Зима! Пушкин
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Попова Елена Михайловна

Урок литературного чтения по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_pushkin.rar480.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : А Пушкин «Зима ! Крестьянин торжествуя…»

Цели: создать образовательное пространство для знакомства и понимания учащимися стихотворения А Пушкина «Зима! Крестьянин торжествуя..»

Задачи: 1Формировать у детей  умение видеть в тексте изобразительно-выразительные средства, уметь воссоздавать  образ, создаваемый автором произведения для понимания  мысли автора, чувствовать настроение произведения; учить выразительному чтению стихотворения;2Развивать творческое воображение, обогащать и развивать читательский  опыт учащихся, расширять  словарный запас; формировать способность содержательно выражать собственные мысли и чувства, развивать умение классифицировать предметы.3Воспитывать любовь к Родине и  её истории.

Оборудование: Мультимедиапроектор.

                          ХОД УРОКА.

  1. Введение в тему. Игра «Да -Нетка» Я загадала слово, с помощью вопросов, на которые можно ответить только да или нет, отгадайте его.( прием из ТРИЗ – педагогики) Слово  САНИ. -Когда нужны САНИ?  - Когда слышите слово ЗИМА, что себе представляете? Какие ваши любимые произведения о зиме? – Хотите познакомиться еще с одним? – Определите тему урока.                                                                                                                                                                                                                                                                                                          
  2. Постановка учебной задачи.- На этом уроке мы снова окунёмся в поэтический мир произведений А.С.Пушкина. Все свои мысли, желания, свое настроение авторы произведений передают нам через свои творения.. А задача наша как читателей - понять всё, чем хотел рассказать автор. Сегодня мы познакомимся с небольшим отрывком из 5-й главы романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин” и попробуем понять, какие мысли, чувства и настроения передаёт поэт.
  3.  Изучение нового материала.( Лягте на парты и закройте глаза) Прослушивание записи стихотворения. О чем это произведение? Какие картины возникли в воображении при прослушивании? ( фиксация на доске). Вам понравилось, как актер прочитал это стихотворение? Что надо уметь, чтобы так читать7 ( Надо уметь понимать смысл произведения, его настроение.) Хотели бы вы научиться выразительно  читать стихи? Мы с вами уже знакомы с алгоритмом подготовки выразительного чтения. Давайте его вспомним:

1 понять содержание текста.  2опредилить задачу своего чтения. 3 выбрать средства выразительности: темп, интонацию, паузы, логическое ударение.

-Мы читаем стихи – и перед нами возникают картины, только поэт нарисовал их не красками, а словами. Чтобы хорошо рассмотреть картину, надо не просто прочитать – надо увидеть каждое слово и понять его.

Прочитайте стихотворение про себя и подумайте, все ли слова вам понятны.

  1. Словарная работа.

Какие слова не понятны? Запишите их в тетрадь(фиксирую на доске) Попробуем объяснить их смысл. Что нам в этом поможет? Что делать, если в нашем словарике нет такого слова? ( обратиться к взрослому словарю или выйти в интернет) Урок мы начали со слова САНИ. Что это такое? А кроме саней, на чем еще можно было раньше ездить зимой? Как  сейчас есть много видов машин, так много средств передвижения зимой было раньше, когда люди использовали для этого лошадей. Прочитайте стих –е еще раз, может оно вам подскажет, на чем еще можно было ездить? КИБИТКА ДРОВНИ САЛАЗКИ Объясните как выглядит каждый предмет.

  1. Работа в группах. Разделитесь на две группы, кто хочет узнать, как выглядит кибитка подойдите к компьютеру и выйдите в интернет, а остальные подойдите к словарю и найдите описание дровен. Проверка работы групп.

Слайд 1  Посмотрите  на рисунки и определите, где дровни, а где кибитка.

  1. Анализ стихотворения.

