А.Гайдар "Совесть"
презентация к уроку чтения (2 класс) по теме

Урок литературного чтения во 2 классе по технологии критического мышления через чтение и письмо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon a.gaydar-sovest.zip315.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  литературного чтения

2-й класс

Нравственные уроки

рассказа А.П. Гайдара "Совесть"

Гордеева Нина Викторовна

учитель МОУ СОШ №5 с.Сергиевское

Урок по литературному чтению. 2-й класс.

Тема: Нравственные уроки рассказа А.П. Гайдара "Совесть"

Цель:

- Создание условий для работы над понятием «Совесть» при работе с художественным текстом.

- Продолжить работу по воспитанию качеств Человека.

Задачи урока:

- развивать умение работать над понятием;

- воспитывать  у  учащихся критическое отношение к своим поступкам, совестливость;

- учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;

Технология:

 развитие критического  мышления через чтение и письмо.

 Приёмы:

- чтение с остановками,

- обращение к личному опыту учащихся,

- прогнозирование по названию,

- дерево предсказаний,

- кластер.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

- портрет А.П.Гайдара;

- толковый словарь;

- шкатулка, внутри которой красные сердечки.

Ход урока.

I Стадия вызова.

1) Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания

Уч-ся пересказывают рассказ Л.Н.толстого «Косточка».

- Опишите состояние мальчика.

- Когда происходит такое?

- Какие чувства при этом испытывал Ваня?

- Запишите в тетради  в бортовой журнал.

Работа в парах.

« Косточка»

… (страх)

… (совестливость)

… (стыд)

… (сожаление)

- Прочтите, что у вас получилось?

Учитель: О человеке судят по его поступкам, а о писателе - по его произведениям. Сегодня мы будем читать рассказ А.П.Гайдара.

                      (на доске портрет А.П.Гайдара)

2) Прогнозирование ситуации по опорным словам.

Украдкой, обманывать, смекнуть, плакать, угрызение совести.

Учитель:  Данные слова предсказывают содержание рассказа. О чем же мы будем читать?

Работа в парах.  Дерево предсказаний.

Физминутка.

II Стадия осмысление.

1) Чтение с остановками.

Остановка 1.

- Почему Нина решила не идти в школу? (не выучила уроки)

- Дети всегда в таких случаях  не ходят в школу?

- Понимала ли Нина, что поступает плохо? (да: шла украдкой, пряталась от знакомых)

- Так почему Нина не пошла в школу? (ей было стыдно,  она боялась получить двойку)

   Нина

Фиксируется в кластере.

        

Остановка 2.

- Что делала девочка в роще? (пряталась)

- Переживала ли она, что не пошла в школу? (она готова себя простить и оправдать)

- Как Нина подшутила над мальчиком?

- Почему она решила, что он прогульщик?

Остановка 3.

- Почему же Нина помогла ребенку и провела его через рощу?

Остановка 4.

- Что чувствовала Нина после того, как проводила малыша?

- Почему Нина заплакала?

Читают концовку рассказа.

   Нина

   совесть

  боязнь

  обман

внимание

    стыд

сострадание

- Сумела ли Нина в конце рассказа стать лучше? Кто ей помог? Что ей помогло?

Работа в парах.

« Косточка»

«Совесть»

… (страх)

… (совестливость)

… (стыд)

… (сожаление)

… (обман)

… (страх)

… (стыд)

… (совесть)

… (внимание)

… (сострадание)

III Рефлексия.

- О ком рассказ? - О чем рассказ?

- Что хотел сказать нам автор? (совесть помогает стать человеку лучше)

- Что, по-вашему, совесть?

- А теперь узнаем с научной точки зрения. ( Работа с толковым словарем)

- А у кого из вас есть совесть?

- А как вы об этом узнали?

Учитель: Давайте откроем «Дерево предсказаний»  и посмотрим, что вы написали. (ответы детей)

Учитель:  Ваши предположения оказались верными, и  сейчас я  хочу показать вам содержимое шкатулки. (Открывается шкатулка. В ней красные сердечки.)

Учитель: Возьмите себе по сердечку и помните, совесть наш внутренний контролер, наш судья. Чтобы совесть была всегда чиста, совершайте как можно больше  добрых дел и хороших поступков.

Домашнее задание.

Прочитайте рассказ. Попробуйте представить, что произойдет дальше?