Классный час: Жизнь и творчество Н.А. Некрасова" 3 класс
классный час по чтению (3 класс) по теме

Моргунова Лилия Александровна

Презентация, которая даёт возможность познакомиться с детством Некрасова, его родителями, бытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas__na_temu.docx27.4 КБ
Файл tvorchestvo Некрасова.2.86 МБ

Предварительный просмотр:

        Классный час  на тему:

« Жизнь и творчество Н.А. Некрасова»

                                                                                                Моргунова Л.А.,

                                                                                                учитель начальных                                

        классов.

Цели:

  1. Расширить представления детей о великом русском  поэте  Н.А. Некрасове.
  2. Способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы учащихся.
  3. Содействовать воспитанию у школьников гражданственности и патриотизма,  толерантности.
  4. Оборудование: слайд-шоу, выставка произведений Н.А. Некрасова, иллюстрации к его произведениям, портрет писателя.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:

Учитель: Сегодня мы поговорим о замечательном поэте, писателе, его произведениях, почитаем  стихотворения. О ком пойдет речь, вы узнаете, послушав  отрывок из произведения.

 1-й ученик: Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит — хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идет — по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

Дорога везде чародею,

Чу! ближе подходит, седой.

И вдруг очутился над нею,

Над самой ее головой!

Забравшись на сосну большую,

По веточкам палицей бьет

И сам про себя удалую,

Хвастливую песню поет.

- Это стихотворение мы учили наизусть на уроке литературного чтения. Кто его написал? ( Н.А. Некрасов) (слайд1)

Да, это Николай Алексеевич Некрасов. С его произведениями мы знакомились на уроках литературы.

       Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов родился в местечке Немиров Подольской губернии (ныне Винницкой области)( слайд2) В то время в Винницком уезде Подольской губернии квартировал полк, в котором служил отец Некрасова, поручик Алексей Сергеевич. Это был человек, много испытавший на своём веку. Его не миновала семейная слабость Некрасовых — любовь к картам (Сергей Некрасов, дед поэта, проиграл в карты почти всё состояние). Человек увлекающийся и страстный, Алексей Сергеевич Некрасов очень нравился женщинам. Его полюбила Елена Андреевна Закревская , варшавянка, дочь богача Херсонской губернии. Родители не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, малообразованного армейского офицера; брак состоялся без их согласия. Он не был счастлив. Обращаясь к воспоминаниям детства, поэт всегда говорил о матери как о страдалице, жертве грубой и развратной среды. В целом ряде стихотворений, особенно в «Последних песнях», в поэме «Мать» и в «Рыцаре на час», Некрасов нарисовал светлый образ той, которая скрасила своей благородной личностью непривлекательную обстановку его детства. Обаяние воспоминаний о матери сказалось в творчестве Некрасова необыкновенным участием его к женской доле.(слайды3,4,5,)

Ученик 2  ( Отрывок из поэмы « Мать»)

Она была исполнена печали,

И между тем, как шумны и резвы

Три отрока вокруг нее играли,

Ее уста задумчиво шептали:

"Несчастные! зачем родились вы?

Пойдете вы дорогою прямою

И вам судьбы своей не избежать!"

Не омрачай веселья их тоскою,

Не плачь над ними, мученица-мать!

Но говори им с молодости ранней:

Есть времена, есть целые века,

В которые нет ничего желанней,

Прекраснее - тернового венка...

            Детство Некрасова протекло в родовом имении Некрасовых, в деревне Грешневе Ярославской губернии и уезда, куда отец Алексей Сергеевич Некрасов (1788—1862), выйдя в отставку, переселился, когда сыну было 3 года. Огромная семья (у Некрасова было 13 братьев и сестёр, в живых осталось лишь трое — два брата и сестра), запущенные дела и ряд процессов по имению заставили отца Некрасова взять место исправника. Во время разъездов он часто брал с собой маленького Николая, а прибытие исправника в деревню всегда знаменует собой что-нибудь невесёлое: мёртвое тело, выбивание недоимок и т. п. — и много, таким образом, залегло в чуткую душу мальчика печальных картин народного горя.( слайд7).

Некрасов рос в непосредственной близости к простому народу и постоянно общался с крестьянскими детьми.( слайд8).

