Проект "По страницам русского фольклора"
методическая разработка по чтению по теме

Проект подготовки праздника "По страницам русского фольклора." В проекте принимают участие ученики начальной и средней школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_stranicam_russkogo_folklora.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «По страницам русского фольклора»

Имерякова Ю.Э. учитель начальной школы ГОУ СОШ №536.

Цель: Подготовка праздника «По страницам русского фольклора»

Задачи:

  1. Формирование умений организовывать и планировать свою деятельность.
  2. Формирование умения оценивать свою работу и  давать оценку работе других.
  3. Развитие коммуникативных умений.
  4. Развитие творческих способностей.
  5. Развитие универсальных учебных умений.
  6. Формирование умения ориентироваться в информационном пространстве.
  7. Вовлечение родителей и детей в совместную деятельность.
  8. Развитие познавательного интереса.
  9. Воспитание уважения к традициям русского народа.

В празднике принимают участие ученики 3-4 класса начальной и 5-6 класса средней школы.

План организации проектной деятельности для учеников начальной школы.

Этап проектной деятельности

Работа учителя

Работа учеников

Деятельность родителей

время

Источники информации

результат

1. Выбор темы

«По страницам русского фольклора»

нет

нет

«По страницам русского фольклора»

2. Выбор детьми микротем.

Реклама предстоящего праздника; предъявление вариантов микротем; возможность выбора своей микротемы.

(приложение 1)

Выбор микротемы;

выбор

группы

Помощь в выборе микротемы.

1 день

Родители,

учитель,

интернет,

книги.

Выбранная микротема. Создание группы.

3. Поиск информации

Обзор возможных

источников информации

Поиск

информации.

Помощь в сборе информации;

выделение главного;

оформление

сведений на

формате А4

1 нед.

Научная литература;

худож.литература

интернет;

родители;

музей ; выставка.

Оформленный лист с информацией по теме.

4. Выбор деятельности в рамках общей темы

Знакомство учеников с возможными вариантами

деятельности: (номер в празднике)

1. Прибаутки-инсценировки.

2. Знатоки загадок.

3.Знатоки скороговорок.

4. Показ древнерусской моды.

5. Оформление кабинета.

6. Праздничное застолье.

Предъявление сценария ученикам средней школы. Распределение ролей.

Подготовка празничного номера.

Помощь в подготовке номера ( худож.материал, костюмы).

3 дня

Собранный ранее материал.

Готовый номер к празднику.

5. Репетиция

Репетиция с учениками нач.школы

Помощь в постановке.

Репетиция с учениками средней школы по сценарию.

(приложение 3)

Разучивание гимна путешественников.

(приложение 2)

Репетиция

Помощь в постановке

2 нед.

Родители, учитель, дузья.

Готовый номер к празднику.

6.Представление результатов

Праздник «По страницам русского фольклора»

Оформление кабинета.

Создание по итогам праздника альбома (фотографии, материалы, отзывы участников)

Приложение 1:

Выбери свою тему:

  1. Русские загадки.
  2. Русские пословицы и поговорки.
  3. Создание собственных загадок и скороговорок.
  4. Русские скороговорки.
  5. Русский детский потешный фольклор.
  6. Русские народные сказки.
  7. Русская кухня.
  8. Русская народная музыка.
  9. Старинные русские игры.
  10. Русский народный костюм.
  11. Музеи народного творчества.
  12. Своя тема.

Приложение 2:

Гимн путешественников

Сегодня в день особый

С друзьями и подмогой

Мы в сказку древнерусскую

Отправиться хотим.

По рекам и долинам

Сквозь лес непроходимый

Мы вместе проберемся

И всю нечисть победим.

Мы знаем много сказок,

Загадок, прибауток.

Скороговорки, песни

Нам помогут победить,

Но главное мы вместе,

А вместе интересней

Дружить, играть, учиться,

Испытания проходить!

Приложение 3:

Сценарий праздника «По страницам русского фольклора»

Дети поют Гимн путешественников на музыку песни «Дорогою добра»

(Начинает звучать музыка)

В: Итак, сегодня начинается наше путешествие в царство русского фольклора. Мы стоим на границе этого края, и перед нами расстилается сказочный лес. Слышите, как шумит листва, поют птицы? А впереди, за лесом, расстилается великий край сказок: удивительно красивый, интересный, дышащий мудростью и волшебством.

