урок литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о попе и его работнике Балде"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Урок литературного чтения для з класса .Обобщение по теме  А.С.Пушкин "Сказка о попе и его работнике Балде"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Таврическая гимназия»  Таврического муниципального района Омской области

Учитель: Юренко Людмила Александровна

Начальная школа

Урок  литературного чтения  , 3 класс

Тема урока: «А. С. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде»

Тип урока: обобщение изученного.

Цели и задачи урока: 

  1. Обобщить знания учащихся об сказке А.С .Пушкина.
  2. Учить выделять главное, значимое.
  3. развивать речь, память, мышление;
  4. учить анализировать поступки героев;
  5. воспитывать интерес к чтению художественной литературы

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации учащихся к сказкам, выставка книг А.С.Пушкина

эпиграф на доске, таблица  

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

 Сказка - ложь  , да в ней намёк ,добрым молодцам урок .

 Сегодня мы должны выяснить  какой урок Пушкин хотел дать  нам , читателям .А так же проследить настроение героев , автора и читателей по ходу сказки и заполнить таблицу.

3. Работа над темой урока.

Учитель: Какие бывают сказки?

Ученики: - авторские и народные

Учитель: На какие три группы делятся сказки?

Ученики : - волшебные, бытовые, о животных

Учитель:- Кто определил нам жанр произведения?

Ученики: Автор в самом названии: «Сказка о попе и его работнике Балде» , в зачине «Жил –был поп..»

Учитель:- Какая это сказка?

Ученики: - Авторская, бытовая.

Учитель:- Пушкинская сказка – прямая наследница народной сказки .Она написана  ярким , сочным , выразительным, простым , близким к подлинной народной речи языком.

Найдите эти слова.

Работа над образами героев.

Учитель:- Назовите героев сказки.

Поп

Балда

Попадья

Бесы

-Чтобы лучше узнать произведение, понаблюдаем настроение героев , автора , читателей и заполним таблицу. Ведь при помощи настроения героев Пушкин постарался передать образы героев.

Учитель:- Кто начинает сказку? Какое настроение у него?

Ученики: Сказку начинает автор. Настроение у него весёлое.

Учитель:- С каким настроением отправился на базар поп?

Ученики: Поп отправился спокойный на базар , но озабоченный .

Учитель:- Какого работника ищет поп? Прочитайте.

Ученики: «Не слишком дорогого »

Учитель: - Когда он нашёл работника,  какое  настроение стало у него? Прочитайте.

Ученики: «Призадумался поп, стал себе почёсывать лоб …»

Учитель: - Что же останавливает попа?

Ученики: Боится расплаты.

Учитель:- Что перевешивает в пользу работника?

Ученики: жадность.

Учитель:- На что понадеялся поп? Прочитайте.

Ученики: « На русский авось »

 Учитель:- Изменилось ли настроение попа? А автора?

Учитель:- Как вы это понимаете?

Как чувствует себя Балда в поповском доме? Прочитайте.

Учитель:- Какое настроение у Балды? А у попа?

4.Чтение отрывка по ролям.

Появляются новые герои  в сказке – бесы. Это злая нечистая сила. Но Балда вступает с ними в борьбу и побеждает их умом и хитростью.

Прочитаем отрывок, где Балда соревнуется с бесенком по ролям.

Учитель: Какое настроение у попа, Балды , бесов, читателей.

Ученики: Поп расстроен, боится расплаты. Балда уверен в себе. Бесы вначале весёлые, а затем расстроенные.

5. Инсценирование отрывка из сказки “(конец сказки)

Балда победил – поп проиграл.

Учитель:- Мы проследили настроение героев по ходу сказки .

В итоге у нас получилась запись:

Поп

Балда

Бесы

Спокоен Озабочен

Радуется

Печален Расстроен

Убитый горем

Спокойный Веселый Беззаботный

Уверенный

Решительный

Веселые

Грустные

Расстроенные

Учитель:- Какое настроение у автора? Найдите слова в тексте, подтверждающие настроение автора, о его отношении к попу.

Учитель:- А у нас читателей? Сравните.

Автор

Читатели

Весёлое

Смеётся

Спокойное

 Жалеет

Веселое

Смешно

Спокойное

Жалко попа

Ученики: Автору удалось передать  образ героев через настроение героев.

Учитель:- Почему все-таки автору жалко попа? А вам, читателям?

6. Творческая работа.

Учитель: Найдите пословицы и поговорки в сказке.

Ученики: Ест за четверых, работает за семерых.

Думу думать.

Ум у бабы догадлив, на всякие хитрости повадлив.

На русский авось

Попляши-ка ты под нашу балалайку.

Задам  тебе вражёнок задачу.

Этого провести не штука.

7. Итог урока.

Учитель:- Эта сказка не была напечатана при жизни Пушкина. Почему?

Учитель:- Для чего он написал сказку?

Учитель:- Какой хотел дать урок? Подтвердите словами текста.

Ученики: «Не гонялся бы ты, поп ,за дешевизной »

8. Домашнее задание.

Выписать из текста слова и фразы, которые приближены к речи простого народа.

Рисунок к понравившемуся отрывку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

185 лет «Сказке о попе и его работнике Балде»

Цикл: «2015 - Год литературы» Целью проведения в Российской Федерации Года литературы является возрождение интереса российских граждан к классической и современной литературе и чтению в целом....

Тест по произведению "Сказка о попе и его работнике Балде"

Тест по произведению "Сказка о попе и его работнике Балде" 3 класс...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс (урок 133-А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Конспект урока по литературному чтению 2 класс (урок 133-А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»...