Главные вкладки

    Описание логики и отдельных приемов формирования ИУ в начальной школе.
    статья (чтение) по теме

    Описание  работ  по формированию информационных умений на примере формирования умения выделять главное в информационном источнике и умение составлять план информационного сообщения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word.docx19.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Описание логики и отдельных приемов формирования ИУ в начальной школе.

        Опишем работу по формированию информационных умений на примере формирования умения выделять главное в информационном источнике и умение составлять план информационного сообщения. Для успешного формирования информационных умений  была разработана работа по этапам.

    Первый этап- введение умения. Цель данного этапа – знакомство учащихся с конкретными информационными умениями, объяснение их  значений. Характеристика информационных умений дается  в виде инструкции, рекомендации или правила. На ранней стадии овладения информационными умениями учащиеся выполняют действия по образцу.

    Второй этап - усвоение умения. На этом этапе учащиеся выполняют систему заданий по анализу различных текстов. На этом этапе учитель постоянно контролирует правильность применения умений, ставит перед учащимися вопросы, направленные на воспроизведение знаний о действиях, входящих в информационные умения. (Как следует работать с заданием перед параграфом? Что и как надо сделать, чтобы составить план текста? и т.д.)    

    Третий этап - применение умения. На третьем этапе обучения информационные умения можно применять при выполнении новых учебных задач по анализу текстов, при работе с разной информацией. На данном этапе овладение  информационными умениями идет по пути от действий по образцу к усвоению и самостоятельному выполнению задания. Следует заметить, что не все учащиеся за одинаковое время могут добиться требуемого уровня самостоятельности. Поэтому некоторым из них на третьем этапе следует разрешать пользоваться  памятками, помощью учителя. Приведем несколько примеров работы с учащимися на каждом этапе.

                        Информационно-познавательные  умения

    Остановимся на описании того как формировалось умение выделять главную мысль в тексте, умение составлять  план  информационного  сообщения. Так на этапе введения умения выделять главную мысль в тексте для понимания значимости данного умения, формирования интереса к нему эффективно  использовать игровые ситуации. Покажем, как может  быть  организована эта работа на примере урока развития речи.  

    В начале урока детям предлагалась игровая ситуация.

    -Учитель: «Ребята, я хочу прочитать вам письмо Незнайки, в котором он просит совета у вас» И так читаю.

    «Здравствуйте…. класс! Я с друзьями собирался в поход. У нас погода теплая, светит солнце, все зелено вокруг. Для этого, на собрании Знайка  сказал всем, чтобы мы собрали все самое главное в рюкзаки и в 14:00 были на нашей площади им. Цветика - Семицветика. Я побежал домой, чтобы успеть. Достал со шкафа рюкзак и начал собирать его.  Я положил в него: книги(вдруг почитаю), подушку, спички, мою любимую игрушку, кастрюлю, поварешку, одеяло, кнопки, носки, игрушки, фонари, что-нибудь поесть: бутерброд, миску каши, хлеб, колбасу, помидоры и другие вещи. Но когда я все упаковал, я не смог поднять свой рюкзак, пришлось брать тележку. Мне было тяжело, неудобно идти на площадь. Когда я пришел, все стояли такие радостные, у всех были маленькие рюкзаки. Я спросил: «Вам не тяжело?». «Нет не тяжело», - ответил Шпунтик. Мы же взяли самое главное. Когда мы приехали домой, Знайка подошел ко мне и спросил: «Тебе понравилось?» «Нет, конечно, мне было тяжело с рюкзаком»,- сказал Незнайка. «Я ведь говорил взять самое главное с собой, а ты взял все подряд», - сказала Знайка.

    Ребята, я ведь взял главное, правда? Как вы думаете? Дайте совет, как в следующий раз получить удовольствие от подхода? Задается  вопрос учащимся: « Прав ли Незнайка и почему ему было тяжело?» Вот некоторые ответы детей: «Он взял все подряд.», «Он взял не главное, а все; надо было взять самое важное, необходимое» и так далее.

    У .-Ребята теперь вы понимаете, как важно уметь выделять главное. Важно уметь выделять самое существенное, самое важное в рассказе, в математической задаче, в упражнении. Для чего? Как вы думаете?

    Д .-Это поможет при выполнении задания.

    Д .-Если много читаешь, то запоминаешь главное. Поэтому надо учиться выделять самое существенное.

    Вместе с детьми нужно сделать  вывод: «Выделять главное в тексте очень важно и этому надо учиться». Далее на уроке каждому ребенку выдавался  небольшой текст, на его материале вводилось, объяснялось умение выделять главное.

    Важно научить учеников задавать два вопроса к тексту информационного источника: «О чем здесь говориться?» и « Что об этом говорится?» Далее проводится беседа с учениками по этим вопросам. В конце анализа текста задается вопрос: « Какой заголовок можно придумать к этому рассказу, чтобы он выражал главную мысль и т.д.?»

    Также на этапе введения, важно было подчеркнуть значимость данного умения на содержании различных предметов, например на уроке математики, при решении задач мы составляем краткую запись, для облегчения выбора способа решения, а на уроке природоведения, мы выделяем главную мысль, чтобы облегчить усвоение темы.  На данном этапе, мы показывали, значимость данного умения, для успешного понимания и запоминания информации.

    Кроме того, итогом этапа введения стало вызванное у младших школьников желание, интерес научиться выделять главную мысль.

