Конспект урока "Лягушка- путешественница". Часть 1.
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме

Зоя Михайловна Мурзакова
Конспект урока "Лягушка- путешественница". Часть 1.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Razrabotka_uroka._Lyagushka-puteshestvennica._Chast_1.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница».                    

Цели: познакомиться с произведением В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница», определить основную идею сказки; продолжить работу по развитию речи; развивать память, внимание и творческие способности учащихся; воспитывать самостоятельность, интерес к литературному чтению и любовь  к  природе, к  родному краю.

Оборудование:  компьютер, презентации к уроку, караоке,  клип к песне  «Лесной олень», фотографии, анимации, учебник «Литературное чтение 3 класс» Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, проектор.

                                               Ход урока:                        

I. Организационный   момент.

Слушаем внимательно, говорим чётко и ясно.

         II. Проверка домашнего задания.

         Пересказ сказок или рассказов составленных по пословицам:

         «У страха глаза велики»,   «Волков бояться – в лес не ходить»(слайд 4).

                                                  У страха  глаза  велики.

Жил-был Петя. У него был пёс по кличке Дружок. Однажды он пошёл играть на улицу, а за ним пошёл его пёс. Дружок обогнал Петю и куда-то исчез. Потом он увидел, что за деревом что – то шатается. Он подошёл ближе. Вдруг пес как выскочит! Пете показалось, что это волк. Он побежал и начал кричать: «Волк! Волк!» Когда Петя добежал до двери, он остановился и оглянулся. Мальчик увидел, что за ним стоит его пес. И он тогда понял, что это был Дружок, а не волк.  Петя сказал, что не зря говорят: «У страха глаза  велики».

                                                                                          Явкин Н.

  III. Сообщение цели урока.

         - Послушайте   песню и определите, о  чём пойдёт речь на нашем уроке.

         ( Исполнение  песни  «Сказки» учителем, слайд 4)

      -О чём пойдёт речь на нашем уроке?

      - Правильно, мы продолжим изучение литературных сказок.

        IV.Актуализация знаний.

      -А сейчас мы  поиграем в игру «Кто так говорил?». Вам необходимо к каждой цитате подобрать автора этих слов и разделить эти сказки на 2 части.

        Игра «Кто так говорил?» (слайд 6-16)  

       V. Изучение  новой темы.

       -А сегодня   мы познакомимся со сказкой Всеволода Михайловича Гаршина «Лягушка-путешественница». (Появляется слайд  17 с портретом автора).

     1.   Рассказ учителя.

      -В.М.Гаршин родился 2 февраля 1855 года. Его отец был офицером, участником Крымской войны. Любимым занятием  В.М.Гаршина были наблюдения  за природой. Этот интерес он сохранил на всю жизнь. В.М.Гаршин учился в одном из петербургских гимназий, после  окончания гимназии он учился в Горном институте. В  годы учёбы в институте началась война с Турцией, он сразу решил стать добровольцем. О своём решении  он написал матери: « Я не могу прятаться за стенами института, когда мои сверстники лбы и груди подставляют под пули. Благословите меня»(слайд 18).

  И получил короткую телеграмму: «С Богом милый». Там он был ранен в ногу. После войны он полностью посвятил себя литературному творчеству. Печататься он стал ещё в студенческие годы, в историю литературы он вошёл как мастер рассказа.

    2.Беседа по вопросам учителя.  

-Сказка называется  « Лягушка-путешественница» (слайд 19).

 А что вы знаете про лягушку? (рассказы детей)

Обобщение  и дополнение ответов детей (слайд 20).

      - Лягушки и жабы живут по всей земле. Нет их только в соленых морях и озерах. Зимой они спят подо льдом и снегом. А дышать и даже пить могут кожей. Взрослые лягушки скачут по земле. Ловко лазают по деревьям. А маленькие живут в воде, их зовут головастиками. Лягушки готовятся к весенним концертам, как и люди к праздникам:  у травянистых лягушек грубеет горлышко,  а остромордые от ног до головы становятся голубыми. Но особенны цветастые лягушки. Поют лягушки старательно и усердно. Стоны, шипение, писк, рев, хрюканье, кваканье! Пение на любой слух и вкус.

-А какие этапы развития проходят лягушки?        (ответы детей)

-Составим цепи питания с лягушками (ответы детей).

-А как вы думаете, какие правила вы должны соблюдать, чтобы не нарушать природное равновесие? (ответы детей).

-Молодцы, ребята, вы хорошо знаете правила поведения на природе, о них вы никогда не забывайте. Прочитаем строки стихотворения Е.Евтушенко (слайд  21).

-Берегите эти воды, эти земли,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверят внутри природы,

 Убивайте лишь зверей внутри себя .

  Е.Евтушенко

 -Оказывается, по поведению лягушки, как говорится в народных приметах, можно определить погоду (слайд 22).

Если лягушка сидит в воде, то будет дождь или ветер.

Когда лягушка вылезает из воды, сидит на дереве и квакает, то надо ждать хорошей, сухой погоды.

-А теперь слушаем сказку. По ходу чтения вам встретятся слова, постарайтесь понять их значение. (Чтение слов, слайд 23)

паяц                                                          

благополучно

коряга

наслаждалась

достоинство

восторг

стиснула

восхитительный.

3.Чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися.

-А  теперь расскажите о своих чувствах, которые возникли во время чтения сказки.

-Что в этом произведении напоминает сказку?

-А что действительность?

-Вернёмся к словам в сказке и подберём синонимы. (Слайд 24)

         паяц- шут, клоун

благополучно - удачно, успешно

коряга-пень

наслаждалась-блаженствовала

достоинство-совершенство

восторг- восхищение, упоение

стиснула - сжала, сдавила

восхитительный - замечательный, очаровательный

VI. Закрепление  изученного материала.

-В сказке сказано, что героиня может уронить «лягушачье достоинство». Как вы это понимаете?

-Утки объяснили лягушке, что такое юг. Представьте что вы утки, расскажите ей, что же такое юг.

-Ребята, а теперь придумаем, что же было до встречи  лягушки – квакушки с утками?

-А сейчас изменим  конец сказки (рассказы детей).

VII. Задание на дом.

-А какое слово  произнесла лягушка, когда узнала, что на юге много комаров и мошек?

- Она произнесла слово «ква».

-Назовите какие «квакающие» слова вы знаете?

-Дома вам нужно составить сказку с «квакающими» словами (слайд 25).

VIII. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

IХ. Рефлексия.

-А сейчас послушаем песню, которая поможет вам выполнить домашнее задание. Как поется в песне «Если верить – сказка оживет». Пусть в вашем воображении оживет новая сказка (клип песни «Лесной олень», слайд 26). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Служебные части речи"

ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК  В 4 КЛАССЕ ....

конспект урока "Служебные части речи"

ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК  В 4 КЛАССЕ ....

Конспект урока "Насекомые - часть живой природы"

Сценарий урока  для 1 класса содержит эффективные формы педагогической работы по организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке ...

Конспект "Местоимение как часть речи"

Русский язык (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.)3 классТема: Понятие о местоимении....

Конспект урока. Тема: «Части тела человека».

Данный урок был проведен в школе для детей с интеллектуальными нарушениями, но мне кажется, вполне может быть актуален и для детей среднего дошкольного возраста с нормой развития....