Курс «Литературное чтение» Ефросининой Л.А. (УМК «Начальная школа XXI века») в свете новых Стандартов второго поколения.
материал по чтению по теме

Снигур Надежда Владимировна

"Литературное чтение" Ефросининой Л.А. в полной мере соответствует требованиям Стандартов, формирует учебную деятельность, дает наиболее полные знания учащимся, формирует грамотного читателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon snigur_n_chtenie_efrosininoy.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

   

                                                             Снигур Н.В.

                                              учитель начальных классов

                                                      МБОУ СОШ №5

                                                            Г. Курчатов

                                                                 2012 год

               

                    Курс «Литературное  чтение»  Ефросининой Л.А.

                          (УМК  «Начальная школа XXI века»)

                      в свете новых Стандартов второго поколения.

   

    Вот уже третий выпуск я делаю, работая по УМК «Начальная школа XXI века». За это время я убедилась в том, что на выходе из 4 класса дети имеют более высокие знания, чем дети, обучающиеся по другим программам. И сейчас, когда мы переходим на обучение по Стандартам второго поколения, когда заговорили о формировании УУД, я поняла почему. Ведь авторы данного УМК  обещали, что через четыре года мы получим совершенно новых учеников. И не только потому, что они вырастут и многому научатся. А потому, что у наших учеников будут сформированы познавательные и учебные интересы, мы научим их (если, конечно, будем следовать авторскому замыслу) не только усваивать, но и добывать знания самостоятельно, пользоваться ими для решения различных учебных задач, не пугаться новой учебной ситуации, а с интересом искать и находить ее решение. Мы сможем сохранить и развить индивидуальность каждого воспитанника. А разве не об этом говорится в новых Стандартах?

 

 Содержание и методика изучения литературного чтения реализует основные цели курса: развитие личности, формирование интеллекта и общей культуры, становление основ читательской деятельности каждого выпускника начальной школы. С 1 класса последовательно совершенствуются три вида деятельности учеников: учебная, речевая, читательская. Учебно-методический комплект по литературному чтению Ефросининой Л.А. обеспечивает такое содержание обучения, при котором формирование навыка чтения является не самоцелью каждого урока, а одним из компонентов читательской деятельности.

  Характерной чертой этого курса является нерасчлененность и переплетенность классного и внеклассного чтения, т.е. единый курс литературного чтения, который решает задачу формирования читательских умений (читать, работать с текстом, книгой). Формирование умения работать с книгой входит в единый блок формирования читательских умений.

   В соответствии с концепцией курса литературного чтения учебный материал в каждом классе представлен тремя пластами: произведения для изучения (учебник), произведения для слушания и дополнительного чтения (учебная хрестоматия), произведениями и книгами для самостоятельного чтения (в учебнике – рубрика «Книжная полка» и рекомендации в учебной хрестоматии.)

    Слушая и читая произведения учебника и хрестоматии, знакомясь с детскими книгами, выполняя задания учебника и тетрадей, ученики овладевают необходимыми учебными и читательскими навыками, позволяющими им воспринимать и интерпретировать литературные произведения по законам искусства слова, различать их жанры, постигать замысел автора, погружаясь в текст, выражать свои впечатления и мысли о прочитанном. Благодаря такой разнообразной деятельности каждый ученик продвигается в своем литературном и общем развитии.

   Так, например, в разделе учебника «Басни» для изучения предложена басня И.И.Хемницера «Друзья», а для самостоятельного чтения в учебной хрестоматии рекомендуется басня И.А.Крылова «Крестьянин в беде». Сравнивая и обсуждая эти басни, школьники учатся видеть особенности каждого произведения, их сходство и различия, выделять особенности жанра. Постоянно ведется работа с детскими книгами: учащиеся знакомятся с книгами на уроках, самостоятельно выбирают книгу по изучаемому разделу, читают, работают с ее аппаратом (оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией и т.д.)

      Дети, обучающиеся по этому учебнику, знают больше и глубже, чем дети, обучающиеся по другим учебникам, т.к. основные усилия направляются на развитие мышления наших учеников.

     Например, в государственных требованиях к уровню подготовки учеников, оканчивающих начальную школу, указывается, что выпускник начальной школы должен различать и сравнивать: произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка); сказки народные и литературные.

