Главные вкладки

    Викторина по сказкам бабушки Анне
    методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

    Таминдарова Линиза Мадисовна

    По прочитанным сказкам Анны Коньковой вопросы, загадки и интересные задания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon skazki_babushki_anne.doc64.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сказки бабушки Аннэ.

    (викторина)

    Сегодня у нас  встреча со сказкой.

    Народная сказка - энциклопедия духовной жизни народа, потому что в ней рассказывается о жизни предков, быте, традициях, идеалах.

    Из далёких времён до наших дней народы ханты и манси донесли сказания и легенды о Солнце, о мире на земле, о честных и трудолюбивых людях. Эти легенды согревали сердца в  долгие полярные ночи. Жизнь прекрасна, говорят герои сказов, только надо уметь сделать её такой. Надо, чтобы твоё сердце хотело и могло служить людям; надо беречь мир, ведь все мы живём под одним Солнцем.

    Манси – народ вечерний,

    О звездах думает думу.

    Манси – народ вечерний,

    К лесному привык он шуму.

    Манси – народ вечерний,

    На сказу, легенду скорый.

    Любят манси деревья –

    Любят свои соборы…

                                     А. Тарханов

    Сегодня мы с вами поговорим о сказках мансийской писательницы Анны Митрофановны Коньковой.

    Родилась Анна Митрофановна Конькова в затерянной в древних мансийских лесах деревеньке рыбаков и охотников Евре в роду Чаек, легких и веселых, чаячьих людей.

    Жила она со своей бабушкой Околь. Много сказок знала старая женщина. Вечером, когда начинают светить жемчужины звезд, бабушка отправляет спать Аннэ. Вскоре,  погасив свечу устраивается рядом с ней и прижав к себе её теплое тельце, рассказывает ей легенды и сказки. Трудным было детство, многое испытала юная Аня, прежде чем попала в педагогическое училище. Тепло и надежно ей было только с бабушкой, которая знала множество сказок и легенд, загадок и поговорок. Не раз потом в своей жизни вспоминала Аня эти жемчужины народной мудрости, рассказывая их всем, с кем сводила её судьба.

    В связи с этим Анна Митрофановна вспоминала: «Сказки, которые я рассказываю, родовые наши сказания сохранила память нашей бабушки. Матерью Матерей звали в стойбище бабушку Околь, а Мать Матерей – это высокое звание мансийской женщины». И сама Аня ещё в девичестве была названа так за раннюю мудрость, за памятливость, за умение промышлять рыбу, зверя. Анна Митрофановна становится хранительницей памяти своего народа.

    Трудовой путь Анны начинался в далекие тридцатые годы прошлого столетия работой в национальных школах Березовского района, а затем в кочевой школе на озере Пыжьян Ханты-Мансийского района. Более 30 лет она отдала детям.

    Но заняться всерьез своими записями она смогла только тогда, когда перестала работать в школе. Педагогический дар соединился с даром рассказчика. Её сказками заслушиваются и дети и взрослые.

    Викторина.

    1.В какой сказке и кто говорит?

    «Хоть и мал хвост да мой. Большой хвост да чужой» («Хочу не хочу». Зайчонок Снежок)

    2.А какие любимые слова были у зайчонка Снежка? (Хочу. Не хочу)

    3.Кто это и из какой сказки?

    Загадка:

    Драчун и забияка,

    Живет в воде,

    Полоски на спине

    И щука не проглотит.

    (окунь)

    4.Почему у окуня полоски на спине?

    («Как окунь полосатым стал». Утята били окуня хворостинами, чтобы он отпустил хвост выдренка. И от ударов на его спине оставались полоски.)

    5.Согласны ли вы, что смысл сказки «Каждый другом силен» раскрыт уже в её названии?

    (Выдренок спасает зайчонка от лисы. На пеньке по воде перевозит к другому берегу.)

    6. Почему мама сказала зайчонку: «Добро делаешь – не кайся, а худом – не похваляйся.»

    (Потму что зайчонок сказал: «За что спасибо? За что я его тогда спас?»)

    7.В сказке «Мансэ и Зайчонок» бабушка говорит: «И мала, и хрупка, а сила в ней велика». О чем это она говорит? (Иголка)

    8.Кому и что сшила Мансэ? (Новый халот с ершовыми узорами Ершу)

    9.Почему лось сказал Зайчонку Хочу не хочу: «Кого боятся, того не любят. От таких даже друзья уходят.» («Зайчонок и Комполэн» Зайчонок хотел такие рога, как у лося, чтобы его все боялись).

    10.Кто подарил рога Зайчонку? (Комполэн болотный дух)

    11.Загадка:

    Эта рыжая плутовка и коварна, и хитра

    Быстрых зайцев ловит ловко, кур ворует со двора.

    И мышатами поживится, любит шустрая ….. (лисица).

    А вот удалось ли в сказке «Умный Сойтын» лисице поживится мышонком?

    (Нет. Она хотела задавить хворостом его норку, но мышонок убежал через другой ход)

    12. О ком это говорится в сказке «Сорнин канясь – золотой князь»?

    «Боятся звери его, знают, что хоть сам он и мал, а злости в нем как у Комполэна – Болотного Духа. Знают: кто его не послушается – налетит острой стрелой, задрожит, закружится злой метелицей, разинет острозубую пасть, выпустит когти железные и начнет когтями рвать, зубами кусать.» (Соболь)

    13.Почему лось в сказке «Лось и выдренок» по самые уши залез в воду? (Так он спасался от жары и от комаров)

    14.А почему он от комаров хвостом не отмахивался? (У лосей нет хвоста)

    15.Почему и кто поймал и съел жадную мышку Тэряйку? («Жадная Тэряйка»

    Она сильно объелась, поэтому плохо передвигалась и не смогла грести веслами. Съел её Филин)

    16.Кого подобрала в лесу и вырастила Вечерина? («Откуда северное сияние пошло» Маленького белого оленёнка)

    17. Как появилось Северное сияние по легенде? («Откуда северное сияние пошло». Вечерина украсила рога оленя разноцветными яркими лентами, села в легкие нарточки и Белый олень взвился высоко в небо. Касался неба украшенными рогами. Полосы в небе заколыхались. Вечерина дотронулась до полос и они заискрились.)

    18.Кого охотники называли «старшим братом» в легенде «Старший брат»? (Коту, ленивого сына Луны. Он стал страшным и походить на грозного зверя Медведя).

    19.В кого превращался Комполэн в сказке «Комполэн – болотный дух» чтобы поссорить человека с медведем?  (Лося и бурундучка)

    20.Как называл медведь человека? (Младший брат)

    21.Кого победил вожак Ивыр, чтобы перевести людей на новое стойбище? («Вожак Ивыр» Комполэн – болотного духа)

    22.Как назвали внучку, появившуюся из заячьей лапки дедушка и бабушка? (Пассам-Лучик)

    23.Кто принес вкусной воды в золотой чашечке Пассам-Лучик,? («Пассам-Лучик» Крот)

    24.Кого уговорили вернуться на землю Крот и Лучик? (Княжеское озеро)

    25.Что принес Сынок с Оленье ушко чтобы в избушке стало светло? («Сынок с Оленье ушко» , звезду)

    26.Как узнала храбрая Татья, что перед ней сидит не муж её Апонька, а Комполэн-Болотный Дух? («Храбрая Татья». Когда он подносил ложку ко рту у него вместо языка пламя колыхается, а зубы острые и широкие, как лопатки, огнем светятся. И одна нога у него лосиная, а другая лошодиная.)

    27.Как спасла своего мужа храбрая Татья? (Когда Комолэн спускался в подземное царство, Татья кинула в него щучью голову и она вцепилась в его шею. Он начал кричать страшным голосом. Задрожала земля обрушилась на нег и выбросила Апоньку.)

    28.В кого превратил Комполэн дочку вдовы Лэен? («Сантыр и Лэен». В белочку.)

    29.Как Сантыр победил Комполэна? (Он пронзил стрелой куколку. В куколке была смерть Комполэна и его дочери.)

    30.Какими словами он расколдовал белочек - свою сестру и её подружку?(Назвал их сестрами)

    31.Кто помог Вындыру-охотнику победить Явала-ходячего? («Вындыр-охотник и  Явал-ходячий» (Ыньтип-Рогатый – лось.)

    32.Какую шубку хотела  мачеха Сувыннэ в сказке «Аринэ и санки оленьи рожки»? (Из шкурок лебедей, самооглядную шубу)

    33.Почему Аринэ не хотела, чтобы её отец убил лебедей? (Лебеди считались священными птицами у народов манси.)

    34.Как помогли Аринэ волшебный нагрудник из бусин и санки? (Санки повезли по воде, а свет от нагрудника ослепил отца Аринэ и он не смог выпустить стрелу в лебедя.)

    35.Кому сказал эти слова мудрый Старик: «День красен солнцем, а человек – трудом. Волка ноги кормят. А человека – руки. Умные руки дело найдут, а в деле добро обретут»? («Мыколкина кямка».  Мыколке, хромому мальчику – сыну вдовы)

    36.Что научился делать Мыколка, послушав мудрые слова старика? (Ловушки на рыбу)

    37.В чем нашел свое добро Мыколка по предсказанию Кулнэ – Женщины-Рыбы? (В труде)

    38.Во что учился стрелять Сымян из сказки «Стрела – Огненный наконечник и Ворнэ»? (Отец ему сделал маску Комполэна- болотного Духа, он в неё стрелял)

    39.Кто наградил Сымяна Стрелой с Огненным наконечником? (Ворнэ – Лесная дева)

    40.В кого превратился Комполэн, чтобы Сымян не узнал его и пронзил стрелой? (В волка)

     

    «Век мансийский, как лодка плывет,

    И сверкает старинный узор,

    И мелодия предков живет…

    Манси, маленький мой народ…»

                                                    Ю. Шесталов

    Сказки :      

             

    1. Хочу не хочу
    2. Как окунь полосатым стал
    3. Каждый другом силен
    4. Маснэ и зайчонок
    5. Зайчонок и Комполэн
    6. Умный Сойтын
    7. Сорнин канясь – золотой князь
    8. Лось и выдренок
    9. Жадная Тэряйка
    10. Откуда северное сияние пошло
    11. Старший брат
    12. Комполэн – болотный дух
    13. Вожак Ивыр
    14. Поссам – Лучик
    15. Сынок с Оленье ушко
    16. Храбрая Татья
    17. Сантыр и Лэен
    18. Вындыр-охотник и Ялвал Ходячий
    19. Аринэ и санки оленьи рожки
    20. Мыколкина кямка
    21. Стрела – Огненный наконечник и Ворнэ

     Загадки:

    1. Трав копытами касаясь, ходит по  лесу красавец,

    Ходит смело и легко, рога раскинув широко.

                                                                                (Лось)

    1. Хозяин лесной просыпается весной,

    А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой.

                                                                                (Медведь)

    1. Что за зверь зимой холодной

    Ходит по лесу злой и голодный?

                                                          (Волк)

    1. Водяные мастера строят дом без топора,

    Дом из хвороста и тины – Называется плотина.

                                                              (Бобр)

    1. Серый зверюшка, длинные ушки, а хвостик клубком,

    Спит под кустом, там его дом.

    Зима наступает, он шубу меняет.

                                                                (Заяц)

    1. На спине иголки – длинные да колкие,

    А свернется он в клубок – нет ни головы, ни ног.

                                                                    (Ёжик)

    1. Остренькие зубки, рыженькая шубка.

    Хитрый, маленький зверек по деревьям прыг да скок.

                                                                                    (Белка)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Викторина по сказке А.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

    Содержит вопросы по содержанию сказки...

    Сценарии праздников "Масленица", "Светофор", викторина "Зимняя сказка", викторина "Весёлая математика"

    Сценарии праздников были созданы на онове игровых, здоровьесберегающих технологий. В них использовано много игровых заданий: пословицы, загадки, ребусы, весёлые стихотворения. Во всём ходе занятия раб...

    Занятие кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке - викторина "Любимые сказки".

    На занятии кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке  проводилось в виде викторины. Ребята разделились на две команды: Колобки и Козлятушки.Задания были следующего содержания: ...

    Презентация к занятию кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке - викторина "Любимые сказки".

    На занятии кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке  проводилось в виде викторины. Ребята разделились на две команды: Колобки и Козлятушки.Показ презентации с заданиями ...

    Кроссворд по литературному чтению. Немецкая народная сказка "Бабушка Метелица"

    Кроссворд по  литературному чтению. Немецкая народная сказка  "Бабушка Метелица" . 2  класс  УМК "Школа 21 века"...