Открытый урок литературного чтения. А.П.Чехов. Ванька
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Konspekt_otkrytogo_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературному чтению.

(Учебник Н.А.Чураковой, система Л.В.Занкова, 4 класс)

Тема:  А.П. Чехов. Ванька.

Цель: воспитывать эстетически развитого читателя, способного к пониманию позиции автора и собственному суждению о произведении, учить размышлять над прочитанным,  составлять сравнительную характеристику    героев, формировать навык сознательного выразительного чтения, воспитывать чувство сострадания.

Оборудование: рисунки (картинный план), керосиновая лампа, икона, ручка-перо, свеча, картины В. Маковского «Свидание», портрет А.П. Чехова, толковые словари.

 

Ход урока.

  1. Работа по динамическому чтению.
  1. Чтение слов по ориентирам (таблица).
  1. Проверка домашнего задания.

- Какие проблемы были у Петьки?

3. Постановка учебной задачи.

  1. Упражнение  на развитие ассоциативного мышления.

Чайка, ель, хлеб, окно, вопрос, валенки, аквариум, ножницы, мягкий знак, квартира, ананас.

- Определите по первым буквам автора и название произведения, которое будем читать.

  1. Сообщение темы урока.

(портрет А.П. Чехова)

-Какие произведения А.П. Чехова читали?

  1. Чтение рассказа «Ванька» (Читает учитель – от автора, Ванька – Д.Кавыев)

- Что тронуло вас при чтении этого рассказа?

  1. Словарная работа. 

- Некоторые слова в этом рассказе мне не понятны. Постарайтесь объяснить их значение. Можете воспользоваться словарем.  

(Каждая группа ищет слова в толковых словарях. 1гр. заутреня, колодка,; 2гр. –людская,  тулуп, 3гр. -  иезуитское, ледник, горничная;  4гр.- подпасок, кучер, ямщик ).

(Заутреня – ранняя церковная служба в праздник; колодка – кусок дерева в форме нижней части ноги до щиколотки, употребляемая при шитье обуви,

людская- помещение для слуг в барском доме, тулуп – долгополая меховая шуба; иезуитское – лживое, лицемерное; ледник – погреб; колотушка- устройство из дощечек для постукивания; горничная – работница для уборки комнат; подпасок – мальчик, помогающий пастуху; кучер – работник, который правит лошадьми; ямщик – кучер)

  1. Повторное чтение «про себя».
  2. 1 группа – какие общие  проблемы у Петьки и Ваньки?

(Общими проблемами являются бесправие и скука. И того, и другого по сути не учат ремеслу, а используют в качестве подсобных рабочих. И того и другого неоправданно обижают. И тот и другой мечтают вырваться из этой страшной атмосферы хамства и рабства.)

  1. 2 группа - составить портрет Ваньки Жукова. Подтвердить примерами из текста.

(Он наблюдательный и сообразительный, активный и находчивый.)

  1. 3 группа – составить сравнительный анализ Петьки и Ваньки.

(Ваньку бьют, он недоедает, недосыпает. Ваньке влетает и за чужие грехи и за свои, он не утрачивает живого интереса к жизни.  

Петька спит много, у него не было до поездки на дачу никакого жизненного стимула, не было ярких свежих впечатлений.

 У Ваньки и Петьки есть своя мечта.)

- Можно ли сказать, что Ванька более развит, чем Петька?

(Ваньку выучили читать и писать, танцевать кадриль. Ванька получил то развитие, которое не получил Петька. Он более развит и менее забит. В нем более развита способность сопротивляться жизненным обстоятельствам, он не менее впечатлителен, чем Петька, но более активный, шустрый и жизнеспособный)

- Какая мечта у Петьки и Ваньки?

  1. 4 группа -  как написано письмо: соблюдает ли Ванька правила вежливости?

( Несмотря на крайне тяжелое положение, в котором находится Ванька, он пишет письмо по всем правилам: начинает с вежливого обращения, потом поздравляет деда с Рождеством и желает ему всех благ и только после этого начинает жаловаться. В конце письма он передает поклоны всем знакомым. В этом и заключается культура общения.)

- Почему же Ванька так промахнулся с адресом?

