри природы,

 Убивайте лишь зверей внутри себя .

  Е.Евтушенко

 -Оказывается, по поведению лягушки, как говорится в народных приметах, можно определить погоду (слайд 22).

Если лягушка сидит в воде, то будет дождь или ветер.

Когда лягушка вылезает из воды, сидит на дереве и квакает, то надо ждать хорошей, сухой погоды.

-А теперь слушаем сказку. По ходу чтения вам встретятся слова, постарайтесь понять их значение. (Чтение слов, слайд 23)

паяц                                                          

благополучно

коряга

наслаждалась

достоинство

восторг

стиснула

восхитительный.

3.Чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися.

-А  теперь расскажите о своих чувствах, которые возникли во время чтения сказки.

-Что в этом произведении напоминает сказку?

-А что действительность?

-Вернёмся к словам в сказке и подберём синонимы. (Слайд 24)

         паяц- шут, клоун

благополучно - удачно, успешно

коряга-пень

наслаждалась-блаженствовала

достоинство-совершенство

восторг- восхищение, упоение

стиснула - сжала, сдавила

восхитительный - замечательный, очаровательный

VI. Закрепление  изученного материала.

-В сказке сказано, что героиня может уронить «лягушачье достоинство». Как вы это понимаете?

-Утки объяснили лягушке, что такое юг. Представьте что вы утки, расскажите ей, что же такое юг.

-Ребята, а теперь придумаем, что же было до встречи  лягушки – квакушки с утками?

-А сейчас изменим  конец сказки (рассказы детей).

VII. Задание на дом.

-А какое слово  произнесла лягушка, когда узнала, что на юге много комаров и мошек?

- Она произнесла слово «ква».

-Назовите какие «квакающие» слова вы знаете?

-Дома вам нужно составить сказку с «квакающими» словами (слайд 25).

VIII. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

IХ. Рефлексия.

-А сейчас послушаем песню, которая поможет вам выполнить домашнее задание. Как поется в песне «Если верить – сказка оживет». Пусть в вашем воображении оживет новая сказка (клип песни «Лесной олень», слайд 26). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Служебные части речи"

ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК  В 4 КЛАССЕ ....

конспект урока "Служебные части речи"

ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК  В 4 КЛАССЕ ....

Конспект урока "Насекомые - часть живой природы"

Сценарий урока  для 1 класса содержит эффективные формы педагогической работы по организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке ...

Конспект урока "Правописание частей слова"

Конспект урока "Правописание частей слова"...

Конспект "Местоимение как часть речи"

Русский язык (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.)3 классТема: Понятие о местоимении....