Сейчас, когда мы выяснили значение некоторых слов, давайте еще раз прочитаем стихотворение по цепочке и представим картины, которые нарисовал для нас поэт. –Прочитайте первые четыре строки

Опишите первую картину –крестьянин торжествуя едет на дровнях – Почему он торжествует, как понять ? Когда мы так же радуемся Зиме? Докажите, что в этом году крестьянин выезжает первый раз. Почему крестьянского коня Пушкин называет лошадкой? Устно нарисуйте эту картину( вопросы на уточнение – какой снег? Небо?  Как выглядит  крестьянин?) Прочитайте вторые четыре строчки.

О чем говориться во второй картине? Есть ли в ней упоминание о лошадях? Кто везет кибитку? Почему кибитка удалая, как она едет? Какие кони в нее запряжены, как вы думаете? Устно нарисуйте эту картину( вопросы на уточнение – как выгладит ямщик…)

Слайд2  Выберите из данных рисунков изображение коня, которого можно запрячь в дровни. Почему?

Прочитайте стих-е до конца.

 О чем говориться в третьей картине? Кто главный герой этой картины? Чем он занят? Какой вы представляете себе Жучку? Как вы думаете, будет ли его ругать мама? А вы играли когда-нибудь так? Расскажите. Устно нарисуйте эту картину( вопросы на уточнение….) В начале урока мы пытались нарисовать картины, которые мы увидели при первом прочтении. Изменилось ли ваше понимание  произведения?

  1. Выразительное чтение стихотворения. В начале урока мы хотели понять о чем хотел рассказать автор, для того чтобы научиться выразительно читать и передавать слушателю наше понимание произведения мы работали по алгоритму: работали с содержанием текста, сейчас давайте определимся с задачей чтения – для чего мы будем читать для слушателей это произведение ( оно нам понравилось, надо, чтобы и другим понравилось, хочу чтобы другие тоже увидели картины, хочу передать радостное настроение автора от прихода зимы и первого снега.)

 Ну а средства выразительности пусть каждый выберет сам  при самостоятельной подготовке к выразительному чтению.

Проверка самостоятельной работы – Выразительное чтение по желанию

Рефлексия.

Какие задачи мы ставили на урок? Чего ты достиг на этом уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.Пушкин и С.Есенин о зиме

Урок - презентация для ознакомления и сравнения стихотворений А.С.Пушкина " Вот север тучи нагоняя,..." и С.Есенина " Поёт зима, аукает..."  по их содержанию,  работа над средствами  вы...

А.С.Пушкин.Стихи о зиме.

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе....

Открытый урок по литературному чтению Тема: Стихи: Я.Аким «Первый снег», С. Сейфулин «Зима», А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя…»

Тема: Стихи: Я.Аким «Первый снег», С. Сейфулин «Зима», А.С.Пушкин              «Вот север   тучи нагоняя…»Цели и задачи урока...

Урок по теме "Картины зимы в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро»"

Урок в форме путешествия по стране "О, Пушкин!". А.С.Пушкин. Это имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышим его в раннем детстве и, еще не умея читать, уже повторяем со слов бабушки или мамы ст...

Презентация к уроку литературное чтение во 2 классе на тему "Стихотворение А.С. Пушкина "Зима..Крестьянин, торжествуя"

Данный материал предназначен для интерактивной работы со стихотворением А.С.Пушкина  "Зима..Крестьянин, торжествуя", с определением лексического значения неизвестных, устаревших слов....

Интегрированный урок литературного чтения и музыки "Образ зимы в искусстве на примере стихотворения А.С.Пушкина"Зимний вечер" и проиведения А.Вивальди "Зима"

На уроке анализируются произведения литературы и музыки . Развиваются умения слушаь,понимать ллитературное произведение. Показать музыку как средство слышать. чувствовать...

"А.С. Пушкин "Зима! Крестьянин торжествуя…" "

Презентация на тему "А.С. Пушкин "Зима! Крестьянин торжествуя…" рассказывает о произведении Александра Сергеевича Пушкина "Зима! Крестьянин торжествуя…". Пушкин ...