   

   Четвероклассник, обучающийся по учебнику Ефросининой Л.А., должен не только различать сказки народные и литературные, но знать и виды сказок (бытовые, волшебные, о животных), сравнивать их, приводить примеры, т.е., здесь требования значительно шире государственных.

    Рассмотрим уровень сформированности литературоведческих представлений и понятий. В обязательный минимум содержания входит литературоведческая пропедевтика следующих понятий;

 - жанры произведений – рассказ, сказка (народная или литературная), басня, стихотворение, повесть, пьеса;

 - жанры фольклора: загадки, скороговорки, песенки, пословицы и поговорки;

 - тема произведения;

 - основная мысль;

 - сюжет;

 - герой-персонаж, его характер, поступки;

 - писатель, автор, рассказчик;

 - средства художественной выразительности в тексте – эпитеты. Сравнения; в стихах – звукозапись, рифма.

В данной программе выделен целый раздел, в который вошли:

- литературоведческие представления и понятия: литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество;

- литературные жанры: сказка, былина. Поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, басня, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения;

- тема, идея произведения;

- литературный герой, персонаж, портрет, авторская характеристика, сюжет, эпизод. Композиция;

- изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола);

- юмор и сатира как средства выражения авторского замысла;

- фантастическое и реальное.

   Вы видите, что литературоведческие представления и понятия определяются минимумом содержания лишь на пропедевтическом уровне, в то время как в этой программе литературоведческие понятия являются предметом изучения. Соответственно отсутствуют и государственные требования к уровню сформированности литературоведческих представлений и понятий, а эта программа требует от выпускника начальной школы называть и приводить примеры литературоведческих представлений и понятий: фольклор, устное народное творчество, жанр, сказка, присказка, былина, сказ, легенда, миф, рассказ. Повесть, пьеса, басня. Стихотворение, очерк. Тема, главная мысль литературный герой, персонаж, сюжет, эпизод, композиция, эпитет, сравнение, олицетворение.

  Понятно, что литературоведческие знания необходимы для более углубленной работы с произведением. И эти знания не даются ученику в готовом виде, а «открываются» детьми в ходе их читательской деятельности.

  Рассматривая раздел программы – «Техника чтения и понимание прочитанного», мы увидим, что в обязательном минимуме о работе с текстом говорится: «Понимание основного содержания текста. Тема. Главная мысль текста. Постановка вопросов и ответы по содержанию прочитанного. Простой план. Пересказ прочитанного по плану». В данной программе работа с текстом произведения выделена в каждом классе.

  Если в государственных требованиях от учащихся ожидаются лишь умения отвечать на вопросы к тексту; делить текст на смысловые части и составлять простой план; пересказывать произведение по плану; высказывать оценочное суждение о прочитанном произведении, то эта программа формулирует свои требования так: «Ученик должен уметь: определять тему, главную мысль текста и соотносить ее с заглавием; соотносить содержание текста с иллюстрациями; определять структуру текста, устанавливать связи внутри текста; делить текст на смысловые части и составлять простой план; пользоваться видами пересказа (подробный, краткий, выборочный) и различать их; кратко характеризовать основную мысль художественного произведения; описывать героев произведения; высказывать свое отношение к прочитанному произведению и понимать отношение автора».

   Не являются ли эти требования чрезмерными для младшего школьника?

Рассмотрим одно из требований программы: кратко характеризовать, описывать героев произведения. Это умение формируется постепенно. Начиная с уроков литературного слушания и чтения в 1 классе. Например, в 1 классе учащиеся получают представление о сказочном герое, о литературных героях небольших рассказов. Во 2 классе они уже выделяют главных положительных и отрицательных героев произведений, а также знакомятся с понятиями «сказочный герой», «былинный герой», «литературный герой», «исторический герой». В 3-4 классах формируется понятие о главных героях, второстепенных и эпизодических, а также вводятся понятия  «рассказчик», «автор-рассказчик», «автор-герой произведения». От урока к уроку дети учатся выполнять это требование программы.

   Все вышесказанное показывает, что ученик, обучающийся по этой программе, свободно выполнит все государственные требования по этому разделу.