( Отсутствие точного адреса на конверте вызвано тем, что Ванька большую часть своей жизни прожил в деревне, где всех знают по имени-отчеству, где не надо указывать точного адреса, чтобы доставить записку или письмо. Ваньке даже в голову не могло прийти, что кроме его родной деревни Москву окружают сотни других деревень, что у его письма нет никаких шансов попасть к адресату.)

- Случайно ли Ванька пишет письмо в ночь под Рождество?

(Ванькина мечта – это своеобразная рождественская сказка, которой не суждено сбыться.)

-_Какая часть письма Ваньки кажется вам наиболее драматичной?

  1. Как построен рассказ?

(Чередуется текст от 3-его лица – от имени автора и от первого – от имени Ваньки.)

- Почему? Как относится автор к Ваньке? С каким чувством он пишет о Ваньке?

- Представьте, что вы можете встретиться с Алёхиным. Что бы вы ему сказали? Попробуйте предсказать реакцию на ваши слова.

  1. Составьте фразу из этого рассказа, которая стала крылатой.

Небо, астра, дым, енот, рама, ельник, вышка, нож, юность, декабрь, ералаш, дракон, удочка, шапка, кольцо, единство.

    -Что обозначает данная крылатая фраза? ( Неизвестно куда)

  1. Картинный план.

- Расположите рисунки в последовательности происходящих событий.

  1. Составьте цитатный план.(1группа)
  1. Он достал из  хозяйского шкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать.
  2. Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижный старикашка.
  3. А вчерась мне была выволочка.
  4. А Москва город большой.
  5. Срубленную елку тащили в дом.
  6. Он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу.
  1. Составьте план рассказа. (2 группа)
  2. Подготовить краткий пересказ по картинному плану. (3 группа)
  3. Составить мимический план. (4 группа)
  4. Работа по картине..

- Внимательно рассмотрите картину В. Маковского «Свидание». Этот художник был современником А.П. Чехова.

- Как вы понимаете слово «современник»?

(Тот, кто живет в одно время с кем-нибудь)

- О чем рассказывает картина?

( Картина рассказывает о свидании матери с сыном, отданным в учение к какому – то городскому ремесленнику (судя по кожаному фартуку мальчика – к сапожнику ). Судя по узелку и дорожной палочке, по одежде женщины, она приехала из деревни, чтобы повидаться с сыном и покормить мальчика. Её жест и взгляд, направленный на мальчика, выражают боль и любовь. Ей явно очень жаль сына, и она молча наблюдает, как он торопливо жует принесенный ею калач. У этих двух близких людей нет даже возможности повидаться в нормальных условиях: встреча явно происходит в сенях. А поскольку мальчик даже не снял фартук, он явно торопится вернуться на свое рабочее место.)

Итог.

- Что объединяет рассказ А.П. Чехова и картину В.Маковского?

Дом. задание по выбору.

- Выберите задание, которое ваше душа захочет.

  1. Пересказ.
  2. Описание Москвы наизусть.
  3. Написать продолжение, что могло произойти дальше с Ванькой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ А.П.ЧЕХОВ "ВАНЬКА"

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ А.П.ЧЕХОВ "ВАНЬКА"...

Урок литературного чтения "А.П.Чехов "Ванька"

Урок литературного чтения в 3-м классе (УМК «Начальная школа XXIвека»). На уроке учащиеся  знакомятся с трудной жизнью детей XIXвека, учатся  анализировать, выражать собственные мысли. В про...

Урок литературного чтения, тема: "А.Чехов. Шел первый снег"

Урок литературного чтения для 2 класса, УМК "Школа России". Урок построен с использованием музыкального и художественного сопровождения....

Урок литературного чтения "А. П. Чехов «Ванька». Литературный портрет"

Урок литературного чтения в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века"...

Урок литературного чтения А.П.Чехов "Ванька"

Знакомство с творчеством А.П.Чехова, с особенностями произведения "Ванька"...

Презентация к уроку литературного чтения "А.П. Чехов "Ванька"

В презентации отражены основные факты из биографии А.П.Чехова, обложки известных рассказов данного автора, фото первых сборников рассказов Чехова, представлена старинная открытка  к рассказу &quo...

Сценарий урока литературного чтения " А.П. Чехов. Ванька"

Цели урока: создать условия  для совершенствования навыков работы с текстом ,обогащения словарного запаса,  учить выделять главную мысль произведения, совершенствовать навык выразительного, ...