Главные вкладки

    План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему:
    урок литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о попе и его работнике Балде"

    Урок литературного чтения для з класса .Обобщение по теме  А.С.Пушкин "Сказка о попе и его работнике Балде"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МОУ «Таврическая гимназия»  Таврического муниципального района Омской области

    Учитель: Юренко Людмила Александровна

    Начальная школа

    Урок  литературного чтения  , 3 класс

    Тема урока: «А. С. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде»

    Тип урока: обобщение изученного.

    Цели и задачи урока: 

    1. Обобщить знания учащихся об сказке А.С .Пушкина.
    2. Учить выделять главное, значимое.
    3. развивать речь, память, мышление;
    4. учить анализировать поступки героев;
    5. воспитывать интерес к чтению художественной литературы

    Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации учащихся к сказкам, выставка книг А.С.Пушкина

    эпиграф на доске, таблица  

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент.

    2. Вступительное слово учителя.

     Сказка - ложь  , да в ней намёк ,добрым молодцам урок .

     Сегодня мы должны выяснить  какой урок Пушкин хотел дать  нам , читателям .А так же проследить настроение героев , автора и читателей по ходу сказки и заполнить таблицу.

    3. Работа над темой урока.

    Учитель: Какие бывают сказки?

    Ученики: - авторские и народные

    Учитель: На какие три группы делятся сказки?

    Ученики : - волшебные, бытовые, о животных

    Учитель:- Кто определил нам жанр произведения?

    Ученики: Автор в самом названии: «Сказка о попе и его работнике Балде» , в зачине «Жил –был поп..»

    Учитель:- Какая это сказка?

    Ученики: - Авторская, бытовая.

    Учитель:- Пушкинская сказка – прямая наследница народной сказки .Она написана  ярким , сочным , выразительным, простым , близким к подлинной народной речи языком.

    Найдите эти слова.

    Работа над образами героев.

    Учитель:- Назовите героев сказки.

    Поп

    Балда

    Попадья

    Бесы

    -Чтобы лучше узнать произведение, понаблюдаем настроение героев , автора , читателей и заполним таблицу. Ведь при помощи настроения героев Пушкин постарался передать образы героев.

    Учитель:- Кто начинает сказку? Какое настроение у него?

    Ученики: Сказку начинает автор. Настроение у него весёлое.

    Учитель:- С каким настроением отправился на базар поп?

    Ученики: Поп отправился спокойный на базар , но озабоченный .

    Учитель:- Какого работника ищет поп? Прочитайте.

    Ученики: «Не слишком дорогого »

    Учитель: - Когда он нашёл работника,  какое  настроение стало у него? Прочитайте.

    Ученики: «Призадумался поп, стал себе почёсывать лоб …»

    Учитель: - Что же останавливает попа?

    Ученики: Боится расплаты.

    Учитель:- Что перевешивает в пользу работника?

    Ученики: жадность.

    Учитель:- На что понадеялся поп? Прочитайте.

    Ученики: « На русский авось »

     Учитель:- Изменилось ли настроение попа? А автора?

    Учитель:- Как вы это понимаете?

    Как чувствует себя Балда в поповском доме? Прочитайте.

    Учитель:- Какое настроение у Балды? А у попа?

    4.Чтение отрывка по ролям.

    Появляются новые герои  в сказке – бесы. Это злая нечистая сила. Но Балда вступает с ними в борьбу и побеждает их умом и хитростью.

    Прочитаем отрывок, где Балда соревнуется с бесенком по ролям.

    Учитель: Какое настроение у попа, Балды , бесов, читателей.

    Ученики: Поп расстроен, боится расплаты. Балда уверен в себе. Бесы вначале весёлые, а затем расстроенные.

    5. Инсценирование отрывка из сказки “(конец сказки)

    Балда победил – поп проиграл.

    Учитель:- Мы проследили настроение героев по ходу сказки .

    В итоге у нас получилась запись:

    Поп

    Балда

    Бесы

    Спокоен Озабочен

    Радуется

    Печален Расстроен

    Убитый горем

    Спокойный Веселый Беззаботный

    Уверенный

    Решительный

    Веселые

    Грустные

    Расстроенные

    Учитель:- Какое настроение у автора? Найдите слова в тексте, подтверждающие настроение автора, о его отношении к попу.

    Учитель:- А у нас читателей? Сравните.

    Автор

    Читатели

    Весёлое

    Смеётся

    Спокойное

     Жалеет

    Веселое

    Смешно

    Спокойное

    Жалко попа

    Ученики: Автору удалось передать  образ героев через настроение героев.

    Учитель:- Почему все-таки автору жалко попа? А вам, читателям?

    6. Творческая работа.

    Учитель: Найдите пословицы и поговорки в сказке.

    Ученики: Ест за четверых, работает за семерых.

    Думу думать.

    Ум у бабы догадлив, на всякие хитрости повадлив.

    На русский авось

    Попляши-ка ты под нашу балалайку.

    Задам  тебе вражёнок задачу.

    Этого провести не штука.

    7. Итог урока.

    Учитель:- Эта сказка не была напечатана при жизни Пушкина. Почему?

    Учитель:- Для чего он написал сказку?

    Учитель:- Какой хотел дать урок? Подтвердите словами текста.

    Ученики: «Не гонялся бы ты, поп ,за дешевизной »

    8. Домашнее задание.

    Выписать из текста слова и фразы, которые приближены к речи простого народа.

    Рисунок к понравившемуся отрывку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    театрализованое представление "Сказка о купце Остолопе и его работнике Балде"

    Александр Пушкин написал «Сказка о попе и о работнике его Балде» 13.09.1830 на базе русской народной сказки.Впервые сказка была напечатана уже после смерти Пушкина, В. А. Жуковским в 1840 году. По цен...

    презентация к уроку литературное чтение 2 класс "Сказка о рыбаке и рыбке."

    презентация к сакзке  Пушкина " Сказка о рыбаке и рыбке."...

    урок литературного чтения по басне В.Берестова "Гусь и его критики"

    Этот урок для 3 класса к учебнику Е.Матвеевой пригодится учителям. работающим по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова и всем, кто изучает басни в начальной школе. Работа над басней может быть интересн...

    185 лет «Сказке о попе и его работнике Балде»

    Цикл: «2015 - Год литературы» Целью проведения в Российской Федерации Года литературы является возрождение интереса российских граждан к классической и современной литературе и чтению в целом....

    урок по литературному чтению по теме Л.Н. Толстой и его произведение "Акула"

    Урок по литературному чтению для учащихся 2 класса по программе "Школа России"....