  Требования к уровню сформированности умений работать с книгой (учебной, художественной, научно-познавательной, справочной) указаны и в государственных требованиях, и в программе Ефросининой. В минимуме содержания в разделе «Читательский кругозор и ориентация в мире книг» указывается: «Библиографические сведения о книге (автор, титульный лист, аннотация, оглавление). Словари и справочники. Периодика: детские газеты, журналы».

   Государственные требования ограничиваются тем, что выпускник начальной школы должен пользоваться словарями, уметь различать и сравнивать элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление).

   Работе с детской книгой уделяется большое внимание в каждом классе, что позволяет сформировать основные читательские умения. Отсюда и более высокие требования. Ученик должен уметь: различать и сравнивать словари и справочники, элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, справка об авторе), виды книги (справочные, учебные, художественные, научно-популярные); уметь работать с энциклопедиями, словарями, справочниками.

 Рассмотрим теперь уровень развития творческой деятельности учащихся.

В государственных требованиях не обозначен определенный уровень развития творческой деятельности учащихся на уроках чтения. В разделе «Речевое развитие» в обязательном минимуме содержания литературного образования выделяются такие виды деятельности творческого характера: «связный рассказ о персонажах произведения по плану», «простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному». В программе по Виноградовой в каждом классе выделен раздел «Творческая деятельность школьников» В этом разделе указываются виды творческих работ, которые усложняются от класса к классу: поиск и сравнение отдельных эпизодов произведения, героев (их речи, поступков), рассказывание от лица героя, выражение своего отношения и понимания, интерпретация текста. Развитие творческой деятельности ведется  систематически, усложняясь от класса классу. И к окончанию начальной школы в программе 4 класса содержание этого раздела таково: изложения и небольшие сочинения по текстам литературных произведений; сочинение (по аналогии с сочинениями фольклора) загадок, потешек, поговорок, сказок; составление отзывов о прочитанной книге, аннотации на книги; умение воспроизводить сцены отдельных эпизодов, инсценирование литературных произведений из круга чтения; коллективные творческие работы «Мир фольклора», «Любимые книги», «О наших сверстниках», литературные конкурсы и т.д.

    Именно поэтому автор считал возможным специально сформулировать требования к творческой деятельности учащихся: выполнять устные и письменные творческие работы; творческое рассказывание произведения или отдельных эпизодов; мини-сочинение о герое, о важных событиях; отзывы о произведении или книге, аннотации.

   Таким образом, курс «Литературное чтение» Ефросининой Л.А. не только обеспечивает выпускнику тот необходимый уровень подготовки, который заложен в государственных требованиях, но и значительно его превышает, благодаря особому подходу к обучению. Напомню, что одной из главных задач данного курса является формирование учебной деятельности. Стандарты второго поколения нас призывают формировать УУД, а когда сформированы УУД,  формируется учебная деятельность. Т.е. коллектив авторов УМК «Начальная школа XI века»  под руководством Виноградовой Н.Ф. намного опередил Стандарты второго поколения.

                                                       Литература

  1. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XI века», Вентана-Граф. М,:   2005.
  2. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 4 классе. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006.
  3. Беседы с учителем: Методика обучения: 4 класс / Под ред. Л.Е.Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа УМК "Начальная школа XXI века" с учетом изменения ФГОС второго поколения

Программа разработанна творческой группой учителей работающих по УМК "Начальная школа XXI века", руководителем которой я являюсь.PROGRAMMA.docx - Word 2007, 2010PROGRAMMA_Word_2003.doc - Word 200...

Календарно-тематическое планирование учебного курса "Литературное чтение" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"чтение"

Календарно-тематическое планирование учебного куоса "Литературное чтение" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Обучение ведётся по триместрам....

Календарно-тематическое планирование учебного курса "Русский язык" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Календарно-тематическое планирование учебного курса "Русский язык" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Обучение ведётся по триместрам...

Аннотация к рабочей программе по курсу «Русский язык» 2 класс УМК Начальная школа XXI века» (базовый уровень)

Аннотация к рабочей программе по курсу  «Русский язык» 2 класс УМК  Начальная школа XXI века» (базовый уровень)...

Психологическое занятие с педагогами «Актуальные проблемы начального общего образования в условиях перехода на стандарты второго поколения».

С сентября 2010 года в школах началась апробация ФГОС НОО, который определяет стратегию развития начального образования на ближайшие годы. В основу его положен системно – деятельностный подход. ...