Ученик 3 (Отрывок « Крестьянские дети»)

… Кто ловит пиявок

На лаве, где матка колотит белье,

Кто нянчит сестренку, двухлетнюю Глашку,

Кто тащит на пожню ведерко кваску,

А тот, подвязавши под горло рубашку,

Таинственно что-то чертит по песку;

Та в лужу забилась, а эта с обновой:

   Сплела себе славный венок,

Всё беленький, желтенький, бледно-лиловый

Да изредка красный цветок.

Те спят на припеке, те пляшут вприсядку.

Вот девочка ловит лукошком лошадку —

Поймала, вскочила и едет на ней.

И ей ли, под солнечным зноем рожденной

И в фартуке с поля домой принесенной,

Бояться смиренной лошадки своей?..

Учитель:Невдалеке от Грешнева протекала Волга. Вместе со своими деревенскими друзьями Некрасов часто бывал на волжском берегу. Целые дни проводил он здесь, помогал рыбакам, бродил с ружьем по островам и часами любовался вольными просторами великой реки: Но однажды мальчик был потрясен открывшейся перед его глазами картиной: по берегу реки, почти пригнувшись головой к ногам, толпа изможденных бурлаков из последних сил тянула огромную расшиву (баржу). А над нею как будто повисла тоскливая, похожая на стон песня. Волге он посвятил много своих стихотворений.(слайд 9)

Ученик : « На Волге»

О Волга! после многих лет

Я вновь принес тебе привет.

Уж я не тот, но ты светла

И величава, как была.

Кругом все та же даль и ширь,

Все тот же виден монастырь

На острову, среди песков,

И даже трепет прежних дней

Я ощутил в душе моей,

Заслыша звон колоколов.

Все то же, то же... только нет

Убитых сил, прожитых лет..

Учитель: Несмотря на отсутствие домашних учителей, к 10 годам Некрасов овладел грамотой и в 1832 г. поступил в Ярославскую гимназию вместе со старшим братом Андреем. Пребывание в гимназии не стало значимым этапом в жизни Некрасова; ни разу не вспомнил он ни о педагогах, ни о товарищах. Четыре года обучения мало что дали, а в последний, 1837 г., Николай Некрасов даже не был аттестован по многим предметам. Под предлогом «расстроенного здоровья» Некрасов-отец забрал сына из гимназии». В это время Алексей Сергеевич служил исправником, и Николай помогал ему в качестве письмоводителя. Юноша, почти мальчик, присутствовал «при различных сценах народной жизни, при следствиях, при вскрытии трупов, а иногда и при расправах во вкусе прежнего времени». Все это производило глубокое впечатление на ребенка и рано в живых картинах знакомило его с тогдашними, часто слишком тяжелыми, условиями народной жизни.(слайд 10).

        В 1838 году, оставив гимназию, уехал в Петербург с рекомендательным письмом для поступления в Дворянский полк - одно из лучших военно-учебных заведений того времени. На военной карьере настаивал отец, но Некрасову служить совсем не хотелось. В 1838 г. Некрасов принимает решение поступать в Петербургский университет. Эту его мечту поддерживала мать, отец же настаивал на поступлении в кадетский корпус. Но юноша Некрасов не послушал отца, он твердо решил не идти на военную службу и стать «гуманитарием».(слайд11,12 ).        В университет поступить не удалось — слишком скудны оказались знания, полученные в гимназии. Надо было думать о хлебе насущном. Нашлись знакомые, которые попытались помочь молодому поэту и пристроить в печать его стихотворения. Несколько произведений Некрасова было опубликовано в журналах «Сын Отечества». «Литературные прибавления к «Русскому инвалиду» и несколько позже в «Библиотеке для чтения». Но начинающим авторам платили мало, а то и вообще не платили, считая, что они должны быть довольны уже тем, что увидели свое имя в печати. Началась жизнь, полная лишений. Некрасов скитался по петербургским трущобам, жил в подвалах и на чердаках, зарабатывал деньги перепиской бумаг, составлением всякого рода прошений и ходатайств для бедных людей. Поэт рассказывал, что «бывали такие тяжелые для него месяцы, что он ежедневно отправлялся на Сенную площадь, и там за 5 копеек или за кусок белого хлеба писал крестьянам письма, прошения, а в случае неудачи на площади, отправлялся в казначейство, чтобы расписываться за неграмотных и получить за это несколько копеек»  В начале 1875 года Некрасов тяжко заболел, (врачи обнаружили у него рак кишечника), и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию. Напрасно был выписан из Вены знаменитый хирург Бильрот; мучительная операция ни к чему не привела. Вести о смертельной болезни поэта довели популярность его до высшего напряжения. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия, адресы. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях, и творчество его забило новым ключом.. ( слайд 13)

Прослушивание  песни на стихи Некрасова « Коробушка», романса «Что ты жадно глядишь на дорогу…»

Вопросы (слайд 20)

Учитель: Давайте в конце классного часа подведем итоги, что нового и интересного вы узнали сегодня на нашем классном часе, чтобы вы хотели узнать еще об этом  великом поэте? 

        

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Моргунова Лилия Александровна, учитель начальных классов МОУ СОШ №7 г.Бутурлиновка Творчество Никола я Алексеевич а Некрасов а Классный час в 3 классе.

Слайд 2

Детство Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря по н. ст .) 1821г.в местечке Немирове Подольской губернии . .

Слайд 3

Алексей Сергеевич Некрасов принадлежал к старинному , но обедневшему роду. В молодости служил в армии, а после выхода в отставку, занялся хозяйством. Он был очень суровым и своенравным, жестоко обращался со своими крестьянами. За малейшую провинность наказывал розгами. Очень любил псовую охоту и карты. Отец

Слайд 4

Елена Андреевна Закревская- дворянка из богатой семьи. Родители не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, малообразованного офицера. Брак состоялся без их согласия. Елена Андреевна очень страдала в замужестве. Целыми днями она сидела дома одна, а её муж развлекался псовой охотой, картами. Бывали дни, когда она целый день сидела за роялем, пела и плакала о своей горькой участи. Мать

Слайд 5

Она нередко принимала участие в вопросах , связанных с крестьянами , заступалась за них перед мужем . Но он нередко накидывался на нее с кулаками и избивал . Елена Андреевна была знатоком мировой поэзии и часто рассказывала сыну отрывки из произведений великих писателей , которые он мог понять . Маленький Некрасов был горячо привязан к своей матери , с ней проводил он много часов , ей доверял свои сокровенные мечты. Елена Андреевна мечтала , чтобы ее сын получил хорошее образование, была первой ценительницей ранних стихотворных опытов сына и всячески поощряла его занятия литературой . До конца своих дней Некрасов с глубоким волнением , обожанием и любовью вспоминал свою мать .

Слайд 6

Любовь к матери описана в о многих стихах поэта : " Родина ", " Мать ", " Баюшки-баю ", " Рыцарь на час " и др . Это стихотворения автобиографического характера , они описывают людей той эпохи , их взаимоотн о шения , их нравы и обычаи . Некрасов говорил , что именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины . В его стихотворениях видна не только жалость к женщине , то и ненависть к ее угнетателям . « Орина , мать солдатская»

Слайд 7

Осенью 1824 году, когда маленькому Николаю исполнилось 3 года , вместе с отцом и матерью, впервые приехал в родовое имение Грешнёво (ныне Некрасово ).Здесь Некрасов провёл своё детство . Усадьба в Грешнёве

Слайд 8

Пр и у садьбе был старый , запущенный сад , обнесенный глухим забором . Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы , когда отца не было дома , зазывал к себе крестьянских детей . Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки , груши , смородину , вишню . Но стоило няньке крикнуть : " Барин , барин идет !" — как они мгновенно исчезали . Ему не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян, но Некрасову удавалось убегать к своим друзьям, с которыми ходил в лес, купался в реке. Этому периоду своего детства, он посвятил стихотворение « Крестьянские дети»

Слайд 9

Невдалеке от Грешнева протекала Волга . Вместе со своими деревенскими друзьями Некрасов часто бывал на волжском берегу . Целые дни проводил он здесь , помогал рыбакам , бродил с ружьем по островам и часами любовался вольными просторами великой реки : Но однажды мальчик был потрясен открывшейся перед его глазами картиной : по берегу реки , почти пригнувшись головой к ногам , толпа изможденных бурлаков из последних сил тянула огромную расшиву ( баржу ). А над нею как будто повисла тоскливая , похожая на стон песня. О, горько , горько я рыдал , Когда в то утро я стоял На берегу родной реки , И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски !.. « Размышление у парадного подъезда».

Слайд 10

В 1832 году Некрасов вместе с братом Андреем поступил в Ярославскую гимназию . Товарищи любили Некрасова за живой и общительный характер , за начитанность и умение рассказывать . Читал Некрасов , действительно , много, хотя и довольно беспорядочно . Четыре года обучения мало что дали , а в последний , 1837 г., Николай Некрасов даже не был аттестован по многим предметам . Под предлогом « расстроенного здоровья » Некрасов-отец забрал сына из гимназии ».

