Е.Чарушин "Ёж"
план-конспект урока чтения (2 класс) по теме

План -конспект урока чтения и развития речи. Знакомство с содержанием рассказа Е. Чарушина "Ёж".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_giniyatullina.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Заинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

«Е.Чарушин «Ёж»»

 

Открытый урок по чтению и

развитию речи

Подготовила

учитель II квалификационной

категории

Гиниятуллина Э.М.

2011 год

План-конспект урока чтения и развития речи.

КЛАСС: 2

ТЕМА: Е.Чарушин «Ёж»

ЦЕЛЬ УРОКА: Знакомство с содержанием рассказа Е.Чарушина «Ёж»

ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. Формирование навыков правильного, осознанного, выразительного чтения, автоматизация звука на уроке, уточнение и обогащение словаря; познакомить учащихся с одним из диких животных – ежом; уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей; расширение обогащения и активизация словарного запаса учащихся
  2. Коррекция и развитие оперативной памяти, мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентировки, формирование гибкости чтения; развитие умений устанавливать причинно-следственные связи и делать простейшие выводы и обобщения; развитие процессов запоминания и воспризведения прочитанного текста; развитие умений связной речи на основе пересказа прочитанного текста
  3. Воспитание и привитие бережного отношения к представителям животного мира, интереса к уроку чтения, усидчивости, внимательности.

ОБОРУДОВАНИЕ: счетные палочки, предметные картинки с изображением собаки, кошки, ежа и коровы; опорная схема для пересказа текста; ноутбук; слоговая таблица; плакат «Азбука»; учебник «Чтение» для 2 класса специальной (коррекционной) образовательных учреждений VIII вида

ХОД УРОКА

I Организация начала урока.

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке, настрой на работу, организация внимания.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, глазками пожелайте друг другу хорошего настроения на сегодняшний урок. Теперь посмотрите на меня, я тоже желаю Вам хорошего рабочего настроения и успехов. Садитесь. 

II Проверка домашнего задания

Цель: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания; определить типичные недостатки; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

А сейчас проверим ваше домашнее задание.

- Какое было задание на дом?(выучить стихотворение  «Котёнок»)

- Тогда, давайте, проверим как вы выполнили домашнее задание (3 ученика рассказывают стихотворение)

Молодцы!

III Подготовка к усвоению нового материала.

Цель: организовать познавательную деятельность учащихся; сообщить тему, цель и задачи поставленные к уроку; показать практическую значимость изучения нового материала; привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.

  1. Работа со счетными палочками

Достали палочки с коробочки, положили на стол.

Первой букву Л складем –

Две доски покатой крыши.

Пояс букве Л наденем

Л на букву А изменим.

Пишем Л два раза рядом.

Получилось? Вот награда –

Буква Л на радость всем

Превратилась в букву М.

Букву Л подчеркнув  чертой.

Ставим на ноги…Готово!

Буква Д встаёт к нам в строй.

Палка, палка, сверху крыша.

Буква П на строчку вышла.

К букве П добавив снизу палочку

Мы получим букву О.

О разломим, словно бублик, -

В левой части буква будет.

Смотрит месяцем с небес

И зовется буквой С.

Букву С превращаем в букву Б

Сложим просто крестик…

Вот и буква Х на месте.

Букве Х посерединке

Не хватает только спинки,

Чтобы вывела рука

Букву Ж, почти  жука.

Если Ж, играя в прятки,

Спрячет левые две лапки,

То она наверняка

Превратится в букву К.

Сложим просто крестик…

Вот и буква Х на месте.

Буква Х сломала ножку.

Но смеётся хромоножка!

Огорчаться ни к чему –

Получилась буква У.

Если букву У немного

Попрямей поставит ногу,

Руку круче изогнёт –

Буква Ч вперед шагнёт.

      2.  Артикуляционная и дыхательная гимнастики

а) Работа по плакату «Азбука»

Повернулись все направо и пропоем алфавит.

б) Работа со слоговой таблицей

Повернулись налево, взглянули все на слоговую таблицу. Давайте пропоем первую строчку,….(по горизонтали, по вертикали, выборочно  со слабыми учениками).

      3. Физкультминутка

Игра «Живые буквы»

Повторите за мной и назовите букву, которая у нас получилась.(Л, К, Х)

К доске выйдете два ученика:… . Показ букв молча, а остальные отгадывают. (П, М, Н)

  1. Вступительная беседа

Ребята, о каких животных мы читали с вами на прошлых уроках?

- Сейчас мы будем читать рассказ ещё об одном животном. Для того чтобы узнать, о ком мы будем читать, вам нужно выполнить следующее задание. Перед вами 4 картинки: на них изображены собака, кошка, корова и ёж. Вам нужно выбрать лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Вы правильно определили, что лишней картинкой является картинка с изображением ежа, потому что ёж – дикое животное. Как все дикие животные, еж живет в лесу (фильм о ежике). А вот что может с ним произойти, если взять его домой, мы узнаем из рассказа Евгения Чарушина «Ёж». Послушайте и ответьте на вопрос «Где ребята нашли ежа?»

IV Изучение нового материала

Цель: дать учащимся представление об изучаемом вопросе.

  1. Первичное восприятие произведения

Сели удобно, руки положили на парты. (Чтение текста учителем)

  1. Проверка первичного восприятия

- Где ребята нашли ежа?

- Понравился вам рассказ?

      3. Чтение текста по частям и анализ каждой части.        

а) Вопросы и задания к первой части

- Где гуляли ребята?

- Кого они нашли в лесу?

- На что был похож ёжик?

- Как ребятам удалось взять ежа в руки? Как вы понимаете выражение «закатали в шапку»? (положили в шапку)Подумайте, с помощью чего дети смогли закатать ежа в шапку?

- Куда дети отнесли ежа?

- Что дети поставили на пол рядом с ежом? Как вы думаете, зачем они это сделали?

б) Вопросы ко второй части

- Стал ли ежик пить молоко? Почему?

- Как ежик учуял молоко?

- Что заинтересовало ежа?

- Стал ли пить еж молоко?

- Что он сделал после того, как поел?

- Что значит слово «зазевались»? Объясните, как вы его понимаете.

3.  Повторное чтение учащимися

- Прочитайте про себя рассказ «Ёж». А те, кто не может читать, будут работать со мной. (Индивидуальный подход) (Из палочек соберите слова: да, ам, мама, папа, баба)

Физкультминутка под песню «Маленький ёжик»

Фуфти-фуфти-фуфти-фу

На себе листок несу

Самый сильный я в лесу

Не боюсь саму лису.

V Закрепление изученного материала

Цель: закрепить знания и умения необходимые для самостоятельной работы учащихся; учить применять знания на практике.

  1. Обобщающая работа по тексту

а) Ребята над пересказом текста. Задаются вопросы, которые помогут ребятам справиться с этим заданием.

- С чего начинается рассказ? Правильно, ребята пошли в лес, и нашли под кустом ежика, который свернулся от страха в клубок. Для того чтобы вам было легче пересказывать эту часть, я нарисовала картинку (схему). Что на ней изображено? Почему на картинке нарисован куст? Почему ёж изображен в виде шарика, из которого торчат иголки? Перескажите еще раз эту часть.

- Что дальше сделали дети? (Они закатали ежа в шапку, отнесли домой. Поставили ему молоко, но еж долго лежал и не шевелился.) Почему на картинке нарисована миска? Изменился ли внешний вид ежа на этой картинке по сравнению с первой? Почему?

- Что после этого сделал еж? (Он высунул свой нос. Понюхал, чем это вкусным пахнет. Съел и опять свернулся в клубок.) Рассмотрите третью картинку. Каким изображен еж на картинке? Почему он нарисован рядом с миской?

- Чем заканчивается рассказ? (Ребята зазевались, занялись своими делами, а еж убежал в лес.)

- Теперь перескажите этот текст, используя только картинки. Опорная схема включает четыре картинки: на 1-й картинке изображен куст и еж, свернувшийся в клубок; на 2-й картинке такое же изображение ежа и рядом с ним стоит миска с молоком; на 3-й картинке – миска и рядом с ней ежик; на 4-й картинке нарисован еж, на заднем плане домик.

2. Обобщающая беседа

 - Правильно ли сделали дети, что взяли ежа к себе домой? Объясните, почему вы так думаете.

- Как нужно было поступить детям? Почему?

- Какое животное еж – дикое или домашнее? Объясните почему.

- Нужно ли забирать диких животных из леса? Почему?

VII Подведение итогов урока

Цель: сделать выводы и подвести итоги урока; отметить работу учащихся; выяснить, что нового узнали на уроке.

  1. Обобщающие вопросы учителя

- Какое задание, из тех, которые мы выполняли сегодня на уроке, вам понравилось больше всего? Почему?

- Как называется рассказ, который  мы с вами сегодня читали и учились пересказывать?

Выставление оценок за работу и комментирование их

Молодцы! Все занимались хорошо. … - «5», потому что…

… - «4»,потому что…

 … - «3», потому что…

Объяснение заданного на дом, запись задания на доске и в дневниках

стр.73-74, пересказ