Но просто так в этот край не попадешь. Нам предстоит пройти удивительный путь, порой совсем небезопасный, но то, что он будет интересным и полным приключений – это я вам обещаю.

Тех, кто не испугается препятствий и опасностей, не заблудится и не повернет назад, в конце этого пути будут ждать Волшебные ворота, которые скрывают этот край от недобрых и равнодушных глаз. А самые храбрые, находчивые, добрые и веселые смогут получить пропуск в сказочную страну и бесплатно войти в Волшебные ворота .

1. А в это время … Раздается топот и свист.

В: Что это за топот и свист? ( В зал влетает избушка о четырех пацаньих ножках, на одной из которых болтается поводок, носится, как оголтелая, сшибая столы и стулья – вместе с теми, кто на них сидит, - следом ковыляет Яга – шепелявит,  как  дотлевающая сковорода)

Яга: Эй, ижба, штой! Штой, кому говорю, а то щас выпорю! Эй, ешть не дам! Гулять не пущу! Тьфу ты, окаянная, от только мне на штарости лет за тобой по лешу бегать… Штой, говорю, торможи!

Оп-па, чую-чую, рушшким духом жапахло, человечешким…

Ага! Вот они, голубшики! А куда это мы путь держим, меня, бабулешку штаренькую бежжащитненькую топотом шлоновьим бешпокоим?

В: А идем мы, бабушка, к воротам сказочным, может пропустишь?

Яга:  К воротам, пропущу? Ага-ага , я шеводня до-о-о-брая!

В: Ну, так мы пойдем?

Яга:Ага. Как бы не так, вшех шьем.

Изба: (басом) А может не надо?

Яга: Иди-иди, крашавица, не тваво ума дело, шьем я их или не шьем. Не… ( раш, два, три, шетыре…считает ) вшех не шьем, но понадкушаю много… Жубками, жубками…. Ой… ой-е-ей… (хватается за зубы)

В: И что же ты, Яга, злая-то такая? Ведь, гляди, ребятишки же!

Яга: А как тут жлой не будешь, когда жубы болят люто?! А лешить никто не хошет. Леший жавидел – в пень жарылся, кикимора в болото утекла, только буль- хлюп- плюх – пужыри пошли. Штоб ей утопнуть в том болоте! Так ведь непотопляемая : матраш шебе намедни надувной купила, одно слово- кикимора! И што я им вшем шделала? Ну, пугнула маленько, поджарить обещала, дык дело-то привышное… Эй, ты мне жубы-то не жаговаривай, говорю – не пущу, вшех шьем.

В:О, а это идея, а я-то голову ломаю…

Яга: (деловито) Где голова?

В: Какая голова?

Яга: Шломанная. Давай шюда, мне для жаборчика как раж одной не хватает.

В: Да это присказка такая, это значит, что я напряженно думаю.

Яга: Не перенапрягись, а то невкусная станешь, жесткая.

В: Подожди, Яга, у тебя зубы болят?

Яга: Ой, болят, так болят, што жутко кушать хочется.

В: А хочешь, чтобы перестали болеть?

Яга: ( с укором) Издеваешься над бабуленькой, да? Кто ж не захочет?

В: Тогда подожди немного. ( К ребятам) В  стародавние времена на Руси особых лекарств, как сейчас, не было, и ведуны боль заговаривали, а мы с вами столько скороговорок знаем – враз Бабе-Яге зубы вылечим.

Знатоки скороговорок (номер, подготовленный нач.школой)

Яга: ( при каждой скороговорке) Ой, уй, ах, ух ты!

В: Ну как, бабушка, полегчало?

Яга: Полегчало, милая, а все равно я вас съем.

В: Да почему?

Яга: А потому как один зуб, самый вредный болеть остался, вот я и вредничаю.

В: (к ребятам) У Яги зуб этот волшебный, все скороговорки-заговорки знает, его надо чем-то новым заговорить, зубу неизвестным

                      Знатоки скороговорок (номер, подготовленный нач.школой)

Яга: Ну, спасибо вам, ребятки, помогли старухе, век не забуду!( два пальца в рот, пытается свистнуть) Пошли, изба, буду из тебя дом для хорошего настроения делать.

Изба бочком, бочком обходит Ягу, из окна высовывается рука, хватает поводок, и изба опрометью вылетает из класса, за ним – Яга. Вновь раздается топот и крики Яги: « Стой, стой тебе говорю, окаянная!»

2.

 В: Какие мы все-таки молодцы! И Бабе-Яге помогли, и путь у нас теперь свободен.

Только вот в чем трудность: нам теперь идти в самое сердце волшебного леса, а там растет  дерево загадок, которое феи лесные охраняют. Волшебное дерево новыми загадками расцветает. Отгадаешь загадку – поможет фея, а не отгадаешь..

Фея 1: Мы вас уже давно ожидаем.

Фея 2: Птицы нам весть донесли, что вступили  в наш лес дружины ваши.

Фея 1: Мы на встречу с вами и поспешили, да по дороге узнали, что вы еще и от напасти нас избавили: Яге зубы вылечили, а то не было житья от старухиной злобы. Теперь она надолго утихомирится, делом займется. За это поклон вам низкий от всех обитателей леса.

 В. Вот только идем мы, феюшки, к воротам сказочным, а дороги не знаем, заплутаем, боюсь. Вы нам не поможете?

( Феи совещаются)

Фея 1:  Мы с радостью покажем вам короткую дорогу, но ведет она через сердце нашего леса, а  пройти через него могут только самые сообразительные и находчивые, а иные и с нами заплутают, не укажет иным Леший-шутник дорогу верную, тут и мы бессильны.

В: Что же нам делать-то, как узнать: пройдем мы или навсегда в лесу вашем останемся?

Фея 2: А очень просто: мы это сейчас быстро выясним. Есть у нас загадки особые, кто их разгадает – тот и по лесу пройдет, не заблудится.

Знатоки загадок (номер, подготовленный учениками нач.школы)

Фея 2: Какие же вы все-таки молодцы! Вам ничего не страшно: мы-то думали, что вы поодиночке будете думать: у кого что получится, а вы все вместе – и со всеми загадками справились. Нет, вы точно нигде не заблудитесь, ведь вы – одна команда.

В. Глядите, ребята, вон она, тропинка – то наша, пойдемте скорее!

( плеск волн, свет – ноль) Что же это? ( Прибой стихает, колыбельная, русалки)

Берег озера…А это кто? И что за музыка такая? Ой, это же русалки! Они поют колыбельную и заманивают нас в воду.

Песня русалок.

Мы русалки – рек богини.

На Руси давным давно

Нас боялись, не любили,

Но нам это все равно.

С нами будьте осторожны.

Вдруг заманим, околдуем,

И до смерти защекочем,

Сонной песней зачаруем.

Рассмеши нас путник милый

Иль останешься навек

С нами, сестрами речными

Помни это, человек!

Прибаутки-инсценировки (номер, подготовленный учениками нач.школы)

В. Смотрите, что русалки от нас прятали – через озеро-то мост выстроен, давайте-ка скорее, пока они не опомнились, бегом через озеро!(Русалки растворяются в партах). Ну вот мы и на берегу. Кажется, со всем справились, ворота где-то уже совсем близко, можно и отдышаться. А это что за свист? Очень похож на свист ветра в чьих-то больших крыльях………

( В класс вплывает Горыныч, болтая всеми тремя головами по сотовым телефонам, далее по тексту)

Горыныч нахально улыбается, две головы откровенно скучают. Вау-ноу –хау не срабатывает: «а все Яга, опять  заклинание не сработало – А ты с предохранителя-то снял? – снял, а все равно не работает – А столько капусты ей отдали, целых (считает) 327 кочнов!

В. Ребята, Горыныч-то вон какой модный, а давайте ему показ древнерусской моды устроим.

Показ древнерусской моды под музыку гусляров (номер, подготовленный учениками нач.школы)

В. Посмотрите. ребята, вот и  волшебные ворота показались. А это значит, что наше путешествие подходит к концу. Вы проделали большой путь: заговорили зубы Бабе Яге, рассмешили русалок, отвлекли модными новинками Змея Горыныча. А самое главное на протяжении всего этого пути вы были единой командой.

А теперь, всех прошу к столу!

За оформление стола к празднику отвечает одна из групп учеников нач.школы.