Ориентация курса «Литературное чтение» на формирование у учащихся духовных ценностей и представлений о нравственных устоях семьи
материал по чтению по теме

Эссе.  

«Литературное чтение» авторов М. В. Головановой, Л. Ф. Климановой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orientaciya_kursa_literaturnoe_chtenie.doc24 КБ

Предварительный просмотр:

Ориентация курса «Литературное чтение» на формирование у учащихся духовных ценностей и представлений о нравственных устоях семьи

Эссе

В настоящее время стало очевидным, что приоритетным направлением в целостном процессе воспитания детей стал нравственный аспект, поскольку интеллектуально развитый, психически и физически здоровый, эстетически воспитанный индивидуум не может считаться вполне Человеком, если не усвоил нравственных понятий и норм поведения, беден эмоционально и духовно.

Изменившиеся условия жизни общества требуют новых подходов к формированию у учащихся духовных ценностей и представлений о нравственных устоях семьи, психологическому обоснованию и обеспечению нравственного воспитания учащихся, разработки нового содержания в школе.

Основное место в разработке урока занимают игровые формы  их проведения с элементами художественного рассказывания, художественно-эмоционального и музыкального оформления; используются разнообразные методические формы и приёмы: диалог, анализ и обыгрывание ситуации, создание ситуаций морального выбора, оценка поступков , этические беседы и т.д.

В процессе урока у детей происходит освоение базовых понятий нравственного сознания о нормах нравственного поведения; дети учатся раздумывать над поступками, сравнивать их,учатся выбору, сопереживанию, чуткости.

Дети начинают задумываться над тем, что мы все разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, что наши интересы и интересы окружающих могут не совпадать. Иногда это становится причиной конфликтов.

Используемая в процессе урока ситуация (ролевая игра) способствует обратной связи, помогает детям открыть новые способы решения конфликтной ситуации. Призыв учителя: «Поменяйтесь ролями!»- помогают пережить состояния своего оппонента. Этому способствует применение тренинга, который является практической игровой ситуацией, в которой учащиеся могут реализовать себя в разных ипостасях. Основное преимущество тренинга в том, что он позволяет тренировать душевные качества: отзывчивость, доброту, эмоциональную чуткость.

В процессе урока рассматривается система формирования у учащихся духовных ценностей и представлений о нравственных устоях семьи через пословицы и поговорки с точки зрения влияния этого раздела устного народного творчества на нравственное воспитание младших школьников.

Урок построен в соответствии с возрастными особенностями детей: наглядно-образное мышление; потребность в активности, проявляемой в разнообразной практической деятельности, особенно в игре; любознательность детей;

Используется деятельностный подход к формированию у учащихся духовных ценностей и представлений о нравственных устоях семьи: вовлечение учеников в обсуждение, размышления по поводу содержания урока, использование ярких, понятных детям примеров.

В процессе урока дети осваивают не только нормы и правила нравственного поведения, осознают его связь с определёнными качествами личности, существенным проявлением которых является мотив, но и получают представление о нравственных особенностях своей личности.

Программа «Литературное чтение» авторов М. В. Головановой, Л. Ф. Климановой и др. и учебные материалы к ней строятся на двух ведущих принципах: литературно-художественном и коммуникативно-познавательном.

Чтение художественных произведений, включённых в программу «Литературное чтение», приобщает детей к бесценному культурному наследию нашего народа и народов других стран, их духовно-нравственным ценностям; развивает в детях такие качества, как патриотизм и гражданственность, способность чувствовать красоту поэтического слова; формирует интерес к чтению и потребность в самостоятельном чтении книг. Усилению нравственного аспекта программы способствует отбор произведений классиков русской литературы, святоотеческой литературы и библейских текстов.

Курс литературного чтения направленного на формирование у учащихся духовных ценностей и представлений о нравственных устоях семьи строится на двух базовых для концепции комплекта «Школа России» принципах позволяет, с одной стороны, возродить классическое образование, с другой — обеспечить развитие у школьников широкого взгляда на литературу, на разнообразие литературных жанров и художественных стилей.

В процессе обучения дети знакомятся с различными литературными жанрами, которые изучаются посредством сопоставления и сравнения.

Целостное постижение произведений обеспечивается не только эмоционально-образным восприятием, но и анализом эстетических элементов и образов художественного текста.

Коммуникативно-речевой аспект программы «Литературное чтение», входящей в состав комплекта «Школа России», позволяет заострить внимание на развитии всех видов речевой деятельности (чтения, говорения, письма, слушания), формировании речевых умений (пересказа, составления планов и др.), и прежде всего на умении читать осознанно, выразительно, правильно понимать прочитанное. Коммуникативная направленность курса на формирование у учащихся духовных ценностей и представлений о нравственных устоях семьи обеспечивает использование в обучении коммуникативно-речевых ситуаций и построений «диалога» с писателями и героями их книг как общение (воображаемое или условное). Включение в программу текстов различной стилевой направленности значительно расширяет горизонты детского чтения, формирует широкий взгляд на литературу.

Программа «Литературное чтение» интегративна по своему характеру, так как объединяет содержание курсов литературы, речевого развития, изобразительного искусства и окружающего мира. Она формирует у детей целостное миропонимание, усиливает нравственный аспект воспитания, что особенно важно в современной школе, формирует у учащихся духовные ценности и представления о нравственных устоях семьи.

С этой целью в курс включены диалоги, комментарии, связанные с нравственно-этическими проблемами, вводятся обобщающие беседы широкого философского плана на доступном детскому восприятию уровне.

Влияние литературного чтения на нравственно-этическое воспитание школьников очевидно — оно обращено не только к уму, но и к чувствам детей, помогает им сформировать образцы поведения, привить нравственные ценности. Через литературное произведение учащиеся получают представление о добре, справедливости и отзывчивости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД средствами курса "Литературное чтение" (ОС "Школа2100")

Выступление на районном "круглом столе" по проблемам формирования УУД в ОС "Школа 2100", предмет "Литературное чтение" (проблемы, поиски, решения)...

Формирование УУД с использованием технологии развития критического мышления на курсе литературного чтения

Формирование УУД с использованием технологии развития критического мышления на курсе литературного чтения...

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через реализацию курса "Литературное чтение"

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через реализацию курса "Литературное чтение"...

Классный час "Мы патриоты России" проведенный в рамках семинара заместителей директоров по воспитательной работе" "Формирование у учащихся общенациональных ценностей"

Цели занятия:1.      Формирование у молодого поколения чувства патриотизма, уважение к родной стране, ее истории; показать значение Родины в жизни каждого человека; раскрыть з...

Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение" для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР.

Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение" для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР....

Доклад «Духовное обогащение детей младших школьников через курс «Литературное чтение»

Особое место в духовно-нравственном воспитании отводится начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходи...

Урок по литературному чтению 2 класс Тема урока: «Духовно-нравственное воспитание личности в творчестве Л. Н. Толстого».

Цели и задачи:-ознакомить детей с биографией и рассказами Л.Н.Толстого;-учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста...