По страницам детских журналов "Мурзилка" и "Весёлые картинки". Как получаются легенды?
презентация к уроку чтения (3 класс) по теме

Семенова Людмила Григорьевна

Данный материал позволяет познакомить учащихся  с понятиями "миф" и "легенда", работая с текстами Остера Г.Б. и текстом легенды Александра Лазарева из книги "Легенды Южного Урала", составитель Кириллова И.А.., 
и содержит презентацию урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon plan-konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya.ppt299.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение *3 класс *«Школа России» учитель Семенова Л.Г. г.Снежинск, Челябинская область Дата публикации февраль 2012г. План –конспект урока

Слайд 2

Тема раздела: По страницам детских журналов «Мурзилка», «Весёлые картинки» Тема урока: Г.Б.Остер «Как получаются легенды» Цели: Образовательные: познакомить учащихся с понятиями «миф», «легенда», с легендами родного края; определять особенности легенды. Развивающие: развивать воображение, речь, умение работать над содержанием текста и его пересказом; работать в группе и самостоятельно; умение делать сообщение, с использованием книги и презентации. Воспитательные: проявлять интерес к чтению книги Остера Г.Б. «Легенды и мифы Лаврового переулка»; желание посмотреть на себя со стороны и поработать над своими недостатками, стремление составлять собственные легенды о жизни детей. Тип урока: урок изучения новых знаний. Организация образовательного пространства: Информационный материал: учебник, часть 2, стр. 183-186; «Легенды Южного Урала» составитель Кириллова И.А., стр.19; книги Остера Г.Б. «Вредные советы», «Легенды и мифы Лаврового переулка» и другие (по выбору учащихся), стихотворения Душана Родовича «Друзья», отрывок из книги Остера Г.Б. «Любочка вторая». Демонстрационный материал: портрет, Остера Г.Б.; гербарий лаврового листа. Интерактивный материал: презентация к уроку ( вложение – 4 слайда). Время реализации: 40 минут.

Слайд 3

Ход урока: I. Организационный момент. – Прозвенел заливистый звонок, начинаем чтения урок! II. Проверка домашнего задания. Рассматривание выставки книг Остера Г.Б., составленной учащимися класса. 2) Чтение понравившихся авторских вредных советов (наизусть по выбору учащихся). 3) Чтение вредных советов, которые сочинили учащиеся. 4) Обобщение изученного материала. – Почему советы называются вредными? – Какова цель автора? Чего он хотел добиться? (– Читаешь их и понимаешь, как нельзя поступать.) – Как переделаете вредные советы в добрые? III. Речевая разминка. Чтение стихотворения Душана Родовича в переводе Л.Яхнина и работа над его содержанием. – Какой это совет – вредный или хороший? Обоснуйте своё мнение. Друзья Если плачет кто-то рядом, И спросите: «Почему?» Если слёзы льются градом, Это, дети, сделать надо – Подойдите вы к нему Плохо плакать одному. – А как вы утешаете плачущего? Или вы спокойно проходите мимо? 2) Групповая работа над выразительным чтением стихотворения. – Так как равнодушных среди вас не оказалось, то попробуем прочитать этот совет с разной интонацией. Работать будем в группах. Каждая группа получает задание: 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа Прочитать текст с весёлой интонацией. Прочитать текст с грустной интонацией. Прочитать текст с ласковой интонацией. Прочитать текст шёпотом. Прочитать текст громко.

Слайд 4

3) Взаимооценка выразительности чтения. IY. Постановка учебной задачи: – Представьте, что однажды вам пришлось прогуливаться по старинным переулкам какого-нибудь города. О чём бы вы думали? (Высказывания детей.) – После прогулки вам бы захотелось поделиться впечатлениями с другими людьми. О чём бы вы написали? Y Изучение нового материала. 1) Вступительное слово учителя. – Знаете ли вы, что Г.Б.Остер жил в городе Одессе и бывал в таких переулках. Слушал, как шелестят листья лаврового дерева, вдыхал их аромат. (Предложить детям вдохнуть аромат лаврового листа.) А потом у него появилась книга «Легенды и мифы Лаврового переулка». 2) Работа над смысловым значением слов мифы и легенды с использованием учебного словаря русского языка Репкина В.В.: мифы – 1. древние народные сказания о героях, богах, о происхождении природных явлений; 2. вымысел, неправдоподобное сообщение; легенды – 1. предания о каком-то подвиге, герое; 2. вымысел, что-то неправдоподобное. – Как вы думаете, что мы будем читать на уроке: предания, или неправдоподобные сообщения? (Высказывание своего мнения и его обоснование.) 3) Первичное знакомство с рассказом Г.Б.Остер «как получаются легенды». – Понравились ли вам легенды из Лаврового переулка? Почему? Обоснуйте своё мнение. YI.Физкультминутка.

Слайд 5

YII. Коллективно-групповая работа над содержанием текста. Учащиеся класса делятся на 3 группы: Коллективная работа над текстом со слабо читающими детьми Самостоятельная работа над текстом другого отрывка из кни-ги «Легенды и мифы Лаврового переулка». Творческое задание (по выбору учащихся). Работа с текстом легенды о родном крае, заранее подобранной и прочитанной. – Прочитайте первый абзац. (Чтение вслух.) – Придумайте и задайте вопросы, чтобы ответы можно было найти в тексте. – Прочитайте легенду о мальчи-ке. – Задайте вопросы. – Прочитайте выразительно ле-генду о девочке. – Задайте вопросы. – Перескажите текст выразитель-но, соблюдая последовательность событий. 1)Найти в книге отрывок, который называется «ЛЮБОЧКА ВТОРАЯ». 2)Прочитать его внимательно. 3)Рассказать легенду о Любочке одноклассникам. 4) Обсудить с друзьями, почему именно эту легенду вы рассказали одноклассникам? (К теме этого отрывка вернуться во внеурочной деятельности с целью коррекции поведения учащихся класса.) – В нашем городе нет лавровых переулков. Зато во дворах растут красивые берёзы , о которых тоже сложены легенды. С одной из них, которая называется «Легенда о чуди» (автор Александр Лазарев), нас познако-мит … (ученик). (Рассказ легенды сопровождается показом слайдов презентации и демонстрацией книги) «Легенды Южного Урала».

Слайд 6

YIII. Обобщение изученного материала. – Мы прослушали несколько легенд. Одинаковые ли они? – Обратимся ещё раз к толкованию слов мифы и легенды. В основе легенд, с которыми работали 1-я и 2-я группы учащихся, лежит …(что?) /Неправдоподобный вымысел. События могут происходить сейчас, в настоящее время./ – А что является основой легенды, которую нам рассказал… ученик 3-ей группы? /Древние сказания о мифическом народе – чуди белоглазой./ – Как вы думаете, какую легенду сочинить легче? Обоснуйте своё мнение. IХ. Домашнее задание. 1) Сочинить свою легенду о детях. 2) Найти и принести в класс стихи Р.Сефа.