    На этапе усвоения эффективно было использование памятки по выделению главной мысли, работа по  усвоению  умения проводилась на различных уроках. Нам было важно, чтобы  формирование данного информационного умения происходило на основе содержания текстов изучаемых предметов, без дополнительной работы по подбору материала, поэтому работе с текстовым компонентом  учебника уделялось много внимания. В начале усвоения умения, главную мысль выбирали коллективно, ответы детей дополнялись, анализировались. Учителю требовалось постоянно контролировать правильность  выделения главной мысли.

    На этапе применения для контроля над формированием умения выделять главную мысль регулярно проводились  самостоятельные работы. Эффективно также предлагать  учащимся список «главных мыслей» на доске. Для этого, им показывались ориентиры в тексте (красная строка, выделение шрифта, выражения, слова –помощники («таким образом»,  «можно сделать вывод о том, что..» На этапе введения,  работа была построена таким образом, чтобы учащиеся осознали значимость такой работы. С этой целью, была проведена беседа на уроке природоведения:

    У. –Нужно ли уметь составлять план, как вы думаете?

    Д. -Нужно, это поможет при пересказе.

    Д. -Мы с помощью плана поймем важные в тексте мысли.

    Д. -Помогает запомнить текст и другие ответы.

    У. -Вы хотите научиться составлять план?

    Д. –Да.

    Далее происходило знакомство с данным умением, давалось понятие «план» вообще, а затем выделялось понятие «план текста» анализировались, обобщались, дополнялись  знания учащихся о плане.  Далее коллективно составлялась памятка, как  составить план к тексту информационного источника.

    Далее дети узнали о требованиях, которые предъявляются к плану. Вот эти требования:

    1. План должен содержать только главные мысли;
    2. Они должны быть связаны между собой по смыслу;
    3. Пункты плана должны быть чётко сформулированы.

    На этапе усвоения. Первое время  план текста составлялся коллективно. Затем один ученик пересказывал текст, придерживаясь плана, а остальные слушали  и поправляли по схеме оценки плана, которая предъявлялась им.

    На этом этапе учащиеся  наблюдали, неправильно составленный план искажает текст, упускаются какие-то важные факты. Затем план составлялся  по цепочке, а потом использовался для пересказа.

    На этапе применения, важным было осознанное, самостоятельное составление плана. Для контроля над формированием умения составлять план регулярно проводились самостоятельные работы с использованием плана на уроке. Умение составлять план наиболее сложное в овладении учащимися, поэтому им требовалась помощь учителя даже при самостоятельном выполнении.  Радость и гордость испытывал каждый  ученик, когда его планом пользовался весь класс. Учащимся для лучшего запоминания алгоритма составления плана, предлагались задания, где пункты алгоритма перепутывались, некоторые пропускались, учащимся надо было  восстановить алгоритм, и составить план. Составление плана, проходило на различном учебном материале. На уроке всегда находили повод, похвалить ребенка (« Как удачно ты выделил этот пункт плана и так далее»). Если какой-то пункт плана не получался лаконичным, задавался ребенку вопрос: « Не кажется ли тебе, что этот пункт плана получился большим? Ведь пункт плана – это опорное предложение,это помощник для пересказа» и т. д.

     В течение всего периода формирования информационных умений  проводились  самостоятельные работы по выявлению главной мысли, выяснению значения непонятного слова по словарю, использование справочной литературы, составлению плана. Мы старались приблизить текст книги к ребёнку, научить понимать его, учили учеников осознавать те умения, которыми он пользуется, так как неосознанность нередко ведёт к тому, что и освоенными умениями школьник пользуется лишь в пределах одного учебного предмета. На этапе закрепления особенно важно отметить сам алгоритм формирования любого умения, ввести умение можно на любом предмете, но обязательно отработку этого умения вести на всех уроках.

    Главное, чтобы работа по формированию была осознанна учениками, это очень важно при формировании и других информационных умений. Эта работа требовала немного времени на уроке, так как органично была вплетена в само содержание урока, эта работа не требовала от учителя особых усилий в подборе содержания по закреплению информационных умений. В работе удачно использовались  памятки операционного контроля при выполнении заданий, направленных на формирование информационно-познавательных и информационно-поисковых. умений. Обязательно, организуя данную работу, ученикам давалась возможность проявлять самостоятельность. Только на своих ошибках и достижениях, анализируя и исправляя их, они придут к правильному решению, осознанию ценности данной работы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    Игровые приемы , которые учителя используют  на уроках в начальной школе....

    Приемы самооценочной деятельности учащихся начальной школы

    В этой статье представлены различные приемы самооценочной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС....

    Методы и приемы оценивания в современной начальной школе.

    Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является  важной составляющей образовательного процесса. Методы и приемы оценивания должны иметь универсальный характер и  быть адаптиров...

    Статья Описание логики и отдельных приемов формирования ИУ в начальной школе.

    Описание логики и отдельных приемов формировния Иу в начальной школе...

    Приемы формирования самооценки в начальной школе

    Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент, наряду с другим...

    Педагогические приемы формирования УУД в начальной школе.

    ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у учащихся  4 видов УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, ...

    Описание опыта работы по теме "Использование ИКТ в начальной школе"

    Описание опыта работы учителя начальных классов с применением ИКТ-компетенций на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира....