"Цветок на земле" А. П. Платонов
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Руш Светлана Салимовна

 

Познакомить учащихся со своеобразием платоновских рассказов;

учить обобщать прочитанное, услышанное; формировать навыки совместной деятельности, самооценки; развивать умения синтеза, анализа, сравнения,

развивать монологическую и диалогическую речь школьников.

Формировать коммуникативные качества, культуру общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_o_n_s_p_e_k_t_u_r_o_k_a_ch_t_e_n_i_ya.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ

А. П. Платонов

«Цветок на земле»

У Ч И Т Е Л Ь: Руш С. С.

2012 год

Тема:  А. П. Платонов «Цветок на земле».

Цель: Познакомить учащихся со своеобразием платоновских рассказов;

учить обобщать прочитанное, услышанное; формировать навыки совместной деятельности, самооценки; развивать умения синтеза, анализа, сравнения,

развивать монологическую и диалогическую речь школьников.

Формировать коммуникативные качества, культуру общения.

Оборудование:

рассказ "Цветок на земле"; портрет А. Платонова

импровизированная мастерская,  музыка П.И.Чайковского («Вальс цветов»),

иллюстрации (с первого урока по творчеству  А. Платонова)

                                        Х О Д  У Р О К А

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке прозвучала глубокая мысль о том, что "книга - немой учитель"?

А чему книга может нас научить?

- Хорошо. Тогда скажите, всегда ли книга может нас чему-то учить? (только в том случае, если мы читаем внимательно, вдумываемся в каждое слово, всматриваемся в каждую букву и извлекаем для себя полезное и прекрасное)

Давайте будем стремиться быть культурными людьми, понимать книги, вникать в смысл художественного слова и делиться друг с другом своими впечатлениями, эмоциями, размышлениями. Ведь уроки литературы - это диалог. Помните, что такое ДИАЛОГ? (разговор между двумя или несколькими лицами)

II. Речевая разминка.

Работа над пословицами и поговорками.  (1 слайд)

-Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл.

1) И старость не страшна, коли молодые помогут.

2) Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.

3) Не обижай малого, уважай старого – сам в почёте будешь.

- Как вы думаете, почему именно эти пословицы я подобрала к нашему уроку?

III. Проверка домашнего задания.

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

- Кто автор произведения? (2 слайд)

- К какому литературному жанру это произведение относится?

- Дайте определение, что такое рассказ?  (1. Словесное изложение каких- н событий. 2) Художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера.)

- Какое задание вы выполняли дома?

1. Выразительное чтение, чтение по ролям.

2.  Нарисовать рисунок.

- Перед уроком вы сдали свои творческие работы. Я посмотрела их. Все работы заслуживают внимания.

- Сколько лет внуку по тексту? Найдите и прочитайте.

-  Сколько лет деду?

- Почему дедушка все время спит? Прочитайте

- (Без трех девяносто это сколько?)

- Где родители Афони? Найдите и прочитайте

 IV. Изучение нового материала. 

-Сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением А. П. Платонова «Цветок на земле».

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить,  и чему мы будем учиться? (прогнозирование)

-  Будем учиться анализировать прочитанное, давать характеристику героям, находить основную мысль произведения, формировать навыки осознанного чтения.

V. Словарная работа.

      Объяснение и значения устаревших слов. Соедини стрелками.

      (Самостоятельная работа уч-ся по карточкам.) (3 слайд)

      нынче                    устали

      глаза смежать      теперь, сейчас

      уморились            закрывать

      испить                    рассердился

      осерчал                  попить, выпить

VI. Физминутка

VII.  Работа с текстом.

1. На доске план: (4 слайд)

- Совпадает ли он с событиями в тексте? (Нет)

- Возьмите карандаш и расставьте номера по порядку, пользуйтесь текстом.

( работа в парах)

I. На печи рядом с дедом.

II. Скучно Афоне жить на свете.

III. Дед Тит.

IV. Опять скучно жить на свете.

V. Пошли “белый свет пытать”.

VI. Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…

VII. Проснулся ненадолго.

VIII. Гребешок для деда.

Сравните

  1. Скучно Афоне жить на свете.
  2. На печи рядом с дедом.
  3. Дед Тит.
  4. Опять скучно жить на свете.
  5. Проснулся ненадолго.
  6. Пошли “белый свет пытать”.
  7. Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…
  8. Гребешок для деда.

2. – Как вы думаете, кто главный герой этого рассказа?

Кто считает что Афоня, в первую группу

Кто считает что дед, во вторую  группу

Кто считает что цветок, в третью группу

- Докажите, что ваш герой главный.

-  Какими  показал Платонов своих  героев?

- Опишите своих героев.

3. Работа по тексту в группах(1-описание внука; 2- описание дедушки;  3-описание цветов)

  Внук                                                                   дедушка Тит

Добрый                                                               старый

Отзывчивый                                                       большие руки

Наблюдательный                                               добрая грудь,                            

Любознательный                                                пахнувшая теплой  Землей

Трудолюбивый                                                    пахарь

 как цветок                                                          много земли испахал

                                                                             святой труженик

                                                                             советчик

                                                                             учитель

  Цветок

Терпеливо растущий

Жалконький

Живой

Тело сделал из мертвого праха (то, что осталось от умершего тела; пыль)

Самый святой труженик

Счастливые

С добрыми лицами

Дышащие чистым духом в белый свет

VIII. Физминутка

-Кто повествует в произведении? (Автор)

- Что нам известно о нем?

( Много трудился, труженик, помогает нам понять людей, жизнь)

-Найдите общую черту в характеристиках

Труженики, трудолюбивые

 -Мы видим, что понятие труд – одно из ключевых в рассказе;

значит, что помогает преодолевать препятствия, выжить в этом мире?

IX. Итог урока.

-Труд помогает преодолевать препятствия, выжить в этом мире:

и цветку и людям, труд превращает мертвое в живое.

-Кто помог понять эту истину Афоне? Дед.

А, нам, читателям? Автор.

-Значит, старшее поколение передает новому поколению свои знания, свой опыт, свою мудрость - взращивает семена. Молодое поколение впитывает все, набирается мудрости. А чтобы семена  дали крепкие ростки необходим труд.  

 -Какую же главную мысль хочет донести до читателей автор?

Жизнь человека есть напряженный труд души и тела во имя будущих поколений.

- Почему рассказ назван “Цветок на земле”?

- Чему научил вас этот рассказ?

- Почему этот рассказ отнесли к этой теме “Собирай по ягодке – наберешь кузовок”?

-  Скажите, какие бывают цветы? (Комнатные, полевые, лечебные.)

- Какова роль цветов в жизни человека? (Они украшают нашу жизнь, приносят радость людям, сопровождают нас всю жизнь.)

Самое удивительное чудо на земле – это жизнь.
Цветок – символ жизни.

Цветы, как люди, на добро щедры,

     И, щедро нежность людям отдавая,

     Они цветут, сердца отогревая,

     Как маленькие тёплые костры.

А цветком мы можем назвать кого-нибудь? ( Дети-цветы жизни.)

Эпиграф: «Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые- хлебными колосьями, некоторые- злым чертополохом.                                             (В. Солоухин) 

X.  Оценим  свою работу на уроке.

Мы сейчас прослушаем музыкальное произведение великого композитора Петра Ильича Чайковского «Вальс цветов»;

(При прослушивании нарисуйте, как цветы вырастают из земли, кружатся в вальсе, как танцующие люди.)

- Это будет ваша оценка нашему уроку

- Свои рисунки мы подарим нашим гостям.

XII. Домашнее задание (по выбору):

            1. Перечитайте рассказ Л. Толстого «Филиппок»

            2. Напишите сочинение «Мой дедушка»          

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения "А.П. Платонов «Цветок на земле» 3 класс

Разработка урока литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России" с использованием слайд-презентации....

А.П.Платонов "Цветок на земле"

Конспект урока литературного чтения в 3 классе. Тип урока -комбинированный.В плане урока разнообразные виды, приёмы работы:выборочное чтение; восстановление содержания рассказа по деформированному пла...

А.П.Платонов "Неизвестный цветок"

Открытый урок по литературному чтению...

К уроку литературного чтения в 3 классе Платонов "Цветок на земле"

Эта презинтация к уроку поможет его провести интересно....

Конспект урока литературного чтения . Тема: «Цветок на земле» А.Платонов

Цели деятельности учителя:-формирование читательской компетенции при ознакомлении с творчеством А.Платонова и его произведений;Планируемые результаты:Предметные:- знать  биографию и интересные фа...

Конспект урока литературного чтения Тема: «Цветок на земле» А.Платонов

Цели деятельности учителя:-формирование читательской компетенции при ознакомлении с творчеством А.Платонова и его произведений; Планируемые результаты:Предметные:- знать  биографию и интерес...

Технологическая карта урока литературного чтения «Цветок на земле» А. Платонов» 3 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения А. Платонова и его произведении «Цветок на земле», формирование умений анализировать художественный ...