Слайд 11

В 1838 г. Некрасов принимает решение поступать в Петербургский университет . Эту его мечту поддерживала мать , отец же настаивал на поступлении в кадетский корпус . Но юноша Некрасов не послушал отца . В университет поступить не удалось — слишком скудны оказались знания , полученные в гимназии .. «Ровно три года, - вспоминал позже Некрасов, - я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не просто плохо, не только впроголодь, но и не каждый день».

Слайд 12

Началась жизнь , полная лишений . Некрасов скитался по петербургским трущобам , жил в подвалах и на чердаках , зарабатывал деньги перепиской бумаг , составлением всякого рода прошений и ходатайств для бедных людей . Поэт рассказывал , что «бывали такие тяжелые для него месяцы , что он ежедневно отправлялся на Сенную площадь , и там за 5 копеек или за кусок белого хлеба писал крестьянам письма , прошения , а в случае неудачи на площади , отправлялся в казначейство , чтобы расписываться за неграмотных и получить за это несколько копеек» .

Слайд 13

В начале 1875 года Некрасов тяжко заболел (врачи обнаружили у него рак кишечника), и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию. Напрасно был выписан из Вены знаменитый хирург Бильрот ; мучительная операция ни к чему не привела. Вечером 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года по новому стилю) Некрасов скончался. Морозным декабрьским утром от квартиры Некрасова на Литейном проспекте в сторону Новодевичьего кладбища двинулась похоронная процессия. Гроб все время несли на руках. Такого еще не видел Петербург. По словам очевидцев, проститься с любимым поэтом пришло свыше пяти тысяч человек.

Слайд 15

Произведения Н.А. Некрасова.

Слайд 16

Поэма Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос".

Слайд 17

Иллюстрации к стихотворению Н.А. Некрасова «Железная дорога".

Слайд 18

Иллюстрация к стихотворению Н.А. Некрасова «Дедушка

Слайд 19

«Я лиру посвятил народу своему»

Слайд 20

1.Где провёл детство Николай Алексеевич Некрасов? 2.Какими чертами характера обладал отец поэта? 3. Охарактеризуйте Елену Андреевну Некрасову. 4. В каких произведениях описана любовь поэта к матери? 5.К какому стихотворению эта иллюстрация? 6. Какие произведения Н.А. Некрасова вы знаете? ВОПРОСЫ:

Слайд 21

ВСЕГО ДОБРОГО!!!

Слайд 22

http://www.nnekrasov.ru/ http://nekrasov.niv.ru/ http://www.kostyor.ru/biography/?n=61 http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/1842/bio http://www.rulex.ru/01140068.htm http://pointart.ru/index.php?p=gallerypic&img_id=940&galid=193&area=1&ascdesc=desc http://www.ozon.ru/context/detail/id/3255609/ http://www.museum.murom.ru/wwwmus/afisha/Mkrai/glava_5/par_42/petryshka.htm http://www.nekrasow.org.ru/lib/sa/author/100004 http://infa.ws/jivopis/painter/187/index.php http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=20198&cr=4&p=1 http://www.hclokomotiv.ru/tickets/yaroslavl/ Использованные источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество."Литературное чтение 4 класс. УМК "Школа России".

Презентация содержит биографические данные из жизни Л. Н. Толстого....

Презентация Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество.Литературное чтение 4 класс УМК Школа России.

Презентация содержит биографические данные о жизни и творчестве великого писателя Л. Н. Толстого....

Классный час "Жизнь и творчество великих композиторов"

Классный час "Жизнь и творчество великих композиторов"...

Классный час «Жизнь и творчество И.П.Крымшамхалова»

Учебные задачи:познакомить с жизнью и творчеством И.П.Крымшамхалова;прививать любовь к произведениям И.П.Крымшамхалова...

Викторина по краеведению "Жизнь и творчество М.Горького", 2 класс

Викторина основана на материале книг М. Горького "Детство", "Сказки Горького" и краткой его биографии...

Классный час "Жизнь и творчество народного поэта Калмыкии Давида Никитича Кугультинова"

Жизнь и творчество народного поэта Калмыкии Давида Никитича Кугультинова.Цель: Воспитывать любовь к родному краю, интерес  к творчеству Д.Н.Кугультинова...