Слайд 7

Вложение Информационный материал: 1) ЛЮБОЧКА ВТОРАЯ Рассказывают, что в давние времена, когда известный хулиган Васька Первоклассник ещё только ходил в младшую группу детского сада, а большая овчарка Лада была маленьким невинным щеночком, в Лавровом переулке самым страшным хулиганом считалась Любочка Вторая. Любочку называли Второй, потому что её маму тоже звали Любочкой. Мама была Любочкой Первой, а дочка Любочкой Второй. Любочкина мама в детстве была удивительно примерной девочкой. Училась она на одни пятёрки. Однажды, говорят, она нечаянно получила тройку и так удивилась, что показывала всем свой дневник и спрашивала, что это там за закорючка такая нарисована, — троек она, оказывается, никогда в глаза не видела. В отличие от своей мамы Любочка Вторая никогда не видела пятёрок. Любочка пошла совсем не в маму, а неизвестно в кого и хулиганила с утра до вечера. Причём она никогда не ходила, как другие девчонки хулиганки, в мальчиковой одежде: в брюках или тельняшках. Любочка Вторая всегда появлялась во дворе в красивом наглаженном платьице, в беленьких носочках и с розовыми бантиками в косичках. Снаружи она выглядела очень примерной девочкой, и от этого её хулиганства были ещё страшнее. Это она, Любочка Вторая, ещё в раннем детстве, выловила из детсадовского аквариума золотых рыбок и пустила их в стаканы с яблочным компотом. Рыбок успели спасти, а Любочке спастись не удалось. Здорово ей попало. Потом Любочка прославилась тем, что научила дошкольниц ползать наперегонки, а дошкольникам-малышам пообещала, что если они научатся лаять и бегать на четвереньках, то смогут, когда захотят, превращаться в такс, пуделей или даже в спаниэлей. Малыши целый день бегали на четвереньках и лаяли так громко, что к вечеру некоторые из них разучились разговаривать и только через неделю обратно научились. Рассказывают, что однажды Любочка Вторая пришла в зоопарк и забралась в клетку к большой обезьяне. А когда обезьяна захотела её укусить, Любочка взяла и сама обезьяну укусила. Когда Любочка Вторая пошла в школу, она стала хулиганить ещё сильней. Как-то раз Любочка залезла в класс, где десятиклассники сдавали экзамен по химии, спряталась под парту и начала подсказывать. Любочка училась в школе всего один год и вообще не знала, что такое химия! Но десятиклассники не знали, кто это подсказывает, и на всякий случай стали отвечать по подсказке. Они наговорили такого, что всех их пришлось оставить на второй год. А однажды Любочка залезла в пустое справочное бюро и стала отвечать на разные вопросы. Но эта история ещё впереди.

Слайд 8

Интерактивный материал: переулок

Слайд 9

лавровое дерево

Слайд 10

Берёза

Слайд 11

Литература: 1) Климановой Л.Ф.и Кутявина. Поурочные разработки к учебнику литературного чтения. – М.: «ВАКО», 2006г. 2) Кириллова И.А., Легенды Южного Урала, издательство «Аркаим», 2009г. 3) Репкина В.В. Учебный словарь русского языка.Томск: Пеленг, 1994г. 4) Остер Г.Б. Легенды и мифы лаврового переулка. 5) Остер Г.Б. Вредные советы. Интернет-ресурсы: 1)http://www.google.ru/search?q=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+%D0%9E%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0&hl=ru&newwindow=1&client=opera&hs=L8w&rls=ru&prmd=imvns&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=sLsrT4rVH4aAOqvGwfcN&ved=0CCYQsAQ&biw=1920&bih =969 (Фотография Остера Г.Б. и обложек его книг); 2) http://t-rat.blogspot.com/2008/11/3.html //dslov.narod.ru/fslov/f22.htm (фотография лаврового дерева); 3) http://lib.rus.ec/b/119862/read (Отрывок из книги Остера Г.Б. Любочка вторая) 4) repphoto_4712_0300.jpgavialine.com (улочки Одессы); 5) http://ru.wikipedia.org/wiki/ (фотография берёзы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Образ защитника Отечества на страницах детских книг» Урок-диспут

Современная жизнь в 21 веке ставит совершенно новые задачи в области воспитания и обучения подрастающего поколения. Сегодня нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные и грамотные люди, к...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема: "По страница детских журналов»" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с детскими изданиями периодической печати; прививать любовь и интерес к чтению, к книгам и журналам.Планируемые результаты:Предмет...

Технологическая карта урока литературного чтения "Знакомство с названием раздела. "По страницам детских журналов"" (УМК "Школа России", 3 класс )

Тема урока «Знакомство с названием раздела «По страницам детских журналов»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции над ...

Технологическая карта урока литературного чтения "По страницам детских журналов" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представления об особенностях детских журналов, о структуре детских журналов, о Л. КассилеЗадачи урокаДидак...

Технологическая карта урока литературного чтения «По страницам детских журналов. Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» (УМК «Школа России», 3 класс).

Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с содержанием произведения Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».Задачи урокаДидактические:1.Познакомить обучающихся с творчеством ...

Технологическая карта урока по литературному чтению, УМК «Начальная школа XXI», 2 класс, тема: «По страницам детских журналов»

Цель урока: познакомить обучающихся с детскими журналами.Задачи урока:Дидактические: Познакомить с детской периодикой, структурой журналов; научить ориентироваться в содержании журналов.Разв...